Эрих Фромм о потребностях человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в изучении книг Э.Фромма и рассмотрении основных потребностей человека, с выяснением причин их появления и грядущих последствий.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Биография Эриха Фромма
Э.Фромм и его работа «Иметь или быть». Анализ двух основных способов существования: обладания и бытия
Факторы, на которые опирается ориентация на обладание
Духовные и материальные потребности человека
Жить на грани катастрофы или избежать её?
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Эрих Фромм о потребностях человека.docx

— 67.33 Кб (Скачать файл)

«В условиях технического прогресса потребность в большем  потреблении продукции промышленности превращает человека в


 

1.Фромм Эрих. Иметь или быть// Либрусек. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/356525/read#t1

2.Там же.

 

прожорливое существо, которое  охвачено страстью потребления.Для него все становится статьёй потребления: сигареты, коньяк, кино, любовь, телевиденье, книги, образование. Потребительская алчность становится доминирующей психологической силой в современном индустриальном обществе. Чем больше власти человек имеет над машиной, тем более безвластно его существование. Чем больше он потребляет, тем больше становиться рабом все увеличивающихся потребностей. Свобода потребления становится сущностью человеческой свободы»1.Из этого следует, что человек теряет свободу из-за своих потребностей. А все это происходит, потому что потребности зачастую бывают ложными.

Человек может быть ориентирован на обладание и его потребности  могут быть не ложными, по мнению Фромма. Потому что само человеческое существование в целях выживания требует, чтобы мы имели и сохраняли определенные вещи, заботились о них и пользовались ими. К таким вещам относится пища, жилище, одежда, орудия труда и т.д. Такую форму обладания Фромм назвал экзистенциальным обладанием, потому что оно коренится в самих условиях человеческого существования. Оно представляет собой стремление к самосохранению, в отличие от характерологического обладания – старательного желания иметь, удержать и сохранить.

Экзистенциональное обладание  находиться в единение с бытием, что  немало важно для здорового  общества, к которому в своих книгах стремился Фромм.

В современной жизни тяжело представить человека экзистенциального  типа. Для того, чтобы облегчить эту задачу Фромм приводит примеры из повседневной жизни. Пример из жизни студентов – учеба:

 «Студенты, ориентированные  на обладание, могут слушать  лекцию, воспринимать слова, понимать  логическое построение фраз и  их смысл и в лучшем случае  дословно записать все, что  говорит лектор, в свою тетрадь  с тем, чтобы впоследствии вызубрить  конспект и, таким образом,  сдать экзамен»2. Здесь явно прослеживается обладание, студенты стремятся именно владеть большим количеством знаний. Они ни в коей мере не повлияют на его мировоззрение и мироощущение.

«Совершенно по-иному протекает  процесс усвоения знаний у студентов, которые избрали в качестве основного  способа взаимоотношений с миром  бытие. Начнем хотя бы с того, что  они никогда не приступают к слушанию курса лекций. Они ранее уже  размышляли над проблемами, которые  будут рассматриваться в лекции, у них в связи с этим возникли свои собственные вопросы и проблемы. Они уже занимались данной темой, и она

интересует их. Они не пассивные  вместилища для слов и мыслей, они


 

1.Пашин В.С. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ: Учебное пособие/Университет ГА. С. – Петербург, 2010. – с 9.

2.Фромм Эрих. Иметь или  быть// Либрусек. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/356525/read#t1 
слушают и слышат, и, что самое важное, получая информацию, они реагируют на нее активно и продуктивно. То, что они слышат, стимулирует их собственные размышления. У них рождаются новые вопросы, возникают новые идеи и перспективы. Для таких студентов слушание лекции представляет собой живой процесс»1. Такие студенты всю информацию воспринимают критически, они не просто употребляют ее, они пропускают ее через призму своих знаний.

Можно долго говорить об этих двух формах существования, задаваясь вопросом, что же истинно для современного человека, потому что однозначного ответа на этот вопрос нет. Фромм жил в прошлом веке и он, конечно, мог ошибаться, но с ним нельзя не согласиться, что истинная форма существования все-таки бытие.

 

§2. Факторы, на которые опирается ориентация на обладание

Чтобы правильно оценить  проблему, нужно выявить основные ее причины, факторы, которые повлияли на ее появление. Почему человек больше склоняется к обладанию, а не бытию, как к истинной форме существования?

