История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 10:00, реферат

Описание работы

Предметом истории философии является процесс возникновения, становления и развития мышления человека ,формирования и закономерная смена рациональных картин мира и бытия человека в нем.История философии – это история обретения мудрости мыслящим человеком. История философии – это призыв прошлых поколении к ныне живущим:не успокаиваитесь в своем интеллектуальном поиске!

Файлы: 1 файл

История философии.docx

— 55.36 Кб (Скачать файл)

Религиозные мотивы присутствовали  и в таком течении , как гностизм . Гностики (Валентин , Василид и др.) учили , что развитие мира предстовляет собой борьбу света и тьмы , сил добра и зла .

Манихейство также  относилось к числу ранних религиозных  философских течений . В нем противоположность  добра и зла , света и тьмы была доведена до крайности . Основатель –  Мани из Персии .

Неоплатонизм (Порфий , Плотин и др. ),был идеализм , вобравший  в себя ряд религиозно-мифологических идей и сказаний .

Большую роль в обосновании  и защите важнейших христианских постулатов сыграли так называемые апологеты (Юстин Мученик , Татиан ,Тертуллиан ) .

Юстин Мученик доказывал , что все наиболее мудрые идеи воплотились  в Библии , а не в учениях и  верованиях “варварских народов”.

Татиан весьма резко  отзывался о языческой религии , а ее сторонников называл слепыми  людьми , не знающих Бога .

Тертуллиан тоже негативно  относиля к античной философии , хотя и пользовался многими ее понятиями .

К числу первых апологетов относится также Тит Флавий Климент .Живя в Александрии , он старался убедить  язычников в преимуществе новой  религии и обратить их в христианство.

В начале IV века христианство постепенно утвердилось в качестве государственной религии в ряде стран Римской империи. В 324 году на Никейском соборе был выработан  символ христианской веры .

В IV веке большой вклад  в философию раннего христианства внес Григорий Нисский , сделавший попытку  разработать систему провославного  богословия .

Аврелий Августин Блаженный  был наиболее заметной и влиятельной  личностью в философии периода  патристики . Августин – крупнейший систематизатор христианского вероучения , стоявший на позициях неоплатонизма .Он проповедал тезис о превосходстве  веры над разумом.

Особое место и  роль в обществе занимает церковь . Она является сообществом верующих людей , представительством Бога на Земле .

Схоластика  средних веков . Реализм и номинализм

После V века н.э. христианская религия и церковь обрели господствующее положение в странах Западной Европы . Монастыри , а затем и  университеты стали основными очагами  образования и культуры , философия  преподовалась в в школах при  монастырях , а ее основной задачей  считалось обоснование истинности и незыблемости христианского вероучения . Такая философия стала называлась схоластикой .

Одним из первых представителем ранней схоластики был Иоанн Скотт(Эриугена), известен переводами работ философов  периода патристики .

Развитию ранней схоластики способствовал также Ансельм  Кентерберийский , он подчеркивал ,что  вера предшествует разуму и ее положения  составляют для него норму .

В ранней схоластике возник спор о так называемых универсальных  понятиях .

Реалисты полагали ,что общее – это идеи ,которые  существуют до единичных вещей и  вне их , а номиналисты утверждали , что действительно существуют только единичные вещи .

Самой заметной фигурой  в ранней схоластике был Пьер Абельяр, он подчеркивал преимущество разума перед слепой верой .

По убеждению Бернара  Клевросского ,познание Бога является единственным смыслом человеческой жизни .

В XIII – XIV веках наступил период расцвета схоластической философии .Философы (Роджер Бэкон, Альберт Великий) стали проявлять большой интерес  к логическим и естественнонаучным учениям .

Творчество Фомы Аквинского (тотизм) охватило целый ряд областей знания : теологию , философию , право .

В период поздней  схоластики  имело место работы и творчество Иоанна Эгхарта , Марсилиана Падуанского , Уильяма Оккама  , схоластика все чаще становилась объектом критики .

Позитивные тенденции , обнаружившиеся в период поздней  схоластики, в немаловажной степени  способствовали возникновению натурфилософии эпохи Возрождения .

