Конфуцианство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 08:34, реферат

Описание работы

Целью моего реферата было раскрытие того, что вообще представляет из себя религия Конфуция, каковы её традиции, моральные устои, культы и т. д. Также меня озадачило, как складывались отношения между людьми и государством, между родителями и сыновьями, между старыми и молодыми... И главной же задачей стало раскрытие того, как повлияло конфуцианство на жизнь народов Китая.

Файлы: 1 файл

Конфуцианство.docx

— 56.47 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

Введение……………………………………………………………….3

Конфуций. Биография………………………………………………..5

Сущность конфуцианства……………………………………………7

Традиции и культура……………………………………………….10

Два идеала человека…………………………………………………16

Вывод…………………………………………………………………28

Список литературы………………………………………………….29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.     

 Целью моего реферата  было раскрытие того, что вообще представляет из себя религия Конфуция, каковы её традиции, моральные устои, культы и т. д. Также меня озадачило, как складывались отношения между людьми и государством, между родителями и сыновьями, между старыми и молодыми... И главной же задачей стало раскрытие того, как повлияло конфуцианство на жизнь народов Китая.      

 Тема, выбранная мною, очень актуальна и по сей день. Изучением религий, а особенно религий Востока, ученые занимаются до настоящего времени, так как многое ещё нераскрыто, не разгадано, неосознанно. Если же говорить о сотрудничестве России и стран востока, то отношения стали более крепкими и дружными.   

    Для ответов на поставленные вопросы я воспользовался материалами трех изданий. Первое - это 2 часть 6 тома популярной «Энциклопедии для детей» под названием «Религии мира». Из аннотации мы узнаем:     

 «Вторая часть тома  «Религии мира» содержит сведения  об основных и мировых религиях. Впервые одна из важнейших  сфер духовной жизни человека  освещается столь полно, в популярной  форме и с позиций равно  уважительного отношения ко всем  описываемым религиям.     

 Книга рассчитана для  детей старшего школьного возраста, родителей, преподавателей, а также  всех тех, кто интересуется  религиями разных народов. Все  вышедшие тома «Энциклопедии  для детей» рекомендованы управлением  развития общего и среднего  образования Министерства образования  Российской Федерации как дополнительное  пособие для учащихся».     

 Второе издание - книга  Л. С. Васильева «История религий  Востока» вышедшая в 1983 году. Книга  предназначена как учебное пособие  для вузов по специальности  «История».     

 «В книге дается  очерк истории возникновения  религий Востока, их роли в  развитии социально-экономической  и политической структуры восточных  обществ и культуры. Характеризуются многочисленные религии (индуизм, христианство, ислам), религиозные системы Индии (брахманизм, индуизм, буддизм, джайнизм), Китая (конфуцианство, даосизм), Японии (синтоизм и буддизм) и др.».     

 Третье издание - книга  Н. Я. Холопова «Мировые религии». Аннотация даётся краткой:     

 «Книга исторических  очерков «Мировые религии» - результат  многолетнего изучения мировых  религий. Издание предназначается  для широкого круга читателей».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конфуций. Биография

(Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и  жил в эпоху больших социальных и политических потрясений, когда чжоуский Китай находился в состоянии тяжелого внутреннего кризиса. Власть чжоуского правителявана давно ослабла, хотя номинально он продолжал считаться сыном Неба и сохранял свои функции первосвященника. Разрушались патриархально-родовые нормы, в жестоких междоусобицах гибла родовая аристократия, на смену ей приходила централизованная власть правителей отдельных царств, опиравшихся на складывавшийся вокруг них административно-бюрократический аппарат из незнатного служилого чиновничества. Как явствует из древнекитайской хроники Чуньцю, по традиции, приписываемой самому Конфуцию и охватывающей события VIII-V вв. до н. э., правители и их родственники, аристократы и сановники в безудержной борьбе за власть, влияние и богатство не останавливались ни перед чем, вплоть до безжалостного уничтожения родных и близких. Крушение древних устоев семейно-кланового быта, междоусобные распри, продажность и алчность чиновников, бедствия и страдания простого народа - все это вызывало резкую критику ревнителей старины. Объективная обстановка побуждала их выступать с новыми идеями, которые можно было бы противопоставить царившему хаосу. Однако для того, 
чтобы это отрицание современности имело моральное право на существование и приобрело необходимую социальную силу, оно должно было опираться на признанный авторитет. Конфуций нашел такой авторитет в полулегендарных образцах глубокой древности.

