Экономическая сфера философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:49, контрольная работа

Описание работы

Из рассмотрения структуры философского знания очевидно, насколько разнообразными проблемами занимается философия, насколько широко её предметное поле. В сферу философского рассмотрения попадают бытие во всём разнообразии его проявлений, познание, развитие, человек, природа, общество, история и пр. Необходимо из всего разнообразия вопросов, которыми занимается философия, выделить главные, решение которых во многом будет определять ответы и на прочие интересующие философию вопросы. Однако однозначно выделить основные вопросы философии непросто из

Файлы: 1 файл

контр.docx

— 51.16 Кб (Скачать файл)

Третьей основной характеристикой  классической немецкой философии является установка на создание философии  как науки. Кант заявляет, что предшествующая философия была лишь филодоксией, рассуждательством на философские темы, но отнюдь не философией в строгом смысле слова, т.е. наукой. Солидаризируясь с Кантом, Фихте определяет философию как «наукоучение», или науку о науке. Шеллинг, отвергая традиционное противопоставление философии наукам о природе, теоретически осмысливал достижения естествознания. Гегель уже в первом крупном своем произведении – «Феноменологии духа» ( 1807) провозглашает: «Истинной формой, в которой существует истина, может быть лишь научная ее система. Моим намерением было – способствовать приближению философии к форме науки – к той цели, достигнув которой она могла бы отказаться от своего имени любви к знанию и быть действительным знанием» (Соч., т. IІ. M., 1959, с. 3).

Нетрудно понять глубокий антифидеистический смысл этой установки на превращение философии в науку. Ведь фидеизм ставит на первое место теологию, на второе – философию, а третье, самое низшее место, отводится науке. Классики немецкой философии, напротив, поставили на высшее место науку и разрабатывали философию, учитывая исторически сложившиеся нормы и критерии научности. Однако идеалистический характер учений Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля вступал в противоречие с поставленной ими задачей превратить философию в науку. В этом отношении материалист Фейербах был гораздо последовательнее. Подвергнув критике идеализм Гегеля и его предшественников, Фейербах провозгласил в работе «Предварительные тезисы к реформе философии» (1843): «Философия должна вновь связаться с естествознанием, а естествознание – с философией. Эта взаимная потребность, эта связь, коренящаяся во внутренней необходимости...» (Избр. философские произведения, т. I. М., 1955, с. 132). По учению Фейербаха, отношение мышления к материи осуществлено в человеке как единственно мыслящем существе. Подчеркивая природную сущность человека, Фейербах вместе с тем рассматривает его как общественное существо. Отвергая гегелевскую, идеалистическую диалектику, Фейербах тем не менее признает всеобщность развития, относительность противоположностей и пытается материалистически интерпретировать отрицание отрицания. Главной задачей философии Фейербах считает критику религии как иллюзорного, отчужденного сознания людей. Но, в отличие от французских материалистов 18 в., он не сводит причины религии к невежеству и обману и стремится показать, что в религии получает свое отражение реальная человеческая жизнь со всеми ее заботами, страданиями, страхами, надеждами и, конечно, стремлением к счастью.

Классическая немецкая философия  оказала большое влияние на развитие всей последующей философской и  социально-политической мысли (кантианство  и неокантианство, гегельянство и  неогегельянство, шеллингианство, марксизм и неомарксизм и др.).

Задание 3. Общество как система. Экономическая сфера общества. Понятие материального производства. Структура материального производства, его элементы.

Современные представления  о человеческом обществе во многом основаны на системном подходе к  его анализу. Под системой обычно понимают совокупность образующих ее элементов, находящихся в устойчивых связях и отношениях друг с другом. С системной точки зрения общество есть некоторая совокупность людей, связанных между собой совместной деятельностью по достижению общих  для них целей. В процессе совместной деятельности между людьми складываются многообразные иерархически выстроенные  отношения, которые и есть структура  общества. Общество как система обладает еще одной важной характеристикой - целостностью, то есть ему присущи  свойства, которые нельзя вывести  из свойств отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются  поколения, но общество постоянно воспроизводит  себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества таких особо устойчивых отношений (инвариант системы), которые обладают значительной самостоятельностью по отношению  к отдельным элементам и даже структурным звеньям.

