Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении книг Э.Фромма и рассмотрении основных потребностей человека, с выяснением причин их появления и грядущих последствий.
Введение
Основная часть
Биография Эриха Фромма
Э.Фромм и его работа «Иметь или быть». Анализ двух основных способов существования: обладания и бытия
Факторы, на которые опирается ориентация на обладание
Духовные и материальные потребности человека
Жить на грани катастрофы или избежать её?
Заключение
Список литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ
(ФГБОУ ВПО СПб ГУГА)
Курсовая работа
По дисциплине: Человек и его потребности
Тема: «Эрих Фромм о потребностях человека»
Выполнила: студентка 3 курса
ГФ СНТ 702
Захарова Инесса
Преподаватель: кандидат философских наук,
доцент Левшина Ольга
Николаевна
Санкт-Петербург
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
Биография Эриха Фромма…………………………………………….
Заключение………...……………………………………
Список литературы……….………………………
Введение
«Наше общество — это общество хронически несчастных людей, мучимых одиночеством и страхами, зависимых и униженных, склонных к разрушению и испытывающих радость уже от того, что им удалось «убить время», которое они постоянно пытаются сэкономить»1.
Так описывал общество один из самых выдающихся мыслителей ХХ века Эрих Фромм. Своими работами он внес большой вклад в разработку проблемы потребностей, и уже на основе проведенных им исследований «создал социально-психологический портрет человека - потребителя»2. Проблемы, которые ставил перед человечеством Фромм, сейчас стали более актуальными, чем, нежели, полвека назад. Люди перестали сами делать свой выбор и стали рабами своих потребностей, которые увеличиваются из года в год.
Прежде чем перейти к цели и основным задачам курсового проекта, следует рассмотреть биографию Э.Фромма, определить основные факторы, повлиявшие на популярность его работ.
Цель данной курсовой работы заключается в изучении книг Э.Фромма и рассмотрении основных потребностей человека, с выяснением причин их появления и грядущих последствий.
Первой задачей курсовой работы является анализ двух способов существования - бытия и обладания, их характеристик и выявление истинного способа существования.
Вторая задача состоит в рассмотрении факторов, на которые опирается ориентация на обладание. Ведь если не знать причину появления проблемы, то невозможно найти путь её решения.
Следующая задача - это подробное рассмотрение духовных и материальных потребностей. Выявление ложных потребностей и подведение человечества к главному жизненно-важному шагу – созданию нового общества.
Ну и заключительной задачей, является рассмотрение современного общества, выявление его критического состояния. И ответ на вопрос, возможно ли создание нового общества.
1.Фромм Эрих. Иметь или быть//
Либрусек. (Электронный ресурс). – Режим
доступа: http://lib.rus.ec/b/356525/
2.Пашин В.С. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ: Учебное пособие/Университет ГА. С. – Петербург, 2010. –9с.
Основная часть
Биография Эриха Фромма
Эрих ЗелигманнФромм (нем. Erich Seligmann Fromm; 23 марта1900, Франкфурт-на-Майне — 18 марта1980, Локарно) — немецкий социолог, философ, социальный психолог, психоаналитик, представитель Франкфуртской школы, один из основателейнеофрейдизма.
Родился Фромм в 1900 году в Германии. Он был единственным ребенком родителей-евреев. Его мать Роза Фромм, в девичестве Краузе, была дочерью раввина, эмигрировавшего из России. Отец Эриха, Нафтали Фромм, также был сыном и внуком раввинов, и хотя занимался торговлей, сохранял и поддерживал в семье ортодоксальные религиозные традиции. Семья Фромма была далеко не идеальной. Он описывал своих родителей как “очень невротичных”, а себя как “невыносимо невротичного ребенка”.
Во Франкфурте Фромм посещал национальную школу, в которой наряду с основами вероучения и религиозными традициями преподавались и все предметы общеобразовательного цикла. Окончив её в 1918 году, он поступил в Гейдельбергский университет, где изучал философию, социологию и психологию. В 1922 году под руководством Альфреда Вебера, он защитил докторскую диссертацию.
