Контрольная работа по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2015 в 11:18, контрольная работа

Описание работы

1. Чем отличается философия от частных наук?
2. Как Р. Декарт определяет начало всякого познания?
3. Как Х. Ортега – и - Гассет объединяет субъективное и объективное в бытии и познании человека?

Файлы: 1 файл

Контрольная по Философии.docx

— 71.47 Кб (Скачать файл)

Духовность несет с собой освобождение, оно несет с собой человечность. Господство же объективированного общества несет с собой порабощение.

 

 

 

  1. В чем смысл творчества человека?

Если говорить по большому счету, то ум Бердяева всецело поглощен экзистенциальным интересом к человеку. Однако его волновала не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода человеческого творчества, он вдохновлялся не сопереживанием, а антроподицеей - оправданием человека в творчестве и через творчество.

Бердяев считает творчество фундаментальной характеристикой человека, только творчество говорит о призвании и назначении человека в мире; творчество, творческое отношение ко всей жизни есть не право человека, а долг и обязанность. «Бог ждет от человека творческого акта как ответ человека на творческий акт Бога». «Творчество есть исполнение воли Божьей, повиновение Божьему призыву, соучастие в деле Божьем в мире. Плотник ли я, или философ, я призван Богом к творческому строительству».

Бердяев определяет творчество как «всегда прирост, прибавление, создание нового, небывалого в мире... Ничто стало чем-то, небытие стало бытием». Он говорит о трех элементах творчества.

 Первый - это свобода, та, которая существует до Бога, свобода как потенция новизны, но не определявшаяся как новизна.

Второй элемент- дар, гений. Он «ни за что дается человеку, он не связан с религиозным или нравственным усилием человека достигнуть совершенства и преобразовать себя». Но дар свой он получает от Бога и потому он - «орудие Божьего дела в мире».

Третьим элементом выступает уже сотворенный Богом мир, в котором творчество совершается и из которого он черпает материал. [12].

В творчестве Бердяев различает два разных акта;

  • есть первоначальный творческий акт, первичная творческая интуиция, в которой человек стоит как бы перед лицом Божьим;
  • есть вторичный творческий акт, в котором он как бы стоит перед лицом людей и мира, последний связан с тем, что человек есть существо и социальное; происходит реализация творчества. [13].

Творчество для Бердяева не столько оформление в конечном, в творческом продукте, сколько раскрытие бесконечного, полет в бесконечность; не объективация, а трансцендирование, выход за границу имманентной действительности, прорыв свободы через необходимость. Творчество предполагает забвение о личном совершенстве и жертву личности. «Не творчество мы должны оправдывать, а, наоборот, творчеством мы должны оправдывать жизнь». Человеку свойственно и лжетворчество.

Бердяев в своей работе «Литературное направление и “социальный заказ”, основываясь на различных сочетаниях «одиночества» и «социальности» в истории, в искусстве, выделяет четыре типа творческой личности.

1.Творец может быть  не одинок и социален. Это самый  элементарный случай равновесия  между личностью и социальной  средой, случай относительной гармоничности. Этот тип отношений - социальный  по преимуществу, он создает социальное  искусство, и это независимо от  миросозерцания. Личность пребывает  в социальном коллективе. Тип  этот одинаково может быть  консервативно-социальным и революционно-социальным, он склонен к классицизму, к  этому типу часто принадлежат  социальные революционеры.

2.Тип, полярно противоположный  первому - творческая личность одинока  и не социальна. Таков тип эстетизма, рафинированности и упадочности. Одиночество эстета редко бывает  изолированным, обыкновенно это  групповое одиночество, одиночество  элит, выделяющего себя из социального  целого, не интересующегося ни  его консервированием, ни его  революционизированием. Тот же тип  может иметь свое выражение  в других сферах творчества, в  философии, в морали.

3. Третий тип - не одинок  и не социален. В сфере религиозной  это есть тип сакраментально-литургический. Личность пребывает в религиозном  коллективе, этот тип не социален  потому, что творческая личность  обращена не к обществу, не  к судьбе народа и человечества, а к душе, к собственной душе, ее спасению и к душам других  людей. Но обращенность к душе  не делает человека одиноким. Этот тип - гармонический, как и  первый тип, в отличие от дисгармоничности  второго типа; он тоже часто  бывает классическим.

4. Тип, профетический («Я  все-таки одиночка, хотя и часто  действующий социально»), он выражается  в соотношении одинок и социален.  Творчество профетического типа  всегда есть социальное служение, но повинуется он не голосу  общества, а голосу Божьему, звучащему  в глубине его духа. Острое  чувство судьбы и связанного  с ней призвания характерна  для этого типа. Профетический  тип, прежде всего религиозный, проявляется  во всех сферах творчества, в  искусстве, в философии, в морали, в социальной жизни [14].

