Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:52, курсовая работа
Цель курсовой работы –изучение конфликтологических подходов и теорий для лучшего решения конфликтных ситуаций с помощью социальной работы.
Задачи исследования:
1) исследовать развитие теории конфликтов в зарубежной и отечественной социально-психологической литературе;
2) проанализировать основные теоретические концепции конфликтологии в социальной работе;
3) выявить сущность коммуникативных конфликтов, и их причины.
4) исследовать специфику технологий в социальной работе;
Введение…………………………………………………………………………3
§1 Основные понятия ………………………………………………………...4
1.Конфликтогенность, конфликтология.
1.1 Развитие теории конфликтов в зарубежной и отечественной науке…5
1.2 Коммуникативные конфликты, их структура и причины…………..10
§2 Конфликтология и социальная работа
2.1 О Необходимости конфликтологического подход к проблемам социальной работы……………………………………………………………17
2.2 конфликтологический взгляд на теорию социальной работы…….20
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………………34
План:
Введение…………………………………………………………
§1 Основные понятия ………………………………………………………...4
1.Конфликтогенность, конфликтология.
1.1 Развитие теории конфликтов в зарубежной и отечественной науке…5
1.2 Коммуникативные
конфликты, их структура и
§2 Конфликтология и социальная работа
2.1 О Необходимости
конфликтологического подход к проблемам
социальной работы……………………………………………………………
2.2 конфликтологический взгляд на теорию социальной работы…….20
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………34
Введение
Актуальность исследования. Современная Россия – одна из самых конфликтных стран мира. Социальные конфликты пронизывают все «поры» нашего общества, определяют характер деятельности всех социальных институтов и групп, придают социальным отношениями принципиально новые качества. Сама необходимость социальной работы как общественной и профессиональной деятельности, а, следовательно, и науки, осмысливающей проблематику этой деятельности, вызвана во многом, ростом социальной конфликтности, потребностью снижения социальной напряженности.
Проблема конфликтов в социальной работе приобретает особую значимость и важность в связи с тем, что субъектами конфликта являются индивиды или группы индивидов имеющих социальную недостаточность, неравное по отношению к другим лицами положение в обществе.
Корни этого явления различны, но среди различных причин ведущими являются социальное неравенство, неодинаковый доступ к ресурсам социального развития индивида или социальной группы [1, с. 5].
Поэтому тема курсовой работы «Конфликтология, конфликтогенность и социальная работа».
Объект исследования –
Предмет исследования –конфликтные ситуации в социальной работе.
Цель курсовой работы –изучение конфликтологических подходов и теорий для лучшего решения конфликтных ситуаций с помощью социальной работы.
Задачи исследования:
1) исследовать развитие
теории конфликтов в
2) проанализировать основные
теоретические концепции
3) выявить сущность
4) исследовать специфику
технологий в социальной
Гипотеза исследования. Разрешение конфликтных ситуаций с помощью социальной работы зависит от правильно подобранного теоретического и практического подхода, а так же от личных и коммуникативных качеств самого работника. Знание и умение применять в практике социальной работы социально-психологических технологий «Эффективное общение» и «Рациональном поведение в конфликте» социальным работником позволит снизить уровень коммуникативных конфликтов в социальной работе и повысить ее эффективность.
1§ Основные понятия
Конфликтогенность нравственное качество личности отрицательного свойства, выражающее склонность человека к ссорам, неуступчивость, настойчивое утверждение своего мнения. Проявляется как бестактность, мнителность, повышенная требовательность, настойчивость, отстаивание своих позиций вопреки очевидности и т.п. поступках. Конфликтогенный человек все время порождает вокруг себя конфликты, а, следовательно, напряженную обстановку. Такой человек неудобен в коллективе и даже опасен, он несет с собой разрушительную силу. Чаще всего конфликтогенность свойственная людям либо с неустойчивой нервной системой, либо болезненно самолюбивым, либо с низким духовным потенциалом.
Конфликтогенность - это интегративное свойство индивидуальности, определяющее не только технологию управления конфликтной ситуацией, но шире - мотивацию конфликта, жизненную позицию индивидуального достижения, самореализацию через истинное человеколюбие и справедливость.
