Контрольная работа по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 19:02, контрольная работа

Описание работы

1. Предназначение и цель философии.
2. Поиски метода науки: рационализм и эмпиризм.
3. Эволюция взглядов на пространство и время.
4. Вера и знание.
5. Мышление и его формы.
6. Нравственные ценности.
7. Многообразие человеческого опыта социальной жизни.
8. «Римский клуб» об экологическом кризисе и путях его преодоления

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

 


 


I. Контрольные вопросы:

  1. Предназначение и цель философии……………………………………… 3
  2. Поиски метода науки: рационализм и эмпиризм……………………….. 5
  3. Эволюция взглядов на пространство и время…………………………… 6
  4. Вера и знание………………………………………………………………. 9
  5. Мышление и его формы……………………………………………………13
  6. Нравственные ценности……………………………………………………15
  7. Многообразие человеческого опыта социальной жизни……………….. 17
  8. «Римский клуб» об экологическом кризисе и путях его преодоления… 19
  9. Принцип верификации – это……………………………………………… 23
  10. Интуиция – это… ………………………………………………………… 23 

II. Список используемой литературы………………………………………… 24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Предназначение и цель философии.

 

Древнегреческое слово "философия" означает любовь к мудрости. Вопрос о том, что такое философия, относится к разряду "вечных" в общечеловеческой культуре. Споры о философии, ее значимости и ценности не утихают. Понятие философии используется весьма широко и в самых разных смыслах. Часто утверждают, что философия не может быть наукой, так как она не представляет собой единой системы знаний, а ее история - лишь набор мнений о тех или иных проблемах. Любая история философии носит личностный, авторский характер. Ее пишет конкретный человек заново, переосмысливая проблемы согласно собственному пониманию. Одна из задач философии - это обсуждение ценностей человеческого существования, которые важны для любого человека, и любой человек вправе обсуждать их, а значит, в каком-то смысле философствовать. Наивность, присутствующая в здравом смысле, иногда не только не противоречит теоретическим установкам философии, но, напротив, помогает проще и яснее уловить суть поставленной проблемы. Философия предназначена для познания путей к наслаждению и счастью. Знание освобождает человека от страха перед природой, богами и смертью. Человек должен иметь убеждения, ценить любовь и дружбу, всячески избегать отрицательных страстей и ненависти, которые способны разрушить общественный договор, который представляет собой основу совместного существования людей, имеющего целью взаимную пользу. Законы общественной жизни, выражающие представления о высшей справедливости, являются следствием общественного договора.

Представители стоицизма (III в. до н.э. - III в. н.э.) считали, что основной целью и предназначением философии, должно стать обоснование нравственных представлений. Философия является искусством практической жизни и руководством к таковой.

Философия с самого начала стремится построить связную систему понятий. Исторически этот факт означает преодоление житейской мудрости и переход к рационально обоснованной системе знания. Построить систему абсолютного и окончательного знаниями философ не может (и не сможет никогда), но стремление к этому, т.е. стремление к мудрости, становится сутью философии. Оно выражается, с одной стороны, в выработке рациональных представлений о сущности мира и человека, а с другой - в регулировании поведения и общежития людей.

Вечное стремление к мудрости не позволяет философии уйти в область чистых абстракций, превратиться в игру ума, ненужную человеку. Философская мудрость - бесконечный процесс поиска истины - никогда не может приостановиться. Не овладение истиной, а поиск ее - вот цель философии. При этом она исследует все, в том числе и знания (которые иногда кажутся их носителям абсолютными), с точки зрения их значимости для человека, с целью выяснения возможностей человека и его места в мире.

Философии нельзя выучиться, усвоив одну или несколько философских систем. Цель должна заключаться в том, чтобы научиться философски мыслить, философствовать, развить определенную культуру мышления. Философ должен уметь чувствовать специфику философской проблематики, ее предельность, что бы ни выступало в качестве объекта его исследований. Философия в отличие от науки не всегда ответ, но философия - всегда вопрошание, для нее значима сама постановка проблемы.

