Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 19:24, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в изучении книг Э.Фромма и рассмотрении основных потребностей человека, с выяснением причин их появления и грядущих последствий.
Введение
Основная часть
Биография Эриха Фромма
Э.Фромм и его работа «Иметь или быть». Анализ двух основных способов существования: обладания и бытия
Факторы, на которые опирается ориентация на обладание
Духовные и материальные потребности человека
Жить на грани катастрофы или избежать её?
Заключение
Список литературы
Из этого следует, что немало важной потребностью является потребность в знаниях. «Знать - значит проникнуть за поверхность явления до самых его корней, а следовательно, и причин; знать - значит "видеть"
1.Фромм Эрих. Бегство
от свободы//Либрусек. (Электронный
ресурс). – Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/270064/
2.Фромм Эрих. Искусство
любить//Либрусек.(Электронный ресурс).
– Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/98238/
действительность такой, какова она есть, без всяких прикрас. Знать не означает владеть истиной; это значит проникнуть за поверхность явлений и, сохраняя критическую позицию, стремиться активно приближаться к истине»1.
Люди также нуждаются в вере, ведь разве можем мы жить без веры? «Разве не должен младенец довериться груди своей матери? Разве не должны все мы иметь веру в других людей, в тех, кого мы любим, наконец, в самих себя? Разве можем мы жить без веры в справедливость норм нашей жизни? В самом деле, без веры нами овладевают бессилие, безысходность и страх»2.Вера - это внутренняя установка человека. Человек, чтобы выжить должен верить.
Потребность в памяти является ещё одной духовной потребностью человека. Человек стремиться к активному воспроизведению слов, мыслей, зрительных образов, картин, музыки и т.д.. Чтобы человеку вспомнить какой-либо конкретный факт, ему нужно связать его с множеством других факторов. В этом случае устанавливаются живые связи, Фрейд назвал их методом свободных ассоциаций. Вспоминание представляют собой акт продуктивного мышления.
Также к духовным потребностям относятся
такие потребности как
«Материальные потребности – совокупность материальных благ, имеющая вещественную форму и выступающая в качестве главного побудительного мотива трудовой деятельности человека»3. Разновидностями материальных потребностей являются жилье, мебель и оборудование, одежда и обувь, транспорт и средства связи, продукты питания, предметы культуры, отдых и развлечения. Планирование материальных потребностей человека имеет важное практическое значение, так как оно формирует условия жизни и уровень благосостояния человека.
Материальные потребности на данный момент являются первичными потребностями человека. Это обусловлено тем, что человек является биологическим существом и чтобы жить, ему нужно удовлетворять
1.Фромм Эрих. Иметь или
быть// Либрусек. (Электронный ресурс).
– Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/356525/
2.Там же.
3.Потребности материальные//
потребности связанные с его выживанием. Это потребности в еде, воде, в доме, в одежде и т.д. Эти потребности Фромм назвал «экзистенциональными»1 (existentia с латинского переводится как существование, жизнь). Фромм не считал их ложными, потому что не удовлетворение этих потребностей вело человека к гибели.
Ложными же Фромм называл те потребности, которые возникают у человека с развитием технологий. В условиях технологического прогресса потребность в большем потреблении продукции растет. Причем все ложные потребности нам навязывает общество, пользуясь таким инструментом, как реклама и политическая пропаганда.
Люди не думая скупают все, что появляется на прилавках, многие всю жизнь проживают только ради того, чтобы удовлетворить свои потребности. Эта жажда потребления связана с одной из особенностей человека, стремлением «быть как все». Возьмем, к примеру, телефон, его основная функция – связывать людей на расстоянии, в магазине можно купить телефон от 1 000 до 50 000 рублей, почему происходит такая разница в ценах и почему люди стремятся затратить большую сумму денег на вещь, которую можно купить намного дешевле? Ведь если задуматься, то это кажется довольно-таки глупым. И таких примеров можно привести очень много.
Алчность потребления охватывает всех людей, люди стали стремиться обладать не только вещами, но и образованием, знанием, любовью, друзьями и т.д.. Люди из-за этого становятся циничными, расчётливыми и лживыми. В этой ситуации для них главным является получить своё любой ценой. Иногда такой ценой являются жизни людей.
