Контрольная работа по "Философии "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 12:44, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данной контрольной работы является изучение ми-ровоззрение, а именно его сущность, структуру и роль в жизни человека и общества. Изучить основные исторические типы мировоззрения и роль фи-лософии в формировании мировоззрения современного человека.
Человек – это разумное социальное существо. Его деятельность целе-сообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение.

Содержание работы

Введение 3
1. Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества 4
1.1 Мировоззрение и его сущность 4
1.2 Мировоззрение и его функции в построении картины мира 7
1.3 Структура мировоззрение 9
1.4 Роль мировоззрения в жизни человека и общества 10
2. Основные исторические типы мировоззрения 11
2.1 Мифологическое мировоззрение 11
2.2 Религиозное мировоззрение 13
2.3 Философское мировоззрение 15
3. Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека 21
Заключение 24
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная вариант 2.docx

— 50.41 Кб (Скачать файл)

Философское мировоззрение  – это, прежде всего, теоретический  взгляд на мир с позиций активного  существа, осознающего самого себя и то, с чем ему приходиться  взаимодействовать. Это совокупность фундаментальных идей о человеке, о мире и об отношении человека к миру. Эти идеи позволяют людям сознательно ориентироваться в мире и обществе, а также мотивировать свои поступки.

Философия относится к  рефлексивному типу мировоззрения, в котором содержатся размышления  над собственными представлениями  о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на своё мышление, на своё сознание со стороны – одна из черт философского мышления. Это размышления  над собственными размышлениями.

Свободомыслие – объективный  принцип философии. По своей природе  философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой  верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая  само существование мира, в том  числе и такой вопрос – «как возможен мир?». Философия формировалась в борьбе с религиозно-мифологическим сознанием, она рационально объясняла мир. Исходные типы мировоззрения сохраняются на протяжении всей истории. «Чистые» типы мировоззрения практически не встречаются и в реальной жизни образуют сложные и противоречивые сочетания.

В массовом сознании философия  нередко представляется чем-то весьма далёким от реальной жизни. О философах  говорят как о людях «не  от мира сего». Философствование в таком  понимании – это пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Но подобному мнению уже противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы немного, философ, даже если он и не подозревает об этом.

В мировоззрении находит  своё завершение целостность духовности человека. Философия, как едино цельное мировоззрение, есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всего человечества, которое, как и отдельный человек, никогда не жило одними лишь чисто логическими суждениями. Человечество осуществляет свою духовную жизнь во всей красочной полноте и цельности её многообразных моментов. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни человека и общества.

Философия – особая форма  мировоззрения. Философия, как особое мировоззрение и как сфера духовной деятельности, возникла и сформировалась на стыке названных выше трёх форм мировоззрения, в которых представлены те или иные сгустки духовного опыта человечества. Она выросла из них, как из своих источников, но не утеряла органической связи с ними. Философия родилась из потребности обобщить весь опыт познания мира человеком, сформировать целостную теоретическую картину мира, выявить место человека в мире, определить его отношение к миру.

Философия соотносится с  мировоззрением такими параметрами.

Во-первых, мировоззрение  вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира. Философия же ориентирована на раскрытие наиболее общих принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик, методов и форм познавательной и практической деятельности человека. Философия не стремится ответить на все познавательные вопросы. Своими средствами она решает лишь самые общие (мировоззренческие) вопросы. К числу таких относятся прежде всего вопросы о том, что есть мир, что есть человек и так далее.

Во-вторых, с помощью философии  мировоззрение достигает высокой  степени упорядоченности, обобщённости и теоретичности (рациональности). С  другой стороны, крупные повороты в  развитии научного знания, как правило, приводили к смене сложившихся философских представлений о мире. Так было, например, после открытий Н. Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна.

В-третьих, развитое, богатое  по содержанию мировоззрение стимулирует и облегчает постановку и осмысление человеком философских, то есть наиболее общих вопросов. Это становится возможным благодаря самым разнообразным знаниям о мире, которые обретает человек по мере формирования собственного мировоззрения.

В-четвертых, философия определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху  Возрождения оно было антропоцентрическим в связи с активным осмыслением в философии феномена человека. Идея человека пронизывала собой не только передовую философскую мысль того времени, но и иные формы общественного сознания.

