Эволюция взглядов Д. Беркли от субъективного идеализма к объективному

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

Джордж Беркли (1685—1753) приобрел значение в философии своим отрицанием существования материи – отрицанием, которое он подкреплял рядом остроумных аргументов. Часть таких аргументов относится к субъективному идеализму, а часть к объективному идеализму, поэтому отнести Беркли к какому-то одному из философских учений нельзя. Я точно могу сказать только одно, что это представитель идеализма.

Содержание работы

1. Введение...................................................................................................
3-4
2. Жизнь и творчество Джорджа Беркли
2.1. Краткие сведения о биографии и творчестве.....................................
5-7
2.2. «Философские заметки» - начало философии Беркли.....................
8-11
3. Субъективный идеализм Джорджа Беркли...........................................
12-17
4. Эволюция взглядов Джорджа Беркли от субъективного идеализма к
объективному...........................................................................................

18-20
5. Заключение...............................................................................................
21-22
6. Список используемой литературы.........................................................
23

Файлы: 1 файл

реферат ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ БЕРКЛИ ОТ СУБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА К ОБЪЕКТИВНОМУ.docx

— 53.31 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО  ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ  СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Кафедра философии

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

на тему:

«Эволюция взглядов Д. Беркли

от субъективного  идеализма к объективному»

 

 

 

                                                                         Выполнил:

                                                                                 студент 2 курса

факультета 

государственного

                                                                                        и муниципального

                                                                           управления

                                                                             группы 2101

Александр Андреевич

Иванов

 

                                                                          Проверил:

доктор философских наук,

профессор

Герман Григорьевич 

Филиппов

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

1. Введение...................................................................................................

3-4

2. Жизнь и творчество Джорджа Беркли

 

2.1. Краткие сведения о биографии и творчестве.....................................

5-7

2.2. «Философские заметки» - начало  философии  Беркли.....................

8-11

3. Субъективный идеализм  Джорджа Беркли...........................................

12-17

4. Эволюция взглядов Джорджа Беркли от субъективного идеализма к

    объективному...........................................................................................

 

18-20

5. Заключение...............................................................................................

21-22

6. Список  используемой литературы.........................................................

23


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ВВЕДЕНИЕ

«Бог мне свидетель, что я

был и все еще  остаюсь при

полном убеждении  в несу-

ществовании материи...»

Д. Беркли [4, C.6]

Джордж Беркли (1685—1753) приобрел значение в философии своим отрицанием существования материи – отрицанием, которое он подкреплял рядом остроумных аргументов. Часть таких аргументов относится к субъективному идеализму, а часть к объективному идеализму, поэтому отнести Беркли к какому-то одному из философских учений нельзя. Я точно могу сказать только одно, что это представитель идеализма.

Поэтому в данном реферате разработана тема эволюции взглядов Джорджа Берклии от субъективного идеализма к объективному. Эту тему нельзя на сегодняшний день назвать очень популярной и актуальной, но, тем не менее, она важна. Так как Беркли разрабатывал свое учение, анализируя связь сознания с внешним миром, ни один философ, который ставит вопрос о природе человеческого духа, его отношения к миру, не может обойтись без учета философских разработок Беркли.

Философия Беркли наложила свой отпечаток на все последующее  развитие идеалистической мысли. Поэтому, конечно же, философии Беркли посвятили  свои исследования многие ученые, и  так как учение Беркли имеет ярко выраженный идеалистический характер, причем с явно религиозной направленностью, комментарии исследователей порой  расходятся в противоположных направлениях. А в советской философии Лениным  было изначально заложено отрицательное  отношение к берклианскому учению.

Так как Беркли идеалист, то его работы преследуют только одну цель – «изгнать краеугольный камень материи из системы атеистов, после чего всё здание неминуемо рухнуть». [4, C. 110] Для достижения своей цели, Беркли использует все доступные ему варианты, а доказательства не выдерживают критики. И не смотря на всё, он делает вывод, о существовании бога, бесконечно мудрого, благого и всемогущего.

