2. Периодизация средневековой философии
3. Основные особенности средневековой
философии
4. Религиозно-философские идеи А.Августина
5. Философские идеи Фомы Аквинского
1. Христианство зарождается
в I-II вв. н.э. в восточных провинциях
Римской империи. Причины возникновения
христианства:
- кризис рабовладельческого общества,
- ужесточение эксплуатации рабов и свободной бедноты,
- восстания терпели поражения; возникла вера в приход «миссии», возникновение фигуры Иисуса Христа.
Социальный состав христианских
общин: рабы, беднота. С IV века
– знатные патриции.
Исторические события,
способствовавшие утверждению христианства:
313г. - император Константин
Великий объявляет христианство официальной
государственной религией Восточной Римской
империи (Византии),
325г. – Никейский Собор
(был определен состав христианских догм),
391-392гг. – Халкидонский
Собор наложил запрет на все языческие
верования,
451г. – Вселенский собор
объявляет христианство государственной
религией всей Римской империи,
476г. – разрушение Западной
Римской империи под натиском варваров.
Идейные истоки христианства:
- иудаизм (от него усвоены идеи единобожия, Бог Яхве)
- учение Филона Александрийского (от него усвоена идея Бога как логоса, бог как творец словом),
- идеи зороастризма – древнеиранская религия (от неё усвоены идеи борьбы света и тьмы, рождения спасителя от девственницы, конца мира, страшного суда, идея спасения).
Кроме того, в христианство были включены
и другие идеи: неопифагорейства (идея
Троицы) и неоплатонизма (идея выделения
из бога разума, души, природы).
2. Не существует единой периодизации
средневековой философии. Одни
периодизации ведут отсчет с I в н.э., другие
с V в. Но все эти периодизации заканчивают
отсчет в XV в. В средневековой философии
принято выделять два основных периода: патристика и схоластика. Первый период был
назван так потому, что в его границах
творили основные разработчики христианской
религии, названные позже «отцами церкви»
(I-VIII вв). Патристика делится на 2 подпериода:
- ранняя патристика (XVIII в) - этот период определяет
основы христианских догм и символов,
- поздняя патристика – это период разработки содержания христианских
догм и символов.
Часто раннюю патристику
называют апологетическим, а позднюю
– систематизирующей. Период схоластики
называется так потому, что в его рамках
шло освоение христианского вероучения
. В ней выделяется 3 подпериода:
- ранняя схоластика (VIII – XIIвв)
- рассвет схоластики (XIII в)
- поздняя схоластика(XIIIв – начало XVв )
3. Средневековая философия выделяется
целым рядом специальных особенностей:
- средневековая философия была теоцентрична (греч. теос – бог), т.е. центром философских
размышлений становится бог,
- в средневековой философии произошел переход к монотеизму (греч. монос – один) (в античной
философии все идеи опирались на политеизм).
Произошел переход от языческих идей к
монотеистическим идеям,
- в средневековой философии природа почти перестала
быть предметом рассуждений (в античной
философии природа была главным объектом
философии). Ее место заняла фигура Бога,
- именно в средневековой философии оформляется 5 основных принципов отношения к Богу:
- теизм – согласно которому бог все создал и всем управляет,
- деизм – бог все создал, но ничем не управляет,
- пантеизм – переводится дословно «все в боге», «бог разлит по всей природе»,
- панантеизм – переводится дословно «все в боге»,
- атеизм – переводится дословно «бога нет».
В средневековой философии
теории и идеи можно распределить по данным
5 принципам:
- средневековая философия развивалась в рамках большого спора реалистов и номиналистов. Суть спора: реалисты
утверждали, что реально существуют лишь
общие понятия, а все единичные явления,
предметы – иллюзия. Общие понятия (универсалии)
существуют в виде идей сознания бога.
Номиналисты утверждали обратное: реально
существуют лишь единичные предметы или
явления, а общие понятия - это лишь
названия, ярлыки единичных предметов
и явлений. Спор между реалистами и номиналистами
получил название «спор об универсалиях».