Стремление опираться на древние  традиции и тем самым воздействовать на современников в желаемом направлении знакомо истории всех обществ, это своего рода общесоциологическая закономерность. Однако особенностью конфуцианства было то, что в его рамках это естественное стремление было гипертрофированно и со временем превратилось чуть ли не в самоцель. Пиетет перед идеализированной древностью, когда правители отличались мудростью и умением, чиновники были бескорыстны и преданны, а народ благоденствовал, через несколько веков после смерти философа стал основным и постоянно действовавшим импульсом общественной жизни Китая.

Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуцийна основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека, цзюнь-цзы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность  конфуцианства

В середине первого тысячелетия  до н. э. философ Конфуций (551–479 гг. до н. э.) создал учение, которому было суждено  стать плотью и кровью цивилизации. Цель его философской системы  состояла в том, чтобы сделать  государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными, социальными отношениями.

Идеи Конфуция, на первый взгляд далекие  от реальности, спустя несколько веков, стали государственной религией и на протяжении более чем двух тысячелетий, почти не изменившись, сохраняли ведущую роль в духовной жизни китайского общества.

Конфуцианство – очень «земная» религия. Рациональность и практицизм настолько сильно выражены в нем, что некоторые ученые вообще не считают  его религией в полном смысле слова.

Методы управления государством, регулирование  отношений между разными социальными  слоями, принципы семейной жизни, этические  нормы, которым должен следовать  человек, – вот что в первую очередь интересовало Конфуция и  его последователей.

Однако мир потусторонний все-таки незримо присутствует в учении: древнее  божество – Небо – воспринимается как средоточие высшего блага  и гармонии, как образец для  подражания. И основные принципы конфуцианства  как раз зиждутся на подражании небесной гармонии, они нацеливают человека на создание своего рода Царства Божьего на земле.

Государство, которое Конфуций стремился  привести в строгое соответствие с Божественным порядком, определялось как большая семья. В этой семье  каждый должен занимать свое место  и вести себя так, как подобает при его положении.

Стержнем, на котором держится государство, были для философа преданность и  покорность. Эти качества должны пронизывать  всю жизнь общества сверху донизу. Дети почитают родителей, младшие братья и сестры – старших, а подданные – своих правителей.

Однако принцип большой семьи  означал и другое: не только покорность нижестоящих по отношению к вышестоящим, но и полную ответственность властей  перед народом. Только в этом случае народ будет доверять своим правителям, а без доверия не может существовать прочное государство.

«Преданность государю и забота о людях» – вот те основы, на которых, по мысли китайского философа, зиждется благополучие страны. Конфуций стремился  сделать государственную власть гуманной. Поэтому Конфуций придавал большое значение нравственному  облику чиновников – представителей власти, непосредственно осуществляющих управление страной и напрямую связанных  с народом. К ним философ предъявлял очень высокие требования, создавая образ чиновника-рыцаря – бескорыстного  борца за справедливость, духовно  совершенного человека, готового всем пожертвовать во имя своих идеалов.

Конфуций и приверженцы его  учения пытались перевести теорию в  практику: создавали специальные  школы, в которых готовили новую  бюрократическую элиту к выполнению высокой миссии. Впоследствии, когда  конфуцианство превратилось в государственную  религию, учение философа вошло как  основной предмет в систему государственных  экзаменов: только те, кто блестяще знал работы Конфуция, могли претендовать на получение должности чиновника.

Реальность нередко расходилась  с высокими идеями философа: среди  чиновников, наизусть знавших конфуцианский  «моральный кодекс», попадалось немало корыстолюбцев, жестоких и нечестных  людей. Однако были и другие, относившиеся к своим обязанностям именно так, как хотел основатель учения. Так, в XVI в. чиновники-инспекторы, обеспокоенные  бедственным положением в стране, стали обращаться к императору с  предложениями о реформах и с  критикой деятельности правительства  – от экономики до внешней политики. На эти смелые доклады власть ответила жестокими репрессиями: неугодных  казнили, ссылали, лишали должности; некоторые  чиновники, чтобы доказать свое бескорыстие, кончали жизнь самоубийством. Несмотря на расправы, поток критики не ослабевал  и, в конце концов, правительство  было вынуждено уступить и согласиться на некоторые преобразования.

