Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 05:33, курсовая работа
Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы, прямо или косвенно затрагивая также немецкие государства и становясь предметом осмысления живших в них философов, чей мировоззренческий кругозор при его определенности условиями своей страны не был национально ограниченным.
Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Философия Канта ……………………………………………………..6
Глава 2. Философия Фихте ……………………………………………………..9
Глава 3. Философия Шеллинга ……………………………………………….12
Глава 4. Философия Гегеля ……………………………………………………14
Глава 5. Философия Фейербаха ……………………………………………….18
Глава 6. Немецкая классическая философия о человеке …………………….21
Заключение ……………………………………………………………………..24
Список литературы ……………………………………………
Содержание
Введение ………………………………………………………
Глава 1. Философия Канта ……………………………………………………..6
Глава 2. Философия Фихте ……………………………………………………..9
Глава 3. Философия Шеллинга ……………………………………………….12
Глава 4. Философия Гегеля ……………………………………………………14
Глава 5. Философия Фейербаха ……………………………………………….18
Глава 6. Немецкая классическая философия о человеке …………………….21
Заключение …………………………………………………
Список литературы …………………………………………………………….26
Введение
Немецкая классическая философия
– это значительнейший этап в
развитии философской мысли и
культуры человечества. Её развитие было
одним из важнейших выражений
эпохального подъёма духовной культуры,
начавшегося в германских государствах
с середины XVIII в.. Этот подъём был
включён в общеевропейское
Немецкая классическая философия
развивалась в эпоху
В отечественной литературе немецкой классической философией принято называть совокупность философских учений И. Канта, И.Г. Фихте, Ф.В.Й. Шеллинга, Г.В.Ф. Гегеля и Л. Фейербаха. Их объединяет пристальное внимание к природе духа, трактующегося через понятия деятельности и свободы, которые рассматриваются, в том числе и в историческом плане. Каждый из названных философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций. Вместе с тем немецкая классическая философия представляет собой единое духовное образование, которое характеризуется следующими общими чертами:
1. Своеобразным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «конфротирующим сознанием», «усмехающимся над действительностью», «душой» культуры.
2. Исследовались не только
человеческая история, но и
человеческая сущность. У Канта
человек рассматривается как
нравственное существо. Фихте подчеркивает
активность, действенность сознания
и самосознания человека, рассматривает
устройство человеческой жизни
согласно требованиям разума. Шеллинг
ставит задачу показать
3. Все представители
4. Классическая немецкая
философия разрабатывает
5. Немецкая классическая
философия подчеркивала роль
философии в разработке
Глава 1. Философия Канта
Иммануил Кант родился в 1724 году в Кенигсберге, где и прожил всю жизнь. После учёбы в университете «Альберта» и нескольких лет учительства он стал университетским преподавателем, сначала приват-доцентом, а с 1770 года – профессором метафизики. В 1796 году Кант прекратил чтение лекций, но продолжал научную деятельность почти до самой смерти в 1804 году. В его творчестве выделяют два периода: «докритический» (примерно до 1770 г.) и «критический».
Для докритического периода
характерен интерес Канта к
Другим важнейшим направлением
теоретических изысканий Канта
в докритический период была философская
методология. Кант хотел отыскать способ
превращения метафизики в точную
науку. Но он не разделял популярного
в то время мнения, что для достижения
этой цели метафизика должна уподобиться
математике. Кант доказал, что методы
этих наук разнятся. Математика конструктивна,
метафизика – аналитична. Задача метафизики
состоит в том, чтобы выявить
элементарные понятия человеческого
мышления. И уже в докритический
период Кант не раз высказывал мысль,
что философ должен всячески сторониться
произвольных измышлений. Иными словами,
одной из главных проблем философии
является вопрос о границах человеческого
познания. Об этом Кант заявляет в одной
из наиболее влиятельных работ
Вторая половина философского
творчества И. Канта вошло в историю
философии под названием «
Понятие «критика» в кантовской системе многозначно. Главным объектом теоретической критики Канта был «догматизм», под которым он понимал сугубо рациональный метод познания, сложившийся в новоевропейской метафизике. Вместе с тем своей «критикой» Кант намеревался подрезать корни материализма, атеизма, иррелигиозного свободомыслия, скептицизма и идеализма. Фактически кантовский «критицизм» касался не только проблем познания, но и проблем бытия, причём целый ряд отвергаемых им философских учений отнюдь не грешили таким «догматизмом», а строились на противоположной гносео-методологической основе.