- Все видные средневековые философы были прежде всего теологами. Каждый из них имел тот или иной священнический
сан (сан священника, кардинала, епископа
и т.п.).
4. Самым крупным мыслителем патристики
был Аврелий Августин (354-430 гг). Основные
труды: «Исповеди» -30 томов (рассказ о своей
жизни в форме молитв) ; «О Троице»- 2 тома
; «О граде Божием» -30 томов. Главная заслуга
Августина является то, что он сделал Бога
центром философии. Бог:
- Первичен (первоначало мира)
- Причина всему ( все в мире совершается по воле Бога)
- Предмет познания
- Главный предмет познания и его причины
- Наивысшее благо ( все благо и добро в мире созданы Богом)
«Бог создал человека по
своему образу и подобию». Главное
в человеке – душа. Душа не материальна,
т.е. она выполняет функцию разума, воли
и памяти. Человек черпает свои знания
из души, которые Бог заранее наделил разумом.
Главное средство познания Бога - вера.
Меньшую роль в его познании играет разум.
Формула познания человеком мира: «Разумей,
чтобы мы верить, и верь, чтобы разуметь».
Важной частью философского творчества
Августина является его теодицея ( греч
теос – Бог, дике – справедливость, защита
– оправдание Бога). Также теодицея есть
у всех средневековых философов. Суть
теодицеи:
- Бог создал мир добрым, но его губит злая воля
- Зло не абсолютно, оно приходящее. Зло – недостаток добра в мире. Добро же абсолютно. Зло возникает там, где:
- Нет высших целей
- Где что-то делается плохо
- Там, где господствует вожделение, т.е. любовь
к приходящим вещам
Августина называли «менее
из двух святых и более из всех человеком»
(из-за того, что в своих трудах он мог
резко от возвышенных тем перейти к низким).
Придерживался идеи необходимости социального
неравенства в обществе, т.к. Бог создал
мир иерархичным.
5. Фома Аквинский (1225-1274гг)
родился в Италии близ г.
Аквино. Основные труды: в его произведениях
насчитывали 13 млн. терминов. Главное произведение
– «Сумма теологии». В ней развивал многие
идеи Августина (однако, если Августин
опирался на неоплатонизм, то Аквинский
– на аристотелизм). Его теодицей :
- В мире все находится в движении, должна быть причина такого движения. Причина эта – Бог.
- Мир есть цепь причин и следствий, должна быть главная причина, это – Бог
- В мире много случайного, но много и закономерного. Ими управляет множество законов. Самый первый из них был дан Богом
- В мире все совершенно и иерархично, на вершине этой иерархии – Бог, как самое совершенное существо
- В мире все целесообразно. Эту целесообразность придал миру
Бог
«Учение о человеке»: человек
есть существо промежуточное
между животными и ангелами (т.к.
его тело животного происхождения,
а душа и разум – божественного).
Аквинский относился к реалистам.
Августин представитель неоплатонизма
(и номиналист), то Аквинский представитель
аристотелизма (и реалист).
Философия эпохи Возрождения
1. Основные особенности эпохи и философии
2. Основные особенности ренессансной философии.
Ее периодизация
3. Гуманизм эпохи Возрождения
4. Эпоха реформации
5. Социально-политические идеи
6. Натурфилософия эпохи Возрождения
1. Философию эпохи Возрождения
принято называть период в
истории философии, начавшийся
примерно с середины XIV в по
начало XVIIв . Этот период принято называть
либо эпоха Возрождения, либо эпоха Ренессанса
(фр ренессанс – возрождение). Эпоха получила
такое название благодаря тому, что в этот
период идут процессы возрождения интересов
к античной культуре и философии. Кроме
того, свое название эпоха получила в силу
целого ряда новаций. В этот период начинает
развиваться мануфактурное производство,
более сильными темпами идет торговля,
начинает развиваться новый социальный
класс – буржуазия, идет усиленный рост
городов. Этому способствовало целый ряд
открытий и усовершенствований:
- Усовершенствование ткацкого станка
- Создание самопрялок
- Возникновение доменного металлургического производства
- Создание огнестрельного оружия
- Развитие инструментов (компаса)
- Появление книгопечатания в XV в
В эту эпоху совершались
Великие географические открытия:
открытие Америки (Колумб), первое кругосветное
путешествие Магеллана, открытие морского
пути в Индию. Эпоха Возрождения началась
в Италии, в XVI в переместилась в Германию,
а позже – в Нидерланды.
