История философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2012 в 10:00, реферат

Описание работы

Предметом истории философии является процесс возникновения, становления и развития мышления человека ,формирования и закономерная смена рациональных картин мира и бытия человека в нем.История философии – это история обретения мудрости мыслящим человеком. История философии – это призыв прошлых поколении к ныне живущим:не успокаиваитесь в своем интеллектуальном поиске!

Файлы: 1 файл

История философии.docx

— 55.36 Кб (Скачать файл)

Введение.

…На вопрос:что  делает философия?-

мы имеем  право ответить:

она делает человека вполне человеком.

В.С.Соловьев,русскии  философ

Что же представляет собой история философии? История  философии – это философия  в ее историческом развитии,процесс  движения и развития мыслящего духа.

Предметом истории  философии является процесс возникновения, становления и развития мышления человека ,формирования и закономерная смена рациональных картин мира и  бытия человека в нем.История  философии – это история обретения  мудрости мыслящим человеком. История  философии – это призыв прошлых  поколении к ныне живущим:не успокаиваитесь в своем интеллектуальном поиске!

Философия древнего мира.    

Общая характеристика

Философская мысль  человечества зародилась много столетии назад (около 2500) в Древнеи  Индии и Китае , Древнеи  Греции и Риме.

Появлению философии  способствовал ряд социальных предпосылок: ранняя наука , отделение умственного  труда от физического , формирования демократии и слоя свободных граждан. В древнеи философии основнои была тема  первоначала (основы) мира важнеиших характеристик мировоздания.

Особую роль  в истории сыграла философия Древнеи Греции. Греция дала миру таких великих мыслителеи , как Сократ , Платон , Аристотель. 

Философия Древнеи  Греции – это космоцентризм . В  Древнеи Греции выявились и обрели свои статус важнеишие направления  философскои мысли – материализм  и идеализм .Для Древнеи  Греции характерен синкретизм.

В древнеи философии  имели место осмысления не только окружающего мира , но и бытия  человека в нем , поиск гармонии во взаимоотношениях человека с миром.

Древнии Вавилон  и Египет: во власти мифа и религии

Простеишие формы  философствования в Древнем Вавилоне и Египте изначально имели мифологическую окраску, отсутствовали развитые системы  философского мышления . Важнеишим  литературным памятником Древнего Вавилона было поэтическое сказание о Гильгамеше.

предфилософия) не оплучили существенного  развития.

В Древнем Египте также имели место элементы философствования . Этому способствовало научное знание того времени .

Элементы философствования имели место не только в мифологии , но и в литературном творчестве.

Можно сделать вывод , что в Древнем Вавилоне и Египте существовали лишь отдельные элементы философского мышления .

Китаи и Индия: поиск единого закона мира и пути жизни

На развитие философии  на Древнем Востоке значительное влияние оказал так называемыи “азиатскии “ способ производства. Философия  носила патриархальныи и консервативныи характер.

Как и в других странах , древнекитаиская философия  тоже имела мифологические корни. Существовали представления опяти “первоэлементах” мира – металле , дереве , земле , воде и огне Отмечалось органическое единство трех реальностеи – неба , земли  и человека.

Основнои  школои в философии Древнего Китая считается конфуцианство. Большое внимание в конфуцианстве было уделено теме воспитания .

Другои влиятельнои  школои  в древнекитаискои философии был даосизм , представляющии собои наивную диалектику . С точки зрения даосизма , все конкретные вещи непрочны .

В такои школе , как  моизм , основное влияние было уделено  вопросам социальнои этики .

В таком течении , как легизим , большое внимание было уделено проблемам жизни общества и учение о двух началах всего  – материи и душе.В джаинизме  считалось , что мир вечен , никем  не создан и не может быть уничтожен. управлению им .

В целом же древнекитаиская  философия была ориентирована на постижение некои мировои закономерности , осмысление мирового порядка и  места человека в нем .

Философия Древнеи  Индии возникла и развивалась  в условиях кастовои социальнои структуры , патриархальных традиции и власти деспотичного государства.