Реально философия Канта явилась новой, очень своеобразной формой критического исследования познавательных способностей человека, сопряженной с обоснованием оригинальной гносеологической парадигмы. Вообще Кант не только ниспровергал те или иные философские концепции, но и создавал собственные. Созидательные результаты кантовских «Критик…», особенно двух последних, не менее значительны, чем разрушительные. Причём если в первой «Критике…» притязания «чистого разума» серьезно ограничены, то в «Критике практического разума» сфера его эффективного применения охватывает метафизические проблемы, и в целом он трактуется здесь апологетически. При рассмотрении философской ситуации своего времени Кант, подобно европейским мыслителям, руководствовался во многом лейбницевским пониманием философского процесса как противоборства «идеализма» с «материализмом» (смягчаемого, правда, наличием промежуточных и синкретических философских учений).
По Канту, существует мир
вещей, независимый от человеческого
сознания (от ощущений, мышления), он воздействует
на органы чувств, вызывая в них
ощущения. Такая трактовка мира свидетельствует
о том, что Кант подходит к его
рассмотрению как философ-материалист.
Но как только он переходит к исследованию
вопроса о границах и возможностях
человеческого познания, его формах,
то заявляет, что мир сущностей
– это мир «вещей в себе», т.е.
мир, не познаваемый посредством
разума, а являющийся предметом веры
(Бог, душа, бессмертие). Таким образом,
«вещи в себе», по Канту, трансцендентны,
т.е. потусторонни, существуют вне времени
и пространства. Отсюда его идеализм
получил название трансцендентального
идеализма. Слова о намерении
своей «критикой» подрезать корни
«идеализма» относились Кантом к
тем философским учениям, которые
либо допускали, хотя бы лишь в начале
своего построения, возможность сомнения
в действительном существовании
чувственно воспринимаемых вещей вне
человеческого сознания («проблематический
идеализм» Декарта) либо категорически
отрицали такое существование («догматический
идеализм» Беркли). Термин «идеализм»
начинал в новоевропейской
В конкретное рассмотрение
современных ему
Глава 2. Философия Фихте
Иоганн Готлиб Фихте (1762 – 1814) стал одним из самых известных последователей Канта, хотя сам Кант, поначалу одобрявший энергичного юношу, затем решительно отмежевался от его идей.
Фихте родился в Рамменау,
получил университетское
Главные его работы: «Основа общего наукоучения» (1794), «Замкнутое торговое государство» (1800), «Факты сознания» (1810).
Фихте выступал в основном с работами социально-исторического и этического характера. В них, говоря его словами, излагалась «практическая философия», в которой он пытался определить цели и задачи практического действия людей в мире, в обществе.
Фихте пришёл к выводу, что гений Канта открывает ему истину, не показывая ее оснований, а поэтому он, Фихте, создаст философию подобно геометрии, некое наукоучение, исходным пунктом которого является сознание Я.
В философском творчестве
Фихте различают два периода:
период философии деятельности и
период философии Абсолюта. Под деятельностью
Я он понимает прежде всего нравственное
поведение субъекта. Стать свободным
и достичь благодаря этому
своей активности, устраняющей все
препятствия, - нравственный долг человека.
Фихте приходит к важному выводу,
что к осознанию свободы как
высшей ценности люди приходят в определенных
исторических условиях, на определенной
ступени общественного