Классическая немецкая философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 05:33, курсовая работа

Описание работы

Немецкая классическая философия развивалась в эпоху глубочайших изменений, которые происходили в экономической, социально-политической и духовно-идеологической жизни всей Европы, прямо или косвенно затрагивая также немецкие государства и становясь предметом осмысления живших в них философов, чей мировоззренческий кругозор при его определенности условиями своей страны не был национально ограниченным.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………3
Глава 1. Философия Канта ……………………………………………………..6
Глава 2. Философия Фихте ……………………………………………………..9
Глава 3. Философия Шеллинга ……………………………………………….12
Глава 4. Философия Гегеля ……………………………………………………14
Глава 5. Философия Фейербаха ……………………………………………….18
Глава 6. Немецкая классическая философия о человеке …………………….21
Заключение ……………………………………………………………………..24
Список литературы ……………………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая по философии.docx

— 46.19 Кб (Скачать файл)

Важнейшим достижением философии  Фихте этого периода является разработка диалектического способа  мышления. Он пишет о противоречивости всего сущего, единстве противоположностей, предлагает рассматривать противоречие как источник развития. Для него категории – это не совокупность априорных форм рассудка, а система  понятий, вбирающих знания, которые  развиваются в ходе деятельности Я.

Фихте стремился понять реальное взаимодействие субъекта и объекта  в процессе познания. Он рассматривал взаимодействие Я и не-Я (среда, всё, что противостоит Я). По его мнению, понять деление Я на «абсолютное» и «эмпирическое» и их взаимодействие с не-Я позволяет «наукоучение» (такой статус он предназначал философии!). Именно «наукоучение» позволяет  проникать в надындивидуальный, сверхчеловеческий, мировой дух, который  называется «духовной субстанцией»¹.

Таким образом, Фихте, сам  того не осознавая, поворачивает с позиций  субъективного идеализма на позиции  объективного идеализма. Такой переход  у него наметился в работе «Наставления к блаженной жизни», в которой  Я как абсолют слилось с  Богом, а философия его превращается в теософию.

Практическая философия  Фихте – это прежде всего его  учение о нравственности, праве и  государстве. Эти взгляды складывались у него под непосредственным впечатлением событий французской революции 1789 – 1794 гг., политического и военного разгрома Германии. Понятие свободы, обращенное к праву, государству  и этике, под влиянием И. Канта (а  также социальных идей Ж.Ж. Руссо) стало  для Фихте центральным при  рассмотрении этики, права и государства. Свобода состоит в подчинении человека законам через осознание  их необходимости. Право – это  добровольное подчинение каждого человека установленному в обществе закону. Государство же обязано обеспечить каждому собственность, ибо социальный мир – это, по Фихте, мир буржуазной частной собственности. Это положение  Фихте содержит глубокую догадку  об экономической и социальной природе  государства.

В философии Фихте содержится целый ряд идей, оказавших влияние  на развитие классической немецкой философии  и последующей философской мысли, – это учение о развитии сознания, попытка систематического 

____________

¹ Фихте Г.И. Избранные  сочинения. Т. 1. С. 119. 

выведения категорий, диалектический метод их анализа, утверждения права  разума на теоретическое познание, учение о свободе как добровольном подчинении исторической необходимости, основанном на познании этой необходимости, исследование структуры человеческой деятельности и др.

 

Глава 3. Философия  Шеллинга

В отличие от Канта и  Фихте, Фридрих Вильгельм Йозеф  Шеллинг был сыном обеспеченных родителей. Он родился в Леонберге  в 1775 г., получил образование в  Тюбингене и избрал академическую  карьеру, продолжавшуюся с перерывами в Йене, Мюнхене, Берлине и других городах почти до самой его  смерти в 1854 г.. Из работ Шеллинга наибольшей известностью пользуется «Система трансцендентального  идеализма» (1800) и «Философские исследования о сущности человеческой свободы» (1809). После 1809 г. Шеллинг почти ничего не публиковал.

Студенческие работы Шеллинга посвящены толкованию мифов, прежде всего библейских. В конце жизни  он заявил, что в этом и состоит  подлинная «позитивная философия». Но большую часть своей философской  деятельности он посвятил попыткам рациональной реконструкции сущего. Воодушевившись поначалу идеями Фихте, вскоре он осознал  необходимость их радикальной трансформации. Фихте говорил о том, что человеческое Я (в его сверхиндивидуальном  аспекте) полагает не-Я, или природу, но не уточнял механизмы этого  полагания. Судя по фихтевским иллюстрациям, создавалось впечатление, что природа  для него – большой кусок железа или лавы и не более того. Шеллинг  не мог примириться с такой  трактовкой и решил дополнить  наукоучение, или, как он стал называть его «трансцендентальную философию», натурфилософской частью. Позже он выделил «натурфилософию» в особую дисциплину, с которой он предлагал  начинать построение метафизической системы.