В-пятых, мировоззрение и  философию объединяет постановка и  решение проблемы человека в различных её аспектах. Мировоззрение включает в себя самые различные сведения о человеке, почерпнутые из многих источников – из религии, из обыденного познания, из науки и других. Философия решает эту проблему в самой общей форме, отвечая прежде всего на вопросы о том, что такое человек, каково его место в мире и для чего он живет.

Итоговое определение  соотношения философии и мировоззрения  можно сформулировать так: философия – это система основополагающих идей в составе Мировоззрения Человека и Общества.

В развитых мировоззренческих  системах философия всегда является основным интегрирующим началом. Без  неё нет и не может быть завершённого мировоззрения. Именно поэтому принято считать, что философия является теоретической основой, ядром мировоззрения. Во многом благодаря этому факту и вытекает особая роль философии в духовной жизни человека и общества.

Основная задача философии  – отвечать на мировоззренческие  вопросы. Задача философии состоит  прежде всего в том, чтобы, говоря словами Г. Гегеля, «постичь то, что есть» и сформировать целостную картину мира и человека в нём. Решая свой основной вопрос, философия вместе с тем вырабатывает важнейшие подходы и ориентации для осмысления иных мировоззренческих вопросов.

Философские проблемы –  это проблемы не об объектах (природных  или сотворённых людьми), а об отношении к ним человека. Не мир  сам по себе, а мир как обитель  человеческой жизни – вот исходная точка зрения философского сознания. «Что я могу знать? Что должен делать? На что могу надеяться?», – именно в этих вопросах заключены, по Канту, высшие интересы человеческого разума.

В центре всех философских  проблем стоят вопросы о мировоззрении  и общей картине мира, об отношении  человека к внешнему миру, о его  способности понять этот мир и целесообразно действовать в нём.

Философские вопросы –  это вопросы о судьбе, предназначении человека и человечества. Эти вопросы придумали не философы, их создаёт сама жизнь. Они предстают как фундаментальные противоречия живой человеческой истории, которые имеют открытый, независимый характер. Философские вопросы, проходя через всю человеческую историю, выступая в определённом смысле как вечные проблемы, приобретают в различные эпохи, в различных культурах свой конкретный неповторимый облик. Философы, в меру своих сил и способностей, решают эти вечные, смысложизненные вопросы. Сам характер философских проблем такой, что простой, однозначный, окончательный результат их разрешения невозможен. Их теоретическое решение мыслится не как окончательное, снимающее проблему, а как решения, призванные: резюмировать прошлое; определить конкретный облик проблемы в современных условиях; прагматически осмыслить будущее. Философия, постигая историческую эпоху, опережающие направления и пути развития человечества, предупреждает о скрытых опасностях.

Органическое соединение в философии двух начал (научно-теоретического и практически-духовного) определяет специфику её как совершенно уникальной формы сознания. Это особенно заметно проявляется в истории философии, в реальном процессе исследования, в развитии идейного содержания философских учений, которые исторически, во времени, связаны между собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моменты единого целого. Также, как и в науке, и в других сферах рациональности, в философии новое знание не отвергает, а диалектически «снимает», преодолевает свой прежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. Гегель подчеркивал: «В истории мысли, мы наблюдаем прогресс – постоянное восхождение от абстрактного знания к знанию всё более и более конкретному». Последовательность философских учений (в основном и главном) такая же, как и последовательность в логических определениях самой цели, то есть история познания соответствует объективной логике познаваемого предмета.

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ФИЛОСОФИЯ И  МИРОВОЗЗРЕНИЕ. РОЛЬ ФИЛОСОФИИ  В ФОРМИРОВАНИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ  СОВРЕМЕННОГО 

ЧЕЛОВЕКА

 

Философия – древнейшая наука, и в то же время она всегда молодая, потому что её знания и идеи никогда не устаревают. Сейчас люди стали бы смеяться над утверждениями  древних физиков о том, будто  тяжёлые тела падают вниз, а лёгкие взлетают вверх, но никто не будет смеяться над философскими идеями Сократа и его главным выводом: высшая человеческая мудрость – знать, что ты ничего не знаешь; или над словами Диогена о том, что людей много, а человека найти среди них очень трудно, - хотя и Сократ и Диоген жили более двух тысячелетий назад.

Философия как в древности, так и сейчас бьётся над одними и теми же вопросами: что я могу знать о мире? Как я должен жить? На что я могу надеяться? Что такое человек?... На эти вопросы нет и никогда не будет бесспорных и однозначных ответов.