Философия арабского  мира

В странах арабского  Востока эпохи средних веков  также сложилась развитая для  своего времени философия .Арабский мир славился своими большими достижениями в области естествознания .

Считается , что начало арабской философии положил Аль-Кинди, развивший учение о материи . Продолжателем  идей Аль-Кинди стал крупный мыслитель X века Аль-Фараби , создавший классификацию  современных ему наук .

Крупнейшим мыслителем арабского Востока был  Ибн-Сина(Авиценна), “король восточной арабской философии”,”князь ученых” . Авиценна не сомневался в познаваемости мира человеком , значительное место в его творчестве заняло учение о человеческой душе .

Видным мыслителем был Аль-Газали , выступавший за то ,чтобы не допускать разрушительного  воздействия научно-рационального  мышления на религиозное мировоззрение.

Напротив , Ибн Рушди (Аверроэс) активно продолжал естественнонаучную струю в философии своего времени .Он развивал идеи единства органического  мира и наличии в нем постепенной  эволюции.

Как и в Западной Европе философия арабского Востока  носила в целом религиозный характер , однако философия в этих странах  имела все же более прочную  связь с наукой .

Средние века явились  одной из ступеней восходящего развития философского духа ,а не перерывом  в нем , упадком и деградацией .

Философия эпохи  возрождения

Общая характеристика

Эпоха Возрождения (Ренессанс) в XV-XVIв.в., означала кризис феодального  строя и зарождение в Европе капитализма .Для философии это время стало  своеобразным переходным периодом- от теоцентризма к рационализму , к  исследованию мира средствами научного познания.

Эпоха Возрождения  была периодом органичного синтеза  философской мысли , науки и искусства .

Натурфилософия  и наука

Обращенная к теме природы натурфилософия характерна для эпохи Возрождения .Это было обусловлено возникшими в то время  очагами индустриального общества и активизацией материального производства в городах.

Николай Кузанский (1401-1464), выступил активным противником средневековой  схоластики , сторонником человеческого  разума и знаний .В его творчестве основной была тема Бога и его отношению  к миру.

Одним из проявлений натурфилософии эпохи Возрождения  было творчество Бернардино Телезео (1509-1597), он был сторонником познания природы  с помощью, прежде всего , ощущений и  органов чувств , опытного естествознания .По его убеждению , главной задачей  натурфилософии является изучение природы  и ее объяснение .

Пантеистические мотивы присутствовали и в философии  Франческо Патрици (1529-1597). Он полагал, что основой мира является некий  свет , животворящее начало и источник развития всего сущего .

На формирование европейского научного мышления и естествознания большое влияние оказал польский ученый Николай Коперник (1473-1543), астроном и философ. Его основной труд содержал в себе коренной пересмотр сложившейся  в эпоху античности астрономической  картины мира .

Дальнейшее развитие гелиоцентризма осуществил  Иоганн Кеплер (1571-1630), астроном , математик , физик и философ .Он отстаивал тезис о единстве Солнечной системы и взаимодействии планет внутри нее.

Наибольшее развитие натурфилософия эпохи Возрождения  получила в творчестве итальянского философа , ученого и поэта Джордано Бруно (1548-1600). В своих работах  Бруно изложил основы нового философского мировоззрения . В философии Бруно  на первом месте находилась тема Бога и его отношения с окружающим миром .

Германский врач и  астролог Парацельс (1483-1541) , призывал при  познании материального мира опираться  на медицину и астрологию .Парацельс  учил о наличии в мире некой  активной жизненной силы (“архэ”), которая дает исток всем вещам  природы .

Точная наука Возрождения  и ее органичная связь с философским  мышлением олицетворена  именем Леонардо да Винчи (1452-1519) .Этот итальянский мыслитель был символом всесторонности и гармоничности развития личности .Его по праву считают пионером естествознания Нового времени .По определению философа , человек есть “величайшее орудие природы” . Опираясь на знания , он создает из материала природы огромное множество вещей и творений , новую реальность – мир культуры .

Завершением естественнонаучной тенденции , сложившейся в философии  эпохи Возрождения , явилось творчество итаьянского ученого Галилео  Галилея (1564-1642). С его именем связано  зарождение экспериментальной науки  раннего Нового времени .Этот исследователь  стал основателем динамики как науки  о движении физических тел. Значение творчества Галелея состояло прежде всего в стремлении объяснять  природу и ее законы с позиций  науки .

Имена философов –  естествоиспытателей эпохи Возрождения  символизировали собой острую борьбу старого и нового , противоречивый и даже драматичный процесс становления  науки и утверждения ее позиций  общественной жизни .

Гуманистический антропоцентризм в философии  и культуре эпохи Возрождения .Социально-философские  учения.

Весьма важной чертой философии и культуры эпохи Возрождения  был гуманистический антропоцентризм , т.е. восприятие человека в качестве некоего центра мира и высшей ценности . Гуманизм как течение зародился  в Италии в среде образованных городских слоев .

Центром итальянского гуманистического движения стала Флоренция. В этом городе родился и творил Данте Алигьери (1265-1321), он выдвинул смелый для своего времени тезис  о том , что человек по природе  своей создан не только для посмертной , но и для земной жизни .

Родоначальником гуманистического течения в Италии считается Франческо  Петрарка (1304-1374), основатель лирики как  нового жанра в европейской литературе .

Становлению итальянского способствовал и Джованни Боккаччо (1313-1375), выступавший в своих произведениях  с позиции критики духовенства  и опддержки передовых умонастроений  городского населения .

Самой заметной фигурой  среди итальянских гуманистов был  Лоренцо Валла (1407-1457). Он проявил  себя активным сторонником учения древнегреческого философа Эпикура 

На позициях гуманистического антропоцентризма стоял и Пико делла  Мирандола (1463-1494), он подчеркивал важнейшее  свойство человека - его свободу.

В Голландии родился  писатель и богослов Эразм Роттердамский (1469-1536). Он извстен как переводчик и первый издатель Библии на латинском  языке , критик схоластики и моралист .

Во Франции к  гуманистическому движению принадлежал  Мишель де Монтень (1533-1592), философ и  моралист , он критиковал схоластическую философию и догматизм религиозного вероучения .

В эпоху Возрождения  человек стал рассматриваться как  творец самого себя и господин над  окружающей его природной средой .В это время стала высоко оцениваться  активная деятельность человека как  важнейший способ его существования  в мире , имел место культ красоты  и духовности человека.

Крупнейшим представителем социально-филосфской мысли является Никколо Макиавелли (1469-1527), он раскрыл  тезис об эгоистической природе  человека как глубинной основе мотивации  его поведении в общественной жизни .

Тему сильного централизованого государства раскрывал в своем  творчестве французский мыслитель  Жан Боден (1530-1596) . Он рассматривал государство  как некое содружество , которое  основано на частной собственности  и выполняет ряд функций (охрана собственности , защита семьи и др.)

Дух гуманизма эпохи  Возрождения проявил себя и в  таком явлении , как утопический  социализм. Самой заметной фигурой  был английский писатель Томас Мор (1478-1535). Утописты в частной собственности  видели источник чрезмерного имущественного расслоения и социального неравенства  людей . Утописты полагали , что частная  собственность развивает в людях  безудержный эгоизм и зависть , которые  подавляют коллективистское начало в человеке и обществе.

Немецкий профессор  теологии Мартин Лютер (1483-1546) выступал за восстановление подлинного значении содержании Библии и осуществил перевод  ее на немецкий язык . Он предлагал значительно  сузить роль духовенства в обществе и оставить за ним лишь функции  духовного наставления верующих .

Другой реформатор церкви , Жан Кальвин (1509-1564) старался еще более упростить религиозный  культ и вывести церковь из под власти государства .

Наиболее признанным среди народных низов был Томас  Мюнцер (1490-1525),он полагал , что к подлинной  вере способны лишь простые люди , не обремененные имуществом и властью .

Ренессанс принес с  собой расцвет философского творчества , богатство иных форм духовности (естествознание , искусство , социально-политичекие  учения). Значение эпохи Возрожления  для философии состоит прежде всего в том , что в рамках этого  исторического времени стало  активно формироваться новое  мировоззрение , ориентированное на научное знание и носящее светский характер . Сформировавшийся в это  время гуманизм стал ядром европейской  духовной культуры .

Информация о работе История философии