Категория “Материя” в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:00, лекция

Описание работы

Материя – философская категория и общенаучное понятие. Оно – важнейшее в философии материализма, его теориях бытия и познания (в онтологии и гносеологии), в других его частях. Распространено в науках о природе, в культурологии и социологии, в науках об обществе и мышлении, исторических науках, и др. По-лат. – materia (вещество); по-англ. “matter”, т.е. материя и вещество, неразличимы вне контекста. Исторически первыми материалистами были Демокрит, Эпикур – в Древней Греции, Лукреций Кар в Риме, и др. М. - центральное понятие (категория) диалектического и исторического материализма. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике, прославление человеческого разума.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 54.30 Кб (Скачать файл)

№2 Материя – философская категория и общенаучное понятие. Оно – важнейшее в философии материализма, его теориях бытия и познания (в онтологии и гносеологии), в других его частях. Распространено в науках о природе, в культурологии и социологии, в науках об обществе и мышлении, исторических науках, и др. По-лат. – materia (вещество); по-англ. “matter”, т.е. материя и вещество, неразличимы вне контекста. Исторически первыми материалистами были Демокрит, Эпикур – в Древней Греции, Лукреций Кар в Риме, и др. М. - центральное понятие (категория) диалектического и исторического материализма. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике, прославление человеческого разума. В истории философии понятию М. противополагались сначала только душа и дух – как в гилозоизме, позже, в различных учениях идеализма, – идеальное и сознание. Главные атрибуты М. или ее частей – это бытие (существование), реальность, масса, пространство и дление существования, которые резюмируются в познании в виде понятия «времени», несотворимость М., ее вечность, конечность частей и бесконечность мира как целого, дискретность мира и его объектов, активность, инерционность и движение, эволюция, дуальность их природы, способность к самоорганизации и др. М. есть причина самой себя (causa sui). М. нередко просто отождествляют или с природой вообще или с миром в целом (в старой рус. орфографии - «мiръ» как вселенная, сообщество, а «миръ» – это покой; по-англ. world, universe и peace). Любопытно, что в наших философских словарях понятие «мiръ» вообще отсутствует. В ходе исторического познания сущности М. ее понимание в философии и науке углублялось, видоизменялось, трансформировалось и расширялось. М., как это показывает история науки, действительно неисчерпаема по своим свойствам вглубь.

М. – это неживая  и живая природа, человек с  его сознанием и мышлением, человеческое общество. Начиная с классической механики до современной научной  картины мира, включая биологию, социологию и физиологию высшей нервной  деятельности, понятие М. - один из главнейших элементов теоретических основ  этих наук и всего естествознания. Исторически, М. представляли как активную силу, тождественную огню (Гералит), или как пассивную сущность, зависящую, например, от активной формы, где форма всех форм есть Бог (Аристотель), или от абсолютного духа, логоса, мирового закона, отелесивающихся в виде М. (Гегель).

Категория “Материя” в философии

 Диалектико-материалистическая  концепция философии

Этимология термина  “материя”: от лат. materia - вещество. “Вещественное” значение термина удерживалось вплоть до XX века

Но еще Демокрит заметил, что с помощью одного, качественно-определенного вещества невозможно объяснить происхождение другого.

Дальнейшее движение мысли привело к идее атомарного строения мира  в основе лежат  чувственно не воспринимаемые частицы - атомы. Атомы истолковывались как  мельчайшие “кирпичики”  До конца XIX века просуществовала дискретная картина мира, когда бытие мыслилось  как особого рода взаимодействие мельчайших обособленных (дискретных) частичек вещества.

Однако долгое существование  атомизма постепенно сменилось его  кризисом в силу наличия целого ряда новых эмпирических фактов.

Во-первых, атом оказался не простой мельчайшей частицей: был  открыт электрон, радиоактивный распад и т.п.  Атом - обладатель чрезвычайно  сложного внутреннего строения. + Появились  совершенно новые воззрения в  области теории взаимодействия  введение в физику понятия поля (Фарадей, Максвелл), которое описывает принципиально  отличное от вещества состояние материи. Сначала поле понималось как окружающее какой-либо вещественный объект пространство  это не разрушало представления о материи как о веществе, так как поле продолжало мыслиться как атрибут вещества.

