Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:04, реферат
Джордж Беркли (1685—1753) приобрел значение в философии своим отрицанием существования материи – отрицанием, которое он подкреплял рядом остроумных аргументов. Часть таких аргументов относится к субъективному идеализму, а часть к объективному идеализму, поэтому отнести Беркли к какому-то одному из философских учений нельзя. Я точно могу сказать только одно, что это представитель идеализма.
1. Введение...................................................................................................
3-4
2. Жизнь и творчество Джорджа Беркли
2.1. Краткие сведения о биографии и творчестве.....................................
5-7
2.2. «Философские заметки» - начало философии Беркли.....................
8-11
3. Субъективный идеализм Джорджа Беркли...........................................
12-17
4. Эволюция взглядов Джорджа Беркли от субъективного идеализма к
объективному...........................................................................................
18-20
5. Заключение...............................................................................................
21-22
6. Список используемой литературы.........................................................
23
А вот, что по этому поводу писал Б. Рассел: Беркли «утверждал, что материальные объекты существуют, только будучи воспринимаемыми. На возражение, что в таком случае дерево, например, перестало бы существовать, если бы никто не смотрел на него, он отвечал, что Бог всегда воспринимает все; если бы не существовало Бога, тогда то, что мы считаем материальными объектами, имело бы скачкообразную жизнь, внезапно возникая в тот момент, когда мы смотрим на них; но так уж сложилось, что благодаря восприятию Бога и деревья, и скалы, и камни существуют столь постоянно, как и полагает здравый смысл. Это, по его мнению, и является веским аргументом в пользу существования Бoга. Лимерик Рональда Нокса так излагает теорию Беркли о материальных объектах:
Жил да был молодой человек, который сказал:
«Богу должно показаться чрезвычайно забавным,
Если он обнаружит, что это дерево
Продолжает существовать
Даже тогда, когда нет никого во дворе».
Ответ:
Дорогой сэр,
Ваше удивление странно:
Я всегда во дворе,
И вот почему дерево
Будет существовать,
Наблюдаемое
Вашим покорным слугой
Богом». [5]
И тем самым, признавая существования Бога, Беркли поворачивает свою философию в русло объективного идеализма.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Не смотря на то, что учение Беркли по меньшей мере спорно, его, несомненно, можно назвать великим мыслителем. Поставив перед собой, казалось бы, невыполнимую задачу, он, не смотря ни на что, решает ее, пусть даже методы, использованные им для этого, не всегда корректны и верны.
Рассуждения Беркли не зашли в тупик, ему удалось привести все свои построения в относительное согласие друг с другом. В своих работах он критикует материалистов, но в то же время сам попадает под серьезную критику, что заставляет усомниться в истинности его суждений. Что же касается существования или несуществования Бога, то вряд ли ему удалось заставить атеистов отказаться от своих убеждений, а для людей, искренне верующих, никакие доказательства не нужны. Хотя, несомненно, что обоснования существования творца, приведенные в работах Беркли, дают людям верующим еще одно подтверждение их веры.
Д.Беркли стал одним из основоположников идеализма, а также «вдохновителем различных версий философского идеализма, разных, конкурирующих между собой идеалистических школ, ни одну из которых нельзя назвать ортодоксально берклианской». [4, C. 185]
Его учение очень остро поставило основной вопрос философии. Философия Беркли, при всей ее противоречивости и, как принято сейчас считать, ошибочности, продолжает привлекать пристальное внимание современных философов из-за своей поучительности, так как в ней наглядно видны все величайшие пороки философского мышления.
Без сомнения, Беркли можно
назвать выдающимся классиком идеализма.
Он сформулировал все основные доводы,
которые могут быть направлены идеалистами
против материализма, он очень четко
поставил вопрос о соотношении объективного
и субъективного в ощущениях,
о причинности и видах
6. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1 Номинализм - филос. учение, отрицающее онтологическое значение универсалий, т. е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.
2 Феноменализм - субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов.
3 Апологетика – отрасль богословия, имеющая предметом защиту божественного происхождения Священного Писания и истинности христианского учения.
4 Априорный - не зависящий от опыта, предшествующий опыту.
5 Императив - требование, приказ, закон.
6 Гносеология - теория познания мира: раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познаваемости мира.
7 Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания.
8 Механицизм - односторонний метод познания, основанный на признании механической формы движения материи единственно объективной.
9 Материализм - философское направление, утверждающее, что в основе всего существующего лежит материя.
10 Онтология - учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.
11 Солипсизм – крайняя форма субъективного идеализма, в которой несомненной реальностью признаётся только мыслящий субъект, а всё остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида.
12 Феноменалист - представитель феноменализма. Феноменализм - субъективно-идеалистическое учение, согласно которому познание имеет дело не с объектами материального мира, существующими независимо от сознания, а лишь с совокупностью элементарных чувственных компонентов.
13 Спиритуалист - представитель спиритуализма. Спиритуализм - объективно-идеалистическое философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне материи и независимо от неё.
Информация о работе Эволюция взглядов Д. Беркли от субъективного идеализма к объективному