Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:52, курсовая работа
Цель курсовой работы –изучение конфликтологических подходов и теорий для лучшего решения конфликтных ситуаций с помощью социальной работы.
Задачи исследования:
1) исследовать развитие теории конфликтов в зарубежной и отечественной социально-психологической литературе;
2) проанализировать основные теоретические концепции конфликтологии в социальной работе;
3) выявить сущность коммуникативных конфликтов, и их причины.
4) исследовать специфику технологий в социальной работе;
Введение…………………………………………………………………………3
§1 Основные понятия ………………………………………………………...4
1.Конфликтогенность, конфликтология.
1.1 Развитие теории конфликтов в зарубежной и отечественной науке…5
1.2 Коммуникативные конфликты, их структура и причины…………..10
§2 Конфликтология и социальная работа
2.1 О Необходимости конфликтологического подход к проблемам социальной работы……………………………………………………………17
2.2 конфликтологический взгляд на теорию социальной работы…….20
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………………34
Чем больше будет рассмотренных с позиций разных наук сторон социальной работы, тем полнее и системнее будут наши представления о ней, тем четче будет определено ее место и роль в единойобщественной науке. 'Парадигма "целостной науки" могла бы стать научным обоснованием, которое поможет социальной работе вырваться из паутины механических воззрений и войти в XXI в. в качестве "наукипрофессии", занимающейся не линейным исследованием динамических систем, а исследованием и деятельностью с сосуществующими и совместно эволюционизирующими людьми и окружающей их средой' [14. С. 95-96].
Через призмы каких конкретных отраслей знания следует анализировать социальную работу? Определенный ответ на этот вопрос дал И. Нойфельд, теоретически обобщивший многолетний опыт социальной работы в Германии. Суть этой работы он видит в практическом решении социальных проблем [5. С. 136], "крайне разнообразных проблемных ситуаций" различных целевых социальных групп [5. С. 141], в силу чего "основу для этой формы социальной деятельности составляют междисциплинарные исследования малых групп, в которые свою лепту вносят социология, психология, социальная психология, теория поведения, антропология, педагогика, андрогогика, коммуникативное учение, а также теория ролей и конфликтов" [5. С. 141].
Характеризуя формы социальной работы, цитируемый автор настойчиво подчеркивает их конфликтологическую значимость. Он говорит о перспективности для социальной работы обоснования 'программ "радикальных" конфликтных стратегий' [5. С, 142], о том, что "исходный пункт" социальной работы в общине - "главным образом социальные конфликты и их предупреждение" [5. С. 143, 144].
Конфликтологически насыщенными, в его изложении, оказываются и методы социальной работы, даже такие, как "социодрама" и "психодрама", ибо они есть не что иное, как "проигрывание в ролях конфликтных ситуаций в стихийно организованных сценах" [5. С. 145]. Конфликтологическая ориентация свойственна и американским социальным работникам. Б. Вул, например, полагает, что "конфликт и борьба" должны быть "в центре решения проблемы созидания общности культуры и труда", социальной помощи в американской общине. "Конфликт - состояние, в котором существует оппозиция, альтернатива. Он не показатель упадка нашего общества. Он существует. Жизнь - процесс решения бесконечного количества конфликтов. Человек не может избежать конфликтов. Он может только решить, участвовать в выработке решений или оставить это другим. Конфликт не может быть решен без борьбы. Но мы можем использовать конфликт, чтобы создать условия для движения изменений" [15. С. 195].
Как видим, в странах, гораздо
более благополучных в
2.2 конфликтологический взгляд на теорию социальной работы.
Конфликтологическая социология не представляет собой монолитного единства в теоретическом отношении, представлена разноплановыми учениями многочисленных авторов. Основоположником этого направления социологии считается Г. Спенсер, высказавший идеи о закономерности социальных конфликтов и расценивший их обязательным условием общественного развития, как эволюционного, так и революционного (первому, как известно, он отдавал предпочтение). Любопытно отметить, что Г. Спенсер был убежденным противником социальной помощи бедным, полагая, что она мешает действию закона естественного отбора в обществе и потому содействует его деградации.
Социологи-конфликтологи признают видным своим представителем К. Маркса, разработавшего в рамках своего учения о классовой борьбе вопросы о причинах и первопричине социального конфликта, потребностях, интересах и мотивах конфликтующих сторон, латентном и открытом конфликте, зависимости структурных изменений системы от степени насильственности конфликта. Социальная помощь бедным со стороны государства, общественных организаций и частных лиц расценивалась Марксом как благотворительная подачка, не отменяющая закона классовой борьбы, но могущая затруднить ее организацию.
