Контрольная работа по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 19:02, контрольная работа

Описание работы

1. Предназначение и цель философии.
2. Поиски метода науки: рационализм и эмпиризм.
3. Эволюция взглядов на пространство и время.
4. Вера и знание.
5. Мышление и его формы.
6. Нравственные ценности.
7. Многообразие человеческого опыта социальной жизни.
8. «Римский клуб» об экологическом кризисе и путях его преодоления

Файлы: 1 файл

Философия.doc

— 135.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом, философско - мировоззренческие, нравственны и эстетические ценности, а также религиозные и художественные ценности образуют нерасторжимое единство, переплетаются и взаимодействуют между собой. [9].

 

  1. Многообразие человеческого опыта социальной жизни.

Десятки тысяч лет длился процесс эволюции человечества. XX век вошел в историю человечества как динамическая эра, для которой характерны: а) усложнение социальной реальности, что находит свое выражение в неуклонном восхождении человечества от низших форм социальной организации к высшим; б) возрастание темпов развития, иными словами, ускорение ритма истории; в) самопознание и самосовершенствование человека, что находит свое выражение в успехах теории и практики института мозга, биотехнологии и генной инженерии; г) информационная и биологическая революция. Кардинально изменилось положение человека на Земле. Пройдя длительный путь эволюции, современный человек превратил планету в свою безраздельную империю. Судьба всех имеющихся форм жизни находится в прямой зависимости от того, что делает или чего не делает человек. В человеке заложены две программы — инстинктуальная и социокультурная, что определяет его пограничность. По своей телесности и физиологическим функциям человек принадлежит природе. Но социальная жизнь диктует ему иные правила поведения. Человек стремится к благу, но его деяния сплошь и рядом оборачиваются злом. Он стремится к господству над обстоятельствами, не замечая, что становится рабом своего желания. Страх потерять то, что уже у него есть, действует на человека и на его отношения с другими людьми не менее разрушающе, чем жажда обладать тем, чего еще нет. Столкновения людей из-за желания лучше устроиться в этом мире очень похожи на естественную борьбу за существование в мире животных. Но попытка разрешать конфликты по закону Природы оборачивается трагедией потери человеческого в человеке. Утратив первоначальную родину-природу, человек обречен на вечный поиск самого себя, на вечное становление и преодоление самого себя. Сохраняя неопределенность своего «Я», человек хранит и свою непредсказуемость. Но ясно одно, за все свои деяния и кардинальные изменения на Земле несет ответственность только человек. Осваивая природу и преобразуя себя, человек создал искусственную природу, среду своего обитания. Созданная человеком техника стала главным фактором изменений на Земле. Она властно вошла в систему отношений «природа-человек-общество», заявив о себе не только в качестве относительно самостоятельной, но подчас и неуправляемой силы.

С помощью науки, техники и технологий человек приблизил область фантазии к границам реального. Проблема «биокиборга» уже покинула страницы фантастической литературы. Имеются все предпосылки к тому, чтобы биотехнология и генная инженерия стали ведущими отраслями промышленности. 

Человек освоил технические средства своего перемещения в физическом пространстве, построил дороги, возвел дамбы, изобрел компьютер, вышел в космос, овладел способностью изменять себя. Человек продемонстрировал и продолжает демонстрировать, что его мозг является носителем астрономического числа нейронов и их соединений, что позволяет одному человеку хранить в уме запас информации, накопленный всем человечеством. Приспосабливаясь, человек стал преобразовывать. Защищаясь, стал нападать. С оборонительных позиций перешел в положение диктатора. XXI в. человек встречает в качестве лидера эволюционного процесса.

В античном мире человек в своем стремлении слиться с космосом жил по принципу «здесь и только сейчас», полагая, что прошлого уже нет, а будущего еще нет. Такая установка на жизнь не имела перспективы, хотя в некоторых отношениях люди классической духовности ушли далеко вперед по сравнению с людьми конца XX века. Античное общество уступает место средневековой действительности, ориентированной на лучшую жизнь в потустороннем мире. И все же это был заметный шаг вперед. Человек получает духовное измерение своей сущности, обретает стратегический' ориентир, опыт по которому выверяет направленность своей жизни, характер своей активности.  Эпоха Возрождения властно заявляет о земном предназначении человека, о свободе выбора своего будущего. Правда, потом оказалось, что этот выбор оказался без выбора. Возрождение, как эпоха первоначального накопления капитала, включила механизм социально-экономического отчуждения. Частная собственность из системы обеспечения суверенитета граждан, основы их самовыражения превратилась в систему самообеспечения. Господство частной собственности на средства производства обусловило фетишизацию товара, денег и капитала. В этих условиях человек превращается в предмет купли-продажи. Его жизнь становится псевдожизнью. Все богатство человека, его неповторимая уникальность сводятся к сумме знаний, навыков и предрасположенности выполнять определенную работу. В этих условиях человек превращается в функцию общественного производства. Его жизнь сопровождается набором таких форм психологического переживания отчуждения, как бессмысленность и бессилие, дезорганизация и ощущение одиночества. Потеря смысла жизни «выключает» человека из человеческого бытия, обрекает его быть кем угодно, но человеком.