 Первичный творческий  акт не является искусством, искусство  вторично. Творческий взлет направлен  на создание нового бытия, но  в результате получаются «охлажденные»  продукты культуры, культурные ценности, книги, картины, учреждения, добрые дела. В этом Бердяев видит трагедию творчества и границы человеческого творчества. В своей внешней реализации творческий акт находится во власти мира и скован миром. Это трагическая ситуация ставит вопрос о смысле творчества культуры и истории. Проблема смысла творчества связана у Бердяева с проблемой времени и разрешается эсхатологически. Эсхатология - вот последнее слово творчества и истории [12]. У Бердяева имеются свои, более радикальные представления об эсхатологическом исходе. Эсхатологический исход должен быть совершен самим человеком, и исход этот есть прежде всего преодоление объективации, то есть отчужденности, безличности. Такое преодоление объективации достигается в акте творчества, которое и есть прорыв вечного во временное. В творческом акте проявляет себя время экзистенциальное. Экзистенциальное время не исчисляется математически, оно зависит от напряженности творческого подъема, когда творец переживает универсум как себя и себя как универсум. Это время символизируется точкой, говорящей о движении вглубь, в глубину духа [15].

 «Творчество стоит - пишет  Бердяев, - как бы вне этики  закона и вне этики искупления  и предполагает другую этику. Творец оправдывается своим творчеством... творец и творчество не заинтересованы  в спасении и гибели»... «творчество  означает переход души в иной  план бытия»: «страх наказания  и страх вечных мук не может  играть никакой роли в этике  творчества» [13].

Таким образом, смысл творчества человека в осуществлении своего предназначения в мире, в возможности оставить свой след и изменить ход истории, в возможности осуществить «прорыв вечного во временное».

 

 Тема 3. Бытие, природа, познание.

  1. Как П. Фейерабент объясняет необходимость методологического анархизма в развитии теории научного познания и философии науки?

«Методологический анархизм» П. Фейерабенда, который отстаивал позицию теоретического и методологического плюрализма в науке и в целом в культуре. Ученый подчеркивает необходимость признания множества равноправных типов знания, преодоления монополии науки на истину. «Методологический анархизм» П. Фейерабенда состоит в отрицании возможности наличия какого-либо универсального метода познания, что, по его мнению, несовместимо с принципами творческого мышления. Несмотря на необычность и некоторый радикализм взглядов П. Фейерабенда, его работы представляют собой плодотворную попытку внести гуманистические мотивы в современную философию науки, приводят к более глубокому и взвешенному осмыслению роли науки в современной жизни.[16]

 

  1. Какие факты науки свидетельствуют о продуктивности, в некоторых случаях, отрицания существующих «очевидных» методологических правил?

Идея метода, содержащего жесткие неизменные абсолютно обязательные принципы научной деятельности, сталкиваются со значительными трудностями сопоставлении с результатами исторического исследования. При этом выясняется, что не существует правила – сколь бы правдоподобным и эпистемиологически обоснованным оно не казалось – которое в то или иное время было бы нарушено.

Согласно классической электродинамике Максвелла и Лоренца, движение свободной частицы является самоускоренным. Рассматривая внутреннюю энергию электрона, получают расходящиеся выражения для точечных зарядов, в то же время заряды конечной области можно привести в соответствие с принципом относительности только посредством добавления непроверяемых напряжений и давлений внутри электрона. Эта проблема вновь возникает в квантовой теории, хотя здесь она отчасти разрешается с помощью "перенормировки". Последняя заключается в вычеркивании результатов определенных вычислений и замене их некоторым описанием того, что в действительности наблюдалось. Таким образом, неявно принимают, что теория находится в затруднительном положении, но в то же время она формулируется так, как если бы был открыт некоторый новый принцип. Поэтому нет ничего удивительного, когда у философски неискушенных авторов складывается впечатление, что "все свидетельства с беспощадной определенностью указывают на то... {что} все процессы, включая... неизвестные взаимодействия, согласуются с фундаментальным квантовым законом".

Весьма поучителен другой пример из современной физики, так как он мог бы привести к совершенно иному развитию нашего познания микрокосмоса. П.Эренфест доказал теорему, согласно которой классическая электронная теория Г.А. Лоренца в соединении с принципом четности исключает индуцированный магнетизм. Его основания чрезвычайно просты: согласно принципу четности, вероятность некоторого данного движения пропорциональна ехр(-U/RT), где U – энергия движения. Энергия электрона, движущегося в постоянном магнитном поле В, согласно Лоренцу, определяется равенством: U=Q(E+VxB), в котором Q есть заряд движущейся частицы, V – ее скорость и Е – величина напряженности электрического поля. Величина энергии во всех случаях свидится к QEV, если не допускать существования одиночных магнитных полюсов. (В соответствующем контексте этот результат серьезно поддерживает идеи и экспериментальные находки покойного Ф. Эренхафта.

