Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:59, контрольная работа
История знает примеры преобладания одних сфер культуры в ущерб другим. Прежде всего это касается взаимоотношений науки, философии и религии в Средние века и в Новое время. Так, средневековая наука находилась под властью религии, замедлившей развитие науки по меньшей мере на тысячелетие и предавшей забвению многие достижения античной науки. Вырвавшись из-под власти религии в эпоху Возрождения, наука начинает бурно развиваться, но сохраняет за философией место главного элемента в мировоззрении образованных людей (для неграмотного большинства ведущую роль по-прежнему играет религия). И лишь в XIX в. в связи с успехами естествознания наука стала претендовать на господствующее положение в культуре и мировоззрении человека и общества.
1. Как соотносятся философия, искусство и религия.
2. Теория познания Демокрита лежит в основе современной науки. Недостатки демокритовской теории познания.
3. Что понимается под эросом у Платона
4. Смысл фразы Тертуллиана (160-222 гг.): «Верую, потому что абсурдно».
5. Как решает проблему зла Ф.Аквинский
6. Что является источником познания у Локка
7. В чем заключается сходство и различие размышлений Декарта и Августина по проблеме существования человека
8. Какой вопрос является центральным в «Критике чистого разума» И.Канта
9. В чем состоит вклад Г.Гегеля (1770-1831) в философию
10. Чем заменяет Ницше традиционное понятие «субстанции»
11.Литература
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет» (ВоГТУ)
Кафедра социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин
Контрольная работа
Дисциплина: Философия
1. Как соотносятся
философия, искусство и
2. Теория познания
Демокрита лежит в основе
3. Что понимается под эросом у Платона
4. Смысл фразы Тертуллиана (160-222 гг.): «Верую, потому что абсурдно».
5. Как решает проблему зла Ф.Аквинский
6. Что является источником познания у Локка
7. В чем заключается сходство и различие размышлений Декарта и Августина по проблеме существования человека
8. Какой вопрос является
центральным в «Критике
9. В чем состоит вклад Г.Гегеля (1770-1831) в философию
10. Чем заменяет Ницше
традиционное понятие «субстанц
11.Литература
1. Как соотносятся философия, искусство и религия
История знает примеры преобладания
одних сфер культуры в ущерб другим.
Прежде всего это касается взаимоотношений
науки, философии и религии в Средние
века и в Новое время. Так, средневековая
наука находилась под властью религии,
замедлившей развитие науки по меньшей
мере на тысячелетие и предавшей забвению
многие достижения античной науки. Вырвавшись
из-под власти религии в эпоху Возрождения,
наука начинает бурно развиваться, но
сохраняет за философией место главного
элемента в мировоззрении образованных
людей (для неграмотного большинства ведущую
роль по-прежнему играет религия). И лишь
в XIX в. в связи с успехами естествознания
наука стала претендовать на господствующее
положение в культуре и мировоззрении
человека и общества. Тогда же между наукой
и философией разгорелся конфликт, продолжавшийся
почти до наших дней. Суть его сводится
к борьбе за право обладания истиной в
последней инстанции. Наука, не осознавая
своих границ, желала дать ответы на все
вопросы, вести человечество к лучшему
будущему. Обычно это будущее представлялось
миром материального достатка и сытости,
построенным на основе достижений науки
и техники. На фоне низкого уровня жизни,
присущего большинству людей еще в начале
XX века, ущербность таких представлений
о «дивном новом мире» оставалась непонятной
не только большинству населения, привлеченному
обещанием тех благ, которых оно никогда
не имело, но и политикам, целеустремленно
ведущим свои народы в мир высоких технологий,
и даже некоторой части мыслителей (философов,
писателей, художников), со всем пылом
новообращенных пропагандирующих эти
идеи. Лишь немногие философы и культурологи
смогли в начале XX века понять, что этот
путь ведет к катастрофе. Это стало ясно
в середине нашего века, после создания
ядерного оружия и надвигающейся экологической
катастрофы.
Тем не менее, пережитки
идеологии сциентизма - веры в науку как
в единственную спасительную силу - сохраняются
до сих Пор. Возникнув в недрах просветительства,
получив развитие в философии позитивизма,
во второй половине нашего столетия она
трансформировалась в тенденцию к безграничному
восхвалению достижений естественных
наук в противовес общественным и гуманитарным
дисциплинам.