В 1925 годуФромм, завершил обязательную психоаналитическую подготовку, и открыл собственную частную практику. Обширная практика, общение с пациентами дали Фромму богатый материал для переосмысления соотношения биологического и социального в формировании человеческой психики. Анализ эмпирического материала был осуществлен им в период работы в Институте социальных исследований во Франкфуркте-на-Майне (1929—1932).
Получив базовое образование в Германии он 1934 году эмигрировал в Соединенные Штаты Америки, стремясь избежать нацистской угрозы. Там он начал вести частную практику в Нью-Йорке, работая в Колумбийском университете. Свою первую книгу «Бегство от свободы» Фроммопубликовал 1941 году, которая сделала ему имя в Америке.
1943 год ознаменовался
в жизни именитого учёного
двумя событиями. Во-первых, с
его участием было основано
Нью-Йоркское подразделение
В 1945 году Фромм участвовал
в создании Института психиатрии, психоанализа
и психологии Уильяма Алансона Уайта,
был одним из первых его преподавателей
и так и продолжал бы там работать, но вмешались
семейные обстоятельства. Жена учёного
серьёзно заболела. Врачи посоветовали
сменить климат, и семейство Фроммов направилось
в Мексику. Фромм стал профессором Национального
университета Мехико [
За всё это время он выпускает множество работ. В 1947 году выходит продолжение книги «Бегство от свободы», книга «Человек для самого себя». Фромм считал, что проблема бегства от свободы возникает у человека из-за бегства от самого себя, и для начала нужно проанализировать человека, прежде чем задуматься над проблемами целого общества.
В 1957 году вышла в свет его работа «Искусство любить». Она является одной излучших его работ и посвящена проблеме понимания любви, ведь для каждого человека любовь играет очень большую роль в его жизни. В этой книге нет доступной инструкции в искусстве любви. Автор, напротив, ставит целью убедить читателя, что любовь не такое чувство, пережить которое может всякий, независимо от уровня достигнутой им зрелости. Но он говорил, что любви, как и любому виду мастерства можно научится, стоит лишь придать этому процессу много усилий.
К работам Фромма так же относятся: «Здоровое общество» (1956), «Душа человека» (1964), «Революция надежды» (1968), «Анатомия человеческой деструктивности» (1973), «Миссия Зигмунда Фрейда», «Психоанализ и религия», «Адольф Гитлер» и т.д.
В 1974 году Эрих Фромм вернулся в Швейцарию, в местечко Муральто. Там в 1976 году он пишет свою знаменитую по сей день работу «Иметь или быть». Книга посвящена анализу бытия и обладания, как фундаментальных способов человеческого существования. В ней он говорит об истинном способе существования и предлагает построение нового общества, чтобы избежать всемирной катастрофы.
В1980 году Фромм умирает у себя дома в Швейцарии, не дожив пяти дней до восьмидесятилетия. Всю жизнь Фромм был психологом-практиком. Огромную славу во всем мире ему стяжали его работы, которые по сей день являются предметом изучения.
§1. Э.Фромм и его работа «Иметь или быть». Анализ двух основных способов существования: обладания и бытия
Как уже говорилось, Э.Фромм написал множество хороших книг, которые потрясли и до сих пор потрясают большую часть человечества. Но чтобы не отходить от темы курсовой работы, следует уделить внимание его основной работе «Иметь или быть». Эта книга была написана под занавес его жизни, в ней он соединил все мысли воедино и создал социально-психологический портрет человека-потребителя.
На протяжении всей книги Фромм проводит анализ двух способов человеческого существования – бытия и обладания.
Что же такое обладание и бытие?
Фромм считает обладание неотъемлемой частью человеческой жизни: чтобы жить, мы должны обладать вещами, чтобы потом получать от них удовольствие. Из этого следует, что мы ничто, если мы ничем не обладаем.