Термин "конфликтология" используется в двух близких, но разных значениях. В последнее время им чаще всего обозначают сложившуюся в середине 70-х годов на стыке социологии, социальной психологии, менеджмента, социальной работы и политологии относительно автономную отрасль знания о социальных конфликтах, их причинах и следствиях, механизмах формирования, проистекания и разрешения, способах и методах их оптимизации. Поскольку она дает знание об общих и специфических закономерностях разнообразных конфликтов в обществе, начиная от внутриличностных конфликтов и диадных ссор и кончая революциями и войнами государств, постольку она представляет интерес для всех специалистов, работающих с людьми и участвующих в регулировании социальных отношений, в том числе и социальных работников.
Кроме того, конфликтологией называют давно развиваемое социологией направление, которое противостоит структурному функционализму, затушевывающему конфликтную природу социальной действительности, и которое усматривает первостепенную задачу социологии в анализе роли социальных конфликтов в функционировании и развитии социальных систем. Конфликтология в этом значении представляет собой не прикладную науку, а одну из фундаментальных, "больших" социологических теорий, претендующих на раскрытие сущности общества и всех явлений социальной жизни.
1.1 Развитие теории конфликтов в зарубежной и отечественной науке
Исследования в области изучения конфликта за рубежом прошли путь от полного игнорирования данного понятия до оценки конфликта как важного и научно ценного явления, с созданием особой дисциплины конфликтологии.
Начало современным теориям конфликта положили исследования зарубежных ученых начала XX века: немецкого социолога Г. Зиммеля, австрийского социолога Л. Гумпловича и американских – А. Смолла и У. Самнера [3, с. 18].
Георгу Зиммелю, считающемуся одним из основоположников современной социологии приписывают авторство самого термина «социальный конфликт», а также приоритет в её основании. По выражению Г. Зиммеля, «конфликт очищает воздух». Он рассматривал конфликты как неизбежное явление в общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы и присущей личности врожденной агрессивности [4, с. 124].
Г. Зиммель описывая ряд относительно устойчивых форм человеческого взаимодействия, таких как конкуренция, договор и др., он отмечал среди них и конфликт. Зиммель рассматривал конфликт как форму «социализации», фактор, содействующий сближению и объединению людей. В процессе конфликта личность сравнивая себя с другими, осознает себя, круг своих проблем, противоположность своих интересов, что и обусловливает противоборство. Г. Зиммель предполагал, что эффективное средство сдерживания конфликта – сопоставление сил, которое возможно чаще всего уже в самом конфликте.
Австрийский ученый Людвиг Гумплович поддерживал биологические подходы в объяснении поведения человека и влиянии на него множества факторов. Родство и различие по крови находят, по его мнению, соответствующее выражение в психике – чувствах взаимного тяготения сородичей и привязанности к «своим» и чувствах нетерпимости и ненависти к «чужакам». Положительные чувства и эмоции обусловливают групповую солидарность, а отрицательные – межгрупповой антагонизм, приводящий к конфликтам. Л. Гумплович отмечал положительную роль конфликтов в развитии общества.Однако вульгаризованная трактовка роли конфликта как основного и универсального фактора социального развития, а также натурализм и вульгарный материализм, присущие концепциям Гумплович, отвергаются в большинстве современных социологических теорий [5].
Густав Ратценгофер рассматривал конфликт в качестве основного фактора исторического прогресса. В отличие от Гумпловича он на первый план ставил не биологические различия, а различие в интересах людей. Столкновение противоречивых человеческих интересов, сугубо личных желаний и воли людей, вот причина социальных конфликтов [1, с. 9].
Американский исследователь Уильям Самнер привычки и обычаи, общественно полезные, нравственные и правовые нормы поведения пытался вывести из практики человеческих конфликтов, борьбы людей за свое существование. Коренной причиной всей человеческой деятельности он считал их стремление к удовлетворению потребностей в голоде, сексе, общественном признании, а также стремление избавиться от страха перед божествами [6, с. 54].
