Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 19:02, контрольная работа
1. Предназначение и цель философии.
2. Поиски метода науки: рационализм и эмпиризм.
3. Эволюция взглядов на пространство и время.
4. Вера и знание.
5. Мышление и его формы.
6. Нравственные ценности.
7. Многообразие человеческого опыта социальной жизни.
8. «Римский клуб» об экологическом кризисе и путях его преодоления
Оригинальные идеи о соотношении знания (истины) и веры высказывал Б. Рассел. Он понимал веру как совокупность связанных между собой состояний организма, полностью или частично имеющих отношение к чему-то внешнему. Среди различных видов веры британский философ выделял воспоминание, ожидание, веру нерефлекторную и проистекающую из сознательного вывода и др. Истина же есть свойство веры и как производное - свойство предложений, выражающих веру. Всякая вера, по мнению Рассела, "имеет изобразительную природу", соединенную с чувством одобрения или неодобрения. В случае одобрения она "истинна", если есть факт, имеющий с изображением, в которое верят, такое же сходство, какое имеет прототип с образом. В случае неодобрения она "истинна", если такого факта нет. Вера, не являющаяся истинной, называется ложной.
Вопрос о вере, о ее соотношении с разумом (знанием) занимал большое место в русской религиозной философии, одно из важнейших понятий которой - "цельное знание". Идеал цельного познания как органического всеобъемлющего всеединства привлек многих русских мыслителей, начиная с А. С. Хомякова и Вл. Соловьева. Они считали, что цельная истина раскрывается только цельному человеку. Только собрав в единое целое все свои духовные силы - чувственный опыт, рациональное мышление, эстетический и нравственный опыт, а также - что очень важно - религиозное созерцание, человек начинает понимать истинное бытие мира и постигает сверхрациональные истины о боге.
Русские философы исходили из того что вера - важнейший феномен внутреннего, духовного мира человека, непосредственное принятие сознанием смысла жизненных положений как высших истин, норм и ценностей. Она основывается на авторитете, на внутреннем чувстве (интуиции), на уважении к чужому опыту и традиции. Вера в объективное значение абсолютных ценностей есть религия (С. Л. Франк). Но и в атеистическом гуманистическом сознании вера как убежденность в справедливости, правоте целей и реальности их достижения является необходимым условием и могучим стимулом творчества, прогресса. Такая вера (в отличие от слепой веры, или фанатизма) не только не противостоит и не противоречит разуму, но и открывает простор для активной деятельности сознания.
Соотнося веру с разумом, со знанием, русские мыслители понимали последнее как целостное всеединство, которое образуется как синтез эмпирического познания (опытные науки), отвлеченного мышления (философия) и веры (теология). Оно не может носить только теоретический характер, а должно отвечать всем потребностям духа, удовлетворять высшим стремлениям человека в воле, разуме и чувстве.
И. А. Ильин подчеркивал, что знание и вера совсем не исключают друг друга. С одной стороны, потому что положительная наука, если она стоит на высоте, не преувеличивает ни своего объема, ни своей достоверности и совсем не пытается судить о предметах веры (к примеру - "Бог есть" или наоборот "Бога нет"). Ее граница - чувственный опыт, ее метод - объяснить все явления естественными законами и стараться доказать каждое свое суждение. Она, согласно И. А. Ильину, держится за этот опыт и за этот метод, отнюдь не утверждая, что они всеобъемлющи и не исчерпываемы, и отнюдь не отрицая того, что можно достигнуть истины в другой области при помощи другого опыта и другого метода. С иной стороны, как отмечает русский мыслитель, настоящая вера вырастает именно из этого другого опыта и идет своим особым путем (методом), не вторгаясь в научную область, не вытесняя и не заменяя ее. Тот, кто полагает, что вера есть нечто произвольное, несерьезное и безответственное и что веровать можно только без всяких оснований в недостоверное и выдуманное - тот, убежден И. А. Ильин, жестоко ошибается.
Рассматривая взаимоотношения веры и знания, Н. А. Бердяев отмечал, что они не мешают друг другу, и ни одна из них не может заменить или уничтожить другую. Русский философ утверждал беспредельность знания и веры, полное отсутствие их взаимного ограничения. Научное знание, как и вера, есть проникновение в реальную действительность, но частичную, ограниченную. Наука верно учит о законах природы, но она, по мнению Бердяева, некомпетентна в решении вопроса о вере, откровении, идее и т.п.
Усиление роли религии в современном обществе активизировало внимание исследователей к вопросу о соотношении науки и религии, знания и веры. Последняя имеет два значения: уверенность (доверие, убежденность) - то, что еще не проверено, не доказано в данный момент, и религиозная вера. Контроверза знания и религиозной веры может вылиться в одну из трех основных позиций: а) абсолютизация знания и полная элиминация веры; б) гипертрофирование последней в ущерб знанию; в) попытки совмещения обоих полюсов - в особенности, современная философия религии.