Конфуцианство с его идеей гуманности и нравственности государственной  власти укрепило бюрократический аппарат, а в конечном счете и саму государственность.

Конечно, конфуцианство не определяло полностью духовную жизнь Китая. Оно существовало в обстановке соперничества  с другими религиозными учениями; почти одновременно с конфуцианством, в VI–V вв. до н. э., появилось учение философа Лао-Цзы – даосизм, в котором  проповедовалось духовное совершенствование  и созерцательный образ жизни (недеяние), слияние с природой. В IV–V вв. н. э. в Китае стал широко распространяться буддизм. И буддизм, и даосизм  имели много поклонников и  в верхах общества, и особенно в  народной среде, однако никогда не вытесняли  конфуцианства полностью. Скорее, они  дополняли это рационалистическое, исполненное практицизма учение мистическим осмыслением мира и человека.

Конфуцианство выдержало и борьбу с политической школой легистов (от слова lex - закон), которые претендовали на ведущую роль в управлении страной. Легисты видели основу благополучия государства в строгом, суровом  культе закона. Выполнение законов  поощрялось, малейшее отступление от них преследовалось.

Во времена Конфуция политика китайских  правителей почти целиком находилась под влиянием легистов. Но, в конце  концов (и это очень примечательный факт) власть сделала ставку на конфуцианство, пророчески оценив это гуманное учение как цементирующую цивилизацию  силу. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Традиции  и культура

Одна из особенностей 'Лунь-юй' - высокая оценка Конфуцием традиции как таковой. Поскольку именно на этом основана стереотипная оценка конфуцианства  как идеологии по преимуществу консервативной, необходимо, на наш взгляд, рассмотреть  этот вопрос в более широком контексте.

Понятие традиции теснейшим  образом связано с понятием культуры, допускающим самые различные  и подчас противоречивые интерпретации. Американские ученые Кребер и Клакхон  проанализировали в работе, посвященной  этому понятию, несколько сот  его определений. Польский социолог Я.Щепаньский выделяет в качестве основных, во-первых, определение, связанное с  происхождением этого понятия, означавшего  по-латыни возделывание земли, во-вторых, определение, говорящее об улучшении  и облагораживании человеческих обычаев и поведения; в-третьих, определение, при котором под культурой  понимается все то, что не растет само по себе, а появляется благодаря  труду человека, что создано его  целенаправленным размышлением и деятельностью; и, наконец, толкование культуры, включающее в это понятие не все создания человека, а только 'высшие' - науку, искусство, литературу, религию. Сам  Я.Щепаньский склоняется к третьему определению культуры. Он включает в это понятие все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и способы  поведения, принятые в любых общностях  и передаваемые другим общностям  и последующим поколениям. С таким  понятием в основном совпадает определение  Ю.Лотмана, данное в его работе, посвященной  типологии культуры: 'Совокупность ненаследственной информации, которую  накопляют, хранят и передают разнообразные  коллективы человеческого общества'.

В обоих определениях подчеркивается первостепенной важности факт, что  культура передается из поколения в  поколение. Этот факт говорит о неразрывной  ее связи с традицией. Культура не может существовать отдельно от ее передачи, от преемственности. Представить  себе культуру, существующую независимо от традиции, было бы примерно равнозначно  представлению о живом организме, в котором прекращен обмен  веществ. Совокупность информации, составляющая содержание понятия 'культура', живет  в традиции. Культура немыслима без  традиции, как традиция немыслима без культуры. Эти термины обозначают, таким образом, не два различных феномена, а два аспекта одного феномена.

Известно, что совершенно исключительное почтение к традиции испытывают племена и народности, находящиеся на первобытной ступени  развития. Значение традиции в их жизни  легко понять - без культурных традиций, попросту говоря, ни один из этих народов  не мог бы выжить. Именно накапливавшийся  старшими опыт борьбы с многочисленными  врагами первобытного человека, передававшийся во всех своих многочисленных деталях  младшему поколению, мог обеспечить выживание группы. Поскольку традиция передается от старших к младшим, среди первобытных племен непререкаемым  авторитетом, как правило, пользуются старики.

Информация о работе Конфуцианство