Категория “Материя” в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:00, лекция

Описание работы

Материя – философская категория и общенаучное понятие. Оно – важнейшее в философии материализма, его теориях бытия и познания (в онтологии и гносеологии), в других его частях. Распространено в науках о природе, в культурологии и социологии, в науках об обществе и мышлении, исторических науках, и др. По-лат. – materia (вещество); по-англ. “matter”, т.е. материя и вещество, неразличимы вне контекста. Исторически первыми материалистами были Демокрит, Эпикур – в Древней Греции, Лукреций Кар в Риме, и др. М. - центральное понятие (категория) диалектического и исторического материализма. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике, прославление человеческого разума.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 54.30 Кб (Скачать файл)

А. Эйнштейном была создана  частная, а в 1907-1916 гг. – общая  теория относительности. Им вскрыта  количественная связь между массой тел и энергией связи их атомов. Закон соотношения массы и  энергии выражен известной формулой E=mc2, где Е – энергия, m – масса и с - скорость света (Нобелевская премия 1921 г.).

Это был крупнейший переворот в естествознании, прежде всего в физике. Было экспериментально доказано, что атом делим, проницаем  для лучей, меняет свою массу и  не может больше считаться «первокирпичиком» вещей.

Естествоиспытатели, смешивавшие философское учение о материи с физическими представлениями о ее строении, поспешили заявить, что «материя исчезла», поскольку атом как ее предельная неделимая частица оказался лишенным такого свойства.

В действительности со сменой одной научной картины  мира другой, открытием законов ядерной  энергетики не было поколеблено философское  понимание материи. Стало еще  более очевидным, что материя  не исчезает. Она неуничтожима и  неисчерпаема, беспредельна и бесконечна в своих проявлениях, сохраняя свое имманентное свойство быть объективной  реальностью. Ее человек отражает в  сознании, как существующую вне и независимо от него.

СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О СТРОЕНИИ И СВОЙСТВАХ МАТЕРИИ

Современная наука  свидетельствует о том, что объективная  реальность существует в двух формах: вещества и поле.

Вещественными - называются такие материальные образования, имеющие  массу покоя отличную от нуля.

Полевые - не имеют  массы покоя отличную от нуля.

С точки зрения современной  физики все элементарные частицы  обладают корпускулярными и волновыми  свойствами. Современная наука блестяще подтвердила Ленинскую идею неисчерпаемости  материи.

После открытия электрона (1896) появились две возможности  интерпретации данного открытия.

1)Признать электрон в качестве первокирпичика мироздания. (ничего нового не внесла, поскольку признавалось существование первокирпичика мироздания - атома)

2)Ленин это открытие интерпретирует в диалектическом духе, он говорит: " Электрон также не исчерпаем, как и атом природа бесконечна."

Высказывание отвергает, какое либо существование первокирпичика мироздания. Неисчерпаемость материи рассматривается в двух смыслах: неисчерпаемость в ширь и глубь.

Неисчерпаемость в глубь - означает наличие структуры у любого материального образования, любая элементарная частица делима, имеет сложные внутреннее строение, т.е. отрицает существование какого-либо структурного нулевого уровня (кирпичика). Неисчерпаемость материи в глубь заставляет по новому взглянуть на идею: "состоять из…"

Неисчерпаемость в ширь - означает бесконечное число материальных образований, их свойств и.т.д. В настоящее время известно более 300 элементарных частиц.

№3 Понятие движения и многообразие его форм. Движение и развитие

Одним из важных философских  вопросов является вопрос о том, в  каком состоянии находится мир. С точки зрения диалектико-материалистической философии, в мире нет ничего, кроме  движущейся материи. Вопрос о движении не обходят и другие философские  школы и направления, но трактуют его по-разному. Например, объективный  идеализм не отрицает движение, но этим свойством наделяет лишь абсолютную идею, мировой дух, внематериальный, мистический, «мировой разум». Движение, развитие этого духа порождает природу, материю, в которой он продолжает свое движение, но в ином бытии. Велико значение диалектики Гегеля, но его диалектика - это диалектика «абсолютной идеи», а не природы, не общества, которые, по Гегелю, лишь отблески этой идеи. С точки зрения современного католицизма (неотомизма), всякое движение имеет божественное начало, исходит от бога.

Субъективный идеализм под движением понимает смену  ощущений, представлений, мыслей субъекта.