Ее представители стремятся дать философский анализ религиозных верований, обосновать их эпистемологический статус, определить условия их рациональности и истинности, эксплицировать смысл религиозного языка, охарактеризовать природу и функции религиозного (особенно мистического) опыта, установить возможные "модели веры" и т.д.
Вместе с тем следует иметь в виду, что "вера - это не только основное понятие религии, но и важнейший компонент внутреннего духовного мира человека, психический акт и элемент познавательной деятельности. Она обнаруживает себя в непосредственном, не требующем доказательств принятии тех или иных положений, норм, истин. Как психологический акт вера проявляется в состоянии убежденности и связана с чувством одобрения или неодобрения... Если вера отрывалась от религиозной принадлежности, то в составе познавательного процесса она обозначала убежденность в правоте научных выводов, уверенность в высказанных гипотезах, являлась могучим стимулом научного творчества".
В размышлениях философов разных направлений и ученых конца XX в. можно встретить рассуждения о том, что научной мысли нужна вера, как правой руке левая, и неумение работать обеими не следует считать особым преимуществом. Обосновывается это тем, что в научном и в религиозном познании задействованы в принципе разные структуры человеческого существа. В науке человек действует как "чистый ум"; совесть, вера, любовь, порядочность - все это "подмога" в работе ума ученого. Но в религиозно-духовной жизни, напротив, "ум - это только рабочая сила у сердца".
В современной науке все чаще высказываются идеи о необходимости учета многообразного духовного опыта человечества - в том числе и религиозного. Предпринимаются попытки со стороны некоторых зарубежных и отечественных ученых широкого целостного мировоззренческого осмысления действительности, связав "строгие науки" (математику, теоретическую физику и др.) с философией, психологией, религиоведением и мистикой. [2].
Мышление – это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отражений вещей, форма практического и теоретического освоения (познания) действительности. Творческое мышление направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике. Мышление – это активные процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Практическое мышление направленно на решение частных конкретных задач, тогда как теоретическое мышление – на отыскание общих закономерностей. Практическое и теоретическое мышление – это единый процесс. Они присутствуют в любом научном исследовании на любой его стадии. Формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие — это форма мышления, в которой отражаются общие и притом существенные свойства предметов и явлений. Каждый предмет, каждое явление имеют много различных свойств, признаков. Эти свойства, признаки можно разделить на две категории — существенные и несущественные.
В понятии же содержатся лишь свойства,
общие и существенные для целого ряда
однородных предметов. Понятие существует в виде значения
слова, обозначается словом. Каждое слово
обобщает (кроме, разумеется, слов, обозначающих
имена собственные). В понятиях наши знания
о предметах и явлениях действительности
кристаллизуются в обобщенном и отвлеченном
виде. В этом отношении понятие существенно
отличается от восприятия и представления
памяти: восприятие и представление конкретны,
образны, наглядны; понятие обладает обобщенным,
абстрактным, не наглядным характером.
Восприятие и представление всегда есть
отражение конкретного, единичного. Понятие—более
развитая и всесторонняя форма познания,
оно значительно шире и полнее отражает
действительность, чем представление.
Яркую иллюстрацию этого положения дает
В. И. Ленин, когда говорит, что нельзя наглядно
представить себе движение со скоростью
300 тысяч километров в секунду (скорость
света), а мыслить такое движение можно.
В процессе общественно-исторического
развития познания расширяется, углубляется
и изменяется содержание понятий.
В суждениях, одной из форм мышления, отражаются связи и отношения между предметами и явлениями окружающего мира и их свойствами и признаками. Суждение—это форма мышления, содержащая утверждение или отрицание какого-либо положения относительно предметов, явлений или их свойств. К отрицательным суждениям относятся такие суждения, в которых отмечается отсутствие у предмета тех или иных признаков. Суждения бывают общими, частными и единичными. В общих суждениях утверждается или отрицается что-то относительно всех предметов и явлений, объединяемых понятием. В частном суждении речь идет только о части предметов и явлений, объединяемых понятием. Единичное суждение—это суждение, в котором речь идет о каком-то индивидуальном понятии. Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-нибудь предмет или явление—значит уметь высказать о нем правильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем. Истинность суждений проверяется общественной практикой человека.
