Конфликтология и конфликтогенность в социальной работе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы –изучение конфликтологических подходов и теорий для лучшего решения конфликтных ситуаций с помощью социальной работы.
Задачи исследования:
1) исследовать развитие теории конфликтов в зарубежной и отечественной социально-психологической литературе;
2) проанализировать основные теоретические концепции конфликтологии в социальной работе;
3) выявить сущность коммуникативных конфликтов, и их причины.
4) исследовать специфику технологий в социальной работе;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
§1 Основные понятия ………………………………………………………...4
1.Конфликтогенность, конфликтология.
1.1 Развитие теории конфликтов в зарубежной и отечественной науке…5
1.2 Коммуникативные конфликты, их структура и причины…………..10
§2 Конфликтология и социальная работа
2.1 О Необходимости конфликтологического подход к проблемам социальной работы……………………………………………………………17
2.2 конфликтологический взгляд на теорию социальной работы…….20
Заключение……………………………………………………………………..32
Список использованной литературы………………………………………34

Файлы: 1 файл

курсовая по фоср (2).docx

— 61.43 Кб (Скачать файл)

1. Состояние открытой, часто затяжной борьбы; сражение или война.

2. Состояние дисгармонии в отношениях между людьми, идеями или интересами; столкновение противоположностей.

3. Психическая борьба, возникающая как результат одновременного функционирования взаимно исключающих импульсов, желаний или тенденций [18, с. 8].

Конфликт – есть форма выражения противоречия, это взаимодействие двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели и реализующие их один в ущерб другому [3, с. 14].

Конфликт – сложное  социальное явление, характеризующееся  многими параметрами.

Важнейшими компонентами конфликта являются: сущность и функции, структура, классификация, причины, эволюция, динамика, системно-информационное описание, предупреждение, разрешение, исследование и диагностика конфликта.Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.

Под предметом конфликта  обычно понимают объективно существующую или воображаемую проблему, которая  служит его причиной (например, проблема власти, проблема первенства проблема обладания теми или иными ценностями и т.д.).

Под объектом конфликта –  любой конкретный элемент материального  мира или социальной реальности, способный  стать точкой личных, групповых, общественных или государственных интересов, т.е. породить предмет конфликта.

Чтобы стать объектом конфликта, этот элемент должен оказаться на пересечении интересов разных субъектов, которые стремятся его контролировать.

По мнению социологов, во всех конфликтах речь, по сути идет об одном: о ресурсах и о контроле над ними, при этом ресурсы могут быть и материальные, и духовные [19, с. 34–35].

Подходы к классификации  конфликтов могут быть различными.

Так, социологи обращают внимание, прежде всего на макро- или  микро-уровень конфликтов, на такие  их основные типы, как социально-экономический, национально-этнический и политический.

Юристы различают внутри- и внесистемные конфликты, сферы  их проявления, в том числе семейно-бытовые, культурные и социально-трудовые, а  также широкое разнообразие хозяйственных, финансовых и имущественных конфликтов, возникающих в условиях рыночной экономики [20, с. 24].

Необходимо более отчетливо  представлять как основные элементы конфликтов, так и многообразие способов их проявления, развертывания и регулирования, источники и непосредственные причины  происхождения конфликтных ситуаций, интересы и мотивы противостоящих сторон, движущие силы противоборства, функции конфликтов, их роль в жизнедеятельности отдельного человека, социальной группы (коллектива) и общества в целом [21, с. 25].

Коммуникативные конфликты  возникают в процессе общения [19, с. 37].

Конфликты по коммуникативной  направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у  друга; вертикальные, т.е. те, участники  которых связаны теми или иными  видами подчинения. Эти конфликты  могут быть и смешанными, представляя  отношения подчинения и неподчинения.

Особую печать несет вертикальный конфликт, выражающий обычно неравенство  сил конфликтующих сторон, различия между ними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель –  подчиненный, работодатель – работник). В этом случае может иметь силу неодинаковый статус и ранг, что, конечно, скажется на ходе и развязке конфликта [22, с. 34].

По мнению К.Ф. Седова, коммуникативный конфликт – речевое столкновение, которое основано на агрессии, выраженной языковыми средствами

Коммуникативный конфликт –  это результат особого типа общения, это особое состояние коммуникативного акта, это результат особого речевого поведения [22, с. 38].

