Контрольная работа по "Философии "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 12:44, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данной контрольной работы является изучение ми-ровоззрение, а именно его сущность, структуру и роль в жизни человека и общества. Изучить основные исторические типы мировоззрения и роль фи-лософии в формировании мировоззрения современного человека.
Человек – это разумное социальное существо. Его деятельность целе-сообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение.

Содержание работы

Введение 3
1. Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества 4
1.1 Мировоззрение и его сущность 4
1.2 Мировоззрение и его функции в построении картины мира 7
1.3 Структура мировоззрение 9
1.4 Роль мировоззрения в жизни человека и общества 10
2. Основные исторические типы мировоззрения 11
2.1 Мифологическое мировоззрение 11
2.2 Религиозное мировоззрение 13
2.3 Философское мировоззрение 15
3. Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека 21
Заключение 24
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная вариант 2.docx

— 50.41 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

 ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  экономический университет»

Центр дистанционного образования

 

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине: Философии

по теме: Вариант № 2

 

 

 

                                                                              Исполнитель: студентка

                                                                               Направление Юриспруденция

                                                                              Профиль Гражданско-правовой

                                                                               Группа Юр12-Ирб

                                                                               Ф.И.О Галишева Н.Д.

 

 

 

 

 

Ирбит

2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                                   3

1. Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни  человека и общества                                                                                                                            4

1.1 Мировоззрение и его  сущность                                                                        4

1.2 Мировоззрение и его  функции в построении картины  мира                        7

1.3 Структура мировоззрение                                                                                 9

1.4 Роль мировоззрения  в жизни человека и общества                                     10

2. Основные исторические  типы мировоззрения                                               11

2.1 Мифологическое мировоззрение                                                                   11

2.2 Религиозное мировоззрение                                                                           13

2.3 Философское мировоззрение                                                                         15

3. Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека                                                                             21

Заключение                                                                                                             24

Список используемой литературы                                                                       26

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Целью написания данной контрольной  работы является изучение мировоззрение, а именно его сущность, структуру и роль в жизни человека и общества. Изучить основные исторические типы мировоззрения и роль философии в формировании мировоззрения современного человека.         

Человек – это разумное социальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого ему необходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира – мировоззрение. Но способность к разумному мышлению у человека не является врождённой – ей необходимо обучаться; при этом лучшая школа разумного мышления – усвоение высших достижений философской культуры.

Ведя ограниченное пространством  и временем существование, человек  стремится к безграничному. Философия, которая является «человеческим» знанием, отвечает глубинным человеческим потребностям, также противоречива. Философия – это «жизненный разум», это выражение высшей потребности разума как части человеческой жизни обосновать своё собственное существование.

Философия говорит нечто  о мире, но не является обычной наукой, решает «человеческие» вопросы, но отделяет себя от морали, не может обойтись без понятия Бога, но не является религией. Философ не равнодушен к социальным преобразованиям, но не является политиком и идеологом. Философия причастна любой форме культуры, но не сливается с ней.

Современные философы отказываются от построения многоступенчатых классификаций философского знания. Философия берёт на себя смелость прикасаться к любой сфере деятельности, к любому предмету, любому движению человеческой души – для философии нет запретных тем. Условие одно – любая тема размышлений должна быть формой поиска той целостности, осколком которой мы себя ощущаем.

1. МИРОВОЗЗРЕНИЕ:  ЕГО СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И РОЛЬ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

 

1.1 МИРОВОЗЗРЕНИЕ  И ЕГО СУЩНОСТЬ

 

Человек рождается дважды. В первый раз он приходит в мир  как живое существо, а затем, приспосабливаясь к нему и одновременно "приспосабливая" его к себе, он упорядочивает и гармонизирует свою личность, создает себе "карту-схему" действительности, формирует принципы мироздания и принципы жизни, осмысливает окружающее, проясняет и конструирует смысл жизни. Утверждая себя с помощью познавательных способностей, человек вырабатывает интеллектуальное и ценностно-эмоциональное отношение к миру, которое в виде системы взглядов, идеалов, принципов познания и деятельности составляет мировоззрение.