Метафизический материализм  признает объективный характер движения, но понимает его ограниченно. В чём  это проявляется? Либо в сведении всего многообразия движения лишь к механической его форме, к простому перемещению в пространстве, которое к тому же вызвано некими внешними силами, чем-то, в конечном счете, сверхъестественным; либо в признании движения только по замкнутому кругу, только в виде круговорота с постоянным возвращением к пройденным точкам движения и их повторению; либо, наконец, в отрыве материи от движения, т.е. признании материи вне движения, а также отрыве движения от материи, т.е. признании внематериальности самого движения.

С позиций материалистической диалектики движение - способ существования  материи, ее атрибут. На чем покоится этот вывод? Прежде всего, на эмпирических наблюдениях. Так или иначе, человек  видит, ощущает, наблюдает:

1. В неорганической природе: механическое, тепловое, электромагнитное, молекулярное, атомное, внутриядерное движение, движение элементарных частиц и т.д.;

2. В органической природе: рождение, размножение, отмирание клеток, движение внутри самих клеток, рост и развитие организмов, обмен веществ, кровообращение, пищеварение, дыхание, физиологические процессы и т.д.;

3. В социальной  материи: развитие производительных  сил, смену производственных отношений,  смену цивилизаций, смену научных  представлений, возникновение новых  партий, новых экономических, политических  и других структур.

Следовательно, эмпирические наблюдения и здравый смысл не оставляют сомнения в том, что  весь мир находится в движении, изменении и развитии. Теория осмысливает, систематизирует, обобщает эти наблюдения, проникает в истоки движения и  делает определенные выводы. Диалектический материализм как теория приходит к следующим основным выводам  и положениям:

1. Дает обобщенное  понятие движения независимо  от его конкретных проявлений, которые столь же бесконечны, как бесконечна сама материя.  С позиций диалектического материализма движение в применении к материи – это изменение вообще, т.е. движение есть любое изменение, происходящее в любом материальном объекте: количественное, качественное, перемещение, рождение, отмирание и т.д.

2. Делает вывод  о неразрывности материи и  движения, о невозможности существования  материи без движения, а движения  без и вне материи.

3. Приходит к выводу, что движение - это не обычное  свойство материи, а ее атрибут,  под которым понимается такое  свойство вещей, предметов, явлений,  без которого невозможно само их существование. Движение, рассматриваемое как атрибут материи, и есть именно такое ее свойство, т.е. оно - способ существования материи, следовательно, нечто большее, чем просто свойство.

Из признания движения как атрибута, способа существования  материи вытекают и другие философские  выводы. Во-первых, поскольку материя  есть объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания, постольку объективно и движение. Человеческое мышление способно отражать, познавать движение во всем его разнообразии, вычленяя закономерности. Во-вторых, поскольку вечна, несотворима и неразрушима материя, постольку вечно, несотворимо и неразрушимо движение. По мнению Ф. Энгельса, «материя без движения так же немыслима, как и движение без материи. Движение поэтому так же несотворимо и неразрушимо, как и сама материя. Движение может быть только перенесено»1.

Положение диалектического  материализма о движении как способе  существования материи не означает отрицания покоя. Но что же понимается под покоем? Здесь можно выделить троякого рода факторы:

С механической точки  зрения можно говорить о покое, когда-то или иное тело не меняет своего пространственного  положения, не перемещается относительно других тел. Лежащий камень, стоящая  машина, сидящий человек покоятся, не меняют своего пространственного  положения.

С количественной точки  зрения покой имеет место тогда, когда вещи, объекты, в том числе  живые организмы, не меняют существенно  своих количественных характеристик - не увеличиваются и не уменьшаются  в своих размерах. Например, достигнув  определенного предела, прекращают рост растения, животные, человек.

С точки зрения качества покой - это пребывание вещи, объекта, организма, системы и т.д. в данном качественном состоянии, т.е. фиксируется  момент качественной устойчивости. Это  является непременным условием дифференциации материи, благодаря чему мы отличаем одни вещи от других. Возможность такого относительного покоя тел, возможность  временного состояния равновесия является существенным условием дифференциации материи и тем самым существенным условием жизни.

