Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 13:43, реферат
Описание работы
Сегодня Россия стоит на перепутье между дорогой на демократизацию общества и государства или обратным путем к тоталитарной системе управления. Куда пойдет наша страна? Боюсь, сейчас на этот вопрос точно ответить никто не сможет. И поэтому нужно как всегда обратиться к историческому опыту и философским теориям, выдвинутым великими философами, которые рассматривали идеальное государство и право каждый в своем представлении. Многие из этих ученых определили дальнейшее развитие многих стран на долгие годы, но всё-таки большинство из них выдвигали утопичные идеи. И даже сейчас в эпоху научно-технического прогресса существуют страны, в которых даже самые утопичные идеи стараются воплотить в жизнь.
Содержание работы
Введение………………………………………………………………стр. 3-4 Глава 1. Исторический очерк учений Томаса Гоббса……………стр. 5-16 1) Биография Томаса Гоббса…………………………………………стр.5-9 2) Основные идеи Томаса Гоббса…………………………………...стр.9-16
Глава 2. Что есть государство? Его сущность и механизм………..стр.17-26 Почему возникает государство?..............................................стр.17-21 Реализация функций государства……………………………стр.21-26
Глава 3. Сравнительный анализ учений Томаса Гоббса………….стр.27-31 Основные направления английской политической и правовой мысли……………………………………………………………………….стр. 27-29 Государство по Джону Локку……………………………….стр. 29-31
5. Служители для приведения
в исполнение — это служители
занимаются исполнением судебных
решений, обнародуют повеления суверена,
подавляют беспорядки, арестовывают
и заключают в тюрьму преступников,
а также совершают другие акты,
имеющие целью сохранение мира.
2.3.Гражданские законы.
Гражданские законы — это законы,
которые люди обязаны соблюдать не как
члены того или иного конкретного государства,
а как члены государства вообще. Закон
вообще есть приказание лица, адресованное
тому, кто раньше обязался повиноваться
этому лицу. Гражданское право для каждого
подданного — это те правила, которые
государство устно, письменно или при
помощи других достаточно ясных знаков
своей воли предписано ему, дабы он пользовался
ими для различения между правильным и
неправильным, то есть между тем, что согласуется,
и тем, что не согласуется с правилом.
1. Суверен является законодателем.
Только он может отменить закон;
2. Суверен сам не подчинен
гражданским законам — ибо
он свободен тот, кто может
по желанию стать свободным;
3. Практика получает силу
закона не от продолжительности
времени, а от согласия суверена;
4. Естественные и гражданские
законы совпадают по содержанию.
Ибо естественные законы, заключаются
в беспристрастии, справедливости
и так далее, в естественном
состоянии является не законами
в собственном смысле слова, а
лишь качествами, располагающими
людей к миру и повиновению.
Лишь по установлении государства,
не раньше, они становятся действительно
законами, ибо тогда они — приказания
государства. Гражданский и естественный
закон не различные виды, а различные части
закона, из которых одна (писаная часть),
называется гражданским, другая (неписаная)
— естественным;
5. Законы провинции создаются
не обычаем, а властью суверена.
Если суверен одного государства
покорил народ, живший раньше
под властью писаных законов,
продолжает управлять по тем
же законам и после покорения,
то эти законы являются гражданскими законами
победителя, а не покоренного государства;
6. Закон устанавливается
не juris prudentia, или мудростью подчиненных
идей, а разумом и приказанием искусственного
человека — государства;
7. Закон есть закон
лишь для тех, кто способен
его понимать;
Основным законом (fundamental law)
является тот, на основе которого подданные
обязаны поддерживать всякую власть, которая
дана суверену — монарху или верховному
собранию — и без которой государство
не может устоять.
Глава 3.Сравнительный
анализ учений Томаса Гоббса с учениями
Д. Локка.
1.Основные
направления английской политической
и правовой мысли.
Политика, государство, право,
законодательство является, как известно,
объектами исследования различных гуманитарных
наук (юриспруденции, философии, социологии,
политологии, этики и так далее). Причем
каждая наука (с учетом своеобразия её
предмета и метода), находящаяся в системе
междисциплинарных связей и взаимовлияний,
отличается своим специфическим подходом
к этим общим объектам, имеет свой особый
предмет.
Английская буржуазная революция
17 в. нанесла сокрушительный удар по феодализму
и открыла простор для быстрого роста
капиталистических отношений в одной
из ведущих стран Западной Европы. Она
имела несравненно более широкий резонанс,
нежели прошедшая за несколько десятилетий
до неё нидерландская (голландская) революция.
Английская революция имела
ряд особенностей. Возглавившая её городская
буржуазия выступала в тесном союзе с
джентри. Революционный лагерь составили
также крестьянство, городская мелкая
буржуазия. Трудящиеся массы явились важной
движущей силой английской буржуазной
революции. Защитниками изжившего себя
феодально-абсолютического строя были
старое дворянство и верхушка господствовавшей
английской церкви.