Навязчивая идея обладать, появляется у нас с самого рождения. Новорожденный ребенок стремиться завладеть грудью матери, далее в ходе индивидуального развития он начинает обзаводиться игрушками, друзьями. Друзья, наши вторые половинки, тоже являются объектом нашего обладания. Фромм говорил о любви так: «...В действительности же существует лишь акт любви. Любовь - это форма продуктивной деятельности, предполагающая проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик, изъявление чувств, наслаждение...»1, многие могут не согласиться с этим, но если задуматься, то так оно и есть, сейчас люди разучились любить, каждый ищет выгоду в своём партнере, будь то общие экономические интересы или же сексуальное влечение.
Природа обладания у Фромма обусловлена природой частной собственности. Стремление поглощать все на своем пути делает человека ненасытным, алчным, он начинает терять себя, забывая о всех принципах морали и нравственности. Ориентация на обладание – характерная особенность западного индустриального общества, в котором главным смыслом жизни является погоня за деньгами, властью и славой.
Истинным же способом человеческого существования является бытие. Под бытием Фромм понимает такой способ существования, при котором человек и не имеет ничего, и не жаждет иметь что-либо, но счастлив, продуктивно использует свои способности, пребывает в единении со всем миром. Модус бытия принадлежит опыту, бытие нельзя осязать, оно проявляется в нас, наших поступках.
Бытие характеризуется категорией «здесь и сейчас»2, как говорил Фромм «бытие не обязательно существует вне времени, но время не довлеет над ним»3, если ты когда ни будь переживал любовь, счастье, эти мгновения прошли, но ты помнишь их, и вспоминая начинаешь снова испытывать то удовольствие, что и раньше.
Чтобы лучше пояснить различие между этими двумя способами существования, Фромм проиллюстрировал его на примере двух близких по содержанию стихотворениях. Одно из них - хокку японского поэта 17 века Басе, другое принадлежит перу английского поэта 19 века – Теннисона. Оба поэта описали сходные переживания: свою реакцию на цветок, увиденный во время прогулки.
1.Фромм Эрих. Иметь или быть//
Либрусек. (Электронный ресурс). – Режим
доступа: http://lib.rus.ec/b/356525/
2.Там же.
3.Там же.
В стихотворении Теннисона говориться:
«Возросший средь руин цветок,
Тебя из трещин древних извлекаю,
Ты предо мною весь – вот корень, стебелек,
Здесь, на моей ладони.
Ты мал, цветок, но если бы я понял,
Что есть твой корень, стебелек,
И в чем вся суть твоя, цветок,
Тогда и бога суть и человека суть познал бы»1.
Трехстишие Басе звучит так:
« Внимательно вглядись!
Цветы пастушьей сумки
Увидишь под плетеньем!»2
Первое желание Теннисона – обладать цветком. Он срывает его целиком, с корнем. Отношение же Басе к цветку совершенно иное. У поэта не возникает желание срывать его, он даже не дотрагивается до цветка.
Теннисону, как представляется, необходимо обладать цветком, чтобы постичь природу и людей, в результате этого обладания цветок погибает. Басе же хочет просто созерцать, причем не только смотреть на цветок, но стать с ним единым целым – и оставить его жить.
Из этого следует, что бытие, и обладание являются потенциальными возможностями человеческой природы. Обладание Фромм считает основанным, в конечном счете, на биологической потребности в самосохранении. Бытие же связано со спецификой человеческого существования, с внутренне присущей человеку потребностью в преодолении одиночества посредством единения с другими людьми. Обе эти потенциальные возможности живут в каждом человеке; доминирование одной из них зависит от социальной структуры, ее ценностей и норм.
Бытие и обладание иллюстрируют духовные и материальные потребности человека. Фромм говорил, что в нашем обществе, преобладают материальные потребности. И нельзя с ним не согласиться. Такие устоявшиеся выражения, как «Деньги решают все», «Самые крепкие аргументы те, что в твердой валюте», «Счастье не в деньгах, а в их количестве»и т.д.. Фромм называл человека, для которого главным является накопление материальных ценностей человеком-потребителем.