Историко-философское введение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 13:46, реферат

Описание работы

Философская мысль впервые возникает в странах Древнего Востока, почти одновременно в ряде восточных стран ( Индия, Китай, Египет, Иран, Сирия и др.). Появляются мудрецы, пытавшиеся объяснить мир не с помощью мифологии, религии, а посредством первых научных знаний. Именно с восточной философии начал формироваться такой раздел философии как история философии. История философии – наука, изучающая особенности историко-философского процесса, т.е. особенности возникновения и развития философских учений, школ, течений и направлений.

Файлы: 1 файл

Istoria_filosofii (3).doc

— 177.50 Кб (Скачать файл)
  • IX – XIII вв – философская мысль Древней (Киевской) Руси
  • XIV – XVII вв – философская мысль Средневековой (Московской) Руси
  • XVIII – первая четверть XIX вв – философская мысль эпохи Просвещения (философская мысль Петербургской России)
  • Вторая четверть XIX – XX вв – становление самобытной русской философии
  • 1917-1991гг – философия русского зарубежья и советская философия
  • с 1992г – период современной русской философии

   В западной истории философии  существуют иные периодизации  русской философской мысли. Некоторые западные историки философии считают, что в России никогда не было и не существовало никакой философии.

 

  2. Возникновению философской  мысли на Руси способствовал  целый ряд социальных исторических предпосылок и факторов:

  1. существование у древних славян развитой мифологии и религиозных верований (все это способствовало развитию абстрактного мышления славян)
  2. принятие христианства в X веке. Благодаря чему на Русь хлынул поток христианской литературы, часть из которой была тут же переведена (труды Иоанна Златоуста, Василия Великого и др.). В этой христианской литературе было много цитат и фрагментов античных и средневековых западноевропейских философов
  3. появление письменности на Руси  в IX веке. Благодаря чему уже к XIII веку Русь представляло собой одну из самых цивилизованных стран Европы ( к началу монголо – татарского нашествия(т.е.1240г) по Руси ходило около 140 тыс. книг несколько сот названий)

 

  3. Для русской философской  мысли изначально был характерен  целый ряд особенностей:

    1. уже первые русские мыслители стали отказываться от распространенных на Зап. Академических (строго научных) форм философствования. Если западные мыслители оформляли свои идеи в рамки строгих теорий и концепций, то русские мыслители -  в виде писем, посланий, молитв, художественных произведений, статей и т.п. Именно поэтому труды русских философов (особенно ранних) не рассматриваются  западными историками философии
    2. уже первые русские мыслители в своем философствовании ориентировались не только на разум, рассудок, но и на чувства, интуицию, прозрение и т.п. Они утверждали, что только синтез знаний, идущих из разума, чувств, интуиции могут способствовать достижению истинного знания
    3. многие русские мыслители-философы были крупными писателями, публицистами (Л.Толстой, Ф.Достоевский, Н.Чернышевский)
    4. русская философская мысль никогда не была космоцентричной (хотя есть в ней много натурфилософских идей). Излишне теоцентричной, хотя значительная часть русских мыслителей являлись религиозными. Но в тоже время она была социальной и историко-философской.

  Благодаря социальной направленности  русской философской мысли в  ней возникло множество чисто русских теорий и концепций:

      • теория всеединства ( Н.Ф. Федоров, В.С. Соловьев), согласно которой все в мире взаимосвязано,
      • теория русского космизма ( Н.Ф. Федоров, А.Л. Чижевский и др.)

  В русской философской мысли  ведущими были идеи богоизбранности русского народа (П.Я Чаадаев, Достоевский)

 

  4. Русская философская мысль  зарождается в Киевской Руси. В этот период возникли три философских труда:

  1. «Слово о законе и благодати» - мысль о единении народов (митрополит Илларион),
  2. «Моление» Даниила Заточника,
  3. «Поучение» Владимира Мономаха.

  В Московский период (XIV-XVII вв) появляется теория «Москва – третий Рим» монаха Филофея.

 

 

Современная философия

1. Культурно – исторические предпосылки развития современной  философии

2. Основные особенности современной философии

3. Основные течения современной философии

 

  1. Современная философия –  называется период в истории  философии, начавшийся в первой  четверти XX века и длящийся до сих пор. Выделение данной философии в отдельный период было обусловлено целым рядом культурно – исторических предпосылок, возникших на основе проходящих в XX веке изменений. К важнейшим предпосылкам возникновения современной философии следует отнести:

  • образование новых социалистических государств и обществ
  • революция в естественных науках конца XIX – начала XX вв (открытие рентгеновских лучей, явления радиоактивности, открытие электрона и др.)
  • появление феномена НТР (научно – технической революции) ( в течении XX века по мнению разных исследователей прошли от 3-6 волн НТР)
  • появление массовых СМИ как печатных, так и электронных. Благодаря этим СМИ планета превратилась в «глобальную деревню» ( в «глобальный человейник»)
  • усиленное развитие литературы и искусства
  • огромная востребованность государств и обществ в новой идеологии, которая способна создать лишь философию
  • появление в XX веке так называемого «массового общества» (это общество, в котором знания и информация стали доступные всем – до XX века всей полнотой знания и информации способны были обладать лишь привилегированные слои общества)
  • усиленный рост разнообразных культур

   Данные культурно-исторические  предпосылки позволили оформиться  в XX веке современной философии.

 

  2. Для современной философии  характерны следующие специфические  особенности:

  • вследствие множества событий  в XX в произошла масса изменений. Возникла ситуация невозможности объяснения мира одной или несколькими теориями. Это обусловило процесс пересмотра всей предшествующей философии. Все идеи и теории, возникшие до XX века стали называть классическими, а идеи и теории XX века постклассическими
  • в XX веке произошло качественное изменение содержания философии: из строго – рациональной науки она превратилась в синтетический вид деятельности, опирающийся не только на науку, но также на религию, искусство, литературу, оккультные и мистические течения
  • философия в XX веке становится все более разнообразной, в ней можно выделить существование прямо противоположных теорий:
    • теории строго сциентического характера (сциенция – наука, теории, основанные на эмпирических экспериментальных данных) – теории метафизического, спекулятивного характера
    • теории религиозного характера – теории строго атеистической направленности
    • теории психологизированного содержания – теории, отрицающие психологические методы в исследовании мира
    • марксистские и немарксистские теории

 

  3. Современная философия  многообразна, что обусловлено начличием  в ней множества течений. К наиболее крупным течениям философии принято относить:

  • прагматизм
  • феноменология
  • психоанализ
  • экзистенциализм
  • философская антропология
  • структурализм
  • неотомизм
  • неомарксизм
  • посмодерм

Прагматизм – течение возникло в американской философии (Пирс и Джемс). Согласно прагматизму философия должна перестать быть умозрительной, спекулятивной философией. Она должна быть ориентирована на решение конкретных проблем отдельных людей и целых обществ. Должна приносить пользу человечеству (греч. прагма – польза, выгода)

Феноменология (греч. феномен – явление), создатель которой Эдмунд Гуссерль утверждал, что задача философии – систематизировать мир. Этот мир  является человеку в виде хаотичных психических феноменов и представлений, которые философия должна посредством  своего сознания упорядочить, ввести логику.

 

 


Информация о работе Историко-философское введение