Соединение неполноты знаний о мире и о себе с ложным ценностным эталоном приводит к принятию не идеала, а идола и тех средств его осуществления, которые формируют особую психологическую установку на отношение к миру.. Условия самоотчуждения возникают в случае, когда индивид лишен своего прошлого, когда он не имеет возможности выявить и реализовать ценности своей семьи, своего этноса, наконец, общечеловеческие ценности. Источником страданий, дискомфорта являются неопределенность, незнание или ложные знания. Снятие неопределенности через действительное знание и подлинные ценности обеспечивает реальное спокойствие и счастье, разрывает порочный круг самоотчуждения, возвращает человеку его самоценность. [3].

 

  1. «Римский клуб» об экологическом кризисе и путях его преодоления.

Особый интерес представляет концепция по решению глобальных экологических проблем, выдвинутая «Римским клубом» — представительной всемирной организацией, объединяющей в своих рядах известных ученых, деятелей культуры, предпринимателей, государственных деятелей из разных стран. Организация возникла в конце 60-х годов, и сразу же завоевала всеобщее признание. В течение ряда лет ее возглавлял крупный итальянский предприниматель и экономист Аурелио Печчеи (1908—1984 гг.). В своей известной книге "Человеческие качества" А. Печчеи констатирует сложившуюся к началу 70-х годов экологическую ситуацию в мире как кризисную. Он подчеркивает: что «человек, материальное могущество которого достигло апогея, превратил планету в свою империю, что уже оборачивается экологической катастрофой. Человек все более развивает ненасытный аппетит потребления, совершенно не задумываясь о последствиях своих растущих стремлений и потребностей». А. Печчеи отмечает, что человек тысячами нитей связан с другими людьми, его настоящее предопределяет будущее, не может существовать экологической независимости. Данную мысль особо подчеркнута, ибо, как бы, та или иная страна не осуществляла защиту своей природной среды, нельзя исключить разрушения этой среды со стороны соседних стран. А. Печчеи делает вывод о том, что конечность размеров планеты с необходимостью предполагает и пределы человеческой экспансии в отношении природы. Такой вывод шел вразрез с превалирующей в мировой культуре ориентацией на безудержный рост производственных показателей и превращался в символ нового стиля мышления человека в его отношении к природе. В результате складывался новый тип ценностного отношения человека к природе ответственное, соизмеренное отношение потребностей общества и возможностей природы.

Концепция переориентации ценностной парадигмы современного человека с его возвышения над средой, в принцип гармоничного соединения со средой на оптимальных условиях для человека и для природной среды, была тщательно обоснована А. Печчеи, на основе анализа внешних и внутренних пределов роста человеческой экспансии на природу. По мнению А. Печчеи, внешними пределами этой экспансии являются физические — не возобновляемые природные ресурсы геологические запасы минерального сырья воздух, вода, экологические — отбросы, отрава, мусор, биологические — нарушение естественного равновесия между отдельными видами живых организмов. Внутренними пределами экспансии выступают различного рода ограничения, свойственные психическим и умственным способностям человека. Человечество переживает период небывалой по размаху материальной экспансии, — пишет А. Печчеи, — и, приобретая уже возможность оказывать решающее воздействие на условия своего собственного обитания, оно в то же самое время не знает еще тех пределов, в которых эта его активная деятельность может представлять опасность для собственных биофизических способностей и способна нанести непоправимый урон всей планете в целом. Это представляет грубейший просчет в его культурной эволюции. Отсюда А. Печчеи делает вывод о том, что материальный рост в обществе не может продолжаться до бесконечности, поэтому необходим сбалансированный, ограниченный рост путем постепенного перехода от общества потребления к обществу сохранения. А. Печчеи считал, что ограниченный рост промышленного развития стран, необходим и возможен. Главное, при этом, уменьшить разрыв между наиболее высоким доходом богатых стран и самым низким доходом беднейших стран. Для этого следует направить все усилия на то, чтобы изменить человека и тем самым поменять цивилизацию. С точки зрения А. Печчеи, необходим новый гуманизм, основанный и направленный на существенное улучшение человеческих качеств всех жителей планеты. Иначе говоря, А. Печчеи предлагает сделать центром внимания человека, способ его существования и образ жизни, ибо судьба нового мирового порядка будет зависеть от его качеств и способностей. Прогрессивное развитие человека, полагает А. Печчеи, и параллельное улучшение его человеческих качеств, принесет с собой радикальный пересмотр восприятия человеком самого себя и человека вообще, его роли и ответственности и это единственный способ не только удовлетворить растущие потребности человечества, но и дать человеку определенную возможность разумно планировать свое будущее. Позиция А. Печчеи, и всего «Римского клуба» о преодолении зазора в развитии между отдельными странами путем ограничения промышленного роста была подвергнута резкой критике. Однако идеи А. Печчеи о регулировании всего процесса изменений в мире в соответствии с существенными интересами человека стала важнейшей в дальнейшей деятельности «Римского клуба».

