Задание 1. Основной вопрос философии.
Онтологическая и гносеологическая стороны
основного вопроса философии.
Из рассмотрения структуры
философского знания очевидно, насколько
разнообразными проблемами занимается
философия, насколько широко её предметное
поле. В сферу философского рассмотрения
попадают бытие во всём разнообразии
его проявлений, познание, развитие,
человек, природа, общество, история
и пр. Необходимо из всего разнообразия
вопросов, которыми занимается философия,
выделить главные, решение которых
во многом будет определять ответы
и на прочие интересующие философию
вопросы. Однако однозначно выделить основные
вопросы философии непросто из-за
субъективного характера философского
знания. Каждый мыслитель вправе поставить
на первый план вопросы, интересующие
лично его, а остальные отодвинуть
на периферию, объявив малозначащими.
Однако другие философы могут с этим
не согласиться и объявить главными
те вопросы, которые прежде главными
не считались.
Некоторые из философов (в
частности, экзистенциалисты) считают
главными вопрос о смысле жизни, о
свободе и достоинстве человека,
сути блага и красоты, а вопросы
научного познания и метода считают
второстепенными и интересными
только активно занимающимся научной
деятельностью специалистам. Другие
же (в первую очередь позитивисты)
полагают, что именно вопросы гносеологии
и научного метода должны считаться
главными, поскольку могут сделать
познание мира более эффективным, в
то время как вопрос о смысле жизни, сути
прекрасного и прочие «метафизические»
вопросы не допускают однозначного решения,
не являются научными, и поэтому на их
решение не стоит тратить время и силы.
Для иллюстрации того, насколько
различными могут быть предложенные
варианты основных вопросов философии,
приведём ряд примеров. Выдающийся
немецкий мыслитель 18 в. И. Кант в своём
труде «Антропология» утверждает, что
существует 4 главных вопроса философии:
1. Что я могу знать? 2. Что я должен
делать? 3. На что я должен надеяться?
4. Что такое человек? Сам И. Кант
полагал, что главным следует
признать именно вопрос о сущности
человека, поскольку от его решения
зависит ответ и на первые три
вопроса. Французский философ-экзистенциалист
Альбер Камю в своём «Эссе об абсурде
(Миф о Сизифе)» заявляет, что
главным стоит назвать вопрос
о смысле жизни, который каждый человек
должен задавать себе как можно чаще:
«Стоит ли наша жизнь того, чтобы
быть прожитой?».
Несмотря на предложенное
философами многообразие вариантов
вопросов, которые можно считать
основными вопросами философии,
традиционно считается, что основной
вопрос философии заключается в
проблеме соотношения бытия и
мышления. Такая формулировка основного
вопроса философии была предложена
немецким философом-марксистом Ф. Энгельсом
в конце 19 в. Такая постановка основного
вопроса философии подразумевает, что
существует сознание человека (сфера чувств
и мышления - идеального) и материальная
реальность. Вопрос заключается в соотношении
между этими частями бытия. Принято выделять
две стороны основного вопроса философии
в соответствии с проблематикой главных
философских дисциплин. Можно говорить
об онтологической и гносеологической
стороне основного вопроса философии.
Онтологическая сторона
основного вопроса философии
касается соотношения двух различных
видов бытия: материального (например,
окружающих нас вещественных объектов)
и идеального (понятия, числа, ощущения).
При признании одной из разновидностей
бытия главной, первичной другая
будет считаться вторичной производной,
зависимой от той, которая объявлена
главной. Соответственно, философы делятся
на два направления – материалистов,
признающих первичную реальность материи,
и идеалистов, утверждающих первичную
реальность идеального бытия и производность,
вторичность всего материального.
Между этими направлениями (материализмом
и идеализмом) и происходят главные
дискуссии во всё время существования
философии. Итак, материализм признаёт
первичность материи и производность
от неё всего идеального. Материя
существовала изначально, в то время
как идеальное появилось по меркам
существования мироздания относительно
недавно. Идеальное рассматривается
как итог длительного развития материи,
дошедшей до своей высокоорганизованной
стадии, когда материя стала способной
создавать образы (психика животных),
а затем абстрактные понятия
и прочие мыслительные конструкты (сознание
человека). Признаётся, что материальное
может существовать без идеального,
но невозможно бытие идеального без материальной
основы. Отметим, что материализм тесно
связан с развитием науки и формы материалистической
философии изменяются в зависимости от
глубины научного познания окружающего
мира.