Противоположное отношение к социальной работе, теоретическое обоснование ее необходимости как экономически слабым социальным группам, так и сильным, всему обществу, содержится в теориях конфликтного функционализма Г. Зиммеля и Л. Козера концепции диалектического конфликта Р. Даренфорфа, а также многочисленных вариантах синтезирования и развития названных теорий, предпринятых К. Боулдингом Р. Коллинзом Т. Дистефано, Д. Химесом], А. Матейко К. Шиллингом С. Шмидтом и Т. Коханом, Пьером Ван дер Бергом, Р. Уильямсом (младшим) и многими другими теоретиками конфликтологической социологии.
Обилие теоретических вариаций конфликтологической социологии затрудняет их дифференцированную характеристику. Применительно к интересующей нас задаче в этом и нет нужды. Нам важнее вычленить общие, разделяемые всеми конфликтологами идеи. И здесь мы получаем неоценимую помощь от Дж. Тернера, скрупулезно сопоставившего друг с другом основные конфликтологические теории, четко зафиксировавшего их принципиальные отличия и определившего их общее содержание [17. С. 125-218].
Пользуясь терминологией и результатами фундаментального труда
Дж. Тернера, можно сказать,
что парадигму
1. Социальная "система
систематически порождает
2. Социальные конфликты имеют тенденцию проявляться в полярной противоположности интересов , а также эмоциях, инстинктивных импульсах" людей;
3. Конфликты чаще всего происходят из-за недостатка "ресурсов, особенно власти;
4. "Конфликты - главный источник изменения социальной системы".;
5. Однако "они далеко не обязательно и отнюдь не во всех случаях приводят к разрушению системы или социальным изменениям" ;
6. К этим итогам ведут насильственные конфликты;
7. Конфликт - "это один
из главных процессов, которые
служат сохранению социального
целого или некоторых
8. Конфликт "и объединяет, и поляризирует конфликтные группы ... приводит к дальнейшей интеграции более широкой социальной системы, в которой он происходит" ;
9. Решение "конфликта
в какой-то момент времени
10. Не только конфликт
вызывает изменение социальной
структуры, но и "изменения
структуры служат причиной
11. Социальный конфликт имеет как "позитивные функции", так и "негативные", а поэтому может играть как конструктивную, так и деструктивную роль в той социальной системе, в которой он происходит [;
12. Любой эмпирически обнаруживаемый социальный конфликт суть процесс, характеризующийся своим набором объективных и субъективных причин, интересов конфликтующих сторон, разной длительностью и стадиями (этапами, фазами), той или иной степенью остроты и насильственности, конкретным сочетанием конструктивных и деструктивных функций, неоднозначными результатами для конфликтующих, разных социальных структур и социума, а также многими иными "эксплицитными переменными" [16. С. 129, 131-138, 147-151]
Если мы хотим того, чтобы
практическая социальная работа содействовала
конструктивному преодолению
Каков ее объект? Очевидно, что объектом науки социальной работы является специфический тип социальных интеракций, особые взаимодействия личности с социальной средой. Но в чем заключена эта специфичность? Что отличает интеракции, интересующие социальную работу, от прочих?
На эти вопросы даются разные ответы. Р. Рамзей, характеризуя развитие теории социальной работы, отметил три варианта интерпретаций взаимоотношений "личность - среда". Первый характеризуется предпочтением личности, "упором на индивидуума и его семью". Отсюда вытекало признание главным методом социальной работы "метода индивидуальной работы". Второй осуществляется "с акцентом на социальные условия, окружающие личность и семью" и считает основным методом социальную политику [4. С. 96]. Третий пытается соединить вышеназванные подходы в виде "интегральных", "унифицированных" теорий, которые реально сводятся к простой декларации принципа "личность в среде" и не содержат в себе теоретического раскрытия данной формулы [4. С. 97].
Р. Размей предложил синергетическое понимание взаимоотношений "я (личность) - другие (социальная среда)", основанное на идеях и математических моделях Фуллера. Оно весьма перспективно для осмысления сущности социальных интеракций вообще. "Линии между всеми точками в системе "я - другие" линейно-волновые. Иными словами, они имеют зигзагообразную форму, направлены назад - вперед, они не прямые. Этот тип нелинейных соединений между частями системы совместим со всеми реальными отношениями, существующими между живыми системами и их средой обитания" [4. С. 101]. Но в силу всеобщности синергетики установить, исходя из нее, специфику интеракций, интересующих социальную работу, естественно, нельзя.
На основе же конфликтологической социологии, на наш взгляд, можно. Объектом науки социальной работы являются потенциально и реально конфликтные интеракции между личностью и социальной средой (социумом и микросоциумом). Иначе говоря, эту науку должны занимать не всякие взаимоотношения человека с другими людьми, а лишь те, которые имеют конфликтный, а поэтому особо значимый как для личности, так и ее окружения характер.