Философскую мудрость следует отличать от житейской интуиции, практической мудрости, так как ей присуща глубокая рефлексия, основанная на интуиции и одновременно на рациональном поиске предельных оснований знаний и ценностей, тогда как выражением практической мудрости является стереотипная реакция на похожую ситуацию. Философ рефлектирует на уровне надличностного сознания не как отдельная личность, а как особое философское "Я". Все это находит отражение в языковой системе философии, где наряду с абстрактными понятиями используются также образы и символы, средства художественного освоения мира.

Таким образом, можно сказать, что философия - это особая форма рефлексии человека над бытием и над самим собой, которая основывается не только на мыслительно-дискурсивном способе мышления, но и на непосредственно-интуитивном, художественно-эмоциональном его постижении, имеющем своей целью отразить целостность и единство мира. [6].

  1. Поиски метода науки: рационализм и эмпиризм.

Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно  
которому, основой как бытия, так и познания является разум. Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое. Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму. Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия.  Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт. Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие: 
- сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе  
познания;

- разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем. 
               Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.

             К рационалистам можно отнести множество философов, начиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.

   Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США. Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон. Видными представителями являлись Томас Гоббс, Джон Локк, Джон Дьюи (США). Эмпиристы, как правило, были оппонентами рационалистов. [8].

 

  1. Эволюция взглядов на пространство и время.

Пространство является важнейшим атрибутом бытия. Человек всегда живет в нем, осознавая свою зависимость от таких его характеристик. В мифологии пространство отражается в так называемых «мифах творения», и описывают процесс постепенного оформления хаоса, переход из неоформленного состояния в пространство, посредством его заполнения различными существами, растениями, животными, богами и т. д. Для мифологического пространства характерно свойство спирального развертывания по отношению к особому «мировому центру». Такое значение сохраняется и в современном языке, где пространство ассоциируется с понятиями, обозначающими «расширение», «рост». Мифологическое пространство развертывается организованно, закономерно, состоит из частей, упорядоченных определенным образом, поэтому познание пространства, изначально основано на двух противоположных операциях — анализе и синтезе. Основной характеристикой мифологического пространства все же считается разнородность и прерывность, то есть в первую очередь его качественная расчлененность.

Прерывность пространства формирует в сознании человека культурную значимость места, в котором он может оказаться. Важнейшим свойством мифологического пространства является то, что оно не отделено от времени, образуя с ним особое единство, обозначаемое как хронотоп.

Пространство в мифологическую эпоху трактовалось не как физическая характеристика бытия, а представляло собой своеобразное космическое место, вместилище всех предметов и событий, жизнь которых была в пространстве определенным образом упорядочена и подчинена общим закономерностям.

Человек ощущал в древности еще большую свою зависимость от времени, так как с ним было связано понимание смерти, остановки как его индивидуального времени, так и исчезновения всего, что для него было значимо и дорого в мире. В архаическом мифологическом сознании время — это некоторое «первовремя». Оно отождествляется своеобразными кирпичиками мифической модели мира.

Мифическое время обладает свойством линейности в смысле разворачивания из некой нулевой точки, из момента творения мира. Но одновременно, уже возникнув, время приобретает свойство цикличности (повторяемости), что соответствует цикличности самой жизни людей, фиксируемой в различного рода календарных и сезонных ритуальных праздниках, основанных на воспроизведении событий мифического прошлого, поддерживающих порядок и гармонию мирового целого.

В силу своей принципиальной значимости для человека понятия пространства и времени с самого начала зарождения философии оказываются в числе ее самых ключевых проблем. В наше время, ни как нельзя сказать, что философские представления о времени и пространстве приобрели завершенный характер. В философии и науке существовали самые разнообразные трактовки пространства и времени.

Пространство понималось как: — протяженная пустота, которую заполняли все тела, но которая от них не зависела (Демокрит, Эпикур, Ньютон);  
— протяженность материи или эфира (Платон, Аристотель, Декарт, Спиноза, Ломоносов); форма бытия материи (Гольбах, Энгельс); — порядок сосуществования и взаимного расположения объектов (Лейбниц, Лобачевский); — комплекс ощущений и опытных данных (Беркли, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант). 