Но само общение можно  рассматривать и как «коммуникативную деятельность», как процесс (в его  временной протяженности) и как  «коммуникативный акт», как состояние (в отдельной временной точке).

Если деятельность – это  совокупность действий, подчиненных  представлению о том результате, который должен быть достигнут как определенной цели, то коммуникативная деятельность – это совокупность действий, подчиненных определенной коммуникативной цели.

В психологических исследованиях, наряду с понятием коммуникативная  деятельность, широко используются понятия  коммуникативное поведение и  речевое поведение, коммуникативный  акт и речевой акт. Обычно эти  термины даются как синонимичные или между ними устанавливается  соотношение части-целого (коммуникативное  и речевое поведение как синонимы; коммуникативный акт – более  широкое понятие, речевой акт  – более узкое понятие).

Под коммуникативным поведением понимают процесс установления отношений  с целью обмена информацией между  коммуникантами, а под речевым поведением – процесс использования в речи языковых знаков, как деятельность, осуществляемая с помощью естественного языка, языковой системы.

Следовательно, речевое поведение  – это один из способов проявления коммуникативного поведения. То есть речевое  поведение является способом осуществления  коммуникации, так как в большинстве  случаев информация в ситуациях  общения передается именно с помощью  языка [22, с. 39].

Совокупность моделей  поведения, определяемых на основе каждой из отмеченных потребностей, психологи  называют основной установкой личности в межличностных отношениях; от этой установки зависит поведение  человека. Часто недоразумения и  конфликты возникают из-за того, что люди имеют разные модели привязанности, влияния и эмоциональной вовлеченности, однако и сходные модели иногда вызывают конфликты.

Для коммуникативного конфликта  можно представить следующую  коммуникативную модель:

1) субъекты – коммуникативные  цели, коммуникативная компетенция  и коммуникативная компетентность;

2) действия – коммуникативная  стратегия и коммуникативная  тактика кодекс, постулат и правило;

3) инструменты – прием  и языковое средство;

4) обстоятельства (результаты) – кооперация или конфликт.

Цели определяются потребностями  человека, а основные потребности  общения, от которых зависит тип  межличностных отношений, модель поведения  человека, стиль его взаимоотношений  с окружающими, таковы:

1) потребность в привязанности,  потребность в установлении контактов  – люди различаются по степени  готовности и желания проводить  время с другими, общаться с  ними;

2) потребность во влиянии;

3) потребность в близких,  личностно значимых отношениях  с другими людьми, потребность  в эмоциональной вовлеченности.

Индивидуальным потребностям соответствуют коммуникативные  потребности и соответственно коммуникативные  цели:

1) цель обращения, установления  контакта: «я хочу общаться с  вами, быть с вами в контакте»;

2) цель сообщения / получения: «я хочу передать вам какие-то сведения/ я хочу принять, понять какие-то сведения»;

3) цель самовыражения:  «я хочу, чтобы вы увидели меня как личность» [10, с. 44].

Источником коммуникативных  конфликтов, так или иначе, оказываются  люди, действующие субъекты, потому что именно они запускают процесс  коммуникации.

Как всякое другое поведение, всякая деятельность, коммуникативное  и речевое поведение характеризуются  с помощью понятий цель, стратегия  и тактика.

Причиной коммуникативного конфликта является противоречие коммуникативных  целей или коммуникативных ролей  адресанта и адресата.

Получается, что сами субъекты создают конфликты в общении  и, следовательно, сами могут его  избегать или устранять. Однако решение  этой, на первый взгляд, простой задачи осложняется тем, как мы реагируем  на коммуникативные конфликты.

Как считает М.В. Меткин к факторам, способствующим возникновению напряжения при разговоре можно отнести следующие:

– Перебивание партнера.

– Принижение партнера, негативная оценка его личности.

– Подчеркивание разницы между собой и партнером.

– Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.

– Резкое убыстрение темпа беседы.

– Избежание пространственной близости и контакта глаз с партнером.

– Обвинения, угрозы, наказания.

– Принижение проблемы [2, с. 4].