Каждая из общественных групп,
принимавших участие в революции, выставила
свои политические программы и обосновала
их соответствующими теоретическими выкладками.
Понятно, что эти программы и теоретические
построения, на которые они опирались,
отличались друг от друга содержанием,
социально-классовой направленностью.
Тем, что было в них общего, являлась религия.
Идеологи обоих противоборствовавших
лагерей оперировали библейскими текстами,
яростно обвиняя своих врагов в отступничестве
от «истинного Бога». Религиозную форму
английская революция унаследовала от
широких социальных движений средневековья.
Умонастроения и чувства масс столетиями
вскармливались исключительно религиозной
пищей. Чтобы всколыхнуть массы, необходимо
было их собственные интересы представлять
в религиозной одежде.
Противники революции, соединявшие
веру в незыблемость феодальных порядков
с преданностью королевскому абсолютизму
и клерикальными убеждениями, не особенно
заботились о новизне и весомости той
аргументации, которую они пускали в ход
в идеологической борьбе. Ими были взяты
на вооружение концепция божественной
природы монархической власти, теория
патриархального возникновения и существа
государства.
Идеологом социального компромисса
1688 г. выступил Джон Локк (1632-1704), который
своё политико-юридическое учение изложил
в труде «Два трактата о государственном
правлении» (1690 г.). В своей работе он выдвигает
иной взгляд на первоначальное, естественное
состояние человека. В отличии от Гоббса
с его тезисом о «войне всех против всех»,
Локк считает первоначальной абсолютной
свободе людей не источник борьбы, а выражение
естественного их равенства и готовности
следовать разумным естественным, природным
законам. Эта естественная готовность
людей приводит их к осознанию того,что
в интересах общего блага необходимо,
сохранив свободу, часть функции отдать
правительству, которое призвано обеспечить
дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор
между людьми, так возникает государство.
Основная цель государства
—защита естественных прав людей, прав
на жизнь, свободу и собственность. Легко
заметить, что Локк существенно отходит
от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную
власть государства над обществом и людьми.
Локк акцентирует другое: люди отдают
государству лишь часть своей естественной
свободы. Государство обязано защищать
их естественные права на собственность,
жизнь, свободу. Чем больше прав у человека,
тем шире круг его обязанностей перед
обществом. Государство при этом не обладает
абсолютной произвольной властью. Общественный
договор предполагает, по мнению Локка,
и ответственность государства перед
гражданами. Если государство не выполняет
своего долга перед людьми, если оно нарушает
естественные свободы —люди вправе бороться
против такого государства.
Локка часто называют в числе
основных теоретиков демократического
государственного устройства. Его идеал
- английская конституционная монархия,
в которой воплощено равновесие интересов
личности и государства.
Взгляды Локка нашли яркое выражение
в «Декларации независимости США» и в
«Декларации прав человека и гражданина»
во Франции.
2. Государство по Джон Локку
Государство представляет собой,
по Локку, совокупность людей, соединившихся
в одно целое под эгидой ими же установленного
общего закона и создавших судебную инстанцию,
правомочную улаживать конфликты между
ними и наказывать преступников. От всех
прочих форм коллективности (семей, господских
владений) государство отличается тем,
что лишь оно воплощает политическую власть,
т.е. право во имя общественного блага
создавать законы для регулирования и
сохранения собственности, а также право
применять силу общества для исполнения
этих законов и защиты государства от
нападения извне.
Строя государство добровольно,
прислушиваясь только к голосу разума,
люди предельно точно отмеряют тот объем
полномочий, которые они затем передают
государству. О каком-нибудь полном, тотальном
отказе индивидов от всех принадлежащих
им естественных прав и свобод в пользу
государства у Локка нет и речи. Право
на жизнь и владение имуществом, свободу
и равенство, человек не отчуждает никому
и ни при каких обстоятельствах. Эти неотчуждаемые
ценности - окончательные границы власти
и действия государства, преступать которые
ему заказано.
Цель этого объединения – общее
благо.
Власть не может покушаться
на неотчуждаемые права граждан. Первым
из них Локк считал : · право собственности
– и любое посягательства на него (лишение
части собственности, повышения налогов)
рассматривалось как проявление деспотизма;
· свобода мнений
– по Локку, неотъемлемое право человека.
Он полагал, что в сфере суждений каждый
является высшей и абсолютной властью.
Этот принцип распространяется и на религиозные
убеждения, но свобода веры, по его мнению
не безгранична, она лимитируется соображениями
морали и порядка.
