Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2012 в 08:34, реферат
Целью моего реферата было раскрытие того, что вообще представляет из себя религия Конфуция, каковы её традиции, моральные устои, культы и т. д. Также меня озадачило, как складывались отношения между людьми и государством, между родителями и сыновьями, между старыми и молодыми... И главной же задачей стало раскрытие того, как повлияло конфуцианство на жизнь народов Китая.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Конфуций. Биография………………………………………………..5
Сущность конфуцианства……………………
Традиции и культура……………………………
Два идеала человека…………………………………………………16
Вывод…………………………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Целью моего реферата было раскрытие того, что вообще представляет из себя религия Конфуция, каковы её традиции, моральные устои, культы и т. д. Также меня озадачило, как складывались отношения между людьми и государством, между родителями и сыновьями, между старыми и молодыми... И главной же задачей стало раскрытие того, как повлияло конфуцианство на жизнь народов Китая.
Тема, выбранная мною, очень актуальна и по сей день. Изучением религий, а особенно религий Востока, ученые занимаются до настоящего времени, так как многое ещё нераскрыто, не разгадано, неосознанно. Если же говорить о сотрудничестве России и стран востока, то отношения стали более крепкими и дружными.
Для ответов на поставленные вопросы я воспользовался материалами трех изданий. Первое - это 2 часть 6 тома популярной «Энциклопедии для детей» под названием «Религии мира». Из аннотации мы узнаем:
«Вторая часть тома
«Религии мира» содержит
Книга рассчитана для
детей старшего школьного
Второе издание - книга
Л. С. Васильева «История
«В книге дается
очерк истории возникновения
религий Востока, их роли в
развитии социально-
Третье издание - книга
Н. Я. Холопова «Мировые
«Книга исторических
очерков «Мировые религии» - результат
многолетнего изучения мировых
религий. Издание
Конфуций. Биография
(Кун-цзы, 551-479 до н.э.) родился и
жил в эпоху больших социальных
и политических потрясений, когда чжоуский
Китай находился в состоянии тяжелого
внутреннего кризиса. Власть чжоуского
правителявана давно ослабла, хотя номинально
он продолжал считаться сыном Неба и сохранял
свои функции первосвященника. Разрушались
патриархально-родовые нормы, в жестоких
междоусобицах гибла родовая аристократия,
на смену ей приходила централизованная
власть правителей отдельных царств, опиравшихся
на складывавшийся вокруг них административно-
чтобы это отрицание современности имело
моральное право на существование и приобрело
необходимую социальную силу, оно должно
было опираться на признанный авторитет.
Конфуций нашел такой авторитет в полулегендарных
образцах глубокой древности.
Стремление опираться на древние традиции и тем самым воздействовать на современников в желаемом направлении знакомо истории всех обществ, это своего рода общесоциологическая закономерность. Однако особенностью конфуцианства было то, что в его рамках это естественное стремление было гипертрофированно и со временем превратилось чуть ли не в самоцель. Пиетет перед идеализированной древностью, когда правители отличались мудростью и умением, чиновники были бескорыстны и преданны, а народ благоденствовал, через несколько веков после смерти философа стал основным и постоянно действовавшим импульсом общественной жизни Китая.
Выступив с критикой своего века и высоко ставя века минувшие, Конфуцийна основе этого противопоставления создал свой идеал совершенного человека, цзюнь-цзы.
Сущность конфуцианства
В середине первого тысячелетия до н. э. философ Конфуций (551–479 гг. до н. э.) создал учение, которому было суждено стать плотью и кровью цивилизации. Цель его философской системы состояла в том, чтобы сделать государство идеальным, основанным на твердых нравственных принципах, с гармоничными, социальными отношениями.
Идеи Конфуция, на первый взгляд далекие от реальности, спустя несколько веков, стали государственной религией и на протяжении более чем двух тысячелетий, почти не изменившись, сохраняли ведущую роль в духовной жизни китайского общества.
Конфуцианство – очень «земная» религия. Рациональность и практицизм настолько сильно выражены в нем, что некоторые ученые вообще не считают его религией в полном смысле слова.
Методы управления государством, регулирование
отношений между разными
Однако мир потусторонний все-
Государство, которое Конфуций стремился привести в строгое соответствие с Божественным порядком, определялось как большая семья. В этой семье каждый должен занимать свое место и вести себя так, как подобает при его положении.
Стержнем, на котором держится государство, были для философа преданность и покорность. Эти качества должны пронизывать всю жизнь общества сверху донизу. Дети почитают родителей, младшие братья и сестры – старших, а подданные – своих правителей.
