Эволюция взглядов Д. Беркли от субъективного идеализма к объективному

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 15:04, реферат

Описание работы

Джордж Беркли (1685—1753) приобрел значение в философии своим отрицанием существования материи – отрицанием, которое он подкреплял рядом остроумных аргументов. Часть таких аргументов относится к субъективному идеализму, а часть к объективному идеализму, поэтому отнести Беркли к какому-то одному из философских учений нельзя. Я точно могу сказать только одно, что это представитель идеализма.

Содержание работы

1. Введение...................................................................................................
3-4
2. Жизнь и творчество Джорджа Беркли
2.1. Краткие сведения о биографии и творчестве.....................................
5-7
2.2. «Философские заметки» - начало философии Беркли.....................
8-11
3. Субъективный идеализм Джорджа Беркли...........................................
12-17
4. Эволюция взглядов Джорджа Беркли от субъективного идеализма к
объективному...........................................................................................

18-20
5. Заключение...............................................................................................
21-22
6. Список используемой литературы.........................................................
23

Файлы: 1 файл

реферат ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ БЕРКЛИ ОТ СУБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА К ОБЪЕКТИВНОМУ.docx

— 53.31 Кб (Скачать файл)

Эта сеть понятий, образует предварительный набросок «Трактата о началах человеческого знания».

Итак: если требуется придать какой-либо смысл словам, они должны служить  идеям. А все наши идеи являются ощущениями либо воздействиями разума на ощущения: «Все идеи являются либо простыми идеями, либо созданными из простых идей», следовательно: необходимо полагаться на ощущения. Это  основной императив5 гносеологии6 Беркли. Идеи - вторичные и первичные - являются ощущениями. А ощущений нет вне разума. Таким образом, вне сознания нет ничего.

«При всем этом Беркли, исключив идею существования  материи, совсем не считает, что обеднил  мир. Все остается, как было прежде, меняется только интерпретация мира и действительности: «Я предлагаю  любому человеку вообразить восприятие без идей, либо какую-нибудь идею без  восприятия». В нашем разуме присутствуют идеи. Несомненно, существует разум со своими идеями, поэтому «существовать - означает воспринимать или быть воспринимаемым». [2, C. 481]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. СУБЪЕКТИВНЫЙ ИДЕАЛИЗМ  ДЖОРДЖА БЕРКЛИ

Прежде чем говорить об субъективном идеализме Д. Беркли, следует  определить, что такое субъективный идеализм вообще.

По определению, взятому  из Философского энциклопедического словаря, идеализм - это «обозначение философских учений, утверждающих, что сознание, мышление, психическое, духовное первично, основоположно, а материя, природа, физическое вторично, производно, зависимо, обусловленно». [6, C. 196] В самом идеализме принято выделять две его главные формы: субъективный и объективный.

Для объективного идеализма «характерно признание духовного первоначала вне и независимо от сознания». [6, C. 197] А для субъективного идеализма характерно то, что в нем «неприемлемо допущение какой бы то ни было реальности вне и независимо от нашего сознания». [6, C. 197]

Таким образом, субъективный идеализм - это философское учение, утверждающее, что в основе всего существующего лежит духовное начало индивидуального вида.

Так мы видим, что идеализм направлен на борьбу против материализма, как и вся философия Д. Беркли направлена на борьбу с атеизмом и  материализмом. И для этих целей  он использовал номиналистические принципы, установленные Уильямом Оккамом.

«Все, что существует, единично». Это номиналистическое основоположение  служит для Беркли отправным пунктом, из которого следует, что ничто соответствующее  действительности не может быть неединичным  и абстрактные понятия суть понятия  ложные. Но они, по Беркли, не только ложны, но и невозможны, это философские  фантомы».

[4, C. 33-34]

«...Я не могу образовывать отвлеченные  представления вообще... Если ты можешь образовать мысленно отчетливое абстрактное  представление... то я уступаю... Можешь? А если не можешь, то с твоей стороны  было бы неразумно настаивать дольше на существовании того, о чем ты не имеешь представления». [4, C. 34] Беркли различает общие и абстрактные идеи. Первые - это такие, которые могут быть восприняты как наглядные представления. «Я отрицаю абсолютно, - пишет он в «Трактате», - существование не общих идей, а лишь отвлеченных общих идей...». [4, C. 34] Беркли различает при этом два вида отвлечения. При первом из них представляются отдельные части или свойства предмета, которые в действительности могут существовать порознь. При втором виде отвлечения – такие, которые в действительности неотделимы друг от друга. Их то и отвергает Беркли как иллюзорные, как пустые слова, которым не соответствует никакое восприятие. В качестве примеров таких абстрактных понятий приводятся: протяжение, движение, число, пространство, время, счастье, добро. Нельзя, уверяет Беркли, образовать отчетливое абстрактное представление о движении или протяжении без конкретных чувственных качеств, как скорое и медленное, большое и малое, круглое и четырехугольное и т.п. Нельзя образовать и абстрактную идею круга, четырех или треугольника, «который не будет ни равносторонним, ни неравностороннем, ни равнобедренным». [4, C. 25] 