Именно это убеждение
привело к современному экологическому
состоянию планеты, опасности термоядерной
воины, но самое главное - к резкому снижению
этических и эстетических показателей
культуры, все возрастающему влиянию технократической
психологии, стимулировавшей в современном
обществе настроения потребительства.
Такая роль сциентизма обусловлена тем,
что он, как мировоззренческая установка,
основывается на рациональном расчете,
и там, где стоит определенная прагматическая
цель, человек, исповедующий эту идеологию,
будет стремиться к этой цели, не считаясь
с какими-либо этическими препятствиями.
Отдельный человек
чувствует себя в таком сциентистском
мире потерянным и бессильным. Наука научила
его сомневаться в духовных ценностях,
окружила его материальным комфортом,
приучила видеть во всем прежде всего
рационально достигаемую цель. Естественно,
что такой человек неизбежно становится
холодным, расчетливым прагматиком, рассматривающим
других людей лишь как средство для достижения
своих целей. Он лишается той цели, ради
которой человеку стоит жить, разрушается
целостность его мировоззрения. Ведь с
момента промышленной революции новое
научное мышление начало разрушать функционирующую
в течение тысячелетий религиозную картину
мира, в которой человеку предлагалось
универсальное и непоколебимое знание
о том, как жить и каковы принципы, лежащие
в основе миропорядка. При этом парадокс
научного мышления заключается в том,
что, разрушая наивно-целостное воззрение
на мир, которое дается религией или религиозной
философией, подвергая сомнению каждый
постулат, принимавшийся ранее на веру,
наука не дает взамен такого же целостного
убедительного миропонимания, - все конкретные
истины науки охватывают лишь достаточно
узкий круг явлений. Наука научила человека
сомневаться во всем и сразу же породила
вокруг себя мировоззренческий дефицит,
восполнить который она принципиально
не в состоянии, ибо это - дело философии
или религии.
Не вызывает сомнений,
что наука представляет собой огромное
достижение человеческой культуры. Она
делает жизнь человека от поколения к
поколению более легкой, удобной, независимой,
манит перспективой изобилия материальных
и духовных благ. Но обожествленная наука
- это совсем другое явление, порождающее
совершенно противоположные результаты.
Объективно, наука - это только одна из
сфер культуры человека, имеющая свою
специфику и свои задачи, и не следует
пытаться это положение менять. Наука
сама по себе не может считаться высшей
ценностью человеческой цивилизации,
она - только средство в решении различных
проблем человеческого существования.
В нормальном гармоничном обществе должно
одновременно находиться место и для науки,
и для искусства, и для философии, и для
религии, и для всех других частей человеческой
культуры.
Таким образом, исходя
из вышеизложенных представлений о сущности
и роли науки в культуре и обществе, мы
можем дать ее более точное определение. Наука - это часть культуры, представляющая
собой совокупность объективных знаний
о бытии. Содержательно это понятие включает
в себя также процесс получения этих знаний
и различные формы и механизмы их применения
в практической жизни людей.
2. Теория познания
Демокрита лежит в основе
По мнению, большинства философов, Демокрит родился в 460 г. до н.э., умер в 360/370 г. до н.э. Родом из Абдер, считавшихся в Греции не только глухой интеллектуальной провинцией, но даже просто городом глупцов. Но нарицательное "абдерит" - простак, простофиля, глупец - стало собственным именем одного из величайших мыслителей. Демокрит происходил из знатной семьи и был богат, но богатство забросил, всю жизнь провел в бедноте, предаваясь исключительно любомудрию.
По преданию, Демокрит был учеником каких-то магов и халдеев, которых царь Ксеркс предоставил его отцу в качестве учителей, когда гостил у него, у них-то Демокрит ещё в детстве перенял науку о богах и звездах. У него были связи с современными учеными. Древние сообщают, что Демокрит был учеником своего предшественника и друга Левкиппа, общался с Анаксагором, был знаком с трудами ученых стран Востока.
Существуют сведения, что он совершил путешествие в Египет, Персию и даже Эфиопию и Индию. Вернувшись из путешествия, он вел скромный и уединенный образ жизни, занимаясь наукой и ценя её так высоко, что, как говорят, "сказал, что он предпочел бы одно приличное объяснение сану персидского царя". Завистники обвинили его в том, что он вопрекиабдерским законам, растратил доставшееся ему наследство; в ответ он "прочитал народу свой "Большой Мирострой", лучшее из всех его сочинений, и получил за него в награду пятьсот талантов (много это или мало? Вспомним, что все имущество Сократа стоило 5 талантов); мало того, в честь его воздвигли медные статуи, а когда он умер, то погребли его на государственный счет, - а жил он более ста лет".