2. Данные открытия
требовали своего осмысления, нарождающаяся
буржуазия – новую идеологию. Все это
обусловило основные особенности ренессансной
философии. К важнейшим особенностям можно
отнести:
- Смена мировоззренческой концепции. Если в средневековье мировоззрение было теоцентрично, то в эпоху Возрождения в мировоззрение начинает господствовать
антропоцентризм, т.е. центром размышлений
философии становится человек, его жизнь,
судьба, место в мире
- Идет процесс секуляризации философских знаний (лат. секулярис – светский, мирской) противоположный религии. Хотя религиозные идеи присутствуют
в ренессансной культуре и философии,
но они отходят на второй план
- Культура и философия эпохи Возрождения предстают как гуманистические. В этот период приоритетными становятся гуманистические идеи. В связи с этим часто эпоху Возрождения называют
эпохой Гуманизма
- Ренессансная культура и философия носят ярко выраженный антифеодальный характер и содержание. На первое место выходят буржуазные идеи и теории
- В эпоху Возрождения идут процессы реформации христианской церкви. В христианстве возникает третья ветвь
– протестантизм
- В эпоху Возрождения расширяется проблематика философии
- Переходит возврат к античной философии. Реанимируются многие давно забытые идеи и теории
В эпоху Возрождения принято
выделять 3 основных периода:
- гуманистический ( с середины XIV в до
середины XV в)
- неоплатонический (вторая половина XV – первая четверть XVI вв)
- натурфилософский (вторая половина XVI – XVII вв)
3. Эпоха Возрождения получила
название эпохи Гуманизма (лат.
гуманос – человечный), т.к. в
этот период центром философии становится
человек, а ведущей ее проблемой – проблема
самоценности человека. К этой проблеме
впервые обратился Данте Алигьере (1265
– 1321гг). В ряде своих трудов : «Пир», «Монархия».
Он впервые стал утверждать, что главной
фигурой в мире является не бог, а человек.
В своей «комедии» он изобразил жизнь
человека после смерти. Идеи Данте продолжил
Ф. Петрарка ( 1304-1374гг). В своем труде
«О невежестве своем и многих других»
он призвал вернуться к античной культуре
и к античному пониманию человека. Согласно
Петрарке не бог, а человек главное действующее
лицо в мире. В трудах более поздних гуманистов
Лоренцовало (1407-1457гг), Пико де Мирандола
( 1463-1494гг) и др. развивали идеи Данте и
Петрарке. По мнению Мирандолы бог не создавал
человека по своему образу и подобию, предоставил
ему возможность творить самого себя.
Можно выделить следующие особенности
всех ренессансных гуманистов:
- стремление к обожествлению человека
- ренессансный гуманизм носил ярко выраженный антиклерикальный характер (лат. клерикалис – церковный,
религиозный)
4. Внутри эпохи Возрождения
принято выделять 2 процесса, шедших
параллельно друг другу:
- процесс Ренессанса (возрождение светской культуры)
- процесс Реформации
Под Реформацией принято
понимать процессы реформирования
христианской церкви. Процесс реформации
начался с Мартина Лютера (1483-1546гг). В 1517
г. Лютер вывесил на дверях своей церкви
95 тезисов против индульгенции. Так возникает
третья ветвь в христианстве – Протестантизм.
Идеи Лютера получили поддержку в разных
странах мира:
- в Швейцарии протестантские идеи развивал Урлих Цвинли (1484-1531гг)
- во Франции – Жан Кальвин (1509-1564гг)
С их точки зрения вся
жизнь это покаяние. Не следует
бежать от жизни. Нужно исполнять
свое призвание, приносить пользу обществу.
Так родилась Протестантская этика.
Философия Нового времени
1. Основные особенности и периодизация
нововременной философии