В практическом плане это значит, что при определении клиентов социальной работы следует руководствоваться показателями ее только материальной обеспеченности и физиологического состояния людей, но и их конфликтогенности, предрасположенности к тем или иным видам социального протеста и деструктивным для своей личности и социума акциям. При этом нужно понимать, что конфликтогенность людей производна от факторов экономического, психофизиологического, социально-психологического, политического, этнологического, юридическиправового, экологического, духовно-культурного и иного характера.Например, исследуя влияние семипалатинских испытаний ядерного оружия на жителей Алтайского края, мы установили существенные отличия конфликтности сельского населения, испытавшего и не испытавшего воздействия полигона. И хотя эти группы сельчан во многих других отношениях имеют схожие условия жизнедеятельности, потребность развертывания социальной работы среди них, безусловно, разная. Итак, полагаем, что объектом социальной работы должны быть признаны конфликты личности и социальной среды. Здесь можно упрекнуть в отождествлении двух наук - социальной работы и конфликтологии. Но такой упрек несправедлив, так как, во-первых, последняя изучает все типы, виды и формы социальных конфликтов, их общие закономерности, а первая - главным образом только межличностные, внутриличностные и личностно-групповые конфликты. Вовторых, аналогичная ситуация сложилась во взаимосвязях конфликтологии со многими науками (она совместно с политологией исследует межэтнические, внутри- и межпартийные и другие конфликты, совместно с менеджментом - организационные (внутри- и междуколлективные), но от этого суверенитет данных наук не страдает. В-третьих, науки отличаются друг от друга не только и не столько объектом изучения, сколько своим предметом.
По нашему мнению, предмет науки социальной работы включает в себя познание закономерностей и механизмов гармонизации интересов клиентов с потребностями социального окружения, в том числе предотвращения и разрешения соответствующих социальных конфликтов. Такого рода закономерности и механизмы интересуют все обществознание и человековедение, но и применительно к клиентам социальной работы Это значит, что закономерности, устанавливаемые наукой социальной работы, есть частный случай проявления более общих социальных законов. Вот почему она имеет не фундаментальный, а прикладной характер, тесно переплетается с социологией, психологией, конфликтологией, педагогикой, социальной психологией и другими отраслями знания, сохраняя относительную самостоятельность. Именно поэтому для нее методологически значимы теоретические концепции родственных наук, которые проникают в нее, преломляясь сквозь призму ее предмета. И поэтому ее выводы и заключения ценны для других наук как систематизированный материал для обобщений более высокого уровня абстракции.
Нельзя соглашаться с раздающимися среди теоретиков социальной работы призывами "порвать со сложившимися путями развития таких дисциплин, как социология, педагогика и психология с тем, чтобы начать с помощью новых методологических средств исследовать практические сферы социальной работы" [11. С. 128]. Социальная работа была, есть и будет видом социальной деятельности и не может не считаться с теми знаниями, которые получены о социальном другими науками.
Но определенное основание у подобных призывов есть. Они вызваны естественным желанием иметь единый методологический ориентир вместо нескольких, зачастую противоречащих друг другу. Выход из данных методологических трудностей не в том, чтобы "порвать" взаимоотношения социальной работы с другими социальными науками и признать" исходным началом для разработки методологических, теоретических и методических вопросов" эмпирические исследования [11. С. 127]. Он в другом - в нахождении того общего теоретического содержания социологии, психологии, социальной психологии, педагогики, социальной педагогики и других наук о социальных отношениях людей, которое первостепенно значимо для практической социальной работы потому должно стать основанием построения науки социальной работы.
Очевидно, что вышеобозначенные положения конфликтологической социологии входят в искомое знание. Они, разумеется, не исчерпывают всего объема методологически ценных для социальной работы идей, но составляют их сердцевину. В этом можно убедиться, сопоставив друг с другом перспективные концепции и теории социологии, психологии, социальной психологии, педагогики, политологии, менеджмента и конфликтологии (в узком смысле этого термина). Частично такое сопоставление сделано в других разделах данного пособия. Оно показывает, что конфликтологическая парадигма пронизывает большинство современных теорий обществоведения и человекознания. Это побуждает заключить, что наука и практика социальной работы должны иметь конфликтологическую ориентацию и что в этой ориентации прежде всего проявляется методологическая значимость для социальной работы фундаментальных социальных наук и ее методологические взаимосвязи с родственными прикладными отраслями социального знания.
Информация о работе Конфликтология и конфликтогенность в социальной работе