Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:46, реферат
Философская мысль впервые возникает в странах Древнего Востока, почти одновременно в ряде восточных стран ( Индия, Китай, Египет, Иран, Сирия и др.). Появляются мудрецы, пытавшиеся объяснить мир не с помощью мифологии, религии, а посредством первых научных знаний. Именно с восточной философии начал формироваться такой раздел философии как история философии. История философии – наука, изучающая особенности историко-философского процесса, т.е. особенности возникновения и развития философских учений, школ, течений и направлений.
Историко-философское введение
Философия Др.Индии и Китая
1. Философская мысль впервые возникает в странах Древнего Востока, почти одновременно в ряде восточных стран ( Индия, Китай, Египет, Иран, Сирия и др.). Появляются мудрецы, пытавшиеся объяснить мир не с помощью мифологии, религии, а посредством первых научных знаний. Именно с восточной философии начал формироваться такой раздел философии как история философии. История философии – наука, изучающая особенности историко-философского процесса, т.е. особенности возникновения и развития философских учений, школ, течений и направлений. Философское учение – совокупность взглядов на мир какого-то философа (учение Сократа, Аристотеля , Маркса). Совокупность нескольких философов, развивающих учения какого-то философа – предшественника принято называть философской школой (школа Сократа, Платона). Определенная совокупность философских школ, развивающих близкие взгляды на окружающий мир принято называть философскими течениями. (Платонизм, Марксизм). Несколько философских течений, идейно родственных друг другу образуют философские направления (самым крупным является материализм и идеализм). Важной проблемой истории философии является проблема ее периодизации с делением на периоды. В решении этой проблемы существует множество периодов, особенно кардинально отличаются друг от друга восточные и западные периодизации. Основной и ведущей стала следующая периодизация истории философии:
2. Философская мысль
зарождается на Востоке в
Благодаря данным предпосылкам
сформировались следующие основ
3. Одним из первых ареалов возникновения восточной философии стала Древняя Индия. В XVв до н.э. возникли первые философские учения в Др. Индии. В истории древнеиндийской философии принято выделять 3 основных периода:
Древнеиндийская философия зародилась благодаря ведам – несколько сборников текстов различного содержания: бытового, религиозного, мифологического и т.д. Веды состоят из четырех сборников текстов :
Все эти учения в той или иной степени развивают 3 основные идеи, взятые из упанишад :
Согласно древнеиндийским
Атман находится под воздействи
1. Предпосылки и периодизация античной европейской философии
2. Древнегреческие философские школы и идеи
3. Древнеримские философские течения
1. Античной принято называть философию, существовавшую с VII – VI вв до н.э. по III-V вв н.э. Европейская философия зарождается в древнегреческих полисах. Культурно-историческими предпосылками ее возникновения стали:
Не существует единой
Существуют и другие
2. Древнегреческая философия начала зарождаться в VII-VI вв до н.э. внутри существовавшей тогда древнегреческой мифологии. Уже в VII в до н.э. многих не устраивало мифологическое объяснение устройства мира. Первые попытки философского объяснения мира были предприняты еще в поэмах Гомера («Одиссея», «Илиада»), Гесиода («Теогония»). Древнегреческая философия отвечала на те же вопросы, какие были поставлены мифологией: что такое мир? Бытие? Что является началом мира? (начало мира у древних греков называлось архэ или субстанция – «нечто, лежащее в основе чего-либо»). В попытках ответить на эти вопросы возникли первые античные философские школы. Самой первой из них была Милетская школа (VII-VI вв до н.э.). Представители Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Основная проблема у «милетцев» - проблема субстанции. У Фалеса субстанцией названа вода, у Анаксимена – воздух, у Анаксимандра – апейрон (с греч. «неопределенное, беспредельное»). В одно время с милетцами философствовал Гераклит Эфесский, утверждавший, что субстанцией является огонь (стихия). Нередко считают, что настоящая европейская философия начинается с Гераклита, разрабатывавшего проблему изменчивости мира. Он считал, что «все течет, все изменяется», «дважды нельзя войти в одну и ту же реку».
В VI в до н.э. возникла пифагорейская школа, представители которой считали, что субстанцией являются числа, наиболее важными из которых являются 0,1,2,3,4, т.к. в сумме они составляют число 10 (1 – начало, 0 – ничто); эти числа соответствуют основным геометрическим фигурам в мире: 1 – точка, 2 – отрезок, 3 – треугольник, 4 – квадрат.
В VI в до н.э. возникла элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон). Часто элейцов называли первыми идеалистами в античной философии (предшественники-философы были материалистами). Их интересовало не столько проблема субстанции мира, сколько достоверность существования многих явлений в мире. Например, движения, покоя. До нас дошли апории Зенона (греч. а – нет, порос – выход): «Стрела», «Ахилл и черепаха», «Дихотомия». С помощью апории «Стрела» Зенон доказывал, что движения в мире нет. Апория «Ахилл и черепаха». Ахилл быстроногий бегун, что Ахилл не может догнать черепаху.
В V в до н.э. в Древней Греции возникает необходимость в учителях мудрости и красноречия. Появился слой софистов, которые обучали риторике и логике, а также умению выходить в разговоре из разных ситуаций. До нас дошло примерно 50 софизмов – логических конструкций («Лжец», «Рогатый» и др.). Софисты – не философы, но вошли в историю философии, т.к. пользовались методами философов; из рядов софистов вышел Сократ. Наиболее известные софисты – Протагор (утверждавший, что «человек есть мера всех вещей»), Гиппий, Продик.
Классический период античной философии
IV в до н.э. принято называть классическим периодом античной философии, т.к. в этом веке творили классики древнегреческой философии – Сократ (469-399), Платон ( 427-347), Аристотель (384-322). Их относят к афинской школе философов. С Сократа произошел переворот в философии: поворот от изучений окружающего мира к изучению человека. Главный тезис Сократа «Познай самого себя» явился началом диалектики как метода научного спора. В основу этого метода было положено два элемента: ирония и майевтика (с греч. «принятие родов»). Основное содержание диалогов Сократа носило этический характер, т.е. носило характер рассуждений о морали и нравственности. Он утверждал, если человек знает, чего он не должен делать, то он никогда не будет этого делать. Поэтому знать значит не совершать безнравственные поступки.
Лучшим учеником Сократа явился Платон. Он автор теории «идей», или «эйдосов» и теории «идеального государства». В таком государстве, по мнению Платона, три сословия: философы-правители; стражи-войны; а также ремесленники, торговцы, земледельцы. Учеником Платона стал Аристотель. Аристотель раскритиковал Платона («Платон мне друг, но истина дороже») за существование «мира идей». Он считал, что мир есть только реальный.
3. После IV в до н.э. начинается процесс упадка, деградация древнегреческой философии. На основе древнегреческой философии начинает развиваться собственная римская философия. Принято выделять в ней 3 основных течения:
В эпоху позднего эллинизма (I-III вв. н.э.) римская философия постепенно деградирует, хотя римские и древнегреческие школы существовали еще до V в., но каких-либо новых идей они уже не создали.
1. Христианство как основа средневековой философии