Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 10:00, реферат
Предметом истории философии является процесс возникновения, становления и развития мышления человека ,формирования и закономерная смена рациональных картин мира и бытия человека в нем.История философии – это история обретения мудрости мыслящим человеком. История философии – это призыв прошлых поколении к ныне живущим:не успокаиваитесь в своем интеллектуальном поиске!
Религиозные мотивы присутствовали и в таком течении , как гностизм . Гностики (Валентин , Василид и др.) учили , что развитие мира предстовляет собой борьбу света и тьмы , сил добра и зла .
Манихейство также относилось к числу ранних религиозных философских течений . В нем противоположность добра и зла , света и тьмы была доведена до крайности . Основатель – Мани из Персии .
Неоплатонизм (Порфий , Плотин и др. ),был идеализм , вобравший в себя ряд религиозно-мифологических идей и сказаний .
Большую роль в обосновании и защите важнейших христианских постулатов сыграли так называемые апологеты (Юстин Мученик , Татиан ,Тертуллиан ) .
Юстин Мученик доказывал , что все наиболее мудрые идеи воплотились в Библии , а не в учениях и верованиях “варварских народов”.
Татиан весьма резко отзывался о языческой религии , а ее сторонников называл слепыми людьми , не знающих Бога .
Тертуллиан тоже негативно относиля к античной философии , хотя и пользовался многими ее понятиями .
К числу первых апологетов относится также Тит Флавий Климент .Живя в Александрии , он старался убедить язычников в преимуществе новой религии и обратить их в христианство.
В начале IV века христианство постепенно утвердилось в качестве государственной религии в ряде стран Римской империи. В 324 году на Никейском соборе был выработан символ христианской веры .
В IV веке большой вклад
в философию раннего
Аврелий Августин Блаженный был наиболее заметной и влиятельной личностью в философии периода патристики . Августин – крупнейший систематизатор христианского вероучения , стоявший на позициях неоплатонизма .Он проповедал тезис о превосходстве веры над разумом.
Особое место и роль в обществе занимает церковь . Она является сообществом верующих людей , представительством Бога на Земле .
Схоластика средних веков . Реализм и номинализм
После V века н.э. христианская
религия и церковь обрели господствующее
положение в странах Западной
Европы . Монастыри , а затем и
университеты стали основными очагами
образования и культуры , философия
преподовалась в в школах при
монастырях , а ее основной задачей
считалось обоснование
Одним из первых представителем ранней схоластики был Иоанн Скотт(Эриугена), известен переводами работ философов периода патристики .
Развитию ранней схоластики способствовал также Ансельм Кентерберийский , он подчеркивал ,что вера предшествует разуму и ее положения составляют для него норму .
В ранней схоластике возник спор о так называемых универсальных понятиях .
Реалисты полагали ,что общее – это идеи ,которые существуют до единичных вещей и вне их , а номиналисты утверждали , что действительно существуют только единичные вещи .
Самой заметной фигурой в ранней схоластике был Пьер Абельяр, он подчеркивал преимущество разума перед слепой верой .
По убеждению Бернара Клевросского ,познание Бога является единственным смыслом человеческой жизни .
В XIII – XIV веках наступил
период расцвета схоластической философии
.Философы (Роджер Бэкон, Альберт Великий)
стали проявлять большой
Творчество Фомы Аквинского (тотизм) охватило целый ряд областей знания : теологию , философию , право .
В период поздней схоластики имело место работы и творчество Иоанна Эгхарта , Марсилиана Падуанского , Уильяма Оккама , схоластика все чаще становилась объектом критики .
Позитивные тенденции , обнаружившиеся в период поздней схоластики, в немаловажной степени способствовали возникновению натурфилософии эпохи Возрождения .
Философия арабского мира
В странах арабского Востока эпохи средних веков также сложилась развитая для своего времени философия .Арабский мир славился своими большими достижениями в области естествознания .
Считается , что начало арабской философии положил Аль-Кинди, развивший учение о материи . Продолжателем идей Аль-Кинди стал крупный мыслитель X века Аль-Фараби , создавший классификацию современных ему наук .
Крупнейшим мыслителем
арабского Востока был Ибн-
Видным мыслителем
был Аль-Газали , выступавший за то
,чтобы не допускать разрушительного
воздействия научно-
Напротив , Ибн Рушди
(Аверроэс) активно продолжал
Как и в Западной Европе философия арабского Востока носила в целом религиозный характер , однако философия в этих странах имела все же более прочную связь с наукой .
Средние века явились одной из ступеней восходящего развития философского духа ,а не перерывом в нем , упадком и деградацией .
Философия эпохи возрождения
Общая характеристика
Эпоха Возрождения (Ренессанс)
в XV-XVIв.в., означала кризис феодального
строя и зарождение в Европе капитализма
.Для философии это время
Эпоха Возрождения была периодом органичного синтеза философской мысли , науки и искусства .
Натурфилософия и наука
Обращенная к теме
природы натурфилософия характерна
для эпохи Возрождения .Это было
обусловлено возникшими в то время
очагами индустриального
Николай Кузанский (1401-1464), выступил активным противником средневековой схоластики , сторонником человеческого разума и знаний .В его творчестве основной была тема Бога и его отношению к миру.
Одним из проявлений натурфилософии эпохи Возрождения было творчество Бернардино Телезео (1509-1597), он был сторонником познания природы с помощью, прежде всего , ощущений и органов чувств , опытного естествознания .По его убеждению , главной задачей натурфилософии является изучение природы и ее объяснение .