Многочисленные свидетельства
и легенды говорят о Демокрите,
как о "смеющемся философе", "настолько
несерьезным казалось ему все, что делалось
всерьез". Рассказы о нем свидетельствуют
о глубокой житейской мудрости философа,
о его наблюдательности, обширных познаниях.
Диоген Лаэрций приводит
список, состоящий из более чем 60
произведенийДемокрита,
главное место, среди которых занимают
"Великий диакосмос",
"Малый диакосмос",
"О логике, или Мерило". От сочинений Абдерита сохранились
лишь фрагменты, перемешанные с фрагментами
и пересказами Левкиппа в
почти неразличимое целое. Видимо, немалую
роль сыграли в плачевной судьбе произведений
философа мировоззренческие споры: "Аристоксен в
своих "Исторических записках" сообщает,
что Платон хотел сжечь все сочинения Демокрита,
какие только мог собрать, но пифагорейцы Амикл и Клиний пом
Демокрит первым в древнегреческой философии вводит в научный оборот понятие причины. Случайность он отрицает в смысле беспричинности.
Знаменитый
греческий философ Демокрит
Демокрит, наряду с Левкиппом, считается одним из основателей древнегреческого атомизма. На первый взгляд учение атомизма предельно просто. Начало всего сущего – неделимые частицы-атомы и пустота. Ничто не возникает из несуществующего и не уничтожается в несуществующее, но возникновение вещей – есть соединение атомов, а уничтожение – распадение на части, в пределе на атомы. Все возникает на некотором основании и по необходимости; причина возникновения - вихрь, который и именуется необходимостью. Ощущаем мы потому, что в нас попадают "видики", отделяющиеся от вещей. Душа - совокупность особых атомов. Конечная цель человека - душевное благосостояние, при котором душа пребывает в спокойствии и равновесии, не смущаемая ни страхом, ни суеверием, ни какой бы то ни было другой страстью.
Все, что
существует, - это атомы и пустота.
В бесконечной пустоте-
Таким образом,
разрешены сразу две проблемы.
Множественность сущего не
ведет больше к противоречиям: любое тело
можно разделить на конечное множество
частиц, имеющих величину, а затем снова
из них составить. А "бытие" элеатов
находит воплощение в атоме: он един, неделим,
неизменен, неуничтожим, отвечая всем
требованиям парменидова "
Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо. Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый лишь разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохраняется противопоставление "знания" и "мнения". Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокритаесть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.
Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего. В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном вире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытиеПарменида на множество отдельных "бытий" - атомов, которые трактует материалистически.
Доказательство
существования пустоты у Демокр
Что касается числа атомов
в мире, то Демокрит признает
его бесконечным. А следователь
Бесконечность мира в
3. Что понимается под эросом у Платона.
Сейчас же поговорим с
наибольшей обстоятельностью о Платоне,
о том, каким все-таки представляется
пред нами его «эротический» стержень», и я постараюсь, как можно полнее
рассказать о своем понимании этой проблемы.
Во-первых, Платон всегда был своеобразным уравнителем, находясь между политическим аппаратом страны и аппаратом религиозным; между софистами и охранителями традиций; между консерваторами и критиками, за что и был ненавидим со всех сторон и полюсов. Он сознательно отказывается от всего, что было принято другими безоговорочно, по традиции ли, или невежеству – и изучает мир самостоятельно, доверяясь, разве что, мудрейшим из людей.
Платон открывает нам веру в истинность «золотой середины», которая во всех вопросах, в том числе, в вопросах о любви, играет главную, решающую роль, есть основный рычаг, двигатель платоновской философии. Только вот на поиск этой середины зачастую и уходят силы, ум – потому что отказаться от привычных крайностей там, где это настолько укоренилось, что кажется безусловным, легко лишь единицам. Платон последователен и осторожен, он в одно и то же время противоречит себе и критикует себя. Сомнение его чередуется с уверенностью; конечно же, ведь вопрос, в котором все изначально перепутано, стоит того – вопрос любви, познание любви требуют тончайшего подхода. Ведь любовь, как мы узнаем впоследствии, суть дорога к бессмертию, а оно – к вечности, к тому пределу, о коем грезит философский ум.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Философия"