§4.Жить на грани катастрофы или избежать её?
Фромм говорил о том, что современный человек, считает истинной формой существования обладание, то есть материальные потребности он ставит выше духовных. И это ведет его к разрушению. А если разрушается человек, то разрушается и общество.
Фромм полагал, что причины этих явлений кроются в специфике капиталистического общества. Капиталистическая экономическая система, по Фромму, руководствуется в своем развитии не подлинными интересами человека, а собственными системными потребностями. В результате социально-экономические условия капитализма формируют адаптированного к ним индивида — эгоистичного, себялюбивого и алчного. Согласно Фромму, черты характера человека, порожденного социоэкономической системой капитализма, являются патогенными и в результате формируют больную личность, а следовательно, и больное общество. Фромм утверждает,
1. Фромм Эрих. Иметь или быть//
Либрусек. (Электронный ресурс). – Режим
доступа: http://lib.rus.ec/b/356525/
что единственным способом избежать глобальной катастрофы является гуманистическая переориентация направленности развития человека и общества. Проблему реализации гуманистических альтернатив Фромм связывает с необходимостью глубоких изменений в человеческом характере. Различия в индивидуальных характерах людей и в типах социального характера связываются им с преобладанием одного из двух основных способов существования человека. Он считал, что если ориентировать людей на такой способ существования, как бытие, мир станет намного лучше и чище.
Из этого следует, что спасти общество от катастрофы может только «коренное изменение характера человека, выражающееся в переходе от доминирующей установки на обладание к господству установки на бытие»1. То есть спасти человечество может только создание нового общества. Но чтобы это получилось, нужно столкнуться с рядом трудностей.К примеру, создать такую структуру, при которой основной мотивацией было бы духовное, психологическое удовлетворение, а не материальное обогащение. Для людей должны быть созданы такие условия, при которых они испытывали бы счастье и радость, а не просто удовлетворяли свою потребность в наслаждении. Необходимо создать безопасность индивидам, чтобы они не зависели от бюрократического аппарата общества и могли в полной мере реализовывать весь свой внутренний потенциал. Также чтобы изменить общество, нужно поменять качества людей живущих в нем. К примеру, новому человеку должны быть присущи такие качества, как: «отказ от обладания в пользу бытия; чувство безопасности, веры в себя, в заинтересованности и любви, в единении с миром;ощущение своего места, служение обществу, нахождение смысла жизни;освобождение от ненависти и иллюзии; освобождение от нарциссизма;стремление к всестороннему развитию;обретение свободы;стремление осуществить свои цели»2 и т.д..
Да, все перечисленное сейчас может казаться невозможным, а создание нового общества утопией, но это только на первый взгляд. Человек за свое существование на этом свете смог подчинить себе технику, животных и природу, смог покорить космос, изведал глубины океанов. Главное задаться целью, а уж способы реализации ее придут сами.
Успех при создании общества, зависит от множества факторов. К примеру, от уничтожения рекламы и политической пропаганды. Их влияние Фромм называл методом «промывания мозгов»3. Чем же он опасен? Во-первых, он не дает нам выбрать нужный товар и побуждает покупать вещи, которые, в принципе, нам не нужны и которые мы не хотим приобретать. Во-
1.Фромм Эрих. Иметь или
быть// Либрусек. (Электронный ресурс).
– Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/356525/
2.Там же.
3.Там же.
вторых, он вынуждает нас
избирать тех политических деятелей,
которых мы никогда не избрали
бы, если бы мы полностью контролировали
себя. Такое гипнотическое
«Прекращение отравления населения средствами массового внушения окажет на потребителей почти такое же воздействие, какое оказывает на наркоманов воздержание от приема наркотиков»1. Поэтому Фромм предлагал не сразу отказаться от рекламы, а постепенно ее ограничивать, что-то вроде уменьшать дозу и готовить людей к новому шагу, к полному отказу от неё.