Пантеистические мотивы присутствовали и в философии Франческо Патрици (1529-1597). Он полагал, что основой мира является некий свет , животворящее начало и источник развития всего сущего .
На формирование европейского научного мышления и естествознания большое влияние оказал польский ученый Николай Коперник (1473-1543), астроном и философ. Его основной труд содержал в себе коренной пересмотр сложившейся в эпоху античности астрономической картины мира .
Дальнейшее развитие гелиоцентризма осуществил Иоганн Кеплер (1571-1630), астроном , математик , физик и философ .Он отстаивал тезис о единстве Солнечной системы и взаимодействии планет внутри нее.
Наибольшее развитие натурфилософия эпохи Возрождения получила в творчестве итальянского философа , ученого и поэта Джордано Бруно (1548-1600). В своих работах Бруно изложил основы нового философского мировоззрения . В философии Бруно на первом месте находилась тема Бога и его отношения с окружающим миром .
Германский врач и астролог Парацельс (1483-1541) , призывал при познании материального мира опираться на медицину и астрологию .Парацельс учил о наличии в мире некой активной жизненной силы (“архэ”), которая дает исток всем вещам природы .
Точная наука Возрождения и ее органичная связь с философским мышлением олицетворена именем Леонардо да Винчи (1452-1519) .Этот итальянский мыслитель был символом всесторонности и гармоничности развития личности .Его по праву считают пионером естествознания Нового времени .По определению философа , человек есть “величайшее орудие природы” . Опираясь на знания , он создает из материала природы огромное множество вещей и творений , новую реальность – мир культуры .
Завершением естественнонаучной тенденции , сложившейся в философии эпохи Возрождения , явилось творчество итаьянского ученого Галилео Галилея (1564-1642). С его именем связано зарождение экспериментальной науки раннего Нового времени .Этот исследователь стал основателем динамики как науки о движении физических тел. Значение творчества Галелея состояло прежде всего в стремлении объяснять природу и ее законы с позиций науки .
Имена философов –
естествоиспытателей эпохи
Гуманистический антропоцентризм в философии и культуре эпохи Возрождения .Социально-философские учения.
Весьма важной чертой
философии и культуры эпохи Возрождения
был гуманистический
Центром итальянского гуманистического движения стала Флоренция. В этом городе родился и творил Данте Алигьери (1265-1321), он выдвинул смелый для своего времени тезис о том , что человек по природе своей создан не только для посмертной , но и для земной жизни .
Родоначальником гуманистического течения в Италии считается Франческо Петрарка (1304-1374), основатель лирики как нового жанра в европейской литературе .
Становлению итальянского
способствовал и Джованни Боккаччо
(1313-1375), выступавший в своих
Самой заметной фигурой среди итальянских гуманистов был Лоренцо Валла (1407-1457). Он проявил себя активным сторонником учения древнегреческого философа Эпикура
На позициях гуманистического антропоцентризма стоял и Пико делла Мирандола (1463-1494), он подчеркивал важнейшее свойство человека - его свободу.
В Голландии родился писатель и богослов Эразм Роттердамский (1469-1536). Он извстен как переводчик и первый издатель Библии на латинском языке , критик схоластики и моралист .
Во Франции к
гуманистическому движению принадлежал
Мишель де Монтень (1533-1592), философ и
моралист , он критиковал схоластическую
философию и догматизм
В эпоху Возрождения человек стал рассматриваться как творец самого себя и господин над окружающей его природной средой .В это время стала высоко оцениваться активная деятельность человека как важнейший способ его существования в мире , имел место культ красоты и духовности человека.
Крупнейшим представителем социально-филосфской мысли является Никколо Макиавелли (1469-1527), он раскрыл тезис об эгоистической природе человека как глубинной основе мотивации его поведении в общественной жизни .
Тему сильного централизованого государства раскрывал в своем творчестве французский мыслитель Жан Боден (1530-1596) . Он рассматривал государство как некое содружество , которое основано на частной собственности и выполняет ряд функций (охрана собственности , защита семьи и др.)
Дух гуманизма эпохи
Возрождения проявил себя и в
таком явлении , как утопический
социализм. Самой заметной фигурой
был английский писатель Томас Мор
(1478-1535). Утописты в частной собственности
видели источник чрезмерного имущественного
расслоения и социального неравенства
людей . Утописты полагали , что частная
собственность развивает в
Немецкий профессор теологии Мартин Лютер (1483-1546) выступал за восстановление подлинного значении содержании Библии и осуществил перевод ее на немецкий язык . Он предлагал значительно сузить роль духовенства в обществе и оставить за ним лишь функции духовного наставления верующих .
Другой реформатор
церкви , Жан Кальвин (1509-1564) старался
еще более упростить
Наиболее признанным среди народных низов был Томас Мюнцер (1490-1525),он полагал , что к подлинной вере способны лишь простые люди , не обремененные имуществом и властью .
Ренессанс принес с собой расцвет философского творчества , богатство иных форм духовности (естествознание , искусство , социально-политичекие учения). Значение эпохи Возрожления для философии состоит прежде всего в том , что в рамках этого исторического времени стало активно формироваться новое мировоззрение , ориентированное на научное знание и носящее светский характер . Сформировавшийся в это время гуманизм стал ядром европейской духовной культуры .