Затем было неопровержимо  доказано, что поле - не только атрибут  объекта, но и самостоятельная физическая реальность  поле вместе с веществом  превратились в новый и особый вид материи, в котором вместо дискретности основным свойством является континуальность.

+ Масса считалась мерой количества материи  открытие непостоянства массы было истолковано так, будто материя исчезает, а материализм терпит крах. В этом же духе был истолкован радиоактивный распад атомов - превращение материи в энергию исчезновение материи.

Западное общественное мнение повернулось к идеализму  в своем большинстве, так как  материализм традиционно был  связан с механистически-вещественным пониманием материи.

Разрешением вышеописанной  проблемы также является концепция  диалектического материализма, которая  уточняет категорию материи в  свете новых данных естествознания, освобождает категорию материи  от неразрывной связи с понятием вещества и дает определение, соответствующее  универсальному содержанию данной категории.

Материя существует в виде бесконечного многообразия конкретных образований и систем. В каждой конкретной форме материи нет  какой-либо первичной, бесструктурной и неизменной субстанции Материальные объекты обладают внутренней упорядоченностью и системной организацией. Упорядоченность  проявляется в закономерности движения и взаимодействии всех элементов  материи, благодаря которому они объединяются в системы.

Типы материальных систем - элементарные частицы и  поля, атомы, молекулы, макроскопические тела разных размеров, геологические  системы, Земля, другие планеты, звезды, внутригалактические системы, Галактика, системы галактик, Метагалактика.

Всеобщими формами  бытия материи являются пространство и время. А универсальные свойства материи проявляются во всеобщих законах ее существования.

Ленин в своем  определении материи следует  материалистической философской традиции, определяя ее через соотношение  материи с сознанием, говоря о  материи как о категории, которая  дана в ощущениях, отображается ощущениями и при этом существует независимо от них.

Диалектический материализм  не связывает четко понятие материи  с вопросом о ее конкретном строении.

Два основных возражения против концепции материи в диалектическом материализме:

1) известны такие  проявления материи, которые не  даны в ощущениях;

2) если материю  можно определять через соотношение  с сознанием  материя зависит  от сознания, а не наоборот.

Аргументы в защиту диалектического материализма:

на (1) - материя дана в ощущениях не только непосредственно, но и опосредованно, через различного рода “приборы”. Сложность состоит лишь в том, чтобы научиться адекватно интерпретировать данные, полученные в ходе эксперимента.

на (2) - материя есть субстанция сущего и самобытна в  своей пространственно-временной  бесконечности  она самодостаточна и не нуждается в непременном  осознании; противопоставления материи  и сознания, как и их соотношение  в целом, вовсе не абсолютны, а  относительны.

В диалектическом материализме понятие материи как объективной  реальности характеризует ее как  единственную субстанцию со всеми ее свойствами, законами строения и функционирования, движения и развития.

Ленинское определение  материи направлено как против объективного (исходящего из признания духа в  качестве субстанции сущего), так и  против субъективного (полагающего, что  все окружающие предметы являют собой  “комплексы наших ощущений”) идеализма.

Философское понимание материи.

Философское понимание  материи проистекает из онтологического  постулата: все то, что реально  существует, обладает способностью материальных вещей, иных образований и духовных проявлений быть, иметь место, есть бытие.

Что лежит в основе всего сущего, каковы его первопричины, чем объяснить многообразие мира, един ли он? В разных странах и  в разные эпохи постепенно складывается субстанциональный (лат. substantia – сущность) подход к решению этих фундаментальных мировоззренческих проблем. Материалисты полагали первосубстанцией сущего одну из земных стихий или всех их вместе (воду, землю, воздух, огонь), природные первочастицы («семена», атомы). Этой концепции противостояла точка зрения философского идеализма (например, Платона), согласно которой нечто материальное само по себе – ничто, оно реально существует лишь тогда, когда в нем воплощается та или иная идея. Следовательно, конкретная идея – первопричина, вещь – вторична.