В данной работе я рассмотрел основные положения философской  системы Д.Беркли, его жизненный  путь и эволюцию философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ДЖОРДЖА БЕРКЛИ
    1. КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О БИОГРАФИИ И ТВОРЧЕСТВЕ

Джорж Беркли – английский мыслитель первой половины XVIII в. Он посвятил себя защите религии и идеалистической философии от материализма, атеизма и свободомыслия. Беркли разрабатывает теорию познания на основе номинализма1 и феноменализма2, богатую остроумной аргументацией. «Выступил с критикой понятия материи как вещественной основы (субстанции) тел, а также учения Ньютона в пространстве как вместилище всех природных тел и учения Локка о происхождении понятий материи и пространства». [6, C. 50-51]

Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года на юге Ирландии в городе Килкрине и был в семье самым старшим из семи детей. В одиннадцать лет Беркли начал учебу в школе в Килкенни, а в пятнадцать лет Джордж становится студентом колледжа Троицы в Дублине. Здесь он изучает философию, математику, логику, читает классиков. В 1704 году Беркли получает первую ученую степень «бакалавра искусств», а в 1707 году, получив звание fellow (научного сотрудника), начинает преподавать в колледже. Между 1707 и 1708 годами пишет свои философские тетради, заметки в которых имеют критический характер. В этих тетрадях и содержится в основных чертах его философские замыслы. В 1709 году Беркли получает первый сан священнослужителя – дьякона, и в этом же году публикует свой первый серьезный труд, «Новая теория зрения», предвещающий его философское учение. В этой работе он рассматривает вопросы, связанные с определением расстояния, величины и положения объекта. В 1710 году Джордж Беркли публикует одно из главных своих философских произведений – «Трактат о началах человеческого знания», в котором высказывает свои философские взгляды, новую философскую концепцию, которая в историю философии вошла под название «берклианство». Основной работы является то, что ничто не существует вне человеческого разума. К этому выводу философ приходит, придерживаясь своей концепции объектов реального мира как набора присущих им идей. Так же Беркли считает, что идеи - это не копии или отражения вещей, существующих вне ума, а  идея – это идея непохожая  ни  на  что, кроме другой  идеи,  цвет  может быть похож только на другой цвет, а фигура - на другую фигуру и т.д.

С 1713 года начались странствования Беркли. В этом году он переезжает из Дублина в Лондон, где публикует  свою работу под название «три диалога  между Гиласом и Филонусом». [4, C. 15-21] «Его аргументы против материи наиболее убедительно излагаются». [5] в этой работе. Она была, по сути, продолжением и развитием «Трактата о началах человеческого знания» и призвана донести идеи Беркли до того круга людей, которые довольно критично восприняли его предыдущие труды. Это сочинение принесло ему широкую известность и многочисленные знакомства  среди влиятельных лиц.

На следующий год Беркли вернулся на родину, а в 1716 году снова  едет в Италию, откуда он вернулся в  Лондон в 1721 году. А в 1721г. Беркли защитил диссертацию и получил докторскую степень.

Он составил проект колледжа на Бермудских островах, в целях  осуществления которого и поехал в Америку в 1728 году, но, проведя  там на Род-Айленде три года, в 1731 году он возвратился на родину и отказался от этого проекта. [6] И год спустя была опубликована в Лондоне работа, написанная Беркли в Род-Айленде, под названием «Алсифрон».  Эта работа – самое объемное и, пожалуй, самое прекрасное из всех произведений Беркли. В нём в форме диалогов Беркли отстаивает христианскую религиозную мораль от свободомыслящих. Это произведение, документально подтверждает установки Беркли в области этики и философии религии.

В 1734 году в Клойне Беркли посвятили в духовный сан епископа Клойнского.

Свою последнюю работу «Сейрис», опубликованную в 1744 году, Беркли написал в связи с эпидемией 1739-1740 гг. Основой этой работы является цепь философских размышлений и исследований, касающихся достоинств дегтярной настойки как панацеи, исцеляющей чуть ли не от всех болезней. Согласно указаниям Беркли, дегтярная настойка рекомендуется при лихорадках, воспалении легких, нервном расстройстве и других заболеваниях. В этой книге философ проводит связь между медициной и философией через алхимию и магию.

В августе 1752 года епископ  Клойнский покидает свою епархию  и переезжает в Оксфорд, где спустя несколько месяцев, 14 января 1753 года, шестидесятивосьмилетний Джордж Беркли скончался от апоплексического удара.