Американский социолог А. Смолл был более оптимистичен в рассмотрении и анализе конфликтов. Он говорил о том, что с развитием общества интересы людей все более переплетаются, в результате чего конфликт трансформируется в социальное согласие. Социальные проблемы в обществе, ведущие к конфликтам, «сглаживаются», и преодолеваются путем «социализации» [1, с. 10].
Данные теоретические
подходы нельзя рассматривать как
обоснованные концепции, так как
они содержали массу
С середины 20-х годов XX века отмечается снижения интереса теоретическому анализу проблем конфликта. В Америке становятся наиболее популярными эмпирические исследования. Обозначается тенденция зарубежной социологии к психологизации социальных проблем. Анализ конфликта заменяется исследованием разного рода частных конкретных случаев социальной напряженности.
В 40-е годы вновь пробуждается
интерес к теоретическим
По мнению Парсонса, одного из представителей школы, отстаивающей модель консенсуса, согласия, общество, как стабильная система, находящаяся в равновесии, существует благодаря принимаемым с общего согласия нормам и ценностям. Т. Парсонс ограничивается объяснением большинства конфликтов отклоняющимся поведением людей.
«Одним из источников изменения, – пишет он, – служит распространение отклоняющегося поведения, равно как и разрастание различного вида конфликтов, причем большинство конфликтов содержит в качестве существенных ингредиентов то, что может быть с полным основанием названо отклоняющимся поведением» [7].
Отсюда, естественно, вывод о конфликте как временном, патологическом явлении.
В 50-е годы начинается новый этап развития теории конфликтов, который отмечен работами современных классиков конфликтологии Л. Козера и Р. Дарендорфа. Эти ученые предложили «конфликтную модель» общества, развили понятие конфликта, сформулировали более 10 позитивных функций конфликта, включили в сферу рассмотрения теории конфликта организационные взаимодействия (взаимоотношения внутри организаций). Их идеи стали концептуальной основой современной парадигмы конфликта [1, с. 10].
Особую роль сыграли работы
американского социолога Л.
В развитии отечественной конфликтологии А.Л. Анцупов и А.И. Шипилов [9, с. 26–28] выделяют три этапа:
1 этап – до 1924 года. Конфликт
изучается в рамках философии,
права, военных наук, психологии,
но не выделяется как
2 этап – 1924–1989 гг. Конфликт начинает изучаться как самостоятельное явление в рамках сначала двух (правоведение, социология), а затем одиннадцати наук, но междисциплинарных исследований практически нет, хотя интенсивность исследований постепенно увеличивается. В середине 50-х годов, когда теория конфликта стала одной из господствующих парадигм в западной социологии, и в советской литературе стали появляться первые исследования по проблемам социального конфликта. Это были исследования о конфликтах в международных отношениях, в семье и на производстве. Но все, же в целом западная теория конфликта в советской литературе оценивалась резко негативно. Она квалифицировалась как «буржуазная», «апологетическая», «антикоммунистическая». Подчеркивалось, что эта теория является, с одной стороны, альтернативой марксизму, а с другой стороны, противостоит некоторым устаревшим буржуазным концепциям.
3 этап. В 80-е годы некоторые
советские социологи вынуждены
были признать определенные
Конфликтология в настоящее время нашими учеными представляется как инструмент анализа социальной диалектики, как теория разрешения противоречий общества. Эти коренные изменения позволили обосновать общие методологических ориентиры в экспертизе, прогнозировании и регулировании социальных конфликтов в обществе.
Ныне в России насчитывается уже более 2,5 тысяч публикаций по проблемам конфликта. В работах отечественных ученых за последнее десятилетие был обобщен опыт зарубежных исследований, дан анализ социальных конфликтов в современном российском обществе. Созданы специальные центры по разрешению конфликтных ситуаций [1, с. 14–15].
1.2 Коммуникативные
конфликты, их структура и
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus – столкновение и практически в неизменном виде входит в другие языки (conflict – англ., konflikt – нем., conflit – франц.). Анализ определений конфликта, принятых в различных современных неспециальных энциклопедиях, обнаруживает их сходство. Как правило, содержание понятия конфликта раскрывается через следующие значения.
Информация о работе Конфликтология и конфликтогенность в социальной работе