Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 15:59, контрольная работа
История знает примеры преобладания одних сфер культуры в ущерб другим. Прежде всего это касается взаимоотношений науки, философии и религии в Средние века и в Новое время. Так, средневековая наука находилась под властью религии, замедлившей развитие науки по меньшей мере на тысячелетие и предавшей забвению многие достижения античной науки. Вырвавшись из-под власти религии в эпоху Возрождения, наука начинает бурно развиваться, но сохраняет за философией место главного элемента в мировоззрении образованных людей (для неграмотного большинства ведущую роль по-прежнему играет религия). И лишь в XIX в. в связи с успехами естествознания наука стала претендовать на господствующее положение в культуре и мировоззрении человека и общества.
1. Как соотносятся философия, искусство и религия.
2. Теория познания Демокрита лежит в основе современной науки. Недостатки демокритовской теории познания.
3. Что понимается под эросом у Платона
4. Смысл фразы Тертуллиана (160-222 гг.): «Верую, потому что абсурдно».
5. Как решает проблему зла Ф.Аквинский
6. Что является источником познания у Локка
7. В чем заключается сходство и различие размышлений Декарта и Августина по проблеме существования человека
8. Какой вопрос является центральным в «Критике чистого разума» И.Канта
9. В чем состоит вклад Г.Гегеля (1770-1831) в философию
10. Чем заменяет Ницше традиционное понятие «субстанции»
11.Литература
8. Какой вопрос является
центральным в «Критике
9. В чем состоит вклад Г.Гегеля (1770-1831) в философию.
Основным вопросом для Гегеля был тот же, что ставил Кант, - «Познаваема ли вещь в себе?». У Канта «вещи в себе»- это предметы и явления окружающего мира, существующие независимо от сознания человека, т. е. объективно, они непознаваемы из-за ограниченности разума человека. Ответ Гегеля иной: <сВещи в себе» познаваемы, так как они проявляются в явлениях окружающего мира, которые доступны органам чувств человека. При этом Гегель исходит из основополагающей идеи о тождестве мышления и бытия, т. е. все, что происходит в окружающем мире, напрямую отражается в мышлении человека, поэтому если выявить законы развития мышления, то мы автоматически выявим законы развития окружающего мира. Исследуя мышление, Гегель пришел к выводу, что оно развивается по трем основным законам (получившим название законов диалектики Гегеля).
Закон превращения количественных изменений в качественные. Суть: нарастание количественных изменений в явлении идет до определенного предела, а затем наступает изменение качественного состояния данного явления (примеры: из области природы - превращение воды в пар или лед; из области мышления - накопление фактов о чем-либо приводит к возможности сформулировать теорию, которая объясняет взаимодействие этих фактов).
Закон единства и борьбы противоположностей. Суть: каждое явление состоит из противоположных элементов, которые постоянно сталкиваются, конкурируют друг с другом, но при этом друг без друга существовать не могут. Гегель считал, что этот закон является главным двигателем прогресса (примеры: из области природы - у магнита всегда существуют два противоположных полюса; из области мышления - человек мыслит всегда парными категориями по принципу: тезис - антитезис).
Закон отрицания отрицания (или закон двойного отрицания). Суть: каждое явление проходит как минимум три этапа в своем развитии. На втором этапе происходит отрицание первого этапа, на третьем - отрицание второго, и при этом повторяются черты первого этапа, но на другом количественном или качественном уровнях. Примеры: из области природы - пример с зерном: зерно на первом этапе посадили, на втором этапе из него вырастает росток, который отрицает существование зерна, на третьем этапе росток превращается в колос с определенным количеством зерен, которые собирают, а колос погибает, т. е. происходит повторение первого этапа, но на ином количественном уровне; из сферы общественной жизни - пример с Французской революцией: на первом этапе существовала абсолютная монархия, на втором - происходит революция, свержение монархии, возникает республика, которая отрицает факт существования монархии, на третьем этапе к власти приходит Наполеон, который восстанавливает абсолютную монархию, происходит повторение первого этапа, но на ином качественном уровне (изменение системы законов, управления, социальной опоры режима).
Эти три закона составляют диалектический метод Г. Гегеля, который считается его главным вкладом в развитие философии.
Довольно часто задается вопрос: в чем противоречие между философским методом и философской системой Гегеля?
Согласно диалектическому методу Гегеля, все явления окружающего мира находятся в постоянном непрерывном движении. Что касается его философской системы, то перваначалом всего существующего являетсяабсолютная идея, которая как бы в свернутом виде содержит в себе все возможные понятия об окружающем мире. Эта абсолютная идея постоянно самораскрывается во всех сферах жизни (прежде всего в природных явлениях, мышлении человека). Задача ученого - выявить момент самораскрытия абсолютной идеи и законы ее функционирования. Гегель считал, что ему это удалось сделать, исследуя мышление, и поэтому абсолютная идея раскрылась полностью в его философской системе. Отсюда вывод, что его учение является высшей истиной, развитие научной мысли на этом по сути прекращается. Таким образом, философекая система Гегеля приобрела статичные черты, тогда как диалектический метод предполагал непрерывное развитие.
Значение деятельности Г. Гегеля: вклад Гегеля в философию заключается в разработке диалектического метода, а также учении о праве и государстве как составных частях абсолютной идеи.
10. Чем заменяет Ницше
традиционное понятие «
Специфика человека
в феномене жизни, который сильно сближает
с органическим, биологическим,
либо истолковывается в культурно-историческом
плане. В философии жизни на первый план
выдвигаются внемыслительные сп
Но у Ницше есть и интересные
положения, которые касаются пересмотра
обществом ценностей
Б. Рассел История западной философии Москва: Миф, 1993.
АПРПАЫР
Ллкапвап64
Л
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Философия"