Начиная с 80-х годов, концепция ограниченного роста сменилась новой концепцией «Римского клуба» об органическом росте и непрерывном развитии человечества. Обосновывая новую модель развития современного мира «Римский клуб», его ученые Д. Медоуз, М Месарович и другие подчеркивали, что рост части (какой-либо страны, региона) возможен, если она не вредит другим частям (другим странам и регионам). Эта непререкаемая истина стала основополагающей для стратегии решения глобальных проблем «Римского клуба». Разработкой такой динамической модели мира «Римский клуб» определил особый способ эластичного решения глобальных проблем в условиях существования у человечества экономически разноразвитых частей. Другими словами, по мнению теоретиков «Римского клуба» экспоненциальный рост экономики, производства в мире можно достигать благодаря взаимодействию различных стран, используя в том числе и механизм балансов и задержек. В этом случае предлагается развитым странам стать ролевой моделью для действий остального человечества, полагая, что остальные будут следовать их примеру.

В арсенале предлагаемых «Римским клубом» путей решения глобальных экологических проблем есть варианты и политического характера. Так, «Римский клуб» полагает, что единое мировое государство или единое мировое правительство были бы способны взять на себя ответственность решать и контролировать все современные глобальные проблемы. Теоретики «Римского клуба» основной акцент по решению глобальных проблем делают на укреплении международного сотрудничества всех стран. Естественно, следование по пути развития и укрепления международного сотрудничества — наиболее реальный способ практической реализации, решения задач, стоящих перед современным человечеством. Однако, такое международное сотрудничество должно исключать имперскую политику более развитых стран по отношению к менее развитым. Не секрет, что и в наши дни международная торговля так перераспределяет всемирные ресурсы, что первенство стран становится особенно заметным. Нередко в менее развитые страны под видом помощи переводятся убыточные производства, из них выкачиваются энергетические ресурсы, а взамен предлагаются вооружения за очень высокую цену. Практикуется и такая форма эксплуатации отстающих стран, как захоронение опасных отходов химической и ядерной промышленности на их территории в обмен на финансовую помощь.[4].

 

 

 

  1. Принцип верификации – это….

Принцип верификации (лат. verificare—доказывать истину) — один из исходных принципов логического позитивизма, согласно которому истинность всякого утверждения о мире должна быть в конечном счете установлена путем его сопоставления с чувственными данными. В основе принципа верификации (сформулированный Венским кружком), лежит тезис о том, что познание вообще не может выйти за пределы чувственного опыта. При этом различается непосредственная верифицируемость утверждении, прямо описывающих данные опыта, и косвенная верифицируемость путем логического сведения какого -либо положения к прямо верифицируемым утверждениям. [5].

 

10. Интуиция – это… 

Интуиция (лат. intueri — пристально смотреть) — способность непосредственного постижения (усмотрения) истины путем прямого ее переживания без обращения к ее обоснованию с помощью доказательства. 

Декарт, считал, что дедуктивная форма доказательства покоится на аксиомах, которые постигаются чисто интуитивно, без всякого доказательства. Интуиция, по Декарту, в соединении с дедуктивным методом служит всеобщим критерием полной достоверности. Согласно философии Спинозы, который считал интуицию “третьим родом” познания, наиболее достоверным и важным познанием, схватывающим сущность вещей. В современной буржуазной философии и психологии интуиция рассматривается как мистическая способность знания, несовместимая с логикой и жизненной практикой (Интуитивизм). Диалектический материализм рассматривает интуицию как непосредственное знание, как живое созерцание в его диалектической связи со знанием опосредствованным (Познание). Интуиция является закономерной формой проявления постижения истины, опосредствованной логическим мышлением и практикой. [5].

 

 

 

 

 

 

II. Список используемой литературы:

1. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н.. Философия: Учебное пособие.- М: ПЕР СЭ, 2001 г.

2. Ватин И. В., Давидович В. Е., Жаров Л. В., Золотухина Е. В., Кохановский В. П., Матяш Т. П., Несмеянов Е. Е., Яковлев В. П.. Философия: Учебное пособие для высших учебных заведений (Издание 6-е, переработанное и дополненное). Под ред. Кохановского В.П.- Ростов н/Д: "Феникс", 2003г.

3. Кальной И. И., Сандулов Ю. А.  Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. И. И. Кального. 3-е изд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2003 г.

4. Канке В. А. Философия: Учебное пособие для студентов высших и средних специальных учебных заведений.— М.: Логос, 2001 г.

5. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование / Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. - М.: Филол. о-во "СЛОВО": ООО "Изд-во "ЭКСМО"", 2003г.

6. Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004.

7 . Миронова В. В. Философия. Учебник для вузов, 2001 г. 

8. Якушев А. В.. Философия (конспект лекций).— М.:Приор-издат,2004.г. 

9. Яцкая И.Н. Цена и духовная ценность, Уральский институт бизнеса им. Ильина, г. Екатеринбург.

 


Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Философия"