Ценность натурфилософии Шеллинга состоит в её диалектике. Размышляя над связями, которые  открывало естествознание, Шеллинг  высказал мысль о сущностном единстве сил, обусловливающих эти связи, и единстве природы как таковой. К тому же он приходит к выводу, что  сущность всякой вещи характеризуется  единством противоположных деятельных сил, которое называл «полярностью». В качестве примера единства противоположностей приводил магнит, положительные и  отрицательные заряды электричества, кислоты и щелочи в химических веществах, возбуждение и торможение в органических процессах, субъективное и объективное в сознании. «Полярность» Шеллинг рассматривал как главный  источник активности вещей, ею он характеризовал «подлинную мировую душу» природы¹.

Главной проблемой практической философии Шеллинг считал проблему свободы, от решения которой в  практической деятельности людей зависит  создание «второй природы», под которой  он понимал правовой строй. Шеллинг  согласен с Кантом, что процесс  создания правового строя в каждом государстве должен сопровождаться аналогичными процессами в других государствах и их объединением в федерацию, прекращением войны и установлением мира. Шеллинг  полагал, что достичь таким образом  состояния мира между народами не просто, но к этому надо стремиться.

Шеллинг ставит проблему отчуждения в истории. В результате самой  рациональной человеческой деятельности возникают не просто неожиданные  и случайные, но и нежелательные  результаты, ведущие к подавлению свободы. Стремление реализовать свободу  превращается в порабощение. Реальные результаты французской революции  оказались не соответствующими её высоким  идеалам, во имя которых она начиналась:

____________

¹Шеллинг Ф.В.И. Система  трансцендентального идеализма. С. 85 – 86.

вместо свободы, равенства  и братства пришло насилие, братоубийственная  война, обогащение одних и разорение  других. Шеллинг приходит к выводам: в истории властвует произвол; теория и история полностью противоположны друг другу; в истории царит слепая необходимость, перед которой индивиды со своими целями бессильны. Шеллинг  близко подходит к открытию природы  исторической закономерности, когда  говорит об объективной исторической необходимости, пробивающей себе дорогу сквозь множество индивидуальных целей  и субъективных устремлений, непосредственно  мотивирующих человеческую деятельность. Но Шеллинг представил эту связь  как беспрерывное и постепенное  осуществление «откровения абсолюта». Так Шеллинг насыщал свою философию  тождества бытия и мышления теософским смыслом, обращением к абсолюту, т.е. к Богу. Приблизительно с 1815 г. вся  философская система Шеллинга приобретает  иррационалистический и мистический  характер, становится, говоря его же словами, «философией мифологии  и откровения».

 

Глава 4. Философия  Гегеля

 

Георг Вильгельм Фридрих  Гегель был сыном финансового  чиновника. Он родился в 1770 году, получил  образование в Тюбингенском теологическом  институте, где учился вместе с Шеллингом, который оказал на него большое влияние, хоть и был младше на пять лет. После  окончания института и преподавания философии в Йенском университете Гегель работал редактором «Бамбергской газеты», затем директором гимназии в Нюрнберге, после чего вернулся к университетской работе, обосновавшись  в Берлине, где он читал лекции с 1818 г. вплоть до безвременной смерти от холеры в 1831 г.

Ещё в Йене Гегель создал первый свой влиятельный труд –  «Феноменологию духа» (1807), в которой  мощно заявлена тема историчности человеческого  существования и показано, что  путь к свободе лежит через  самопреодоление. Продолжение этой работы стала «Наука логики» (1812 – 1816). Позже Гегель отказался от субъективистского  феноменологического введения в  свою систему, посредством которого, постепенно снимая различия субъекта и объекта в сознании, он доказал  тождество бытия и мышления (предполагающееся в «Науке логики»), и изложил ее в трёх частях «Энциклопедии философских  наук» (1817). Начиная здесь с логики (соответствующий трактат обычно называют «Малой логикой») он продолжает философией природы и завершает  систему философией духа.

Логика делится на три  части: учение о бытии, о сущности и о понятии. Бытие и сущность рассматриваются как ступени, по которым «взбирается» понятие, прежде чем оно предстанет во всей своей  всеобщности и полноте. В «Логике» развитие абсолютной идеи происходит в форме абстрактных логических категорий. Отправной пункт её –  чистая абстрактная мысль о существующем вообще, о «бытии». Это бессодержательное  вначале понятие «чистого бытия» стремится получить свое содержание через «нечто», которое в свою очередь есть уже «определенное  бытие». Так начинается, по Гегелю, процесс  становления абсолютной идеи. В учении о бытии Гегелем обосновывается один из законов диалектики перехода количества в качество и обратно,  скачкообразность процессов развития, развития как «прерыва постепенности»¹.

От бытия, понимаемого  как явление, Гегель переходит к  более глубоким, внутренним закономерностям  – к сущности. Основным содержанием  этой части является рассмотрение Гегелем  закона о 

______________

¹ Гегель Г.В.Ф. Соч.: М., Л., 1929. С. 185 – 186.