Умозаключение - такая форма мышления
в процессе которой человек, сопоставляя
и анализируя различные суждения, выводит из
них новое суждение. Типичный пример умозаключения—доказательство
геометрических теорем. Человек пользуется
в основном двумя видами умозаключений
— индуктивными и дедуктивными. Индукция
— это способ рассуждения от частных суждений
к общему суждению, установление общих
законов и правил на основании изучения
отдельных фактов и явлений. Дедукция
— это способ рассуждения от общего суждения
к частному суждению, познание отдельных
фактов и явлений на основании знания
общих законов и правил. Индукция начинается
с накопления знания о возможно большем
числе в чем- либо однородных предметов
и явлений, что дает возможность найти
сходное и различное в предметах и явлениях
и опустить несущественное и второстепенное.
Обобщая сходные признаки этих предметов
и явлений, делают общий вывод или заключение,
устанавливают общее правило или закон.
Дедуктивное умозаключение дает человеку
знание о конкретных свойствах и качествах
отдельного предмета на основе знания
общих законов и правил.
Любая мыслительная деятельность начинается
с вопроса, который ставит перед собой
человек, не имея готового ответа на него.
Иногда этот вопрос ставят другие люди
(например, учитель), но всегда акт мышления
начинается с формулировки вопроса, на
который надо ответить, задачи, которую
необходимо решить, с осознания чего-то
неизвестного, что надо понять, уяснить.
Решение мыслительной задачи начинается
с тщательного анализа данных, уяснения
того, что дано, чем располагает человек.
Эти данные сопоставляют друг с другом
и с вопросом, соотносят с прежними знаниями
и опытом человека. Человек пытается привлечь
принципы, успешно примененные ранее при
решении задачи, сходной с новой. На этой
основе возникает гипотеза (предположение),
намечается способ действия, путь решения.
Практическая проверка гипотезы, проверка
пути решения может показать ошибочность
намеченных действий. Тогда ищут новую
гипотезу, другой способ действия, причем
здесь важно тщательно уяснить причины
предшествующей неудачи, сделать из нее
соответствующие выводы.
Важное значение при поисках пути решения
имеет переосмысливание
исходных данных задачи, попытки наглядно
представить себе ситуацию задачи, опереться
на наглядные образы. [1].
Духовная ценность – это идеальное представление о должном, совершенном, лежащем в основе культуры, отвечающее потребностям человека и человечества.
Существуют три основных типа духовных ценностей- это ценности философско- мировоззренческие, нравственные и эстетические.
Мировоззренческо – философские (смысложизненные) ценности – это ценности, выражающие предельные основания человеческого бытия, соотносящие человека с миром. Этот – принципы, идеалы, основные жизненные ориентиры, специфические для каждого человека и для каждого исторического типа культуры и индивидуально преломляющиеся в сознании отдельного человека.
Мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку, представление о его месте в мире. В этот ряд ценностей входит Гуманизм, Индивидуальность, Творчество, Свобода. Эти ценности уже лежат на границе с нравственными ценностями.
Нравственные ценности регулируют отношения между людьми с позиции противостояния сущего и должного. Они связаны с утверждением достаточно жестких ненаписанных законов- принципов, предписаний, запретов, норм.
Основные категории морали – Добро и Зло. Как свет и тьма, они постоянно борются в мире людей и в человеческой душе. Представления о добре и зле определяют трактовку таких нравственных ценностей, как человечность, милосердие, справедливость, достоинство. Это – как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества, «родовым существом». «Золотое правило нравственности», имеющее ряд различных формулировок от глубокой древности до классического «категорического императива» И. Канта сводится к следующему: «Поступай (не поступай) по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали (не поступали) по отношению к тебе».
Но мораль регулирует и отношения между группами, сообществами людей, такими как социальные слои, сословия, нации, классы, организации, коллективы. Речь идет о таких нравственных ценностях, как верность, честь, ответственность, долг патриотизм, коллективизм, трудолюбие, добросовестность. Умение соотнести общие интересы и свои личные потребности потребовало достаточно долгого процесса выработки дисциплины и чувства ответственности.
Отношение к моральным ценностям, связанным с семьей, отношениями между близкими, родными людьми, такими как дружба, любовь, материнство, такт, вежливость, также характеризует уровень культуры как общества, так и отдельной личности.
Эстетические ценности – духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием, созданием гармонии.
Объединение мировоззренческих, эстетических и нравственных ценностей образуют синтез еще двух типов духовных ценностей- религиозные ценности и художественные ценности. Религия соединяет целостное представление обоснованных смыслах бытия (о жизни и смерти, о вечном и временном), нравственные устои (проповеди, заповеди, призывы к благу и добру, житийные истории святых и пророков, как образец нравственной жизни), эстетическую ценность обрядов, реликвий, атрибутов богослужения. Задачей искусства, лежащего в основе художественных ценностей, является сохранение уникального опыта выработки мировоззренческо- философских, нравственных и эстетических ценностей в их живом единстве.
Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Философия"