Как  говорилось ранее, Эрих Фромм был основоположником неофрейдизма, он, как и Фрейд,считал общество главным фактором, влияющим на развитие человека и его потребности. С этим сложно не согласиться, ведь все потребности, которые у нас возникают, так или иначе, диктует нам общество. Причем не важно, какой век сейчас на дворе первый или двадцать первый, у человека всегда было и будет проявляться желание «быть, как все».

Это желание напрямую ворует у человека свободу, а потеря свободы  ведёт к весьма негативным последствиям. Общество может разрушить человека, сделать его рабом, и лишь немногим удается сопротивляться ему, ведь если ты не будешь жить по законам общества, то тебя могут изгнать из него. И не понятно, что лучше, быть одиноким или же потерять  свободу. Я полагаю, над этим стоит задуматься, ведь свобода у каждого человека своя, можно и в рабстве быть абсолютно свободным, потому что ограничивать наши мысли никто и никогда не сможет.

Ещё одним фактором, ориентирующим  человека на обладание является культура. Правильнее будет сказать не просто культура, а наличие множества  культур. Они все автономны и  суверенны, каждая обладает своей судьбой  и потенциалом. И как при этом должен вести себя человек? Должен ли он найти свою собственную культуру и жить по ее законам, или же ему  стоит подчинится культуре, уже существующей, не внося никаких изменений? Так или иначе, здесь проявляются зачатки массовости, коллективности и бороться с этим бессмысленно, пока человек не обретет свободу от общества.


 

1.Фромм Эрих. Иметь или  быть// Либрусек. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/356525/read#t1

Следующий фактор, отрицает всю философию в человеке, ведь главный смысл человеческой жизни –это поиск истины. Но Фромм полагал, что «истина вовсе не вожделенна для человека, его устраивает иллюзия, греза, фантом. Человек не ищет правды, он ее боится, а поэтому нередко рад обманываться»1. И нельзя с ним не согласиться, ведь, сколько ложных потребностей мы имеем, мы тратим время и средства на то, что нам не нужно, при этом истинные духовные потребности мы обходим стороной.

Отсутствие активности человека так же влияет на их жизненные ориентиры. Активность не в смысле внешней занятости, а в смысле внутреннего подвижничества, продуктивного использования им своих человеческих потенций.«Быть активным - значит дать проявиться своим способностям, таланту, всему богатству человеческих дарований, которыми, хотя и в разной степени, наделен человек»2.

Состоятельность нации, как  не прискорбно, тоже является немало важным фактором, по мнению Фромма. Он говорил о том, что только человек, у которого есть все, может объективно оценивать свою жизнь, и находить истинные свои потребности. Примером этому, могут служить Древние Греки, для них духовные потребности были приоритетней, так как всю работу за них выполняли рабы.

Важнейшим фактором усиления ориентации на обладание является язык. Слова создают видимость постоянных, неизменных субстанций, однако за ними не стоит никакая реальность. Они только мешают понять то, что мы имеем дело с процессами, происходящими в человеческой жизни. Мы наивно считаем, что вещи существуют как таковые, и не можем понять, что это общество учит нас превращать наши ощущения в восприятия, которые позволяют нам управлять окружающим нас миром, чтобы мы могли выжить в условиях данной культуры. Из этого следует, что название вещей, которые мы привыкли использовать, существуют лишь для того, чтобы мы их использовали, а не для того, чтобы мы к ним стремились. 

«Потребность в обладании имеет еще одно основание, а именно биологически заложенное в нас желание жить»3. Во-первых, это желание ярко проявляется в наших биологических потребностях: в еде, воде, в защите, в продолжение рода. Также независимо от того, счастлив человек или нет, его тело стремиться к бессмертию. И хотя нам известно, что человек не можем жить вечно, мы пытаемся найти доводы, которые заставят нас поверить, что все-таки мы бессмертны. Фромм приводил множество примеров жажды бессмертия: вера фараонов в то, что их захороненные в пирамидах тела ожидает бессмертие; многочисленные религиозные фантазии охотничьих племен о загробной жизни в изобилующем дичью крае; христианский и исламский рай. Так же Фромм говорил о том, что человек


 

1.Фромм Эрих. Иметь или быть// Либрусек. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/356525/read#t1

2.Там же.

3.Там же.

пытается получить бессмертие через средства массовой информации, поэтому страстное стремление к  славе, обуславливается не выражением мирской суеты, оно имеет религиозное  значение для тех, кто больше уже  не верит в традиционный потусторонний  мир.

