Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 14:49, контрольная работа
Из рассмотрения структуры философского знания очевидно, насколько разнообразными проблемами занимается философия, насколько широко её предметное поле. В сферу философского рассмотрения попадают бытие во всём разнообразии его проявлений, познание, развитие, человек, природа, общество, история и пр. Необходимо из всего разнообразия вопросов, которыми занимается философия, выделить главные, решение которых во многом будет определять ответы и на прочие интересующие философию вопросы. Однако однозначно выделить основные вопросы философии непросто из
Взаимодействие
Источниками и движущими силами развития производства являются потребности людей и следующее за этим общественное разделение труда, обеспечивающее прогрессивное развитие материального производства путем создания новых видов труда, его специализации и кооперации. Между потребностями и производством в обществе устанавливается сложная диалектическая связь, потребности воздействуют на производительные силы опосредованно, через производственные отношения. Активность производственных отношений заключается в том, что они порождают у людей определенные стимулы к деятельности. Квинтэссенции эпохи выражается в ее функциях. Познавательная функция философии состоит в том, что она, ориентируя человека на осмысление природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, обеспечивает приращение новых знаний о мире, человеке, связях и законах и оказывает влияние на каждую сферу деятельности человека. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге представляет различные аспекты осознания отношения «человек – мир».
Мировоззренческая функция
философии проявляется в том,
что, вооружая людей знаниями о мире
и человеке, о его месте в
мире и возможностях его познания
и преобразования, оказывает влияние
на формирование жизненных установок,
на осознание социальными
Методологическая функция
философии заключается в том,
что она дает для всех форм общественного
сознания исходные, основополагающие
принципы, применение которых определяет
общую направленность подхода к
осмыслению действительности, направленность
познавательной и практической деятельности.
Однако следует помнить, что универсальные
принципы мышления, исследуемые философией,
не определяют однозначно линию творческих
поисков истины. Будучи универсальными,
они являются необходимым условием
решения разнообразных
Таким образом, философия не только дает единое понимание происходящих в мире явлений, но и разрабатывает общий метод познания, который представляет собой совокупность взаимосвязанных принципов или требований, сформулированных на основе открываемых в действительности и в познании всеобщих законов и являющихся выводом из истории развития общественного познания.
Роль философии особенно
возрастает на переломах истории
в периоды революционных
Решение глобальных проблем
современности требует
Изучение философии - необходимое условие становления человека как активного субъекта социальной деятельности, созидателя мира, своего бытия, творца своего счастья.
Только постигнув свою социально-деятельную функцию, отдельный человек может осознать, кто он есть, какое место занимает в жизни общества, подняться до самосознания. Философия видит свое предназначение в культивировании потребности и способности быть человеком.
Задание 4. Согласны ли вы с утверждением Р.Декарта, французского философа XVII в: «Действительно те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся понять их». Что дает человеку изучение философии? В каких функциях философии проявляется ее роль в жизни общества.
Да, я согласна с утверждением Декарта, так как философию нужно изучать по той же причине, по которой человек вообще думает. Главная ценность философии в том, что она учит мыслить. Что значит думать и как правильно думать, как связать одно с другим, как достойно жить — ответы на эти вопросы пытаются найти люди, которые обращаются к изучению философии или хотя бы интересуются ею. Знаете, этот вопрос сродни, например, тому, почему люди поют песни. Или смеются. Это помогает им жить, и жить лучше. Философию надо изучать поэтому же. Думающему человеку без философии не обойтись. А русская философия ведь всегда была достаточно популярна, понятна и доступна образованным людям.
Роль философии в обществе
проявляется через
Онтологическая функция (гр. ontos — сущее) состоит в рассмотрении различных определений важнейшей философской категории — бытия, означающего целостность, «собранность» , универсальность всего существующего, его субстанциональность (лат. substantio — сущность), т.е. первооснову. Философские учения по своему объясняли причины и основания мира, помещая в центр своих размышлений понятия космоса, бога, человека, сознания, абсолютного духа, воли и другие. Значения, которые придавались этим онтологическим понятиям определяли содержание и форму различных концепций бытия. В XX веке значительное распространение получила идея о том, что бытие мира может быть понято только через бытие человека. Согласно этому пониманию истину мира, его основание следует искать в потоке человеческой жизни, бесконечной в своих проявлениях, где объективное и субъективное составляют единое целое. Эта идея получила название «антропного принципа» (гр. anthropos — человек).
Социальная функция направлена на рассмотрение общих законов и движущих сил общественного развития. Теоретическое разрешение этих вопросов всегда имело большую социальную значимость потому, что определяло место и роль человека в обществе, наиболее общие ориентиры его социальной деятельности. Гносеологическая функция (гр. gnosis — знание) связана с формированием культуры мыслительной деятельности, развитием природных задатков ума. Разработка различных теорий познания присуща философии с древнейших времен. «Майевтика» Сократа, «припоминание» Платона, «идолы» Ф.Бэкона, «радикальное сомнение» Р.Декарта, «основной вопрос философии» марксизма, «интенциональность» сознания в феноменологии и т.д. — это познавательные установки, составляющие ядро тех или иных гносеологических учений. Основная проблематика заключается в исследовании способов и средств достижения истины, всеобщего в различных формах познавательной деятельности: повседневной, профессиональной, научной, художественной, религиозной и других. Философия рассматривает теоретико-познавательные проблемы через призму вопроса: познаваема ли сущность мира, его закономерности? При рассмотрении этого вопроса возникают и другие, относящиеся к анализу различных форм и сторон познания: как соотносится в познании материальное и духовное, эмпирическое и рациональное, практическое и теоретическое, субъективное и объективное, истинное и ложное? Эти и подобные им вопросы, обсуждаемые в гносеологии (эпистемологии), связаны с прогрессом науки, осмыслением новых научных результатов, их ассимиляцией с уже существующим знанием.
