Категория “Материя” в философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 15:00, лекция

Описание работы

Материя – философская категория и общенаучное понятие. Оно – важнейшее в философии материализма, его теориях бытия и познания (в онтологии и гносеологии), в других его частях. Распространено в науках о природе, в культурологии и социологии, в науках об обществе и мышлении, исторических науках, и др. По-лат. – materia (вещество); по-англ. “matter”, т.е. материя и вещество, неразличимы вне контекста. Исторически первыми материалистами были Демокрит, Эпикур – в Древней Греции, Лукреций Кар в Риме, и др. М. - центральное понятие (категория) диалектического и исторического материализма. Для материализма характерно уважение к естественным наукам и технике, прославление человеческого разума.

Файлы: 1 файл

философия.docx

— 54.30 Кб (Скачать файл)

Покой следует понимать как момент равновесного единства в  самом движении, а не вне его. Относительный  по¬кой не только не исключает движения, а напротив, является лишь его особым моментом.

Противоположность покоя и движения прежде выражалась в резком противопоставлении "вещей" и "процессов". В связи с развитием  знаний в области микромира это  метафизическое противопоставление утратило смысл. Единство вещи и процес¬са особенно ярко, если в качестве вещи взять микрообъект. Кор¬пускулярные и волновые свойства микрообъекта доказывают, что он одновременно выступает и как вещь, и как процесс. По¬этому в теории относительности фундаментальным понятием становится понятие события.

Относительный покой, понимаемый как момент временной  устойчивости и равновесия, присущ любому конкретному со¬стоянию материи. Он придает ей качественную определен¬ность. Благодаря ему существуют границы вещей, мир пред¬стает как многообразие качественно-количественных образо¬ваний. Движение материи абсолютно именно потому, что оно безотносительно к чему бы то ни было другому, внешнему, от чего бы оно ни зависело. В этом плане утверждения типа "а в мире нет ничего, кроме вечно движущейся материи", правдамерны и обоснованны.

Любой вид движения, каждый совершающийся процесс подчиняются  действию тех или иных законов. Можно  сделать вывод, что формой "движения вообще" являются законы движения. Однако эти законы по-разному связаны друг с другом. Поэтому на основании некоторых критериев их можно объединить во взаимосвязанные группы. Тогда формами движения будем называть группы изменений, объединенные подчинением действию определенных законов.

Диалектико-материалистическое учение о формах движения материи  было разработано Ф. Энгельсом. Его  идеи по данному вопросу отнюдь не устарели. Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения материи. Критерием  выделения этих форм движения является связь каждой из них с определенными  материальными носителями.

Механическое движение – пространственное перемещение  объектов, но, нужно отметить сегодня, – не любое, а лишь характеризующееся  наличием траектории, – распространение  в пространстве полей, например, –  это не механический процесс. "В  механике, – писал Ф. Энгельс, –  мы не встречаем никаких качеств". Но уже в физике любое изменение  – это переход количества в  качество.

Физическое движение – теплота, электромагнетизм, гравитация…

Химическое движение – превращение атомов и молекул, связанное с перестройкой электронных  оболочек атомов (но не их ядер). Химическая форма движения материи имеет  дело с образованием и разрушением  молекул вещества. "Органическая жизнь, – указывал Ф. Энгельс, – невозможна без механического, молекулярного, химического, термического, электрического изменений"[10]. Но совокупность этих изменений не является основным признаком  биологической формы движения.

Биологическое движение – специфические для живого процессы. Последнее можно охарактеризовать так: "Жизнь представляет собой  способ существования белковых тел  и нуклеиновых кислот, содержанием  которого является непрерывный обмен  веществ между организмом и окружающей средой, процессы отражения и саморегуляции, направленные на самосохранение ивоспроизводство организмов[11]. Эти признаки вскрывают специфику живого только взятые как система[12].

Социальное движение (с которым связано и мышление).

Формы движения расположены  именно в этом порядке не случайно: каждая последующая включает в себя предыдущие. В основе классификации  Ф. Энгельса лежат принципы: структурности (каждая форма движения имеет специфического, главного материального носителя); развития (высшие формы движения возникают  в результате развития низших); историзма (характеризуетпоследовательность познания человеком основных форм движения: от относительно простого к более сложному).