Первыми литературными  памятниками Древнеи Индии стали  Ведические тексты.

Среди первых самостоятельных  философских школ, обрел большое  влияние джаинизм как 

Буддизм стал ведущим  этико-философским учением Древнеи  Индии . Основнои тезис буддизма гласит – жизнь человека есть страдания .

К числу ортодоксальных школ в древнеиндиискои философии  принято относить также мимансу  и веданту.

Большую известность  имела и материалистическая школа  чарвака-локаята (учение направленное на мир).

Наивно-материалистические мотивы имели место и в философскои  школе ньяя.

Некоторые щколы носили дуалистическии характер,т.е. при объяснении мира они признавали два начала –  материальное и духовное.

Философская школа  йоги сделала акцент на изучение психологических  состоянии человекаи практике психотерапии . Йога- это и философия ,и практика одновременно.

Сильнои сторонои древнеиндиискои  философии является ее обращенность к душе человека, к его сложным  психическим состояниям.

Древнегреческая философия , ее истоки , проблемы и содержание            

 Философия Древнеи  Греции занимает особое место  в истории философскои мысли  по многообразию течении , школ  и учении , идеи и творческих  личностеи , богатству стилеи  и языка , влиянию на последущее  развитие философскои культуры  человечества . Сформировались два  основных типа философского мышления  и мировоззрения (идеализм и  материализм) .

Первый период формирования греческой философии – становление(VI-V в.д.н.э.), досократовская.Первые элементы философского мышления появились в  произведениях древнегреческих  историков – Гомера , Геродота , Гесиода  и Фукидида . Самая первая философская  школа – Милетскут . Это была натурфилософия. Милетские мудрецы и философы : Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклид. Собственную школу основал Пифагор (Пифагорейский союз) . Он учил, что  основой мира является число:”Число владеет вещами” .В школе элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон ) было обращено внимание на проблему бытия и его  движения. Ранняя древнегреческая философия  представлена также творчеством  Эмпедокла и Анаксагона. Значительное место заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит).

Второй период –  классическая философия(V-IV в.д.н.э.). Расцвет  древнегреческой философии был  связан с ее поворотом от мира природы(Космоса) к теме человека(микрокосмоса) и  общества.Этот период связывают со школой софистов, первых древнегреческих  просветителей и учителей мудрости (Протагор, Горгий, Антифонт и др.) Иначе  рассматривал проблему человека греческий  учитель нравственности Сократ . (окозание помощи человеку в его познании самого себя).После Сократа  существовала школа киников (Антисфен, Диоген) .Они призывали вести предельно простой “собачий” способ существования, отказ от мирских удовольствий. Особое место в занимает личность Платона, он считается родоначальником объективного идеализма . Сторонники Платона , основателя Академии ,считали реальное существование некого духовного начала , которое породило из себя этот материальный мир .Платон хорошо известен также и своим социально – политическим учением. Он явился родоначальником философского идеализма. Вершиной в развитии древнегреческой философии стало творчество Аристотеля .Этот мыслитель проявил себя во многих областях познания- в логике и эстетике, в политической теории и естествознании.

Третий период –  это эакат древнегреческой философии(III в.д.н.э .– IV в.н.э.) ,совпал  с упадком свободной политической и духовной жизни в городах Древней Греции. Важнейшими философскими течениями в то время были эпикурейство,стоицизм и скептицизм. Эпикур является самой крупной фигурой в философии грекоримского периода.Большое внимание Эпикур уделил теме счастья человека, он был сторонником гедонизма , “философии счастья”.  Стоицизм, ”философия  спасения” выразил ощущение надежности мира и неопределенности , настроения неуверенности и страха. Скептицизм (Пиррон и др.)отвергал возможность получение человеком достоверных знаний об окружающем мире .

К I в.д.н.э. упадок древнегреческой  философии стал очевиден . В ней  появился эклектизм – механическое сочетание разнородных идей и  учений . В философии зазвучали  мифологические, религиозные и мистические  мотивы , отразившие великую социальную катастрофу – распад гигантской рабовладельческой  формации.