Мировоззрение - это не столько  содержание, сколько способ освоения окружающего мира на основе обобщения  естественнонаучного, технического, социально-исторического и философского знаний. В мировоззрении мир предстает в его опосредованности практической и духовной деятельностью человека, в его преобразованном виде.

На протяжении нескольких десятков веков мыслители ставили  вопрос об источнике мировоззренческих  знаний, критерии их истинности. Однако проблема мировоззрения наиболее определенно  была сформулирована в Германии в конце XVIII века. Немецкий естествоиспытатель и философ И. Кант, введший понятие "мировоззрение", пришел к выводу, что если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которая дает ему возможность знать, "как надлежащим образом занять свое место в мире и правильно понять, каким надо быть, чтобы быть человеком" (И. Кант. Приложение к "Наблюдениям над чувством прекрасного и возвышенного". 1764 // Соч. 6 т. М., 1964. - т.2. - С.204).

В мировоззрении аккумулируются самые разнообразные знания о  мире и человеке. Но не всякое знание, даже самое проверенное наукой, является составной мировоззрения. Его специфика  состоит в том, что в нем  создается не какая-то обобщенная людьми модель действительности и бытия человека в ней, а главным образом происходит переосмысление различных типов отношения "человек - мир". С этой точки зрения в мировоззрении принято выделять четыре аспекта - онтологический, гносеологический (познавательный), аксиологический (ценностный) и практический. Они фиксируют и раскрывают основные способы и грани человеческого бытия.

Онтологическое (онтология  — учение о бытии) отношение человека к миру проявляется в стремлении объяснить происхождение мира и  человека, раскрыть их структурные  особенности, характер взаимосвязи. Познавательное отношение человека к миру характеризуется направленностью на отражение материальной действительности в ее объективных, всеобщих измерениях. В связи с этим формулируются взгляды на возможности познания, его границы, наиболее оптимальные формы и методы познавательной деятельности.

Практическое или праксеологическое  отношение к миру — это отношение человека к миру и самому себе с точки зрения возможностей, границ и способов деятельности человека.

Доминирующим является ценностное (аксиологическое) отношение - отношение  человека к миру и своей жизнедеятельности  через представление о смысле жизни. Через него преломляется все  остальное мировоззренческое знание о мире и человеке, происходит осмысление ценностей человеческой жизни (нравственных, эстетических, социально-политических и т.д.).

Таким образом, в мировоззрении  посредством различных форм отражения раскрывается вся совокупность отношений "человек - мир", которые называются духовно-практическими. Иногда их подразделяют на духовные и практические. При таком подходе онтологическое и праксеологическое отношения признаются отражением практических отношений, гносеологическое и аксиологическое отношения — духовных. Однако провести четкую грань в отношениях "человек - мир" и определить их как сугубо практические и духовные можно лишь при больших допущениях, т.е. разделении, например, познания и практики на самостоятельные, автономные, существенно не взаимосвязанные друг с другом реальности.

По своей природе духовное и практическое – это два неразрывных  момента человеческого бытия. С одной стороны, практическая деятельность человека (преобразование природы, человека человеком) основывается на познании и осознанной деятельности (целеполагании, самосознании), т.е. духовном освоении человеком действительности. С другой стороны, сознание (знания и ценности) как духовное освоение действительности возникает и развивается в процессе производственной и общественно-исторической деятельности.

Итак, мировоззрение как  отражение человеческого бытия  в мире является формой общественного самосознания человека и духовно-практическим его освоением. Духовно-практическим, поскольку аксиологический аспект является доминирующим.