Противоположностью материализма
являются различные разновидности
идеализма. Все идеалисты едины
в том, что материальное не обладает
самостоятельным, независимым от идеального
бытием. Считается, что духовное первоначало
является вечным, а материя появляется
на одном из этапов развития, совершенствования
этого идеального первоначала. Материя
рассматривается как инобытие (бытие в
другой, превращённой форме) первичного
духовного начала. Всё мироздание объявляется
отражением или результатом деятельности
идеального первоначала. Однако когда
встаёт вопрос о природе этого первичного
идеального начала, среди идеалистов начинаются
разногласия, разделившие идеализм на
два направления: объективный идеализм
и субъективный идеализм. Материализм,
субъективный и объективный идеализм
являются разновидностями монизма, учения
признающего наличие единственного первоначала
мироздания.
Однако существуют философы,
считающие материю и дух двумя
равноправными извечно существующими
началами, не порождающими друг друга.
Такая «средняя линия» в философии,
пытающаяся преодолеть противоположность
материализма и идеализма, называется
дуализмом. Наиболее известным дуалистом
является французский математик
и философ Р. Декарт. Некоторые
философы утверждают, что число первоначал
не ограниченно, что каждая вещь может
иметь своё, независимое от других
первоначало. Такая позиция называется
плюрализмом. Плюралистами, в частности
были Г. Лейбниц, Ф. Ницше. Однако плюрализм
может в конечном итоге склоняться
или к материализму или к идеализму.
Вторая, гносеологическая сторона
основного вопроса философии
относится к анализу процесса
познания и может быть сформулирован
следующим образом; «В состоянии
ли мы адекватно познать окружающий
мир?». Тех, кто положительно отвечает
на этот вопрос, называют гностиками (познавательными
оптимистами), а тех, кто отрицает
возможность адекватного познания
окружающего мира, называют агностиками
(познавательными пессимистами). Итак,
агностицизм – учение, отрицающее
возможность познания объективного
мира. Самыми известными агностиками
были Д. Юм и И. Кант. Среднюю позицию
между гностицизмом и агностицизмом занимает
скептицизм, его представители (скептики)
напрямую не отрицают возможность познания
мира, но сомневаются в этом, равно как
и в существовании внешней реальности
вообще.
Соотношение между решением,
предлагаемым в рамках онтологической
и гносеологической стороны основного
философии, достаточно сложно и может
быть внутренне противоречиво. Как
правило, материалисты и объективные идеалисты
считают, что познание мира возможно, а
субъективные идеалисты имеют тенденцию
к агностическим и скептическим выводам.
Аргументация, приводимая в пользу познаваемости
мира материалистами и субъективными
идеалистами, существенно различается.
Как правило, материалисты утверждают,
что свидетельством возможности истинного
познания мира является успех человеческой
деятельности, опирающейся на подобное
познание. Если бы у людей не было истинного
знание об окружающей действительности,
то они не смогли бы создать даже простейшие
орудия труда, не говоря уже о сложнейших
механизмах и приборах. Да и выживание
животных видов свидетельствует, что у
их представителей есть адекватные знания
об окружающем мире. Объективные идеалисты,
не отрицая возможности познания окружающего
мира, считают, что подобное познание становится
возможным лишь благодаря связи человеческого
сознания с высшим, первоначалом всего
сущего, с божественным разумом. Объективные
идеалисты защищают теорию наличия врождённого,
априорного знания (нативизм), которое
своим существованием обязано воздействию
верховного начала. Нам нужно не столько
получить знание из контакта с внешней
реальности, сколько припомнить его (теория
анамнезиса у Платона) или вывести из немногих
данных Богом идей (Августин, Декарт). С
точки зрения объективных идеалистов,
лишь постоянный контакт с высшим идеальным
началом обеспечивает истинное познание.
Агностики утверждают, что мы можем познавать
лишь то, что породило наше сознание (чувства,
мыслительные конструкты); о реальности,
выходящей за пределы сознания, мы можем
строить лишь вероятностные, гипотетические
положения, которые никогда полностью
подтверждены не будут.