В истории философии известны два противоположных метода познания: диалектический и метафизический. Первый, основанный на диалектике, рассматривает явления во всеобщей связи и развитии. Известны три основные формы диалектики: античная, немецкая классическая и материалистическая. Второй — метафизический метод познания – вырывает рассматриваемые предметы и явления из всеобщей связи и рассматривает их изменения с позиций плоского эволюционизма как накопление или уменьшение каких-либо признаков, качеств или свойств. Возникновение и существование диалектики и метафизики отражает объективный процесс развития человеческого мышления.
Аксиологическая функция (гр. axios — ценный) философии осуществляется через механизм образования и функционирования ценностных значений. Объектами ценностных отношений являются все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений, явлений природы, включенных в общественную практику. В результате объекты действительности как материального, так и духовного порядка оцениваются с точки зрения добра и зла, истинного и неистинного, прекрасного и безобразного, приемлемого или неприемлемого, человеческого или нечеловеческого и т.д.
В XX веке все большее значение приобретают общечеловеческие ценности, выработанные многовековой историей человечества, направленных на развитие и выживание мировой цивилизации. Возникновение новых ситуаций, в которых оказывается человечество (последствия научно-технического прогресса, экологическая проблема, необходимость нового, высшего уровня кооперативной организации сообщества) порождают и новые ценностные приоритеты, системы ценностей в форме экологических, нравственных и других императивов, биоэтики, различных этосов, и других. Поле этих ценностных систем распространяется не только на отдельные социальные группы, страны и материки, но и всю планету. Например, умение преодолевать международные, межнациональные, межрелигиозные противоречия - одно из условий выживания человечества и в будущем без него не обойтись. Ценностная значимость такого подхода бесспорна; именно она лежит в основе формирующейся системы «институтов согласия».
Методологическая функция
философии связана с
Мировоззренческая функция философии является важнейшей по степени своего влияния на жизнь общества. Мировоззрение — это совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира в целом, места в нем человека, а также жизненные позиции, программы поведения, действия людей.
Задание 5. «…Отрицание есть определенное нечто, имеет определенное содержание, внутренние противоречия приводят к замене старого содержания новым, высшим. В каком смысле отрицание есть определенное нечто? В чем состоит утвердительная сторона отрицания? Приведите примеры.
В любой области материальной действительности постоянно происходит процесс отмирания старого, отжившего свой век и возникновения нового, передового. Замена старого новым, отмирающего нарождающимся и есть развитие, а само преодоление старого новым, возникающим на основе старого, и называется отрицанием.
Термин «отрицание» в философию ввел Гегель, но он вклады вал в него идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит развитие идеи, мысли.
Маркс и Энгельс, сохранив термин «отрицание», истолковали его материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой неотъемлемый момент развития самой материальной действительности. «Ни в одной области, - указывал Маркс, - не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования». Развитие земной коры, например, прошло через ряд геологических эпох, причем каждая новая эпоха, возникшая на базе предыдущей, есть известное отрицание старой. В органическом мире каждый новый вид растения или животного, возникая на основе старого, является в то же время и его отрицанием. История общества также есть цепь отрицаний старых общественных по рядков новыми: первобытного общества - рабовладельческим, рабовладельческого - феодальным, феодализма - капитализмом. Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более совершенная научная теория преодолевает старую, менее совершенную.
Отрицание не есть нечто
привнесенное в предмет или явление
извне. Оно результат его
Диалектика и метафизика по-разному понимают вопрос о сущности отрицаний. Метафизика, искажая процесс развития материальной действительности, понимает отрицание как отбрасывание, абсолютное уничтожение старого.
Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не уничтожает старое начисто, а сохраняет все, то лучшее, что в нем имелось. И не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более высокую ступень. Так, высшие организмы, отрицая низшие, на основе которых они возникли, сохранили присущее им клеточное строение, избирательный характер отражения и другие признаки. Новый общественный строй, отрицая старый, сохраняет его производительные силы, достижения науки, техники, культуры. Связь нового со старым осуществляется и в познании, науке.
Т.о., для марксистского
понимания отрицания характерно
признание преемственности, связи
нового со старым в процессе развития.
Но следует иметь в виду, что
новое никогда не воспринимает старое
полностью, в его прежнем виде.
Оно берет из старого только его
отдельные элементы, стороны, причем
не механически присоединяет их к
себе, а ассимилирует, преобразует
их соответственно своей собственной
природе. Марксистская диалектика требует
критического отношения к прошлому
опыту человечества, указывает на
необходимость творческого