Перигелий Меркурия за столетие смещается приблизительно на 5600". Из этой величины 5025" представляют собой геометрическое смещение, связанное с движением системы отсчета, а 575" оказываются динамическим смещением, обусловленным возмущениями Солнечной системы. Все эти возмущения объясняются классической механикой, за исключением знаменитого числа 43". Таково обычное объяснение сложившейся ситуации.

Из этого объяснения следует, что посылки, из которых мы выводим 43", образуются не общей теорией относительности и соответствующими начальными условиями. Они включают в себя классическую физику, к которой добавляются требуемые релятивистские допущения. Кроме того, релятивистский расчет, так называемое "решение Шварцшильда", вообще не имеет дела с реально существующей планетной системой (а значит, с нашей асимметричной Галактикой); он относится к совершенно нереальному случаю центрально-симметричного универсума, содержащего сингулярность только в центре. На каком же основании используется столь странная совокупность посылок?

Едва ли какая-либо теория вполне совместима с фактами. Требование принимать лишь такие теории, которые совместимы с известными и признанными фактами, вновь лишает нас каких-либо теорий. (Повторяю: лишает всяких теорий, так как нет ни одной теории, которая не испытывала бы тех или иных трудностей.) Следовательно, известная нам наука может существовать только в том случае, если мы отбрасываем, и это требование и опять-таки пересматриваем нашу методологию, разрешая контриндукцию наряду с необоснованными гипотезами. Правильный метод не должен включать в себя каких-либо правил, вынуждающих нас осуществлять выбор теорий на основе фальсификации. Скорее его правила должны позволять нам осуществлять выбор теорий, которые были проверены и уже фальсифицированы. [16]

 

Тема. 4 Философия истории.

  1. О каком конце истории пишет Ф.Фукуяма?

Фукуяма  утверждает, что распространение в мире либеральной демократии западного образца свидетельствует о конечной точке социокультурной эволюции человечества и формировании окончательной формы правительства. В представлении Фукуямы конец истории, однако, не означает конец событийной истории, но означает конец века идеологических противостояний, глобальных революций и войн, а вместе с ними — конец искусства и философии.

 «Триумф Запада, западной  идеи очевиден, - уверенно заявляет  Ф. Фукуяма, - прежде всего потому, что у либерализма не осталось  никаких жизнеспособных альтернатив. В последнее десятилетие изменилась интеллектуальная атмосфера крупнейших коммунистических стран, в них начались важные реформы. Отсюда и делался вывод о «конце истории»: то, чему мы свидетели, - не просто конец холодной войны или очередного периода послевоенной истории, но конец истории как таковой, завершение идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления. Это не означает, что в дальнейшем никаких событий происходить не будет, и страницы ежегодных обзоров газет по международным отношениям теперь будут пустовать, - либерализм победил пока только в сфере идей, сознания; в реальном, материальном мире до победы еще далеко. Однако имеются серьезные основания считать, что именно этот, идеальный мир и определит, в конечном счете, мир материальный.

В каком же смысле употребил Фукуяма здесь словосочетание «конец истории»? В том смысле, что с уничтожением коммунизма человечество вступает в последнюю стадию своего политического развития - стадию либеральной демократии и глобализационного капитализма. «Либеральная демократия может представлять собой конечный пункт идеологической эволюции человечества». В этой статье, Ф. Фукуяма не только похоронил коммунизм, но и поставил крест на общественной эволюции: о какой общественно-экономической эволюции может идти речь, если ничего лучше Западной демократии и глобализационного капитализма нет и быть не может? Это и есть «конец истории».Ясно, что этот термин явно неудачный, но он вошёл в историю. Вот почему его надо постоянно расшифровывать как «конец марксисткой идеологии», с одной стороны, и как «конец общественной эволюции», с другой.

Антиэволюционистская установка Ф. Фукуямы, сформулированная им в концепции «конца истории», является одновременно инволюционистской, поскольку его стремление к «завершению» общественной эволюции означает не что иное, как желание затормозить общественный прогресс, оставить в прошлом всякую мысль о построении общества, более совершенного, чем либеральный капитализм. М. Вебер, как и его ученик Ф. Фукуяма, видел в капитализме завершение общественной эволюции.

Информация о работе Контрольная работа по дисциплине "Философия"