взаимопроникновении противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Гегель утверждает, что противоречие – это соотношение противоположностей, которые не существуют друг без друга, но которые развиваются по-разному, что ведет к обострению отношений  между ними. Противоречие нуждается  в разрешении, или «снятии». Гегель усматривал противоречие в соотношении  основания и следствия, формы  и содержания, явления и сущности, возможности и действительности, случайности и необходимости, причинности  и взаимодействия. Развивая учение о противоречии, Гегель сделал вывод  о внутренне необходимом, самопроизвольном движении, о «самодвижении» как источнике  всякого изменения и развития¹.

Та необходимость, с которой  совершается развитие в области  бытия и сущности, осознается в  понятии. Такая необходимость превращается в свободу, а «свобода – это  осознанная необходимость». Таким образом, «Логика» переходит к понятию. При  этом Гегель критикует формальную логику и метафизику как философский  метод и разрабатывает диалектику общего, особенного и единичного. Одновременно он рассматривает понятие истины как процесса совпадения мысли с  объектом. Это достигается в идее. Только идея является безусловным единством  понятия и предмета.

От логики Гегель переходит  к философии природы. Созидательницей  природы является у него идея. Именно она порождает свое «инобытие» –  природу. Ступени развития природы: механизм, химизм, организм. Благодаря  глубине и силе своей диалектической мысли Гегель в «Философии природы» высказал ряд ценных догадок о  взаимной связи между отдельными ступенями неорганической и органической природы и закономерности всех явлений  в мире ².

Третья ступень развития абсолютной идеи – дух, который тоже в своем

_____________

¹ Гегель Г.В.Ф. Соч.: М., Л., 1929. С. 205.

² Гегель Г.В.Ф. Соч.: М., Л., 1929. С. 344.

развитии проходит три  стадии: субъективный дух, объективный  дух, абсолютный дух. Субъективный дух  – это «душа», или «дух в себе», сознание, или «дух для себя», и  «дух как таковой». Объективный дух  образует сферу права. Он является свободным  волеизъявлением, а система права  есть царство реализованной свободы. В конечном счете, объективный дух  находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, гражданском  обществе и государстве ¹. Абсолютный дух – это вечно действительная истина. Он проходит три ступени  развития: искусство, религию и философию. Искусство, по Гегелю, – это непосредственная форма знания абсолютной идеи. Религия  своим источником откровения имеет  Бога. Философия есть высшая ступень  развития абсолютного духа, полное раскрытие истины, содержащей в искусстве  и религии. В философии идея познает  саму себя, она возвышается до своего «чистого принципа», соединяет конец  абсолютной идеи с её началом. Если, по Гегелю, философия – это мир, схваченный мыслью, а сам мир есть абсолютная идея, то происходит «желаемая  завершенность» развития абсолютной идеи ². Таким образом, абсолютная идея проживает  многообразную и сложную жизнь  в гегелевской философской системе.

Гегель создал сильную  философскую школу, в которой  постепенно выделились два направления: ортодоксальное и неортодоксальное (младогегельянское). Ортодоксы склонялись к теологической интерпретации  учителя, младогегельянцы, напротив, радикализировали идеи Гегеля, придавая его системе  атеистическое звучание.

 

 

 

 

___________

¹ Гегель Г.В.Ф. Философия  права. М., 1990. С. 220 – 378.

² Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 т. М., 1977. Т. 3. С. 394.

Глава 5. Философия  Фейербаха

Одной из самых заметных попыток перевернуть Гегеля «с головы на ноги» стала философия Людвига  Фейербаха (1804 – 1872). После обучения в Гейдельбергском и Берлинском университетах, с 1828 по 1830 г. Фейербах преподавал в Эрлангене, откуда был уволен после  публикации вольнодумных «Мыслей о  смерти и бессмертии». Оставив университет, Фейербах вёл уединенную жизнь «свободного  философа». Именно в этот период он опубликовал свои главные труды: «Сущность христианства» (1841), «Основные  положения философии будущего» (1843), «Лекции о сущности религии» (1851).

Л. Фейербах был первым философом, который подверг критике философскую  систему объективного идеализма  Гегеля. У Фейербаха был гегельянский период философского развития, но в  лоне гегелевского «абсолютного идеализма» вызрел и его антитезис – антропологический  материализм. Уже при первом знакомстве с гегелевскими лекциями Фейербах обратил  внимание на наличие в них наряду со «спекулятивными построениями»  также «обыкновенных представлений, в том числе поставку проблемы отношения мышления и бытия, в  решении которой Гегелем Фейербах засомневался. Он приходит к выводу, что гегелевский тезис о самоотчуждении логической идеи в природу не обоснован: абсолютная идея, представляющая «чистое  мышление» (существующее вне сознания человека), не может знать ничего даже о мышлении, а не только о  чем-то другом. Фейербах считал, что  Гегель выводит природу из логики, нарушая все логические правила. По Фейербаху: «Логика только потому переходит в природу, что мыслящий субъект вне логики натыкается на непосредственное бытие, на природу, и  вынуждает к признанию её благодаря  непосредственной, т. е. естественной точке  зрения». Одновременно Фейербах выражает несогласие с Гегелем и по вопросу  соотношения философии и религии.

Информация о работе Классическая немецкая философия