Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 10:00, реферат
Предметом истории философии является процесс возникновения, становления и развития мышления человека ,формирования и закономерная смена рациональных картин мира и бытия человека в нем.История философии – это история обретения мудрости мыслящим человеком. История философии – это призыв прошлых поколении к ныне живущим:не успокаиваитесь в своем интеллектуальном поиске!
Философия раннего Нового времени (XVII век)
Общая характеристика
XVII век явился временем
крупных в истории
Философия XVII века развивалась в тесном взаимодействии с наукой , а ее важнейшим объектом стала природа и источники знания , методы его получения и формы существования .
На философию того времени огроромное влияние оказало естествознание , но по рпежднему присутствовала идея Бого . Сформироваллись два крупных философских течения –эмпиризм и рационализм .
XVII не без оснований называют “веком гениев” в науке .
Наука и философия . Проблемы теории познания мира
Новое время (XVII – XIX
вв) обозначает собой период европейских
буржуазных революций и постепенный
приход буржуазии к политической
власти .В философии раннего Нового
времени на первый план выдвинулась
гносеология – философское
В Европе появились академии ,представлявшие собой научные сообщества .
Символом философии
раннего Нового времени и ее ключевой
фигурой стал Фрэнсис Бэкон (1561-1626),
основным предметом философского осмысления
он сделал научное знание , в котором
видел важнейшее средство решения
социальных проблем и прежде всего
развития зарождавшейся промышленности
.По убеждению Бэкона : знание –это
сила .Кроме классификации наук ,
Ф . Бэкон поставил и другой , не менее
важный вопрос – о методе научного
познания . Он полагал , что в научном
познании основным должен быть опытно
– индуктивный метод , который
предполагает движения знания от простых
определений (абстрактных) к более
сложным и развернутым (конкретным).Ф.Бэкон
считается родоначальником
Благодаря французскому ученому и философу Рене Декарту (1596-1650) во многом произошло органичное соединение философии и естествознания раннего Нового времени . На первом месте , как и у Ф. Бэкона , в его трудах содержалась проблема метода научного познания . Но в отличие от Бэкона Декарт разрабатывал дедуктивный метод научного познания .Важнейшим правилом является требование ясности и определенности в суждениях . Значение творчества Р . Декарта (“ картезианство “) состояло прежде всего в антисхоластической направленности дедукции и интеллектуальной интуиции . В своем учение о физике Декарт занимался также исследованием материи и ее важнейших свойств . Ему принадлежит гипотеза о развитии мира во времени, т.е. эволюции .В истории философии Декарт известен также и как основатель принципа дуализма . Творчество Р. Декарта являет собой рационалистическую традицию в европейской философии Нового времени. Главное в этом течении – культ человека как существа разумного и деятельного .
Ф.Бэкон и Р.Декарт
обозначили наличие и соперничество
двух крупнейших течений в европейской
философии XVII века: эмпиризма и рационализма.
Эмпирическую философию в Англии развивал также Томас Гоббс (1588-1679), он последовательно придерживался своего тезиса о том , что “ нет ни одного понятия в человеческом уме , которое не было бы порождено первоначально , целиком или частично в органах ощущения .
Английский философ Джон Локк (1632-1704) также придерживался принципов эмпиризма как “ философии здравого смысла “. В своих работах основное внимание он уделил проблемам теории познания .Локк отстаивал тезис о получении истинного знания прежде всего из опыта , посредством деятельности органов чувств .
Как уже отмечалось , основной принцип эмпиризма гласит , что нет ничего в уме , чего прежде не было бы в ощущении .
Голландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677) продолжал учение Р.Декарта . В своем основном философском труде “ Этика “ он исследовал тему природы человека , его свободы и познавательной деятельности .Свои основные идеи Спиноза изложил языком геометрии , его аксиом и теорем .Он отмечал , что ничто в природе не происходит без причины . Все чувства , мысли и действия человека возникают под воздействием внешних причин на тело .Спиноза подчеркивал , что человеческий разум бесконечен и неисчерпаем в своих проявлениях и возможностях .
В Германии принципов рационализма придерживался Готфрид Лейбниц (1646-1717) , ученый и философ . Основой его философского творчества было учение о монадах . Под монадой он понимал простейшую духовную неделимую частицу , из совокупности которых якобы и состоит мир . Иначе говоря , окружающий человека мир рационально устроен и являет собой “гармонию сущности и существования”. Непременным условием постижения истины ученый считал соблюдения закона достаточного основания , т.е. подтверждения выводов фактами ,опытом .
Исаак Ньютон (1643-1727)
– выдающийся английский ученый ,сделавший
в науке ряд крупных открытий
(дисперсия света , законы механики
и др.) .Основные направления его
научного творчества были объединены
им в единую науку , которую Ньютон
называл “ натуральной
Агностицизм начала XVIII века , представлен в творчестве английских философов Джорджа Беркли (1685-1753) и Дэвида Юма (1711-1776). Они утверждали , что материальный мир независимо от человека не существует , что имеют место лишь ощущения и восприятия человека .
Своеобразное место в истории философии XVII века занимает творчество французского ученого Блеза Паскаля (1623-1662) , он был одной из самых крупных фигур в естествознании своего времени . Его философским взглядам был присущ скептицизм , переходящий в агностицизм .Паскаль подчеркивал , что мировая деятельность явно превосходит познавательные возможности человеческого разума .
Философские учения об общественной жизни
Первые европейские буржуазные революции XVII века , проходившие под флагом борьбы с богословием эпохи средних веков и духовной властью церкви , стимулировали развитие социально-философских учений . Именно в этот период происходит формирование юридического мировоззрения , а его стержнем становится учение о “естественных правах” человека .
Концепцию общественных прав (благ) человека развивал голландский правовед Гуго Гроций (1583-1645) . Он подчеркивал , что право человека настолько незыблемо , что не может быть изменено даже самим Богом .
Тема естественных прав человека раскрывается и в творчестве Б.Спинозы .Он почеркивал , что от природы люди имеют право на все , чем они могут воспользоваться .Это право проявляется в разнообразных влечениях и страстях людей .
Наиболее развитую философию XVII века создал Т.Гоббс . Основной темой в ней стало государство как важнейший институт общественной жизни . Гоббс полагал , что в начале человеческой истории существовало “естественная” (догосударственное) состояние общества .Теория государства является основой социальной философии Гоббса . Важнейшее в этом учении – это идея земного происхождения государства (“смертный бог”) , что уже близко к его материалистическому объяснению . Назначение государства прежде всего состоит в том , что бы регулировать и охранять отношение собственности в обществе с помощью законов .
Тему общественной жизни развивал также англичанин Джерард Уинстенли (1609-1652) , разработавший проект Конституции республики . Выражая дух нарождающегося пролетариата , Уинстенли подчеркивал , что получение нетрудовых доходов является грубейшим нарушением естественных законов , причиной социального неравенства и иных острых проблем в обществе . Он был сторонником демократической республики .
Английский поэт Джон
Мильтон (1608-1674) также являлся сторонником
республиканской формы
“Юридическое мировоззрение”
на деле означало укрепление идейных
позиций буржуазии в
XVII век – это
“век разума” , на “естественный
свет” которого мыслители