Классическая немецкая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 05:33, курсовая работа

Описание работы

Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы, прямо или косвенно затрагивая также немецкие государства и становясь предметом осмысления живших в них философов, чей мировоззренческий кругозор при его определенности условиями своей страны не был национально ограниченным.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Философия Канта ……………………………………………………..6
Глава 2. Философия Фихте ……………………………………………………..9
Глава 3. Философия Шеллинга ……………………………………………….12
Глава 4. Философия Гегеля ……………………………………………………14
Глава 5. Философия Фейербаха ……………………………………………….18
Глава 6. Немецкая классическая философия о человеке …………………….21
Заключение ……………………………………………………………………..24
Список литературы ……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по философии.docx

— 46.19 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение …………………………………………………………………………3

Глава 1.  Философия Канта  ……………………………………………………..6

Глава 2. Философия Фихте  ……………………………………………………..9

Глава 3. Философия Шеллинга ……………………………………………….12

Глава 4. Философия Гегеля ……………………………………………………14

Глава 5. Философия Фейербаха  ……………………………………………….18

Глава 6. Немецкая классическая философия о человеке …………………….21

Заключение ……………………………………………………………………..24

Список литературы …………………………………………………………….26

 

 

Введение

Немецкая классическая философия  – это значительнейший этап в  развитии философской мысли и  культуры человечества. Её развитие было одним из важнейших выражений  эпохального подъёма духовной культуры, начавшегося в германских государствах с середины XVIII в.. Этот подъём был  включён в общеевропейское движение общественной мысли, получившее название Просвещения. Наиболее ярко и мощно  Просвещение развернулось во Франции, где представлявшая его плеяда философов, наиболее влиятельные из которых  были одновременно крупнейшими писателями и драматургами своей эпохи, идеологически  подготовила величайшую буржуазно-демократическую  революцию Нового времени, которая  в конце XVIII в. до основания разрушила  в этой стране феодально-абсолютистский строй. В своих социальных идеалах  немецкая классическая философия и  литература, испытавшие огромное влияние  событий, происшедших в других европейских  странах (прежде всего в Англии и  Франции), пытались предвосхитить перспективы  прогрессивного развития Германии.

Немецкая классическая философия  развивалась в эпоху глубочайших  изменений, которые происходили  в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни  всей Европы, прямо или косвенно затрагивая также немецкие государства  и становясь предметом осмысления живших в них философов, чей мировоззренческий  кругозор при его определенности условиями своей страны не был  национально ограниченным.

В отечественной литературе немецкой классической философией принято  называть совокупность философских  учений И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля и Л. Фейербаха. Их объединяет пристальное внимание к природе  духа, трактующегося через понятия  деятельности и свободы, которые  рассматриваются, в том числе  и в историческом плане. Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия  представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется  следующими общими чертами:

1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфротирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.

2. Исследовались не только  человеческая история, но и  человеческая сущность. У Канта  человек рассматривается как  нравственное существо. Фихте подчеркивает  активность, действенность сознания  и самосознания человека, рассматривает  устройство человеческой жизни  согласно требованиям разума. Шеллинг  ставит задачу показать взаимосвязь  объективного и субъективного.  Гегель расширяет границы активности  самосознания и индивидуального  сознания. Он глубоко исследует  различные формы общественного  сознания. Фейербах создаёт новую  форму материализма – антропологический  материализм, в центре которого  стоит человек, который является  субъектом для себя и объектом  для другого человека.

3. Все представители классической  немецкой философии относились  к философии как к специальной  системе философских дисциплин, категорий, идей. Кант, например, выделяет в качестве философских дисциплин, прежде всего, гносеологию и этику. Шеллинг – натурфилософию, онтологию. Фихте, считая философию «наукоучением», видел в ней и такие разделы, как онтологический, социально-политический. Гегель создал широкую систему философских знаний, в которую вошли философия природы, логика, философия истории, философия права, философия морали и др. Фейербах рассматривал онтологические, гносеологические и этические проблемы, а также философские проблемы истории и религии.