Наука имеет дело с проблемами, а философия – с тайнами. Чем  тайна отличается от проблемы? Проблема – это то, что рано или поздно можно решить. Например, сейчас является проблемой управляемая термоядерная реакция, и эту проблему наука рано или поздно решит. Но есть такая вещь, как смерть. Это не проблема, а тайна, никакие наши знания о ней нам не помогают. Мы сможем узнать, что такое смерть, когда будем умирать. Тайной является любовь. Никогда неизвестно, почему один человек любит другого. Полюбишь - узнаешь. Тайной в отличие от проблемы является то, что нужно прожить. Не знать, знания тут не помогут, а прожить. Для философии всё вокруг является тайной – рождение человека, сияние солнца, мужество и честь, любовь и ненависть.

У человека всегда было два  мира. Один – повседневный мир, в  котором мы живём, ходим в школу, делаем каждодневные дела, болеем и  выздоравливаем. Этот мир имеет свои радости и печали, но в целом – это знакомый, скучный мир. Но есть и другой мир, полный чудес и превращений, загадок и тайн. Таков был мир нашего детства, когда природа говорила с нами на своём языке, когда все вещи были одушевлёнными и обращались к нам и мы понимали их. В детстве всё было совсем другое. Некоторым людям и во взрослом состоянии удаётся сохранить такой детский настрой души. Философ такой человек, который считает, что наш повседневный мир забот и дел – это ещё не весь мир, что есть другой мир, более истинный, более настоящий. Мы только иногда попадаем туда – когда любим, когда творим, когда делаем добрые дела, когда стараемся жить, как люди, а не как заведённые мыслящие машины.

Философия – мировоззренческая  форма сознания. Однако не всякое мировоззрение  можно назвать философским. Мы живём  на рубеже эпох: ХХ век уходит с исторической арены, демонстрируя возрастание динамики социальной жизни, потрясая наше воображение глубинными переменами во всех структурах политики, экономики, культуры. Человечество потеряло веру в возможность обустройства планеты, предполагающего устранение нищеты, голода, преступности. Цель – превратить нашу Землю в общечеловеческий дом, где каждому найдётся достойное место под солнцем, где судьба каждого станет болью и заботой общества, - давно перешла в разряд утопий и фантазий. Неопределённость и альтернативность исторического развития человечества поставила его перед выбором, принудив оглядеться и задуматься над тем, что же происходит в мире и с людьми.

В этой ситуации проблемы мировоззренческой  ориентации человека, осознание им своего места и роли в обществе, цели и смысла социальной и личной активности, ответственности за свои поступки и выбор форм и направлений своей деятельности становятся главными.

В становлении и формировании мировоззренческой культуры человека философия всегда играла особую роль, связанную с её многовековым опытом критически-рефлексивного размышления  над глубинными ценностями и жизненными ориентациями. Философы во все времена  и эпохи брали на себя функцию прояснения проблем бытия человека, каждый раз заново ставя вопрос о том, что такое человек, как ему следует жить, на что ориентироваться, как вести себя в периоды кризисов культуры.

Ещё задолго до возникновения  философии люди находили ответ на важнейшие вопросы в мифологии  и религии. Поэтому правильней назвать  эти проблемы не чисто философскими, а мировоззренческими.

Мировоззрение – это сложное, синтетическое, интегральное образование общественного и индивидуального сознания. В структуре мировоззрения можно выделить четыре основных компонента:

  1. Познавательный компонент. Базируется на обобщенных знаниях – повседневных, профессиональных, научных и т.д.
  2. Ценностно-нормативный компонент. Включает в себя ценности, идеалы, убеждения, верования, нормы, директивные действия и т.д.
  3. Эмоционально-волевой компонент. Для того, чтобы знания, ценности и нормы реализовывались в практических поступках и действиях, необходимо их эмоционально-волевое освоение, превращение в личные взгляды, убеждения.
  4. Практический компонент. Её практической составляющей мировоззрение носило бы крайне абстрактный, отвлеченный характер

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изучив данную тему я пришла к выводу, что мировоззрение это общее понимание мира, человека, общества, определяющее социально-политическую, философскую, религиозную, нравственную, эстетическую, научно-теоретическую ориентацию человека.

Мировоззрение – это не только содержание, но и способ осознания  действительности, а также принципы жизни, определяющие характер деятельности. Характер представлений о мире способствует постановке определенных целей, из обобщения которых образуется общий жизненный план, формируются идеалы, придающие мировоззрению действенную силу. Содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии "