Контрольная работа по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 11:18, контрольная работа

Описание работы

1. Чем отличается философия от частных наук?
2. Как Р. Декарт определяет начало всякого познания?
3. Как Х. Ортега – и - Гассет объединяет субъективное и объективное в бытии и познании человека?

Файлы: 1 файл

Контрольная по Философии.docx

— 71.47 Кб (Скачать файл)

Итак, Ортега - и - Гассет выявил ряд важных сторон проблемы человека. Но для их обоснования была необходима соответствующая методология. Ортега, выступая против методологии экзистенциалистов, противопоставляя понятию «бытие» понятие «жизнь», сам не сумел выдвинуть какие-либо принципы связи человека и мира, качественно отличные от положений философов - экзистенциалистов, не смог наполнить понятие «жизнь» качественно новым философским содержанием.

Любое познание задается личной позицией мыслителя, исследователя, вне ее невозможна реально достижимая значимость всеобщности; разнообразие возможных мыслимых миров есть следствие соответствующих различным точкам зрения перспективных взглядов на единый мир.

Таким образом, субъективное и объективное в познании человека неразрывно связаны и не могут существовать отдельно друг от друга, т.к являются составными частями одного целого – жизни человека.

 

Тема 2. Проблема человека в философии.

  1. Какие философские учения о человеке были предметом критики у Бердяева Н.А.

Предметом критики у Бердяева Н.А. были высказывания французского профессора философии Амиеля Анри Фредерика, который говорил, о том, что Человек очень ограничен и бесконечен, французского философа Блеза Паскаля, который говорил, что человек совмещает в себе высоту и низость, антрополога и психолога  Каруса Карла Густава, который думал, что сознательное индивидуально, бессознательное же сверхиндивидуально, учений философа Иммануила Канта о нравственно-разумной природе человека, Ж.Ж.Руссо об изначально доброй природе человека, искаженной обществами и цивилизацией,  Фомы Аквинского о доброте человека, у Ницше человек отрицается и уничтожается, он исчезает в сверхчеловеке, у Маркса человек исчезает в обществе, социальном коллективе, Ясперс говорил, что дух занимает парадоксальное положение между противоположностями, Гегель говорил об объективном духе.

Труды Бердяева содержали критику социалистических преобразований в Советской России. Однако он одновременно выступал и в качестве критика капитализма и буржуазного общества. Гуманизм как продукт западной цивилизации, считал Бердяев, завершил полный цикл своего развития и перерос в свою противоположность. Современный гуманизм клонится к «царству Антихриста», доказательством чего являются бесчеловечные события XX в. – мировые войны, революции, социальные конфликты.

Бердяев критикует тех ученых, которые отрицают метафизическую глубину зла в человеческой природе и считают зло чисто социальным явлением, полностью зависящим от общественной среды.

Также Бердяев критикует абстрактно-социологическую трактовку нации, пытается показать ее основные характеристики и роль в историческом развитии, а также смысл таких категорий, как национализм, патриотизм и интернационализм. Так, он пишет: "Нация есть категория конкретно-историческая, а не абстрактно-социологическая... . Никакие рационально уловимые признаки не исчерпывают ее бытия... . Бытие нации не определяется и не исчерпывается ни расой, ни языком, ни религией, ни территорией, ни государственным суверенитетом, хотя все эти признаки более или менее существенны для национального бытия" [7].

Н.Бердяев резко критикует и интернационализм, считая его абстрактным единством человечества, небытием, где происходит отвлечение от всего органического, живого, индивидуального. Он полагает, что нельзя истреблять конкретные реальности во имя абстракций, необходимо утверждать конкретное положительное всеединство, в которое входят все богатства бытия. В интернационализме разрывается в роде человеческом духовная связь будущего с прошедшим и класса пролетариата с остальной частью человечества. Необходимо же стремиться к братству народов, братству людей, а это предполагает существование конкретных наций и человеческих личностей.

Истинная любовь, по словам Бердяева, всегда есть утверждение лика любимого, его неповторимой индивидуальности. Любовь к какой-нибудь национальности, братское к ней отношение предполагает утверждение вечного бытия этой национальности, не допускает исчезновения ее в абстрактном человечестве. Интернационализм, как подчеркивает Бердяев, есть отвлеченная рационализация истинной универсальной идеи.

 

  1. Что определяет основу сущности человека?

Бердяев подчеркивает, что центральной темой его философского творчества является человек, что его философия в высшей степени антропологична. Ибо исследование этой темы определяет постановку проблем свободы, творчества личности, духа и истории. И сама философия является знанием о человеке, о человеческом существовании. Бытие, отмечает Бердяев, проявляет себя через субъект, а не через объект. Субъект экзистенционален, имеет свой внутренний духовный мир. Смысл бытия познается философией, прежде всего через субъект. В объекте внутреннее существование закрыто. Поэтому философия, стремясь познать смысл существования человека, опирается, прежде всего, на духовный, внутренний мир и опыт человека. Исследование этого мира и должно быть подлинным предметом философии. Она должна начинаться не с объекта, а с человека, Я, выяснения его сущности, судьбы и предназначения, носить личностный характер. Главное в философии - личность, индивидуальность, которая мучается над разработкой своего бытия, ищет смысл своей жизни, смысл мира. Личность, человек первичнее бытия, ибо является абсолютным центром всего бытия, всех миров. И судьба личности выражает судьбу мира, считает Бердяев.

Раскрывая сущность человека, Бердяев обращает внимание на двойственный характер его природы. Человек есть микрокосм и микротеос. Он сотворен по образу и подобию Бога. Но в то же время человек есть существо природное, ограниченное. Двойственность человека проявляется в пересечении в нем двух миров: высшего и низшего, духовного, божественного и материального, природного. Будучи образом и подобием Бога, человек выступает как личность, как категория духовно-религиозная, обладающая свободой и творчеством. Как существо духовное, человек является образом Бога, частью мира духовного. Духовная основа в человеке не зависит от природы и общества и не определяется ими, составляя его сущность. Являясь частью природы, человек предстает как категория натуралистически-биологическая, существо плотское, в качестве такового человек подвержен круговороту мировой жизни и находится в зависимости от нее.

Дуализм, двойственность природы человека заключается и в различии видимости его проявления и его сущности. Человек, рассматриваемый как часть внешнего мира, видится крошечной частью мирового целого, и на первый взгляд его сущность исчерпывается этой видимостью. Но в действительности он есть нечто неизмеримо большее и качественно иное, чем маленький осколок мира. Человек представляет собой таинственный мир огромных, потенциально бесконечных сил, внешне втиснутых в малый объем. Потаенные глубины духа человека несопоставимы с их внешним проявлением. [8]

 

  1. В чем порок ложного гуманизма?

Бердяев определяет гуманизм как  -  признание высшей ценности человека в жизни мира и его творческого призвания. Это возвышение достоинства человека может иметь разное обоснование [9].

Наиболее трудно защищать и утверждать человечность в жизни обществ. Между тем как человечность есть основа должного, желанного общества. Мы должны бороться за новое общество, которое признает высшей ценностью человека, а не государство, общество, нацию. Человеческой массой управляли и продолжают управлять, бросая хлеб и давая зрелища, управляют посредством мифов, пышных религиозных обрядов и праздников, через гипноз и пропаганду и всего более кровавым насилием. Это человеческое, слишком человеческое, но не человечное. В политике огромную роль играет ложь и мало места принадлежит правде. На лжи воздвигались государства и на лжи они разрушались. И часто говорят, что без лжи все погибло бы в этом мире и наступила бы полная анархия.

Человечность противостоит объективации. Человечность есть не социализация, а спиритуализация человеческой жизни. Социальный вопрос есть вопрос человечности.

Человек, прежде всего, должен быть свободен, и это гораздо глубже, чем право человека на свободу. Из рабских душ нельзя создать свободного общества. Общество само по себе не может сделать человека свободным, человек должен сделать свободным общество, потому что он свободное духовное существо.

Происходит гуманизация не только самого человека, т. е. раскрытие его человечности, но и гуманизация природной и социальной среды... Человечность есть раскрытие полноты человеческой природы, т. е. раскрытие творческой природы человека. Эта творческая природа человека должна обнаружить себя и в человеческом отношении человека к человеку.

Таким образом, «ложный гуманизм» несет в себе порок подмены понятия гуманизма, обман надежд и верований людей, достижение поставленных государством целей путем осуществления гуманистических действий, но таких, которые необходимы в настоящий момент «власть имущим» и представление итогов данных действий, как положительный для государства момент гуманизма.

 

  1. Почему появляются идолы в политике?

«Последние годы перед революцией мы задыхались в лжи. Провокация сделалась устоем русской государственности старого режима. Революция в достижениях элементарной политической свободы слишком запоздала, и именно потому в ней господствует социальный максимализм, который всегда есть результат неподготовленности масс, содержавшихся во тьме. Гроза разразилась, она была неотвратима и ниспослана Провидением. Но атмосфера не очистилась. Нам не дышится легче после революционной грозы, воздух не стал чистым и прозрачным, осталась муть, по-прежнему господствуют двусмысленные и двоящиеся образы, хотя и в новых облачениях, ложь по-прежнему царит в нашей общественной жизни, предательство и провокация не перевелись, хотя Сухомлинов и Штюрмер сидят в крепости. Старые люди, изолгавшиеся и потерявшие нравственный центр, являются в новых одеяниях и прикрываются новыми словами. По-прежнему нет любви к правде, нет признания самодовлеющей и абсолютной ценности правды, которой нельзя жертвовать ни для каких утилитарных и корыстных целей, партийных, классовых и личных.