Однако принцип большой семьи означал и другое: не только покорность нижестоящих по отношению к вышестоящим, но и полную ответственность властей перед народом. Только в этом случае народ будет доверять своим правителям, а без доверия не может существовать прочное государство.
«Преданность государю и забота о людях» – вот те основы, на которых, по мысли китайского философа, зиждется благополучие страны. Конфуций стремился сделать государственную власть гуманной. Поэтому Конфуций придавал большое значение нравственному облику чиновников – представителей власти, непосредственно осуществляющих управление страной и напрямую связанных с народом. К ним философ предъявлял очень высокие требования, создавая образ чиновника-рыцаря – бескорыстного борца за справедливость, духовно совершенного человека, готового всем пожертвовать во имя своих идеалов.
Конфуций и приверженцы его
учения пытались перевести теорию в
практику: создавали специальные
школы, в которых готовили новую
бюрократическую элиту к
Реальность нередко
Конфуцианство с его идеей гуманности и нравственности государственной власти укрепило бюрократический аппарат, а в конечном счете и саму государственность.
Конечно, конфуцианство не определяло
полностью духовную жизнь Китая.
Оно существовало в обстановке соперничества
с другими религиозными учениями;
почти одновременно с конфуцианством,
в VI–V вв. до н. э., появилось учение философа
Лао-Цзы – даосизм, в котором
проповедовалось духовное совершенствование
и созерцательный образ жизни (недеяние),
слияние с природой. В IV–V вв. н. э.
в Китае стал широко распространяться
буддизм. И буддизм, и даосизм
имели много поклонников и
в верхах общества, и особенно в
народной среде, однако никогда не вытесняли
конфуцианства полностью. Скорее, они
дополняли это
Конфуцианство выдержало и борьбу с политической школой легистов (от слова lex - закон), которые претендовали на ведущую роль в управлении страной. Легисты видели основу благополучия государства в строгом, суровом культе закона. Выполнение законов поощрялось, малейшее отступление от них преследовалось.
Во времена Конфуция политика китайских
правителей почти целиком находилась
под влиянием легистов. Но, в конце
концов (и это очень примечательный
факт) власть сделала ставку на конфуцианство,
пророчески оценив это гуманное учение
как цементирующую цивилизацию
силу.
Традиции и культура
Одна из особенностей 'Лунь-юй' - высокая оценка Конфуцием традиции как таковой. Поскольку именно на этом основана стереотипная оценка конфуцианства как идеологии по преимуществу консервативной, необходимо, на наш взгляд, рассмотреть этот вопрос в более широком контексте.
Понятие традиции теснейшим образом связано с понятием культуры, допускающим самые различные и подчас противоречивые интерпретации. Американские ученые Кребер и Клакхон проанализировали в работе, посвященной этому понятию, несколько сот его определений. Польский социолог Я.Щепаньский выделяет в качестве основных, во-первых, определение, связанное с происхождением этого понятия, означавшего по-латыни возделывание земли, во-вторых, определение, говорящее об улучшении и облагораживании человеческих обычаев и поведения; в-третьих, определение, при котором под культурой понимается все то, что не растет само по себе, а появляется благодаря труду человека, что создано его целенаправленным размышлением и деятельностью; и, наконец, толкование культуры, включающее в это понятие не все создания человека, а только 'высшие' - науку, искусство, литературу, религию. Сам Я.Щепаньский склоняется к третьему определению культуры. Он включает в это понятие все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и способы поведения, принятые в любых общностях и передаваемые другим общностям и последующим поколениям. С таким понятием в основном совпадает определение Ю.Лотмана, данное в его работе, посвященной типологии культуры: 'Совокупность ненаследственной информации, которую накопляют, хранят и передают разнообразные коллективы человеческого общества'.
В обоих определениях подчеркивается
первостепенной важности факт, что
культура передается из поколения в
поколение. Этот факт говорит о неразрывной
ее связи с традицией. Культура не
может существовать отдельно от ее
передачи, от преемственности. Представить
себе культуру, существующую независимо
от традиции, было бы примерно равнозначно
представлению о живом
Известно, что совершенно исключительное почтение к традиции испытывают племена и народности, находящиеся на первобытной ступени развития. Значение традиции в их жизни легко понять - без культурных традиций, попросту говоря, ни один из этих народов не мог бы выжить. Именно накапливавшийся старшими опыт борьбы с многочисленными врагами первобытного человека, передававшийся во всех своих многочисленных деталях младшему поколению, мог обеспечить выживание группы. Поскольку традиция передается от старших к младшим, среди первобытных племен непререкаемым авторитетом, как правило, пользуются старики.