Общество, как и любая  живая система, представляет собой  открытую систему, которая находится  в состоянии непрерывного обмена с окружающей его природной средой, обмена веществом, энергией и информацией. Общество обладает более высокой  степенью организации, нежели окружающая его среда. И чтобы сохранить  себя как целостность, оно должно постоянно удовлетворять свои потребности, в первую же очередь потребности  людей, которые имеют объективный  и вместе с тем исторически  изменчивый характер. Степень удовлетворения этих потребностей - материальных, социальных, духовных - выступает самым наглядным доказательством эффективного функционирования общества как системы. Если минимального удовлетворения потребностей достигнуть не удается, то общество ждет неминуемый распад и гибель. Это и есть управленческая катастрофа. Иначе говоря, общество не справилось с управлением сложнейшими процессами деятельности людей.

Одним словом, общество как  функционирующая система имеет  телеологическую природу. Оно стремится  к достижению определенной цели, состоящей, разумеется, из множества подцелей. Общество может вообще не задумываться о существовании такой цели, неверно  ее определять или отрицать ее наличие.

Экономическая сфера –  базовая, определяющая в жизни общества. Она включает в себя:

- производство;

- распределение;

- обмен;

- потребление материальных  благ (содержание экономической сферы).

Экономическая сфера существует в следующих формах:

- экономическое пространство  – то, в котором происходит  хозяйственная жизнь;

- деятельность институтов управления экономикой;

- способ производства материальных благ.

Способ производства материальных благ имеет две составляющие:

- производительные силы;

- производственные отношения.

Производительные силы –  люди с их знаниями, умениями, трудовыми  навыками и средства производства.

Средства производства включают в себя все, с помощью чего осуществляется производство:

- орудия труда;

- сырье и материалы;

- здания, сооружения;

- транспорт и т.д.

Производственные отношения  – отношения между людьми в процессе производства. К ним принадлежат: отношения собственности, особенно на средства производства. Это определяющий элемент производственных отношений – поскольку тот, кто обладает средствами производства, на деле является хозяином экономики и диктует условия, в то время как все остальные, не являющиеся собственниками средств производства, вынуждены предлагать свои трудовые услуги собственникам за заработную плату;

- отношения обмена деятельностью на базе разделения труда;

- отношения по поводу  распределения производственных материальных благ.

Значение материального  производства (экономической сферы  жизни общества) в том, что оно:

- создает материальную  базу существования общества - способствует решению проблем, стоящих перед обществом;

- непосредственно влияет  на социальную структуру (классы, социальные группы); - влияет на политические процессы;

- влияет на духовную  сферу – как непосредственно  (на содержание), так и на инфраструктуру, носитель духовной сферы (школы, библиотеки, театры, книги).

Материально-производственная сфера – основа общественной жизни. Производство – способ существования  человека и общества. Структура материального  производства: 1) сфера непосредственного  производства; 2) сфера распределения; 3) сфера обмена; 4) сфера потребления.

Основные компоненты материально-производственной сферы:

- труд как комплексное социальное явление;

- способ производства  материальных благ;

- закономерности и механизмы  функционирования сферы в целом.

Труд, производство – не только природный процесс, процесс  взаимодействия общества с природой, но и основа формирования самого человека как социального существа, выделения его из природы.

Труд – это диалектика материального и идеального, их непрерывное  взаимопревращение. Материальность труда  в определенной мере связана с  природным бытием, идеальность труда  проистекает из того, что это –  деятельность человека, общественного  субъекта, наделенного сознанием  и стремящегося к осуществлению  поставленных целей. Идеальное через живую деятельность человека воплощается в изменении материальных факторов труда, которые в свою очередь, отражаясь в сознании субъекта, становятся основой нового целеполагания труда. Социальный результат труда – человек, общество, общественные отношения.