В отличие от фикции абстрактных  понятий, общие понятия – это  единичные образы, отличающиеся тем, что они служат в нашем сознании как бы представителями однородных вещей, примерами многих частных  идей: «...известная идея, будучи, сама по себе частною, становится общею, когда  она представляет или заменяет все  другие частные идеи того же рода». [4, C. 25] Поскольку за такими словами, как «это», «вещь», или «число», «бесконечность», не стоял наглядные образы, - это не более как пустые слова, выдаваемые за идеи. «Если бы люди не пользовались словами вместо идей, они никогда не придумали бы абстрактных идей». [4, C. 25]

Но что значит: общие идеи представляют частные идеи «того же рода»? Для  номинализма «род» не есть нечто  общее самим вещам вследствие наличия в них объективного тождества. Однородность не обнаруживается, а  устанавливается сравнивающим сознанием, исходя из его координирующих установок. Для Беркли общее не отражение реального единства, единообразия, присущего самим вещам, а искусственное творение человеческого ума.

Отсюда отрицание Беркли роли абстрактного мышления в познании мира. «Я не думаю также, - пишет он, - чтобы отвлеченные идеи были более нужны для расширения познания». «Нет такой вещи, - уверяет Беркли, - как десятитысячная часть дюйма, но есть десятитысячная часть мили...». Почему же? Да потому, что «мы при точном исследовании найдем, быть может, что не в состоянии представить себе самый дюйм, состоящим из тысячи частей». «Нет такой вещи», так как мы «не в состоянии представить»: возможность представления определяет возможность бытия. Вся теория абстракции Беркли направлена к тому, чтобы доказать, что реально только то, что воспринимаемо или представляемо, но не то, что мыслимо. Понятие сводится им к представлению, рациональное к эмпирическому; общее к отдельному. [4, C. 36-37]

Вторым, из того, на что опирался Беркли при построении своей философской  концепции, были «принципы сенсуализма7, разработанного Д. Локком, гласящие, что источником знаний человека о мире является чувственный опыт». [1, C. 63] Также Локк разделил качества на два рода, один из которых признается первичным, присущим вещам самим по себе, а второй рассматривается как вторичный, производный, неадекватный. К первичным качествам, объективным и объективно отражаемым в восприятии, относятся, по Локку, протяжение, плотность, движение (трактуемое только как механическое), фигура и число. Все остальное чувственное многообразие дает неадекватное воспроизведение в сознании перечисленных первичных форм существования материи.

Беркли строит свою теорию идеалистического сенсуализма, беря за основу локковское понятие вторичных качеств. Беркли отрицает разделение качеств на первичные  и вторичные, сводя первые ко вторым. При этом он абсолютизирует локковское противопоставление вторичных качеств  первичным. Беркли совершенно отрывает вторичные качества от их объективной  основы, дает им законченно-субъективистскую интерпретацию. Затем он старается  доказать, что субъективность, характеризующая  вторичные качества, в равной мере присуща и первичным, и, таким  образом, все качества в равной мере вторичны, т.е. субъективны. Антимеханицизм непосредственно перерастает здесь  в антиматериализм. Все качества у Беркли по сути дела уже не вторичны, поскольку первичные качества аннулируются, их нет больше как объективной  реальности. Субъективные качества не выступают как отличные от объективных, не противопоставляются им, ввиду  аннигиляции последних. «Сфера качеств становится однозначной сферой субъективности». [4, C. 41]

Исходя из Локка, он порывает с локковским делением качеств, используя относительность  восприятия любых качеств. Все замыслы  Беркли были устремлены к тому, чтобы  покончить не с механицизмом8, как таковым, а с механицизмом как с единственной в то время формой материализма.9 Что существует, согласно механицистам, вне и независимо от сознания? Материя, сведенная к протяжению. Вот почему допущение протяжения вне мышления подвергается атаке Беркли. Таким образом сначала истолковав вторичные качества как чистую субъективность, затем, сведя первичные к вторичным, Беркли превратил ощущения из основного средства связи субъекта с объектом в субъективную данность, саму превращенную в объект и исключающую реальный объект, как таковой. В результате идеалистической переработки сенсуализма ощущения из того, через что осуществляется познание, превратились в то, что познается.

Беркли, абсолютизируя сенсуализм, признает непосредственное чувственное  восприятие единственно истинным и  достоверным, не допуская никакого иного  критерия истины.

Ощущение, отождествляемое им с  качеством, выступает у Беркли под  названием «идея»: «Чувственные объекты, будучи вещами, непосредственно воспринимаемыми, иначе называются идеями». «Идея» в  этом смысле является центральным понятием всего его учения. Благодаря такой  терминологии «качество» сразу приобретает  у него субъективное содержание. Качество для Беркли – «идея», элемент  чувственности, а не свойство вещи. Назвав качество «идеей», он сразу становится на идеалистическую почву.