Движение  – в узком смысле-всякое изменение, в узком смысле- изменение положения тела в пространстве. Об абсолютном движении  можно говорить только в соотнесении с какой-либо точкой, которая мыслится находящейся в мировом пространстве в состоянии покоя. Дейтвительное движение всегда относительно, оно есть движение в соотнесении с какой-либо точкой пространства, находящейся в (относительном) движении или в (относ-м) покое. В мире все находится в движении, от атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не по принуждению, а по собственной природе. Движение заключено в самой природе материи. Одни формы движутся превращаясь в другие и ни один вид не берется ни от куда.

1) ПОНЯТИЕ ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ. РАЗЛИЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

Пространство и  время широко используются различными науками. Это понятие используется различными науками постольку, поскольку  пространство и время является всеобщими  свойствами материи.

Понятие пространство и время отражают свойства бытия  как наличие пространств и  временных характеристик у всех материальных образований. Определенное положение объекта по отношению  к другому. Существует различные представления о пространстве и времени. И. Кант, пространство и время рассматривал априорными (врожденными) формами чувственности (отрицая объективные формы пространства и времени.) Все субъективные идеалисты отрицают . Пространство и время рассматривают, как упорядоченные системы ощущения, кроме ощущений ничего не существует. Задачи ума заключаются в упорядочивании этих ощущений ближе дальше, выше ниже и получается пространство.

Упорядочивается в  отношении длительности, последовательности, смены и.т.д в результате этого появляется время.

После создание теории относительности некоторые физики отрицали объективный характер пространств  и времени, опираясь на принципы относительности, поскольку нашли знания о пространстве постольку не природа нам, дает их, а мы даем их природе, знания.

СУБСТАНЦИОНАЛЬНАЯ И РЕЛЯЦИОННАЯ  КОНЦЕПЦИЯ В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ.

С точки зрения здорового  смысла все тела движутся в пространстве и времени. Из этого вывод: что  пространство и время существуют сами по себе независимо от объектов. Такой  взгляд фиксирует первая субстанциональная  концепция. Это концепция допускает  существование пустого пространства и пустого времени. Таких взглядов придерживались многие естествоиспытатели (Ньютон). ПО Ньютону существует абсолютное пространство и абсолютное время  Они безотносительны к движущемся объектам . Согласно реляционной концепции пространство и время органически связано их движения - эта концепция отрицает. (Августин Блаженный) - время есть как иное отношение вещей.

2) ДИАЛЕКТИКА МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

С точки зрения диалектики материализм является формами существования  материи - пространство и время.

1)Не существует пустого пространства и времени. Пространство ,время и материя органически взаимосвязаны между собой.

2)Свойство пространства и времени не является везде и всюду одинаковыми, как полагали представители. Они зависят от материальных объектов находящихся в пространстве и времени. На связь пространства, времени и материи указывали многие философы: Платон, Гегель и.т.д. Гегель: явление равновесия рычага. Он говорит: "Что кирпич убивает человека" ,а потом говорит : " не кирпич убивает человека, а пространство и время." На связь пространства и времени указал Н.И. Лобачевский не эвклидовою геометрию. Согласно его учению геометрии. Свойства пространства зависят от тех материальных процессов, которые происходят в этом пространстве. Суть евклидовой геометрии: О свойствах пространства современная наука толкует на основе того, как ведет себя луч света в каком-то пространстве. В пустом пространстве свет распространяется по прямой, если пространство , то окажется что сумма углов = 180° если же луч света будет распространятся в не в пустом пространстве, то построенный треугольник будет иметь больше или меньше 180°, что и зафиксировано в не эвклидовой геометрии. 27/11/00

3) СОВРЕМЕННАЯ НАУКА  (ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ  О ПРОСТРАНСТВЕ  И ВРЕМЕНИ)

Теория относительности  делится на две части первая частная  теория относительности 1905-1907, второе общая теория относительности 1915-1917. Общая теория относительности установила связь в пространстве между собой  и зависимость свойств пространства и времени от скорости движения материальных объектов. А.Энштейн, Общая теория относительности (ОТО); где

Общая теория относительности  установила связь во первых, с движущейся материей, а именно полями тяготения - теория гравитации. Во вторых, установила зависимость между пространством и временем. От величины потенциала поле тяготения. Математически выражается тоже самое, где вместо V2 ставим 2 (потенциал поле тяготения)

Вывод был подтвержден  в конце 20-х годов в результате обнаружения искривления луча света  в различных сильных полях  тяготения.