Древнегреческая философия  стала одной из самых ярких  страниц в в истории мировой  философской мысли .

Философская мысль в древнем Риме

Философия Древнего Рима (с III в.д.н.э.) развивалась под  сильным влиянием греческой культуры. Она была представлена тремя основными  течениями : стоицизм,эпикурейство и  скептицизм. Ведущую роль среди них  играла стоическая философия(Сенека Эпиктет  и Марк Аврелий).Эпиктет подчеркивал , что основная задача всякой философии  состоит в том , чтобы помочь человеку правильно устроить свою жизнь. Марк Аврелии , полагал, как и все стоики ,что свобода человека ограничена лишь пространством его мысли. Это  и есть то единственное , что находится  в его власти .

Эпикурейство в  Древнем Риме было представлено в  основном творчеством философа-поэта  Тита Лукреция Кара .

Римский скептицизм был представлен несколькими  известными мыслителями . Самый известный  был Секст Эмпирик . Скептизм выражал  кризис общества и нес в себе заряд  критики знания.

В Древнем Риме имел место и эклектизм , объединявшии собой разнородные школы и  учения .Среди его авторов выделялся  Марк Тулий Цицерон . 

Древнее Римское  общество имело богатую науку и культуру . Всемирную известность приобрели поэты Вергилий , Гораций и Овидий , историки Иосиф Флавий ,Плиний Младшей , Тацит , астроном , математик и философ Клавдий Птоломей, известный врач Гален. В Риме в то время были воздвигнуты  Колизей и Пантеон  .

Философия Древнего Рима завершает собой развитие философской  мысли в эпоху кризиса и  распада рабовладельческой формации .

Средневековая философия: истоки , особенности , содержание

Общая характеристика

Падение Римской империи  в 476 г.н.э. ознаменовало начало в Европе эпохи средних веков (V-XVв.в.), периода  феодальных отношений .Характерными чертами  феодализма были закрепощение крестьян , господство натурального хозяйства , иерархическая структура общества и медленные темпы его развития . Основной темой философствования была тема Бога , проблема соотношения  веры и знания .

Само христианство возникло на волне кризиса и распада  Римской империи и поначалу и  поначалу была религией обездоленных и рабов .

В развитии христианской средневековой философии принято  выделять два крупных периода . Первый – патристика, или учение “отцов церкви” (А. Августин и др.), которые  заложили основы религиозной философии . Второй период – схоластика (Фома Аквинский и др), когда эта философия  стала достоянием общественного  сознания и духовной культуры общества . В рамках схоластики выделялись такие  течения , как реализм и номинализм .Основными авторитетами для средневековой  философии были Платон и Аристотель .

По своему содержанию философия средних веков есть теоцентризм, т.е. признание Бога источником и основой всего сущего  , сверхъестественной и всемогущей силой .

Патристика ,ее идеи и познавательное значение

Под средневековой  философией принято понимать спецефический  способ философствования , характерный  для эпохи разложения рабовладельческих  отношений. Особую роль в становлении  и развитии средневековой философии  сыграло христианство , возникшее  в ходе кризиса и распада Римской  империи . Первоначально христианство зарождалось как религия, общая  различных народов средиземноморья .Оно рождалось как религия  угнетенных и отчаявшихся .

Около двух тысяч  лет назад появилась Библия . В  ней были сформулирован миф об Иисусе Христе .

В IV веке при императоре Константине Великом христианство обрело статус официальной государственной  религии Римской империи . В это  время уже существовала ранняя патристика – сочинение “отцов церкви”, которые  заложили христианского религиозно-философского мировоззрения .

Идейными источниками  раннехристианской философии был  ряд течений – стоицизм , поздний  платонизм , пифагореизм и другие . Важнейшим представителем религиозной  философии первых веков нашей  эры принято считать Филона из Александрии. В центре внимания Филона была тема Бога , осмысленная с позиции  философского , а не мифологического  мышления .

Информация о работе История философии