Время также трактовалось по-разному: — субстанция или самодовлеющая сущность, и с этим было связано начало выявления его метрических свойств (Фалес, Анаксимандр); с этой трактовкой связано возникновение субстанциальной концепции времени; — Гераклит ставит вопрос о текучести, непрерывности и универсальности времени, закладывая традицию его динамической трактовки; — Парменид, напротив, говорит о неизменности времени, о том, что видимая изменчивость — это особенность нашего чувственного восприятия мира, а истинным бытием обладает лишь вечное настоящее Бога; это можно считать возникновением статической концепции времени; — Платон закладывает основы идеалистической реляционной трактовки времени. В его мире идей время статично, там царит вечность, а вот для «неистинного» мира телесных вещей время динамично и релятивно; тут есть прошлое, настоящее и будущее; — длительность существования и мера изменений материи (Аристотель, Декарт, Гольбах); форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность изменений (Энгельс, Ленин), — материалистический вариант реляционного подхода;— абсолютная субстанциальная длительность, однородная для всей Вселенной и независимая ни от каких взаимодействий и движений вещей (классическая субстанциальная концепция Ньютона); — относительное свойство феноменальных вещей, порядок последовательности событий (классический вариант реляционной концепции Лейбница); — форма упорядочивания комплексов ощущений (Беркли, Юм, Мах) или априорная форма чувственного созерцания (Кант). 

В классической науке с Ньютона и Галилея время и пространство рассматриваются как особого рода субстанций, существующие сами по себе, независимо от материальных объектов, но оказывающие на них существенное влияние. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство - как абсолютная протяженность. На такую трактовку пространства и времени опирался Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалировала в физике вплоть до создания специальной теории относительности. В реляционной концепции пространство и время рассматриваются как особого рода отношения между объектами и процессами. Физика вплоть до появления теории Эйнштейна базировалась на субстанциальной концепции пространства и времени.

В 1905 г. А. Эйнштейн излагает свою специальную теорию относительности. Постулатами его теории являются следующие: 1. специальный принцип относительности, согласно которому законы природы неизменны во всех инерциальных системах отсчета, т. е. в системах, находящихся в состоянии покоя или равномерного и прямолинейного движения; 2. принцип предельности: в природе не может быть взаимодействий, которые превышают скорость света.

Из данной теории следовал целый ряд выводов, касающихся понимания пространства и времени, которые уже существовали в философии в рамках реляционных представлений. Пространство и время предстали как относительные свойства бытия, зависящие от систем отсчета. Оказалось, что пространство и время имеют физический смысл только для определения порядка событий, связанных материальными взаимодействиями. Кроме того, пространство и время оказались взаимосвязанными друг с другом (четырехмерное пространство Г. Минковского), а все события в мире стало возможным трактовать как происходящие в пространственно-временном континууме. Был сделан принципиальный вывод, что сами пространство и время производны от конкретных физических событий и взаимодействий. Иными словами, они не являются независимыми онтологическими сущностями. Реально только физическое событие, которое можно описать в пространственно-временных характеристиках.

Таким образом, в философском плане пространство и время предстали как важнейшие атрибуты бытия, характеризующие функцию физических отношений между объектами. [7].

 

4. Вера и знание.

Проблема взаимоотношений знания и веры имеет давнюю историю. В начале XX в. католическая церковь выдвигала положение о том, что вера не должна быть слепым движением души и что не может быть никакого действительного расхождения веры и знания, разума, так как все знания произошли от бога. Проблема соединения веры и знания, богословия и науки занимает важное место в одном из влиятельных направлений современной философии - неотомизме, представители которого стремились в едином синтезе объединить веру и разум. Основная задача философии усматривается в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии. При этом она должна ориентироваться на собственные критерии рациональности. Целостность человеческого знания предстает в гносеологии неотомизма как обладающая иерархическим строением и отнюдь не противоречащая откровению веры. Ж. Маритен, доказывая необходимость гармонии разума и веры, считал плодотворным главенство теологии и метафизики над конкретными областями теоретического разума, ратовал за возрождение религиозно ориентированной философии природы.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Философия"