«Идея» первична. «Вещь» не что  иное, как сочетание, комплекс «идей». «Вещь», таким образом, вторична. Не качества предполагают обладающую ими  вещь, а, наоборот, «вещь» не более как  совокупность качеств, «идей».  [4, C. 49-50] Беркли аннулирует нераздельное двуединство качеств и вещи.

Материальная субстанция, уверяет  Беркли, не только непознаваема, но и  нереальна. Сведя качества к ощущениям, он тем самым подходит к выводу, что причиной идей не может быть материя. Причиной идей может быть только однородное идеям духовное начало. Стало быть материя неприемлема  не только как основание бытия  вещей, но и как основание возникновения  и изменения этих пучков чувственных  качеств. Окружающий мир таким образом сводится к совокупности собственных ощущений познающего объекта. Беркли приходит к выводу, что человек познает лишь свои собственные ощущения, а познание реального объективного мира в принципе невозможно. В своей онтологии10 Беркли опирается на фразу «Быть - это быть воспринимаемым», таким образом он отрицает существование объективного мира. Но этот вывод означает солипсизм11. Однако Беркли категорически отрицает обвинения в солипсизме, так как изложенные взгляды противоречат всей общественной практике и совершенно бесплодны практически, и не могут быть использованы даже для обоснования религии. Ведь бог тоже должен быть признан лишь комбинацией ощущений верующего субъекта. Беркли поэтому использует субъективный идеализм лишь в борьбе с материализмом, но как только задача опровержения материализма, выполнена, он переходит на позиции объективного идеализма, вступая в противоречие с исходными принципами своей философии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. ЭВОЛЮЦИЯ ВЗГЛЯДОВ ДЖОРДЖА БЕРКЛИ ОТ СУБЪЕКТИВНОГО ИДЕАЛИЗМА К ОБЪЕКТИВНОМУ

«Поворот от субъективно-идеалистических посылок к объективно-идеалистическим выводам не был этапом в духовной эволюции Беркли. Он не был сначала феноменалистом12, а потом спиритуалистом.13

С самого начала его философия была задумана как расчистка субъективно-идеалистическими средствами пути к объективному идеализму, как феноменалистическое опровержение материализма, обусловливающее возможность  построения объективно-идеалистической  системы». [4, C.  59]

И поэтому, как только задача опровержения материализма, по мнению Джорджа Беркли была выполнена, он переходит от позиций субъективного идеализма к позициям объективного идеализма, вступая в противоречие с исходными принципами своей философии.

Он заявляет, что не отрицает «существования ничего, что мы можем воспринимать посредством чувства или размышления». Он так же говорит, что не сомневается «даже малейшим образом в том, что реально существуют вещи, которые вижу своими глазами и которых касаюсь своими руками». Беркли лишь отрицает существование такого понятия, как материя в философском понимании. Обвинения в солипсизме Беркли так же пытается опровергнуть посредством следующих рассуждений. Он утверждает, что вещи продолжают существовать в силу того, что в тот момент, когда мы их не воспринимаем, их воспринимает другой человек. Он доказывает эту мысль в частности в своей работе «Три разговора между Гиласом и Филониусом»:

«Гилас: Допустим, что ты исчез с лица Земли, разве ты не можешь

представить себе, что вещи, которые могут быть чувственно восприняты,

будут всё-таки продолжать существовать?

Филониус: Могу, но тогда это должно быть в чьём-нибудь другом уме. Когда я отрицаю существование чувственных вещей вне ума, я имею в виду не свой ум, в частности, а все умы. Ясно, что эти вещи имеют существование, внешнее по отношению к моей душе, раз я нахожу их в опыте независимыми от неё. Поэтому есть какая-то другая душа, в которой они существуют в промежутках между моментами моего восприятия их, как равным образом они существовали до моего рождения и будут существовать после моего предполагаемого исчезновения с лица земли. И как то же самое верно по отношению ко всем другим конечным сотворенным духам, то из этого необходимо следует, что есть вездесущий вечный дух, который познаёт и обнимает все вещи и который показывает их нашему взору, таким образом и сообразно таким правилам, какие он сам установил и какие определяются нами как законы природы». [3, C. 290]

Беркли, с одной стороны  утверждает, что вещи, или идеи, по его терминологии, не существуют, с другой, что они продолжают существовать в нашей мысли, потому что они воспринимаются богом. Он писал: «Есть дух, который во всякий момент вызывает во мне те чувственные впечатления, которые я воспринимаю. А из разнообразия, порядка и особенностей их я заключаю, что творец их безмерно мудр, могуч и благ». [3, C. 272]

Информация о работе Эволюция взглядов Д. Беркли от субъективного идеализма к объективному