Однако если движение абсолютно, ибо является способом существования  материи, то покой не может быть абсолютным, а только относительным, ибо покой  в одном отношении всегда связан с определенными изменениями  в других отношениях. Покоящееся тело вместе с Землей вращается вокруг Солнца, вместе с Солнечной системой - вокруг центра (ядра) Галактики, которая  также движется во Вселенной. Во взрослом организме уменьшается количество рождающихся и обновляющихся  клеток, что ведет к его старению и, в конечном счете, к естественной смерти. В любом объекте происходят и незаметные качественные изменения.

Диалектический материализм  не ограничивается признанием движения как атрибута материи. Он ставит проблему классификации его форм и решает ее в союзе с естествознанием  или опираясь на него. Идея о формах движения и их взаимосвязи выдвинута  Ф. Энгельсом. В основу предложенной им классификации форм движения были положены следующие принципы:

1. Принцип неразрывности  материи и движения, согласно  которому каждая форма движения  имеет свой материальный носитель, иными словами, каждому уровню  организации материи соответствует  своя форма движения.

2. Принцип субординации  – генетической связи, восхождения  движения от низших форм к  высшим в соответствии с эволюцией материи и движения.

3. Принцип несводимости  высших форм движения к низшим, согласно которому низшие формы входят в высшие, но занимают в них подчиненное положение. Высшие же формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим формам. Этот принцип имеет особо важное значение для понимания ограниченности механицизма, сторонники которого все формы движения, в том числе социальную, пытаются свести к одной механической форме. Исходя из указанных принципов, Ф. Энгельс выделил следующие основные формы движения материи: механическую (ее носитель - макро- и мегатела); физическую (носитель - молекулы); химическую (носители - атомы); биологическую (носитель - белки) и социальную (носитель - люди).

Ф. Энгельс отнюдь не считал предложенную им классификацию  чем-то законченным и неизменным. Он, напротив, был убежден, что последующее  развитие науки внесет свои коррективы в эту классификацию. Современная  наука открыла новые уровни организации  материи и соответственно обнаружила новые формы движения. Поэтому  классификация Ф. Энгельса развивается  и дополняется. Но положенные в ее основу принципы, по мнению многих современных  исследователей, сохраняют свое значение, ибо схватывают важные особенности  взаимосвязи форм движения и видов  материи с учетом их развития.

Опираясь на эти  принципы и учитывая достижения современной  науки, философы и ученые предлагают различные варианты современной  классификации форм движения, среди  которых можно выделить схему  Б.М. Кедрова. Он выделяет следующие конкретные формы движения: субатомно-физическую (элементарные частицы, ядра); химическую (атомы); молекулярно-физическую (молекулы, марцеллы). В двух последних происходит «раздвоение единого» – безуглеродистые соединения ведут к планетарной и геологической формам движения материи, а углеродистые к биологической (белки, нуклеиновые кислоты), а от нее через труд к социальной форме (см. рисунок). Помимо конкретных форм, Б.М. Кедров выделяет четыре общие формы: квантово-механическую, макромеханическую, термодинамическую и условно названную – кибернетическую. Эта классификация учитывает нынешние достижения науки и является развернутой, а не линейной.

Движение  и покой

В мире все находится  в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Поскольку  движение есть сущностный атрибут материи, то оно, также как и сама материя, несотворимо и неуничтожимо. Движение - это способ существовании материи. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движения превращаются в другие и ни один вид не берется ниокуда. Движение есть единство изменчивости и устойчивости, беспокойства и покоя. В потоке не прекращающегося движения всегда присутствуют дискретные моменты покоя, проявляющиеся прежде всего в сохранении внутренней природы каждого данного движения, в виде равновесия движений и их относительно устойчивой формы, т.е. относительного покоя. Покой, таким образом, существует как характеристика движения в какой-либо устойчивой форме. Как бы не изменялся предмет, но пока он существует, он сохраняет свою определенность. Река остается рекой. Абсолютный покой невозможен. Существует несколько качественно различных форм движения материи: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная... Качественное разнообразие одного уровня не может быть объяснено качественным разнообразием другого. Точное описание движения частиц воздуха не может объяснить смысл человеческой речи. Однако необходимо иметь в виду и общие закономерности, свойственные всем уровням, а также их взаимодействие. Эта связь выражается в том, что высшее включает низшее (ДНК - химическое соединение). Однако высшие формы не включены в низшие (нет жизни в химических соединениях). Прослеживание связей между различными формами движения материи позволяет создать картину их развития во вселенной. На его разных этапах возникают все новые уровни организации материи и соответствующие им формы движения, причем появление каждой

Информация о работе Категория “Материя” в философии