Прежде уста, ненавидевшие и презиравшие Николая II, говорили об "обожаемом монархе", о верности и службе царю. Многое из того, что некогда было священным, превратилось в условную ложь, слова потеряли своё реальное содержание. Весь ужас в том, что давно уже "божье" было воздаваемо не Богу, а "кесарю", и это нарушение основной заповеди, это сотворение себе кумира и всякого подобия на земле, это идолопоклонство отравило нравственно жизнь русского народа. Но вот старый идол самодержавия был низвергнут и втоптан в грязь. Как и всегда бывает, толпа, недавно ему поклонявшаяся, теперь топчет его ногами. Но после низвержения старых кумиров освободились ли мы от всякого идолопоклонства, от всякого воздаяния божьего царству кесаря? Нет, не освободились. Возникли новые кумиры, которые поставлены выше правды Божьей. Идолопоклонство, которое всегда есть измена живому Богу, осталось, оно приняло лишь новые формы. Началось новое идолотворение, появилось много новых идолов и земных божков, - "революция", "социализм", "демократия", "интернационализм", "пролетариат" и т. п. Все эти идолы и божки так же принадлежат к царству "кесаря", как и старый идол царского самодержавия, и им воздаются божеские почести» [10].

Итак, можно сделать вывод о том, что в политике идолы появляются в силу необходимости. Необходимо заменить одно понятие на другое и представить его народу как единственно лучшее для него. Необходимо прикрыть нелицеприятные действия политиков, общественно полезными и приемлемыми делами и событиями – создается так называемый «идол» - например, понятие «свобода слова» - обществом воспринимается, как расширение своих прав  и свобод, свободы мысли и высказывания, в политической же среде тот же самый импульс может нести в себе роль шпионажа, анализа и в будущем доказательных фактов не в пользу представителей общества («враги государства», «измена родине» и т.д).

 

  1. В чем смысл духовной революции?

«Революция в России случилась. Это - факт, который должен быть признан. Русская революция не признана великой, она пока только большая революция, она лишена нравственного ореола. Несчастные русские люди, жестоко пострадавшие духовно и материально от революции, забыли как будто бы, что такое революция, что такое всякая революция. Всякая революция есть смута. Всякая революция есть процесс разложения старого общества и культуры. Когда революция случилась в судьбе народа, когда стряслось это несчастье, т.е. только один из нее выход. Нужно принять этот факт как ниспосланный Провидением, принять так, как должно принять все страдания и несчастья жизни, все великие испытания: противиться всеми силами духа соблазнам революции, оставаться верными своим святыням, унести светильники в катакомбы, пережить духовно и религиозно-просветленно это несчастье, постигнув его, как искупление вины, помогать тем жизненным процессам, в которых революция переходит в свою противоположность, к положительному творчеству. Духовно ложно считать, что источник зла вне меня, а сам я сосуд добра»[11].

Это о революции государственной, так же Бердяев размышлял и о революции духовной.

По мнению Бердяева духовную революцию можно определить как:

  • Завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни;
  • Духовность нужна и для борьбы, которую ведет человек в мире. Без духовности нельзя нести жертвы и совершать подвиги;
  • Если может быть построена философия духовности, то она ни в коем случае не будет отвлеченным школьным спиритуализмом, который был формой натуралистической метафизики.
  • Независимость духовной жизни определяется дуализмом свободы и необходимости;
  • Дух есть свобода, а не природа. Дух есть не составная часть человеческой природы, а есть высшая качественная ценность;
  • Духовная качественность и духовная ценность человека определяется не какой-либо природой, а сочетанием свободы и благодати;
  • Дух революционен в отношении к миру природному и историческому, он есть прорыв из иного мира в этот мир, и он опрокидывает принудительный порядок этого мира;
  • Свобода идет от духа. Дух есть не только свобода, но н смысл. Смысл мира духовен;
  • Дух и духовность перерабатывают, преображают, просветляют природный и исторический мир, вносят в него свободу и смысл;
  • Духовность всегда «субъективная», она лежит вне объективации;
  • Дух есть прежде всего освобождающая и преображающая сила. Стремиться нужно к человеческой духовности, которая и есть богочеловеческая духовность…;
  • Дух есть начало синтезирующее, поддерживающее единство личности. Человек должен все время совершать творческий акт в отношении к самому себе. В этом творческом акте происходит самосозидание личности;
  • Духовность, идущая из глубины, и есть сила, образующая поддерживающая личность в человеке.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Философия"