Модели вселенной 

В настоящее время  существует множество моделей вселенной. 1)Модель разбегающихся галактик.  2)Модель пульсирующей вселенной.

Модель № 1 где-то около 50 миллиардов лет назад произошел  большой взрыв. А результате взрыва произошли элементы, частицы, молекул  и.т.д

С точки зрения этой модели вселенная имеет начало во времени. Согласно пульсирующей модели вселенная представляет собой шар, который постоянно изменяет свой радиус. Вселенная ограничена в пространстве.

Проблема необратимости  времени

В настоящее время  существует несколько концепций  об анизотропии (синоним необратимости) времени.

1) Причинная концепция необратимости времени

2) Космологическая

3) Энтропийная Все эти концепции в качестве коррелята принимают какой-то необратимый процесс и явление. Причина 1) - опирается на необратимость причинно-следственных отношений. Причинна факт используется для философского объяснения времени. Причина всегда предшествует следствию.

Космологическая - опирается на явление разбегания галактик. Энтропийная - опирается на закон возрастания энтропии в замкнутых системах. Согласно этому закону в галактике - пространстве растет мера хаоса.

Все эти концепции  в качестве коррелята принимают  необратимость явлений, но не объясняют  почему, чем вызвана эта причина. В настоящее время доказано упорядочение хаоса и порядка.

Важнейшими формами  бытия являются пространство, время, движение, системность. Рассмотрим пространство и время. Обсуждение вопроса о  сущности пространства и времени  в истории философии распадалось  на три группы проблем: 1. Каков гносеологический статус этих понятий? Являются ли они  характеристиками материального бытия  или характеризуют устройство нашего сознания? 2. Каково отношение пространства и времени к субстанции? 3. Каковы основные свойства пространства и времени? (Эта проблема оказывалась связанной  с развитием естественнонаучных представлений о пространственно-временных  характеристиках вещей, ее решение  в значительной степени обусловливалось  решением первых двух групп проблем).

Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными  понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот.

Но пространство и время являются столь же объективными характеристиками бытия, как его материальность и движение.

В истории философии  существовали две точки зрения об отношении пространства и времени  к материи. Первую из них можно  условно назвать субстанциальной  концепцией. В ней пространство и  время трактовали как самостоятельные  сущности, существующие наряду с материей и независимо от нее. Соответственно отношение между пространством, временем и материей представлялось как отношение между двумя  видами самостоятельных субстанций. Это вело к выводу о независимости свойств пространства и времени от характера протекающих в них материальных процессов.

Вторую концепцию  можно именовать реляционной (от слова relatio — отношение). Ее сторонники понимали пространство и время не как самостоятельные сущности, а как системы отношений, образуемых взаимодействующими материальными объектами. Вне этой системы взаимодействий пространство и время считались несуществующими. В этой концепции пространство и время выступали как общие формы координации материальных объектов и их состояний. Соответственно допускалась и зависимость свойств пространства и времени от характера взаимодействия материальных систем. (Подробное изложение существа этих концепций и их анализ см. в работах: Баженов Л. Б., Морозов К. Е., Слуцкий М. С. «Философия естествознания». М., 1966; Молчанов Ю. Б. «Проблема синтеза различных концепций времени» // «Синтез современного научного знания». М., 1973.)

Какой же из этих концепций  отдать предпочтение? С точки зрения признания объективности пространства и времени обе эти концепции  равноценны. Если говорить об их естественнонаучной обоснованности, то в XVII — XIX веках явное  преимущество было на стороне субстанциальной  концепции; именно она лежала в основе ньютоновской механики, принимавшейся в то время за образец точной науки. В электродинамике в пользу существования абсолютного пространства свидетельствовала гипотеза светоносного эфира, который заполняет абсолютное пространство и является носителем электромагнитных волн. Наконец, сильнейшим свидетельством в пользу субстанциальной концепции пространства был факт единственности эвклидовой геометрии. Хотя еще в 30-х годах XIX в. Лобачевским была открыта неэвклидова геометрия, до открытия общей теории относительности, неэвклидовы геометрии рассматривались как воображаемые математические конструкции, и им не приписывалось реального физического смысла. Единственной геометрией, описывающей реальные свойства физического пространства и времени, считалась геометрия Евклида. А это как бы подтверждало вывод, следовавший из субстанциальной концепции, что свойства пространства и времени неизменны и независимы от характера движения и взаимодействия материальных систем.

Информация о работе Категория “Материя” в философии