Трудовая деятельность объективна. На любом отрезке истории она  развертывается в рамках определенного  наличного уровня предметной вооруженности  человека, воплощенной в системе  орудий и средств производства, в рамках развития самого человека как субъекта труда.

Общественный характер труда  заключается в его исторической непрерывности возрастания потребностей общества в труде и его продуктах, непрерывности самой жизнедеятельности  общественного субъекта труда –  народа, его сопряженностью со всеми  сторонами жизни. Люди взаимодействуют  друг с другом не только в силу общественного  разделения труда, но и потому, что  в процессе труда они приобретают  и используют знания, навыки, умения, полученные др. людьми.

Труд, являясь источником разделения и ядром производства, представляет собой: 1) процесс взаимодействия человека и природы, активного воздействия  людей на природный мир; 2) целенаправленную созидательную деятельность человека для удовлетворения постоянно растущих, возрастающих его потребностей; 3) оптимизацию  создания, использования и совершенствования  средств производства, техники, научных  знаний; 4) совершенствование самого человека как субъекта общественного  производства и личности.

Труд всегда осуществляется в рамках определенной формы общества и посредством нее, что получает практическое воплощение в способе  производства. Способ производства –  понятие, характеризующие конкретный вид производства необходимых для  жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого  в исторически определенных формах общественных отношений. Способ производства – одна из важнейших категорий исторического материализма, поскольку характеризует основную сферу общественной жизни – сферу материально - производственной деятельности людей, определяет социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. От способа производства зависит структура каждого исторически определенного общества, процесс его функционирования и развития. История общественного развития – это прежде всего история развития и смены способа производства, чем и определяется определение всех др. структурных элементов общества.

Производство всегда осуществляется благодаря двуединому процессу взаимодействия производительных сил (содержание) и  производственных отношений (социально - экономическая форма процесса производства). Способ производства – общественный вид и способ, которым люди производят материальные блага, необходимые для  удовлетворения их потребностей.

Это основной фактор, определяющий развитие, взаимосвязь и взаимодействие различных сторон и сфер общественной жизни: экономики и политики, науки  и техники, идеологии и культуры и т. д.

Производительные силы –  это те силы, с помощью которых  общество воздействует на природу и  изменяет ее, это одна из сторон развития общественного индивида. Производительные силы выражают отношения человека к  природе, его способность творчески  использовать богатство ее в личных и общественных интересах. Производительные силы существуют и функционируют  только внутри общественного производства. Уровень развития производственных сил проявляется в степени  познания человеком закономерностей  природы и их использования в  производстве для достижения поставленных целей.

В производительных силах  можно выделить 3 элемента: личностный (люди); вещественный (орудия труда, в  широком смысле – средства производства); духовный (наука). Производительные силы – основа внутреннего способа производства, все особенности способа производства зависят от уровня развития производительных сил. Источник развития производительных сил – противоречия между элементами. Предмет труда – то, на что направлен труд; средства труда – то, что служит проводником воздействия на предмет труда: образуют средства производства. В средствах труда различают орудия труда и средства для хранения предметов труда. Продукт труда носит опосредованный характер.

Показатель развития производительных сил – производительность труда. Важнейший фактор ее роста – создание более производительных орудий и  средств труда, технический прогресс. В условиях современной НТР меняется роль науки в обществе, она становится непосредственной производительной силой.

Производственные отношения  – отношения между агентами производства, в конечном счете, между людьми в  процессе производства жизненных средств. Производственные отношения носят прежде всего материальный характер. Их характерная черта – формирование как необходимые, зависящие не от воли людей, но от конкретного исторически достигнутого уровня развития производительных сил. 4 типа производственных отношений: организационно - технические; по поводу определения доли и получения ее; обмена; потребления – использование продукта (производственный и непроизводственный); на основе отношений собственности.

Информация о работе Экономическая сфера философии