В философии большое значение
также имеет выделение направлений
по отношению к началу, признаваемому
божественным. Здесь возможны следующие
направления:
1. Теизм – учение, признающее
существование отделённого от
мира (трансцендентного) божественного
первоначала, которому мир обязан
своим бытием. Считается, что Бог
создаёт мир и управляет ходом
всех процессов в мироздании.
В конечном итоге Бог признаётся
рационально непознаваемым, приобщиться
к нему можно только с помощью
веры. Теистическое мировоззрение
лежит в основе большинства
мировых и национальных религий
(в том числе христианства и
ислама). Наиболее известными представителями
философского теизма можно считать
Аврелия Августина, Фому Аквинского, В.
С. Соловьёва, С. Н. Булгакова.
2. Пантеизм – учение, согласно
которому божественное начало
не отделено от мироздания, является
ему имманентным. Богом объявляется
весь мир, взятый во всей
совокупности своих проявлений.
Пантеизм имеет тенденцию к
сближению с материалистической
философией, поскольку обожествляет
материю, природу и признаёт
именно их первоосновой всего
сущего. Самыми известными пантеистами
являются Д. Бруно, Б. Спиноза.
3. Деизм – распространённое
в 17-18 веках религиозно-философское
учение, представители которого
признавали Бога творцом мироздания,
порядка и гармонии в нём.
Однако деисты отрицали принцип
божественного управления миром
(провидения) и призывали познавать
не божественные, а естественные
причины всего сущего. Философы-деисты
представляли Бога как «философа
на троне неба» (Ш. Монтескье)
или искусного механика, сконструировавшего
совершенную машину мироздания.
Деисты требовали разумной религии,
освобождённой от иррациональной
веры и фанатизма, а также
выступали против вмешательства
религии в научное познание
мира. Виднейшими представителями
следует считать Р. Декарта,
Ф. Вольтера, Ж-Ж. Руссо, М. В.
Ломоносова.
4. Атеизм – отрицание
бытия Бога. Атеистические воззрения
преимущественно характерны для
представителей материализма. Атеизм
вытекает из отрицания каких-либо
сверхприродных, сверхматериальных начал,
не обусловленных материальной субстанцией.
Как и материализм в целом, атеистическая
позиция в большинстве случаев связана
с научным мировоззрением, требующим элиминации
(исключения) всего сверхъестественного,
в мироздании. Основными представителями
атеизма можно считать таких мыслителей
как Демокрит, Д. Дидро, П. Гольбах, Л. Фейербах,
К. Маркс, Н. Г. Чернышевский, Б. Рассел и
пр. Из представителей идеалистического
атеизма отметим Ф. Ницше.
Задание 2. Немецкая классическая
философия. И. Кант – родоначальник немецкого
диалектического идеализма.
КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ – философское направление
2-й пол. 18 и 1-й пол. 19 в. Родоначальник его
был И.Кант, создатель трансцендентального
идеализма. Его продолжатели и вместе
с тем критики, развившие собственные
философские системы, – И.Г.Фихте, Ф.В.И.Шеллинг, Г.В.Ф.Гегель; последний
представитель – Л.Фейербах – творец новой исторической
формы антропологического материализма.
Идея свободы образует
одну из основных характеристик классической
немецкой философии. Французская революция
была воспринята Кантом и его продолжателями
как начало новой всемирно-исторической
эпохи, содержанием которой станет
установление строя, обеспечивающего
гражданские права и свободу
каждому члену общества. Фихте
восторженно выразил свое отношение
к этой революции в двух памфлетах:
«Попытка содействовать исправлению
суждений публики о Французской
революции» (1794) и «Востребование от
государей Европы свободы мысли,
которую они до сих пор угнетали»
(1794). Молодой Шеллинг перевел
на немецкий язык «Марсельезу». Гегель
в своей «Философии истории» (1832)
говорил о Французской революции:
«Это был величественный восход солнца.
Все мыслящие существа праздновали эту
эпоху» (Соч., т. VIII. М.–Л., 1935, с. 414). При этом
Кант и его продолжатели не ограничивались
умозрительной концепцией свободы как
изначальной сущности духа, они делали
из этого конкретные социально-политические
выводы. Так, Кант, критикуя консерваторов,
утверждавших, что народ еще не созрел
для свободы, писал: «Если исходить из
подобных предположений, свобода никогда
не наступит, ибо для нее нельзя созреть,
если предварительно не ввести людей в
условия свободы...» (Религия в пределах
только разума. – Он же. Трактаты и письма.
М., 1980, с. 262). Фихте в лекциях «О назначении
ученого» (1794) заявляет: «...всякий, считающий
себя господином других, сам раб... Только
тот свободен, кто хочет все сделать вокруг
себя свободным» (Соч., т. 2. М., 1993, с. 27). Обосновывая
субстанциальность свободы, Шеллинг делает
из этого абстрактного принципа конкретный
антифеодальный вывод: «Самый недостойный
и возмущающий душу вид приобретает зрелище
такого устройства, при котором владыками
являются не закон, а воля устроителя и
деспотизм...» (Система трансцендентального
идеализма. М., 1936, с. 331). Гегель утверждает
в «Философии истории»: «Всемирная история
есть прогресс в сознании свободы, – прогресс,
который мы должны познать в его необходимости»
(с. 18–19). Из этого общего положения Гегель
делает вывод об объективной необходимости
правового государства, в котором свободные
граждане осуществляют свой жизненный
выбор. Второй основной характеристикой
классической немецкой философии является
систематическая разработка диалектического
миропонимания и диалектического способа
мышления. Кант уже в ранних своих работах
рассматривал принцип развития как единственно
возможное объяснение систематического
устройства нашей Солнечной системы. В
другой ранней работе он доказывал, что,
кроме логических противоречий, которых
следует избегать, как этого требует формальная
логика, существуют реальные противоречия,
т.е. отношения взаимоисключающих противоположностей,
как, напр., отношение притяжения и отталкивания.
В «Критике чистого разума» (1781) Кант, анализируя
предложенную им таблицу категорий мышления,
показывает, что в каждой группе категорий
первая категория представляет собой
тезис, вторая – антитезис, третья – синтез.
Последний раздел трансцендентальной
логики Канта называется: трансцендентальная
диалектика. Термин «диалектика» применяется
Кантом в традиционном смысле, вследствие
чего трансцендентальная диалектика трактуется
как логика заблуждений. Однако в рамках
такой постановки проблемы Кант ставит
действительно диалектические проблемы,
как об этом, в частности, свидетельствует
его учение обантиномиях, противоречиях, в которые впадает
разум в своих попытках решать самые общие,
фундаментальные теоретические проблемы.
При этом все антиномии Кант считает принципиально
разрешимыми. В философии Фихте понятие
абсолютного Я и полагаемое им не-Я образуют
единство противоположностей, что означает,
что человечество само созидает те объективные
условия, которые детерминируют его существование
и развитие. Шеллинг в своей натурфилософии
обосновывает идею развития природы, интерпретируя
ее как возникновение противоположностей,
преодолеваемых в процессе перехода от
низшего к высшему. Благодаря своей диалектической
идее о всеобщей связи явлений Шеллинг
предвосхищает открытие связи между электричеством
и магнетизмом, сделанное Эрстедом в 1820.
Свое наиболее полное развитие диалектика
получает в философии Гегеля, которому
принадлежит первая в истории философии
попытка создания системы диалектического
миропонимания. В своем учении о сущности
Гегель покончил с абстрактным противопоставлением
сущности явлению: сущность является,
явление существенно. Анализируя понятие
сущности, Гегель обосновывает принцип
конкретного тождества, заключающего
в себе различие (и, следовательно, нетождественность),
противопоставляя его абстрактному тождеству,
которым ограничивается (и должна ограничиваться)
обычная, формальная логика. В учении о
категориях Гегель раскрывает диалектическое
единство необходимости и случайности,
необходимости и свободы. В созданную
Гегелем диалектическую логику включены
такие категории, как «бытие», «небытие»,
«становление», «качество», «количество»,
«мера». В учении о понятии – заключительной
части диалектической логики – прослеживается
логическое развитие таких понятий, как
«объект», «механизм», «телеологическое
отношение», «практика», «жизнь». Т.о.,
гегелевская диалектическая логика является
не только теорией познания, но и онтологией.
Понятие развития – центральное понятие
гегелевской диалектики.