4. Классическая немецкая  философия разрабатывает целостную  концепцию диалектики. Кантовская  диалектика – это диалектика  границ и возможностей человеческого  познания: чувств, рассудка и человеческого  разума. Диалектика Фихте сводится  к исследованию творческой активности  Я, к взаимодействию Я и не-Я  как противоположностей, на основе  борьбы которых происходит  развитие  самосознания человека. Шеллинг  переносит на природу разработанные  Фихте принципы диалектического  развития. Природа у него –  становящийся, развивающийся дух.  Великим диалектиком является  Гегель, который представил развёрнутую,  всестороннюю теорию идеалистической  диалектики. Фейербах рассматривает  связи явлений, их взаимодействия  и изменения, единство противоположностей  в развитии явлений (дух и  тело, сознание человека и материальная  природа). Им предпринята попытка  найти взаимосвязь индивидуального  и социального.

5. Немецкая классическая  философия подчеркивала роль  философии в разработке проблем  гуманизма и предприняла попытки  осмыслить человеческую жизнедеятельность.  Шло это осмысление в разных  формах и разными путями, но  проблема была поставлена всеми  представителями данного направления  философской мысли.

 

Глава 1. Философия  Канта

Иммануил Кант родился  в 1724 году в Кенигсберге, где и  прожил всю жизнь. После учёбы  в университете «Альберта» и нескольких лет учительства он стал университетским  преподавателем, сначала приват-доцентом, а с 1770 года – профессором метафизики. В 1796 году Кант прекратил чтение лекций, но продолжал научную деятельность почти до самой смерти в 1804 году. В его творчестве выделяют два  периода: «докритический» (примерно до 1770 г.) и «критический».

Для докритического периода  характерен интерес Канта к естественнонаучным и натурфилософским темам. Он писал  работы по истории Земли, теории ветров, о причинах землетрясений и т. п. Важнейшим трактатом этого  цикла стала « Всеобщая естественная история и теория неба» (1755). Здесь  Кант рисует картину развивающейся  вселенной, естественным путём формирующейся  из хаоса материи под воздействием сил притяжения и отталкивания.

Другим важнейшим направлением теоретических изысканий Канта  в докритический период была философская  методология. Кант хотел отыскать способ превращения метафизики в точную науку. Но он не разделял популярного  в то время мнения, что для достижения этой цели метафизика должна уподобиться  математике. Кант доказал, что методы этих наук разнятся. Математика конструктивна, метафизика – аналитична. Задача метафизики состоит в том, чтобы выявить  элементарные понятия человеческого  мышления. И уже в докритический  период Кант не раз высказывал мысль, что философ должен всячески сторониться  произвольных измышлений. Иными словами, одной из главных проблем философии  является вопрос о границах человеческого  познания. Об этом Кант заявляет в одной  из наиболее влиятельных работ докритического периода «Грёзы духовидца, поясненные грёзами метафизики» (1766).

Вторая половина философского творчества И. Канта вошло в историю  философии под названием «критического  периода». Между «докритическим»  и «критическим» периодами лежит  период подготовки второго. Это период между 1770 г. и выходом в свет «Критики чистого разума» в 1781 г. В 1770 г. Кант опубликовал работу «О форме и  принципах чувственного и умопостигаемого  мира», ставшей своего рода прологом для его основных работ «критического  периода»: «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). В первой из этих книг он изложил  учение о познании, во второй – этику, в третьей эстетику и учение о  целесообразности в природе. Основу всех этих работ составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях».

Понятие «критика» в кантовской системе многозначно. Главным объектом теоретической критики Канта  был «догматизм», под которым  он понимал сугубо рациональный метод  познания, сложившийся в новоевропейской  метафизике. Вместе с тем своей  «критикой» Кант намеревался подрезать  корни материализма, атеизма, иррелигиозного свободомыслия, скептицизма и идеализма. Фактически кантовский «критицизм»  касался не только проблем познания, но и проблем бытия, причём целый  ряд отвергаемых им философских  учений отнюдь не грешили таким «догматизмом», а строились на противоположной  гносео-методологической основе.

Реально философия Канта  явилась новой, очень своеобразной формой критического исследования познавательных способностей человека, сопряженной  с обоснованием оригинальной гносеологической парадигмы. Вообще Кант не только ниспровергал те или иные философские концепции, но и создавал собственные. Созидательные  результаты кантовских «Критик…», особенно двух последних, не менее значительны, чем разрушительные. Причём если в  первой «Критике…» притязания «чистого разума» серьезно ограничены, то в  «Критике практического разума»  сфера его эффективного применения охватывает метафизические проблемы, и в целом он трактуется здесь  апологетически. При рассмотрении философской  ситуации своего времени Кант, подобно  европейским мыслителям, руководствовался во многом лейбницевским пониманием философского процесса как противоборства «идеализма» с «материализмом» (смягчаемого, правда, наличием промежуточных и  синкретических философских учений).