Мировоззрение является способом самовыражения человека в мире. Сущность человеческого бытия – это  деятельность. В рассмотренных четырех аспектах мировоззрения раскрывается его структура с точки зрения определенных способов человеческой деятельности, типов отношения "человек - мир". Но вместе с тем она может быть рассмотрена через формы отражения и соответствующие им объекты. При таком подходе мировоззрение принято структурировать, делить на обыденное и теоретическое. Традиционно они называются уровнями мировоззрения. Если обыденное мировоззрение отражает мир и человеческое бытие на уровне явлений без объяснения их сущности, причин, то теоретическое мировоззрение объясняет их на основе знания причин и закономерностей. Если обыденное мировоззрение отражает мир посредством чувств, настроений, образов, эмоций, представлений, то теоретическое мировоззрение основывается на таких формах отражения, как понятия, концепции, теории, гипотезы.

мировоззрение философия  нравственный социальный

1.2 МИРОВОЗЗРЕНИЕ  И ЕГО ФУНКЦИИ В ПОСТРОЕНИИ  КАРТИНЫ МИРА

 

Различают понятия «мировоззрение», «общая картина мира», «мироощущение», «мировосприятие», «миросозерцание», «миропонимание». Между всеми этими понятиями существует тесная взаимосвязь и единство. Нередко они употребляются в качестве синонимов. Вместе с тем между этими понятиями имеются и различия. Общая картина мира – это синтез знаний людей о природе и социальной реальности. Совокупность естественных наук образует естественнонаучную картину мира, а общественных – социально-историческую картину действительности. Создание общей картины мира – задача всех областей знания.

С помощью мировоззрения  человек строит картину мира определенной эпохи или свою собственную. Мировоззрение  – это комплексное воззрение  о том, как вести себя в этом мире и по отношению к Пространству, и по отношению ко Времени. Например, мировоззрение западноевропейцев считается активным, рациональным и линейным (культура «мужского типа»), а мировоззрение народов Востока – созерцательным, иррациональным и нелинеаризированным (культуры «женского типа»). Мировоззрение – способ построения картины мира.

Картина мира – это обобщенное знание о строении, устройстве мира, закономерностях его развития. Картина  мира является исходным пунктом и  результатом деятельности мировоззрения.

Картина мира задается человеку (или сообществу) извне (т.е. внешними условиями существования) сразу после рождения в «свернутом» виде, а затем, в процессе реальной жизнедеятельности, на основе получаемого опыта жизни, она дешифруется, корректируется и видоизменяется в соответствии с новыми объективными условиями и субъективными желаниями человека. Картина мира, таким образом, в определенной степени произвольна, а в определенной степени – обусловлена объективными обстоятельствами.

Чем системней, шире и глубже мировоззрение, тем точнее картина  мира, тем успешней жизнедеятельность личности или сообщества людей, потому что точнее и адаптивней становится программа человеческой жизнедеятельности, т.е. ее мировоззренческая стратегия. Это – основная функция мировоззрения. Она называется методологической (метод – способ; логос – учение; функция исполнение), поскольку именно мировоззрение личности или общества определяет, какие именно способы будут использоваться для достижения жизненной цели. Дело в том, что люди, осуществляя любую деятельность, живут не только в Настоящем (как животные), но, одновременно, и в Прошлом, и в Настоящем, и в Будущем. Поэтому, кроме инстинктов и безусловных рефлексов, им требуются особые мыслительные конструкции, позволяющие людям уверенно чувствовать себя и в самооценке, и в своих прогнозах на будущее. Помимо цели, люди обычно руководствуются в своем поведении и более или менее общими установками, общими правилами действия, запретами, предписаниями и ограничениями. Именно эти общие установки и составляют методологию в широком смысле.

Человек утверждает себя в  предметном мире не только с помощью  мышления, но и посредством всех своих познавательных способностей. Целостное осознание и переживание воздействующей на человека реальности в форме ощущений, восприятий, представлений и эмоций образуют мироощущение, мировосприятие и миросозерцание. Миропонимание представляет собой лишь понятийный, интеллектуальный аспект мировоззрения. Для мировоззрения же характерна еще более высокая интеграция знаний, чем в общей картине мира, и наличие не только интеллектуального, но и эмоционально-ценностного отношения человека к миру.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии "