История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 10:00, реферат

Описание работы

Предметом истории философии является процесс возникновения, становления и развития мышления человека ,формирования и закономерная смена рациональных картин мира и бытия человека в нем.История философии – это история обретения мудрости мыслящим человеком. История философии – это призыв прошлых поколении к ныне живущим:не успокаиваитесь в своем интеллектуальном поиске!

Файлы: 1 файл

История философии.docx

— 55.36 Кб (Скачать файл)

Философия раннего  Нового времени (XVII век)

Общая характеристика

XVII век явился временем  крупных в истории человеческого  сообщества. Для Европы они прежде  всего выразились в начале  промышленной стадии развития  и в осуществлений первых буржуазных  революций .

Философия  XVII века развивалась в тесном взаимодействии с наукой , а ее важнейшим объектом стала природа и источники знания , методы его получения и формы существования .

На философию того времени огроромное влияние оказало  естествознание , но по рпежднему присутствовала идея Бого . Сформироваллись два  крупных философских течения  –эмпиризм и рационализм .

XVII не без оснований  называют “веком гениев” в  науке .

Наука и философия . Проблемы теории познания мира

Новое время (XVII – XIX вв) обозначает собой период европейских  буржуазных революций и постепенный  приход буржуазии к политической власти .В философии раннего Нового времени на первый план выдвинулась  гносеология – философское учение о путях , способах и формах познания мира . Быстрое развитие точного  естествознания и прогресс общества породил в философии культ  разума . Идеалом философии было точное знание .

В Европе появились  академии ,представлявшие собой научные  сообщества .

Символом философии  раннего Нового времени и ее ключевой фигурой стал Фрэнсис Бэкон (1561-1626), основным предметом философского осмысления он сделал научное знание , в котором  видел важнейшее средство решения  социальных проблем и прежде всего  развития зарождавшейся промышленности .По убеждению Бэкона : знание –это сила .Кроме классификации наук , Ф . Бэкон поставил и другой , не менее  важный вопрос – о методе научного познания . Он полагал , что в научном  познании основным должен быть опытно – индуктивный метод , который  предполагает движения знания от простых  определений (абстрактных) к более  сложным и развернутым (конкретным).Ф.Бэкон  считается родоначальником английского  философского материализма и экспериментальной  науки Нового времени .

Благодаря французскому ученому и философу Рене Декарту (1596-1650) во многом произошло органичное соединение философии и естествознания раннего Нового времени . На первом месте , как и у Ф. Бэкона , в  его трудах содержалась проблема метода научного познания . Но в отличие  от Бэкона  Декарт разрабатывал дедуктивный метод научного познания .Важнейшим правилом является требование ясности и определенности в суждениях . Значение творчества Р . Декарта (“ картезианство “) состояло прежде всего в антисхоластической направленности дедукции и интеллектуальной интуиции . В своем учение о физике Декарт занимался также исследованием материи и ее важнейших свойств . Ему принадлежит гипотеза о развитии мира во времени, т.е. эволюции .В истории философии Декарт известен также и как основатель принципа дуализма . Творчество Р. Декарта являет собой рационалистическую традицию в европейской философии Нового времени. Главное в этом течении – культ человека как существа разумного и деятельного .

Ф.Бэкон и Р.Декарт обозначили наличие и соперничество  двух крупнейших течений в европейской  философии XVII века: эмпиризма и рационализма.Эмпиризм подчеркивает , что важнейшим источником знаний является живой чувственный  опыт . Рационализм в качестве важнейшего источника знаний полагает деятельность человеческого разума (ума).

Эмпирическую философию  в Англии развивал также Томас  Гоббс (1588-1679), он последовательно придерживался  своего тезиса о том , что “ нет  ни одного понятия в человеческом уме , которое не было бы порождено  первоначально , целиком или частично в органах ощущения .

Английский философ  Джон Локк (1632-1704) также придерживался  принципов эмпиризма как “  философии здравого смысла “. В своих  работах основное внимание он уделил проблемам теории познания .Локк отстаивал  тезис о получении истинного  знания прежде всего из опыта , посредством  деятельности органов чувств .

Как уже отмечалось , основной принцип эмпиризма гласит , что нет ничего в уме , чего прежде не было бы в ощущении .

Голландский философ  Бенедикт Спиноза (1632-1677) продолжал  учение Р.Декарта . В своем основном философском труде “ Этика  “ он исследовал тему природы человека , его свободы и познавательной деятельности .Свои основные идеи Спиноза  изложил языком геометрии , его аксиом и теорем .Он отмечал , что ничто  в природе не происходит без причины . Все чувства , мысли и действия человека возникают под воздействием внешних причин на тело .Спиноза  подчеркивал , что человеческий разум  бесконечен и неисчерпаем в своих  проявлениях и возможностях .

В Германии принципов  рационализма придерживался Готфрид  Лейбниц (1646-1717) , ученый и философ . Основой  его философского творчества было учение о монадах . Под монадой он понимал  простейшую духовную неделимую частицу , из совокупности которых якобы  и состоит мир . Иначе говоря , окружающий человека мир рационально  устроен и являет собой “гармонию  сущности и существования”. Непременным  условием постижения истины ученый считал соблюдения закона достаточного основания , т.е. подтверждения выводов фактами ,опытом .

Исаак Ньютон (1643-1727) – выдающийся английский ученый ,сделавший  в науке ряд крупных открытий (дисперсия света , законы механики и др.) .Основные направления его  научного творчества были объединены им в единую науку , которую Ньютон называл “ натуральной философией “ , он создал учение об абсолютном пространстве и абсолютном времени .

Агностицизм начала XVIII века , представлен в творчестве английских философов Джорджа Беркли (1685-1753) и Дэвида Юма (1711-1776). Они утверждали , что материальный мир независимо от человека не существует , что имеют  место лишь ощущения и восприятия человека .

Своеобразное место  в истории философии XVII века занимает творчество французского ученого Блеза  Паскаля (1623-1662) , он был одной из самых  крупных фигур в естествознании своего времени . Его философским  взглядам был присущ скептицизм , переходящий  в агностицизм .Паскаль подчеркивал , что мировая деятельность явно превосходит познавательные возможности  человеческого разума .

Философские учения об общественной жизни

Первые европейские  буржуазные революции XVII века , проходившие  под флагом борьбы с богословием  эпохи средних веков и духовной властью церкви , стимулировали развитие социально-философских учений . Именно в этот период происходит формирование юридического мировоззрения , а его  стержнем становится учение о “естественных  правах” человека .

Концепцию общественных прав (благ) человека развивал голландский  правовед Гуго Гроций (1583-1645) . Он подчеркивал , что право человека настолько  незыблемо , что не может быть изменено даже самим Богом .

Тема естественных прав человека раскрывается и в творчестве Б.Спинозы .Он почеркивал , что от природы  люди имеют право на все , чем они  могут воспользоваться .Это право  проявляется в разнообразных  влечениях и страстях людей .

Наиболее развитую философию XVII века создал Т.Гоббс . Основной темой в ней стало государство  как важнейший институт общественной жизни . Гоббс полагал , что в начале человеческой истории существовало “естественная” (догосударственное) состояние общества .Теория государства  является основой социальной философии  Гоббса . Важнейшее в этом учении – это идея земного происхождения  государства (“смертный бог”) , что  уже близко к его материалистическому  объяснению . Назначение государства  прежде всего состоит в том , что  бы регулировать и охранять отношение  собственности в обществе с помощью  законов .

Тему общественной жизни развивал также англичанин Джерард Уинстенли (1609-1652) , разработавший  проект Конституции республики . Выражая  дух нарождающегося пролетариата , Уинстенли подчеркивал , что получение нетрудовых доходов является грубейшим нарушением естественных законов , причиной социального неравенства и иных острых проблем в обществе . Он был сторонником демократической республики .

Английский поэт Джон Мильтон (1608-1674) также являлся сторонником  республиканской формы правления . По его , убеждению , республика сможет наиболее полно обеспечить такие  права человека , как свобода совести , мысли и слова , ведь по природе  своей люди равны и должны оставаться таковыми в любых общественных условиях .

“Юридическое мировоззрение” на деле означало укрепление идейных  позиций буржуазии в общественном сознании .

XVII век – это  “век разума” , на “естественный  свет” которого мыслители опирались  в своем понимании природы  общества и самого человека . Сделав  человеческое знание предметом  культа , это столетие продолжило  тем самым гуманистическую традицию  эпохи Возрождения .


Информация о работе История философии