Со временем оба  философских направления в понимании  субстанции эволюционировали в сторону  все более значительных обобщений. Это привело к тому, что в  итоге у материалистов субстанцией  как основой бытия, всех его свойств  и форм движения была признана материя. А у идеалистов причиной причин существующего, его многообразия, изменчивости и  единства стало обобщенное идеальное  начало: Бог, Разум, абсолютная идея, «Я».

Разрозненные, противоречащие друг другу взгляды на материю  сохранились и поныне, так что  единое целостное учение о ней  отсутствует. Тем не менее, здесь  есть немало важных общезначимых положений, содержание которых нуждается в  анализе.

Прежде всего, следует  иметь в виду, что существует естественно-научная и философские теории в этой области. Современная физика, химия, биология, астрономия, математика, другие науки обладают широкими возможностями познания и истолкования материи, форм ее существования. Достижения современного естествознания в открытии новых законов мироздания, проникновение в его извечные тайны позволяют философии не просто корректировать собственные позиции, но и по необходимости пересматривать их, поднимать уровень научных обобщений развития природы.

Одновременно прогресс самого философского знания способствует более глубокому и всестороннему  исследованию обще-теоретических проблем, касающихся материи. Это относится и к философскому вопросу о субстрате – основе единства и однородности различных предметов, их совокупности.

Одна из таких  проблем, имеющих принципиальный характер, - несводимость учения о материи  к гносеологической теории о том, что первично и что вторично, т.е. к противоположности материи  и сознания. При всей важности этой теории она представляет собой лишь аспект учения о материи. За пределами  данной противоположности материя  и сознание различаются не абсолютно, а относительно. Известно, что сознание является свойством высокоорганизованной материи – человеческого мозга.

В настоящее время  проблема соотношения материи и  сознания рассматривается в более  широком контексте, чем прежде. В  значительной мере это связано с  возникновением в начале

70-х гг. XX в. синергетики.  Эта междисциплинарная научная  дисциплина ставит своей задачей  исследование общих закономерностей  и принципов, которые лежат  в основе процессов самоорганизации  систем различной природы и  сложности: от физических до социальных.

С позиции материалистического  монизма субстанциальный подход к материи руководствуется тем, что она есть причина самой  себя, ничем не обусловлена в своем  существовании и движении, несотворима и неучтожима. Не возникая из ничего и не исчезая в ничто, материя сохраняет себя, пребывая в вечности. Она являет собой бесконечный и непрерывный процесс превращения собственных форм из одних в другие на основе природных законов массы, энергии, параметров движения и др.

Следовательно, материя, будучи объективной реальностью, выступает  как единый и всеобщий субъект  своих свойств, источников самодвижения, преобразований и превращений вещей, полей, связей, процессов, систем.

Принципиальным философским  вопросом, относящимся к материи, является ее соотношение с конкретными  вещами, предметами. Начиная с глубокой древности вплоть до конца XIX в. среди  философов-материалистов и естествоиспытателей  господствовала точка зрения, согласно которой материя отождествлялась  с природными объектами, основой  которых признавались неделимые, бесструктурные, непроницаемые, равные себе атомы.

Такое отождествление в Новое время ставило преграды на пути преодоления метафизических представлений атомистического  материализма. Утверждение: «Вещи состоят  из атомов» – гениальный тезис, великое  предвидение древнегреческих мыслителей – трансформировалось в ошибочный  постулат  «вещи состоят из материи». Он ошибочен, так как материя –  не конкретная вещь, не ее составная  часть (элемент) или основа. Материя  – все бытие, существующее в вещественной и иной материальной форме.

Адекватное осознание  этого пришло, по существу, лишь в  начале XX в. после серии выдающихся научных достижений, особенно в области  радиоактивности (П. Кюри, А Беккерель, М. Склодовская-Кюри, которым в 1903 г. была присуждена Нобелевская премия); электромагнит-ных излучений – рентгеновских лучей, открытых в 1895 г. В. Рентгеном (Нобелевская премия 1901 г.). В 1897 г. Дж. Томсон открыл электрон, спустя год он определил его заряд, а в 1903 г. предложил одну из первых моделей атома (Нобелевская премия 1906 г.). В 1900 г. М. Планк ввел квант действия, сформулировал закон излучения (Нобелевская премия 1918 г.). В 1905 г.

Информация о работе Категория “Материя” в философии