По мнению Н.В. Муравьевой коммуникативный конфликт отличается от других конфликтов тем, почему он возникает и как проявляется, или тем, как люди его осознают и как на него реагируют [19, с. 14].

Особенность коммуникативного конфликта состоит в том, что  его участники никогда – или  почти никогда – не осознают ни предмета, ни объекта конфликта; отражение  конфликтной ситуации в глазах коммуникантов редко соответствует реальному положению. Как правило, они подменяют подлинный конфликт речевых или контактных решений – конфликтом психологическим, а потому коммуникативный конфликт в большинстве случаев остается неразрешенным.

Логика возникновения  коммуникативных конфликтов будет  различной в зависимости от того, с позиции какого участника коммуникации она рассматривается.

В реальной ситуации речевого общения один и тот же субъект  одновременно реализует обе программы  проверок – принимающую и конструирующую (скажем, адресат оценивает то, как  говорит адресант, и в то же время  обдумывает, какие отношения могут  и должны быть установлены между  им и его собеседником в ходе этой коммуникации), и этим в какой-то объясняются многочисленные случаи сбоев в коммуникации [19, с. 42].

Таким образом, коммуникативный  конфликт – это результат особого  типа общения, это особое состояние  коммуникативного акта, это результат  особого речевого поведения.

Причиной коммуникативного конфликта является противоречие коммуникативных  целей или коммуникативных ролей  адресанта и адресата.

Получается, что сами субъекты создают конфликты в общении  и, следовательно, сами могут его  избегать или устранять.

Вывод по §1 . В этом параграфе были даны основные понятия : такие как конфликтология и конфликтогенность, также бы было рассмотрено понятие самого конфликта, рассмотрена структура и причины конфликта. Было приведено множество зарубежных и отечественных теорий конфликтов для лучшего понимания и объяснения такой сложной науки как конфликтология.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2§ Конфликтология и социальная работа.

2.1 О Необходимости конфликтологического подход к проблемам социальной работы.

Начнем с фиксации очевидных  обстоятельств. Социальные работники  имеют дело с остро конфлитными категориями населения (инвалидами, пенсионерами, безработными, беженцами и т.п.) и призваны содействовать ослаблению социальных противоречий. Все это говорит о том, что содержание науки социальной работы, ее объект, предмет, категории и другие атрибуты не могут осмысливаться без конфликтологического аспекта. В противном случае неизбежен ее отрыв от реальных общественных запросов, возможна искаженная интерпретация ее функций и предназначения.Игнорирование конфликтологического рассмотрения теоретико-методологических проблем науки социальной работы ведет к односторонности их трактовок. Например, в форме часто встречающегося отождествления социальной работы с благотворительностью и милосердием, социальной медициной или другими ее проявлениями. Характерно, что в большей части публикаций российских авторов в долгожданном сборнике "Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт" [социальная работа сводится к социальной педагогике.

При этом под последней понимается:

"реально существующий  объективный фактор процесса  формирования личности через  ее взаимосвязи, взаимоотношения  с обществом, с отдаленным и  ближайшим окружением (социумом  и микросоциумом)" [1. С. 59];

"педагогика, нацеленная  на преобразование социума... на  компенсацию негативного влияния  среды путем создания альтернативных  институтов" [2. С. 72].

Подобного рода дефинициями  едва ли можно удовлетвориться вполне. Определение одного неизвестного (социальной работы) через другое неизвестное (социальная педагогика) не проясняет, а запутывает проблему. Поэтому "общепризнанность определяющей роли психологопедагогической обеспеченности социальной работы как профессии в целом и конкретного социального работника в частности ..." [12. С. 18] и иных постулатов, выводимых из отождествления социальной работы с социальной педагогикой, вызывает, мягко говоря, сомнение.

Сказанное не следует понимать таким образом, что науку социальной работы нужно строить на базе только конфликтологической социологии, без учета ее взаимодействия с педагогикой, психологией, этикой, медициной и другими отраслями знания. Мы ратуем за конфликтологическое рассмотрение социальной работы прежде всего потому, что оно - возможный и целесообразный аспект анализа ее теоретико-методологических проблем, не исключающий, а предполагающий другие.

Информация о работе Конфликтология и конфликтогенность в социальной работе