По Канту, существует мир  вещей, независимый от человеческого  сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них  ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует  о том, что Кант подходит к его  рассмотрению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей  – это мир «вещей в себе», т.е. мир, не познаваемый посредством  разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие). Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т.е. потусторонни, существуют вне времени  и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального  идеализма. Слова о намерении  своей «критикой» подрезать корни  «идеализма» относились Кантом к  тем философским учениям, которые  либо допускали, хотя бы лишь в начале своего построения, возможность сомнения в действительном существовании  чувственно воспринимаемых вещей вне  человеческого сознания («проблематический  идеализм» Декарта) либо категорически  отрицали такое существование («догматический идеализм» Беркли). Термин «идеализм» начинал в новоевропейской философии  применяться не только в отношении  спиритуалистических учений, но также  для обобщенного наименования тех  концепций, которые сводили существование  чувственно воспринимаемых вещей внешнего мира к наличным в человеческом сознании этих вещей, названных «идеями» (термин «идея» приобретал в этих концепциях существенно иной смысл, чем в  платонизме).

В конкретное рассмотрение современных ему материалистических учений, важнейшие из которых разрабатывались  французскими мыслителями (Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах), Кант не входил, но фактически его «трансцендентальный  идеализм» был одной из их главных  антитез.

 

Глава 2. Философия  Фихте

Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) стал одним из самых известных  последователей Канта, хотя сам Кант, поначалу одобрявший энергичного юношу, затем решительно отмежевался от его идей.

Фихте родился в Рамменау, получил университетское образование  в Йене и Лейпциге. В 1791 году познакомился с Кантом, с 1794 года начал преподавание в Йенском университете. Однако в 1799 году Фихте счёл себя вынужденным  покинуть Йену, не стерпев выговора, обвинявшего его в пособничестве  «атеизму» за публикацию в издававшем им (с 1795 г.) «Философском журнале общества немецких учёных» статьи своего бывшего  ученика Форберга «О развитии понятия  религии». Журнал был закрыт, а он на несколько последующих лет  обосновался в Берлине, где читал  частные курсы лекций для разнородного круга слушателей. Эти лекционные курсы легли в основу новых  книг, публиковавшихся Фихте в  первое десятилетие XIX в. В 1805 году он читал лекции в Эрлангенском, а в 1806 году – в Кёнигсбергском университетах. Новая война с Францией, закончившаяся сокрушительным поражением прусских войск под Йеной и Ауэрштедтом, привела к оккупации Пруссии наполеоновскими войсками и к временному закрытию главных немецких университетов. В 1810 году Фихте вернулся в Берлин, где после возобновления работы Берлинского университета был назначен деканом философского факультета и вскоре был избран ректором университета. Весной 1812 года был уволен в отставку. А в 1814 году он скоропостижно скончался от тифа.

Главные его работы: «Основа  общего наукоучения» (1794), «Замкнутое торговое государство» (1800), «Факты сознания» (1810).

Фихте выступал в основном с работами социально-исторического  и этического характера. В них, говоря его словами, излагалась «практическая  философия», в которой он пытался  определить цели и задачи практического  действия людей в мире, в обществе.

Фихте пришёл к выводу, что  гений Канта открывает ему  истину, не показывая ее оснований, а поэтому он, Фихте, создаст философию  подобно геометрии, некое наукоучение, исходным пунктом которого является сознание Я.

В философском творчестве Фихте различают два периода: период философии деятельности и  период философии Абсолюта. Под деятельностью  Я он понимает прежде всего нравственное поведение субъекта. Стать свободным  и достичь благодаря этому  своей активности, устраняющей все  препятствия, - нравственный долг человека. Фихте приходит к важному выводу, что к осознанию свободы как  высшей ценности люди приходят в определенных исторических условиях, на определенной ступени общественного развития. Вместе с тем он считал свободу  неотъемлемой от знаний и возможной  лишь при достаточно высоком уровне развития духовной культуры человека. Таким образом, культура и моральное  действование делает возможным всю  практическую деятельность Я.

Информация о работе Классическая немецкая философия