Уже после смерти, в 1871 году был опубликованы его работы, на основе его дневниковых записей. А к двухсотлетию со дня смерти Беркли английский философ Джон Уисдом опубликовал посвященную ему  монографию, ставящую целью подвергнуть  анализу философию Беркли при  помощи психоаналитического метода. [4, C. 22-29] 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. «ФИЛОСОФСКИЕ ЗАМЕТКИ» - НАЧАЛО ФИЛОСОФИИ БЕРКЛИ

«Философские заметки» - это одно из наиболее ранних произведений философа. Они состоят из двух Тетрадей, "А" и "В", написанных молодым Беркли между 1707 - 1708 годами. Уже в этих записях обозначены  те полемические цели, из которых позже и разовьется философия Беркли.  Центральное место в его работе занимает принцип esse est percipi  («существовать значит быть воспринимаемым»), на основе которого разворачиваются положения философского мировоззрения Беркли. [2, C. 477]

В заметке 290 из «Тетради В»  Беркли пишет: «Величайшая опасность признания протяжения существующим вне духа состоит в том, что в результате этого оно должно быть признано бесконечным, неизменным, вечным и т.д., что означало бы сделать протяженным Бога (а это, я думаю, опасно) или какое-нибудь другое вечное, неизменное, бесконечное и несотворенное существо, помимо Бога». [3, C. 42-43] «И хотя верно, что Ньютон вовсе не связывал свою механистическую концепцию мира с материализмом, зато Джон Толанд, в противоположность Ньютону, категорически отвергал идею необходимости обращения к Богу для выяснения причин тяготения и понимал материю как нечто внутренне активное. Таким образом, Толанд исключил из феноменов необходимость божественного вмешательства. Беркли считал, что подобные выводы уже вытекают из общего смысла посылки, по которой материя существует вне разума». [2, C. 477]

Принцип esse est percipi («существовать значит быть воспринимаемым») одновременно служит главным аргументом для подтверждения того факта, что протяженность не может быть не мыслящей субстанцией, поскольку она не воспринимаема без каких-либо осязаемых или видимых качеств.

Отрицание существования  материи, утверждение, что существуют только души людей и Бог, - вот  к чему с самого начала стремилась новая апологетика3 Беркли, действительно опровергающего некоторые из основных научно-философских идей своего времени. Беркли, однако, опровергает, анализируя изнутри, а не путем априорного4 отбрасывания. Здесь следует искать новизну Беркли, который подкреплял свое отрицание материи огромным количеством хитроумных и талантливых аргументов. И эти талантливые аргументы окажут весьма заметное влияние на последующее развитие научно-филосфских теорий.

Беркли всегда придерживался правила: «не применять ни одного слова понапрасну». К нему он добавил: «Не следует дискутировать о вещах, о которых у нас нет никакого представления». Но что же такое идеи, откуда они появляются, как сочетаются? На эти центральные вопросы Беркли отвечает в заметке 378 «Тетради В».

  1. Все осмысленные слова служат для обозначения идей.
  2. Всякое познание осуществляется вокруг наших идей.
  3. Все идеи появляются либо из внешнего мира, либо изнутри.
  4. Если они происходят извне, значит, из органов чувств, и тогда они называются ощущениями.
  5. Если они появляются изнутри, то представляют собой действия разума и называются мыслями.
  6. У лишенного чувств не может быть никаких ощущений.
  7. Не может быть никаких мыслей у того, кто лишен мышления.
  8. Все наши идеи представляют собой либо ощущения, либо мысли, в соответствии с пп. 3-5.
  9. Ни одна из наших идей не может находиться в том, что одновременно лишено и мышления, и чувств (пп. 6-8).
  10. Простое пассивное получение или возникновение идеи называется восприятием.
  11. Любой получающий идею или имеющий ее, независимо от того, пассивна ли идея в оказанном воздействии, в любом случае должен воспринимать (п. 10).
  12. Все идеи являются либо простыми идеями, либо составленными из простых идей.
  13. Вещь, подобная какой-либо другой вещи, должна согласовываться с ней с помощью одной или нескольких простых идей.
  14. Каждая вещь, подобная простой идее, должна либо быть другой простой идеей такого же рода, либо содержать в себе простую идею такого же рода.
  15. В неспособной воспринимать вещи не может быть ничего, что походило бы на идею (пп. 11-14).
  16. Две вещи не могут быть названными сходными или несхожими до тех пор, пока не будет проведено их сравнение.
  17. Сравнивать означает видеть вместе две вещи и отмечать, в чем они согласуются, а в чем - различаются.
  18. Разум не может сравнивать ничего другого, кроме собственных идей.
  19. Ничего похожего на идею не может существовать в какой-либо вещи, неспособной к восприятию (пп. 11-18). [2, C. 478-479]

Информация о работе Эволюция взглядов Д. Беркли от субъективного идеализма к объективному