Однако, сейчас владение собственностью гораздо больше реализуется, чем стремление к бессмертию, и именно поэтому столь сильна ориентация на обладание. «Если мое "я" - это то, что я имею, то в таком случае я бессмертен, так как вещи, которыми я обладаю, неразрушимы»1. Из этого следует,  все, что ты нажил при жизни, по средствам законной силы завещания передается грядущим поколениям, а если вещи не умирают, значит и человек становится бессмертным. Стремление к обладанию, вызвано стремлением к бессмертию.

Это далеко не все факторы, которые ориентируют человека на обладание, со временем появляются и  другие, немало важные причины. Причем очень сложно понять, что толкает  людей в первую очередь, ведь каждый человек уникален и к каждому  нужен свой подход.

 

§3. Духовные и материальные потребности человека

 

Материальные и духовные потребности, возникли вместе с человеком  и обществом, и взаимообусловливают друг друга на протяжении всей человеческой истории.

 

    • Духовные потребности

 

Самой главной духовной потребностью Фромм считал свободу. Но быть свободным очень сложно. Фромм  говорил, что «свобода принесла человеку независимость, но одновременно изолировала его и пробудила в нем чувство бессилия и тревоги»2. Свобода неоднозначна! Она может приносить человеку уверенность в себе, делать его независимым, она может помогать ему в полной мере реализовываться в современном обществе, но при всем этом она отдаляет человека от общества, делает его одиноким. Поэтому зачастую люди отказываются от свободы и от своей индивидуальности.

Фромм говорил о двух путях бегства от свободы. «Первый - спонтанно связать себя с окружающим миром через любовь и труд, через проявление всех своих способностей, обретая таким образом единство с людьми, миром и самим собой, не отказываясь от независимости своего "я"»3 - в терминах Фромма это путь, ведущий к позитивной свободе. «Второй - отказ от


 

1.Фромм Эрих. Иметь или  быть// Либрусек. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/356525/read#t1

2.Фромм Эрих. Бегство от  свободы//Либрусек. (Электронный ресурс). – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/270064/read#t1

3.Там же.

свободы в попытке преодоления  возникшего одиночества. Этот путь, путь к негативной свободе, не в силах  обеспечить индивиду былое единение и спокойствие, так как отдаленность от прошлого неизбежна; путь это связан с отказом от своей индивидуальности, он смягчает тревогу и делает жизнь  терпимой, но проблемы не решает»1. При избрании последнего пути жизньпревращается в автоматическую деятельность, не имеющую цели и неспособную дать результат. Именно поэтому свобода, является главной духовной потребностью человека.

Немало важной духовной потребностью является любовь. Причем Фромм полагал, что главной проблемой является не то, чтобы быть любимым, а то, чтобы научится любить. Потому что значительная часть людей думает, что, на самом деле, любить просто, проблема состоит лишь в том, чтобы найти подходящийобъект. И зачастую они ошибается, любви, как и любому другому виду искусства нужно учится, потому что любовь – закономерный плод усилий и знаний, хотя некоторые даже не задумываются, что, для того чтобы любили тебя, надо тоже предпринять какие-то старания.

Фромм говорил о пяти элементов, присущих каждому виду любви. Это давание, забота, ответственность, уважение и знание. Значение каждого из этих слов знакомо нам с детства. Стоит обратить внимание на то, что «уважать человека невозможно, не зная его: забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание»2. Фромм рассматривал любовь как один из путей познания тайны человека, а знание как аспект любви, являющийся инструментом этого познания, позволяющий проникнуть в самую суть. Фромм говорил, что если научишься любить, сможешь заглядывать не в глаз, а прямо в душу человека. Познание человека должно сопровождаться любовью к нему, и лишь тогда можно будет его понять.

Следующей духовной потребностью является потребность в безопасности, причем безопасность рассматривается не только как  отсутствие внешней угрозы, но и как уверенность в завтрашнем дне. Люди боятся идти в перед, так  как впереди неизвестное и  неизведанное.Каждый новый шаг таит в себе опасность неудачи, и это является одной из причин боязни людей.

Потребность в самоактуализации, как ни странно является очень важной потребностью человека. Люди стремятся в сторону максимального развития своих возможностей и способностей. Эта потребность мотивирует человека к личностному росту. Люди стремятся стать теми, кем они могут стать, исходя из своего потенциала, талантов и возможностей.

Информация о работе Эрих Фромм о потребностях человека