Локк предусматривает особый
конституционный механизм, мешающий государству
выходить за рамки своих полномочий, становясь
тем самым деспотическим. Его важнейшие
компоненты – принципы разделения власти
и законности. Что – бы не допускать концентрации
власти в руках руководства, которое получило
бы тем самым возможность обратить к своей
выгоде и создания законов и претворения
их в жизнь. Локк предлагает
не соединять законодательную и исполнительную
власть и подчинить законодателей
действию ими же созданных законов, осуществляемых
исполнительной властью. Это один из важнейших
принципов Локка, и он оказал большое влияние
на последующую политическую мысль и став
одним из главных принципов буржуазной
государственности.
Принципы законности заключаются
в том что «ни для одного человека, находящегося
в гражданском обществе, не может быть
сделано исключение из законов этого общества».
Он предполагает также четкую законодательную
регламентацию структуры, целей и компетенции
всех государственных органов. Силой закона
по Локку обладает лишь акт законодательного
органа, сформированного народом. В тоже
время Локк понимает законность не только
в формальном смысле, т.е. как соблюдение
законов, утвержденных в соответствии
с правилами. Он считал, что и сами законодатели
не должны нарушать законов природы.
Если мы попытаемся проанализировать
и осмыслить все проблемы и вопросы затронутые
Томасом Гоббсом в своих произведениях
и в своей философской системе в целом,
то нам этого, наверняка, не достичь, поскольку
спектр проблематики философских изысканий
Гоббса чрезвычайно широк и разнообразен.
В нем отражены те насущные проблемы того
времени и даже современности, без которых
невозможно дальнейшее развитие философской
мысли и различных философских систем.
Современники и последователи теории
Гоббса ценили его чрезвычайно высоко,
так Д. Дидро в своих изысканиях не раз
хвалил высокую четкость и определенность
в трудах Гоббса, он сравнивал его с тогдашним
корифеем сенсуализма Локком и даже ставил
Гоббса выше его. О высокой оценке Гоббса
свидетельствует характеристика Маркса,
в которой он хотя и подчеркивает физическую
и механистическую ограниченность Гоббса,
но вместе с тем Маркс видит в нем одного
из родоначальников материализма нового
времени. Также Маркс объявляет Гоббса
одним из родоначальников философии анализа
или так называемого логического позитивизма.
Заключение
Стоит заметить, что философская
система Томаса Гоббса обладает все теми
же недостатками, что и вся механическая
методология в целом, но как и вся методология
она сыграла очень важную роль в истории
развития общественной мысли. Мощный ум
Гоббса, его проницательность позволили
Гоббсу построить систему, из которой
черпали, как из богатого источника, все
буржуазные мыслители не только семнадцатого,
но и восемнадцатого и двадцатого веков
вплоть до современности. Итак, из философской
системы Томаса Гоббса можно выделить,
что государство, или искусственный человек
(Левиафан), в форме монархии является
единственным путем к спасению от хаоса
и гражданской войны. Великий философ
видит, что все современные ему государства
должны отмирать. Те государства, которые
не соответствуют идеальному государству
Томаса Гоббса, обречены на вымирание
и опять люди вернутся к естественному
состоянию войны всех против всех, и так
будет продолжаться бесконечно долго,
пока они не построят государство по прототипу
Левиафана. Идея идеального государства
по Томасу Гоббсу стала идеей тоталитарного
государства. XX век показал, что тоталитарные
государства имеют право на существование.
Но эти государства, построенные на крови,
быстро распадались или были завоеваны
другими тоталитарными государствами.
Конечно, тоталитаризм с точки зрения
современного человека недопустим из-за
его не гуманному отношению к личности,
но с точки зрения человека XVII – XVIII веков
в этом не было ничего постыдного. Но нас
рассудит история. Мы не можем предсказать,
как будет развиваться наше сознание,
может быть когда-нибудь и осуществится
мечта Томаса Гоббса и будет построено
такое государство, какое описывал в своей
философской системе великий ученый. А
может идеи его никогда не найдут отражения
в нашей будущей истории. Время покажет
кто прав… Какова человеческая природа
в действительности, каковы те влечения
и склонности, которые определяют в конечном
счете поведение людей? Ответ Гоббса предельно
ясен и недвусмысленнен: "…люди по природе
повержены жадности, страху, гневу и остальным
животным страстям", они ищут "почета
и выгод", действуют "ради пользы
или славы, т.е. ради любви к себе, а не к
другим".
Эгоизм объявляется, таким образом,
главным стимулом человеческой деятельности.
Но Гоббс не осуждает людей за их эгоистические
наклонности, не считает, что они злы по
своей природе. Ведь злы не сами желания
людей, указывает философ, а только результаты
действий, вытекающих из этих желаний.
Да и то только тогда, когда эти действия
приносят вред другим людям. К тому же
надо учитывать, что люди "по природе
лишены воспитания и не обучены подчиняться
рассудку".