Ещё один не мало важный фактор, способствующий грядущей катастрофе, это пропасть между развивающимися и развитыми странами. Что же может случится, если не будут предприняты решительные шаги, чтобы уничтожить эту пропасть? Во-первых, могут широко распространится какие-нибудь эпидемии, или же голод и нищета доведут людей до отчаяния. Во-вторых, люди могут прибегнуть к насилию, запустить ядерное или биологическое оружия, которые вызовут хаос и разрушение всего мира в целом. «Эту катастрофу можно предотвратить только в том случае, если будут устранены условия, порождающие голод и болезни, а для этого жизненно необходима помощь высокоразвитых стран»2. Причем цель развитых стран должна заключаться не в том, чтобы получить какую-либо прибыль от помощи, а в том, что бы позаботится о наших потомках, чтобы они жили в мире лучшем, чем мы. Чтобы они получили в наследство от нас не разграбленную Землю, а процветающую и плодородную. Исполнение этой цели зависят от доброты и душевности тех специалистов, которые должны будут ее осуществить.
Грядущей катастрофе та же, по мнению Фромма, сопутствует неравенство между мужчинами и женщинами. Женщины должны быть освобождены от патриархального господства, так как это является основным фактором гуманизации общества. «Сегодня на всех отношениях между мужчиной и женщиной, даже среди тех, кто сознательно выступает против мужского превосходства, лежит печать неравноправия полов, у мужчин этопроявляется в чувстве превосходства, у женщин - в ощущении собственной неполноценности»3.Все усиливающееся движение за освобождение женщин имеет огромное значение, ибо оно угрожает самому принципу власти, на котором основывается существование современного общества. Если движение за освобождение женщин сможет определить свою роль и назначение в общественной жизни как силы, выступающей против порабощения, то женщины будут иметь решающее значение в борьбе за
1.Фромм Эрих. Иметь или
быть// Либрусек. (Электронный ресурс).
– Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/356525/
2.Там же.
3.Там же.
новое общество. «Уже сделаны важные шаги на пути освобождения. И возможно, будущий историк напишет, что наиболее революционным событием XX века было начало освобождения женщин и конец мужского превосходства»1.
Также Фромм говорил, что научные исследования следует отделить от их практического применения в промышленности и в обороне. Нет, тормозить науку не надо, просто нужно направлять знания всех ученых на важные глобальные проблемы человечества, а не создавать новые проблемы, которые могут привести все общество к разрушению. Создание нового общества предполагает собой ядерное разоружение. Ведь, по сути, мы тратим силы и средства на то, что в скором времени нас может убить. Фромм приводил пример Соединенных Штатов Америки, «сегодня Соединенные Штаты - самая богатая страна в мире - вынуждены сокращать расходы на здравоохранение, социальное обеспечение и образование, чтобы вынести бремя военных расходов»2. Уже ни для кого, не секрет, что создание ядерного оружия – это самоубийство. Но, несмотря на это, люди готовы жертвовать всем, чтобы его получить.
Все это и ещё многое другое придется преодолеть человеку, чтобы избежать катастрофы и сделать свою жизнь безопасной и счастливой. Да, может на первый взгляд создание нового общества кажется утопией, но если мы не начнем принимать меры, по изменению себя и окружающего мира, то он рухнет, как Вавилонская башня и не видать нам образ Града Божьего на земле.
1.Фромм Эрих. Иметь или
быть// Либрусек. (Электронный ресурс).
– Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/356525/
2.Там же.
Заключение
Целью данного курсового проекта являлось изучение книг Эриха Фромма и рассмотрение основных потребностей человека, с выявлением причин их появления.
На основе таких работ как «Иметь или быть», «Искусство любить» и «Бегство от свободы», были рассмотрены духовные и материальные потребности человека. Фромм говорил о двух способах существования. Из этого следует, что Фромм разделял людей на две группы: на тех, кто стремится быть, то есть стремиться к своему всестороннему развитию. И на тех, кто стремится обладать, то есть к безудержному обогащению, к накоплению денег, драгоценностей, материальных ценностей и т.д Истинной формой существования Фромм считал бытие. Под бытием Фромм понимает такой способ существования, при котором человек и не имеет ничего, и не жаждет иметь что-либо, но счастлив, продуктивно использует свои способности, пребывает в единении с миром, с обществом и самим собой.