Контрольная работа по "Философии "

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2013 в 12:44, контрольная работа

Описание работы

Целью написания данной контрольной работы является изучение ми-ровоззрение, а именно его сущность, структуру и роль в жизни человека и общества. Изучить основные исторические типы мировоззрения и роль фи-лософии в формировании мировоззрения современного человека.
Человек – это разумное социальное существо. Его деятельность целе-сообразна. И чтобы действовать целесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но и уметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение.

Содержание работы

Введение 3
1. Мировоззрение: его сущность, структура и роль в жизни человека и общества 4
1.1 Мировоззрение и его сущность 4
1.2 Мировоззрение и его функции в построении картины мира 7
1.3 Структура мировоззрение 9
1.4 Роль мировоззрения в жизни человека и общества 10
2. Основные исторические типы мировоззрения 11
2.1 Мифологическое мировоззрение 11
2.2 Религиозное мировоззрение 13
2.3 Философское мировоззрение 15
3. Философия и мировоззрение. Роль философии в формировании мировоззрения современного человека 21
Заключение 24
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

контрольная вариант 2.docx

— 50.41 Кб (Скачать файл)

Мировоззрение у огромного  количества совершенно разных людей  имеет множество общих черт в  различных отношениях. Так, мировоззрение  может быть научным или антинаучным, религиозным или атеистическим, обыденным или философским, но оно всегда стремится к целостности и успешности относительно совершенно конкретных обстоятельств. Однако достигаются эта целостность и эта успешность разными способами. Художественное, мифологическое, религиозное мировоззрение формируются при преимущественном значении мироощущения; научное мировоззрение действует в основном на уровне миропонимания; философское осуществляет попытку системно гармонизировать оба уровня; а обыденное мировоззрение - это произвольное смешение мироощущения с миропониманием.

 

1.3 СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

Будучи важной составной  частью внутреннего мира человека, мировоззрение имеет сложную структуру.

Мировоззрение человека непременно обнаруживает себя в различных феноменах  его духовной жизни и поведения: во взглядах, верованиях, убеждениях, поступках и т.п. Но в них самих следует видеть лишь отдельные проявления более глубоких структур или слоев мировоззрения.

Основной структурообразующий  элемент мировоззрения – вопросы, которые возникают перед человеком  вместе с началом его сознательной жизни:

- «О сущем» (что значить  существовать и быть действительным  или реальным);

- «О должном» (что обладает высшей ценностью, т.е. является благом, а что ценностью не обладает или является «антиценностью»; к чему в конечном счете следует стремиться и чего избегать);

-«О реализации должного  в сущем» (каким образом, какими  путями можно достичь должного, короче - как жить в этом мире, руководствуясь избранными ценностями).

Центральная проблема мировоззрения  – вопрос о месте и назначении человека в мире. От ее решения зависят  ответы на другие мировоззренческие  вопросов. Хотя и они, в свою очередь, влияют на решение этой проблемы.

Указанным группам мировоззренческих  проблем-вопросов соответствуют познавательная, ценностная и программно-поведенческая подсистемы мировоззрения, в которых и происходит формирование взглядов, убеждений, жизненных стратегий.

 

1.4 РОЛЬ МИРОВОЗЗРЕНИЯ  В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

 И ОБЩЕСТВА

 

Мировоззрение не только определяет общую направленность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость  и твердость характеру, оно сказывается на всем облике человека, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Во-первых, именно мировоззрение  дает человеку ориентиры и цели для  всей его практической и теоретической  деятельности. Во-вторых, именно мировоззрение  через свою философскую «сердцевину» позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззрении ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достижении им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер. Именно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия.

Мировоззрение играет активную роль в жизни человека: выражает смысл жизни, степень осознания  им себя и своей жизни, определяет идеалы, выбор тех или иных норм, методов, средств поведения человека.

 

2. ОСНОВНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ  ТИПЫ МИРОВОЗЗРЕНИЯ

 

Различают следующие исторические типы (формы) мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. Исторически  первым был мифологический взгляд на мир.

 

2.1 МИФОЛОГИЧЕСКОЕ  МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 

В основе мифологического  мировоззрения лежит фантазия, вымысел. Мифологическим мировоззрением, независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему дню оно относится, мы называем такое мировоззрение, которое основано не на теоретических доводах и рассуждениях, а на художественно – эмоциональном переживании мира, на общественных иллюзиях, рождённых неадекватным восприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов и своей роли в них.

Для мифологического мировоззрения  характерны следующие черты:

- эмоционально-образная  форма (проявляется при передаче  образов героев, богов, духов);

- очеловечивание природы  (перенос человеческих черт на  окружающий мир, олицетворение  и одушевление космоса, природных  сил. Мифологии свойственны нежёсткие  разграничения мира природы и  человека, мысли и эмоций, художественных  образов и научного знания.);

- отсутствие рефлексии  (рефлексия – это работа сознания, мысли человека над собственным сознанием);

- утилитарная направленность (проявляется в том, что решаемые  мировоззренческие проблемы тесно связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и так далее).

Для современного сознания мифологическая форма мировоззрения  является наиболее ранней и архаичной.

Мифологическому мышлению свойственно  отчётливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и  временных отношений, происхождения  и сущности, безразличия к противоречию и так далее. Объекты сближались по вторичным чувственным качествам, смежности в пространстве и времени, выступали в качестве знаков других предметов. Научный принцип объяснения заменялся в мифологии тотальным  генетизмом и этиологизмом, то есть объяснение вещи и мира в целом сводилось к рассказу о происхождении и творении.

Мифология – исторический тип мировоззрения. На ранних этапах истории выраставшие из материальной практики эмпирические знания об окружающей действительности служили ориентиром в повседневной жизни и первоисточником формирования мировоззрения. Первобытные эмпирические знания тесно переплетались с мифологическими и религиозными представлениями, которые являлись фантастическим отражением действительности, выражением бессилия человека перед стихийными силами природы и иллюзорным преодолением этого бессилия.

Мировоззрение всегда представляет собой интегральный результат всего многокомпонентного духовного развития данной эпохи. Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества. Она содержит элементы религии, поскольку в ней имеются представления о сверхъестественном. В мифологии отражаются также и нравственные взгляды, и эстетическое отношение человека к действительности. Образы мифологии в различном осмыслении часто используются искусством и оказывают влияние на массовое сознание.

Мифология играла огромную роль в жизни людей на ранних стадиях  их развития. Мифы утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определённые нормы поведения. И в этом смысле они были важными стабилизаторами общественной жизни. Стабилизирующая роль мифологии этим не исчерпывается. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, таким образом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни. Особое место в мифах принадлежит проблеме культурных достижений человека. Определение «мифологический» – это не значит полностью оторванный от реальной практики, смысла, элементов науки и так далее.

На этапе более высокого развития человека, общества, знаний и  культуры в целом на смену мифу, как базовой форме мировоззрения, пришли иные формы мировоззрения.

 

2.2 РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 

Религия (от лат. religio – благочестие, святость) – есть форма мировоззрения, фундаментом которой служит вера и наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые, в свою очередь, играют ведущую роль в окружающем человека мире и конкретно в судьбе каждого из нас.

Основные характерные  черты религиозного мировоззрения:

- Религия опирается на  образно-эмоциональную, чувственно-наглядную  форму восприятия. Верующий человек  является субъектом религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях своё видение Бога, видение различных картин, связанных с особенностями того или иного религиозного направления.

- Религия – не рефлексивный  тип мировоззрения. В религии  отсутствует работа сознания человека и его мысли над собственным сознанием, отсутствует размышление над своими взглядами, психическим состоянием, отсутствует их оценка. Другими словами можно сказать так: отсутствует размышление над собственными размышлениями.

- Важнейшими атрибутами  религии являются Вера и Культ.  Вера – это способ осознания  мира религиозным сознанием, это  особые состояния религиозного сознания субъекта. Культ – это система ритуалов и догматов, это внешняя форма проявления Веры.

- Религия имеет этическую  направленность. В рамках религиозных  систем, религиозного сознания большое  значение приобретают этические  представления, нормы, идеалы, ценности. В религиозном сознании культивируются чувства любви, терпимости, сострадания, совести, милосердия. Религия формирует духовный мир человека.

Религия является мировоззрением специфическим, одновременно включая  в себя определённое поведение и  действия, основывающиеся на вере в  существование нескольких (политеизм) или одного (монотеизм) богов, то есть такого начала, которое является «священным», сверхъестественным и недоступным  пониманию человеческим разумом. Ф. Энгельс отмечал: «...Всякая религия  является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех  внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

По существу, религиозное  мышление стало первой формой осмысления человеком мира. Возможно, согласно последним научным данным, оно  возникло около 40 – 50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде, опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами.

Боги и герои греческого мифотворчества являлись персонажами, активно общавшимися с обыкновенными смертными. Они с ними вступали в любовные союзы, помогали своим любимцам и избранникам. Древнегреческие боги, наделённые человеческими качествами, многократно увеличенными и возвышенными, символизировали собой силу и мощь, великодушие и жестокость. Через эти созданные образы древние греки сами могли лучше понять свои человеческие возможности, осмыслить собственные намерения и поступки, объективно оценить свои силы.

В первобытных обществах, в ранних классовых государствах религия по своему характеру являлась родоплеменной, а в дальнейшем становилась  национально-государственной и политеистической. В последующем религиозные учения уже превращаются в монотеистические, некоторые из которых становятся мировыми. Первой по времени появления мировой религией является буддизм (VI – V в.в. до н. э.), второй – христианство (1 в.) и затем ислам (VII в.). Эти религии объединяют людей общей верой независимо от их национальной принадлежности, языка или общественно-политического устройства.

 

2.3 ФИЛОСОФСКОЕ  МИРОВОЗЗРЕНИЕ

 

На протяжении всей истории  существования человечества философия  складывается как устойчивая форма  общественного сознания, рассматриваются мировоззренческие вопросы. Она составляет теоретическую основу мировоззрения или его теоретическое ядро, вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщённых обыденных взглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровень мировоззрения.

Соотношение философии и  мировоззрения характеризуется  так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается, обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение на житейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже не умеющего ни писать, ни читать.

Развитие философии означало не только отмежевание от мифологии  и религии, но и выход от тесных рамок обыденного сознания, преодоление  его ограниченности. Любовь к истине и мудрости представляла из себя совершенно новую ценностную ступень развития духовной культуры. Именно мудрость, истина становились высшей ценностью. Философия – это предельно обобщённое, теоретическое видение мира. Термин «философия» происходит от греческого «филео» (любовь) и «софиа» (мудрость) и означает любовь к мудрости, к теоретическим рассуждениям. Само понятие мудрости несло в себе возвышенный смысл, мудрость понималась как научное постижение мира, основанное на бескорыстном служении истине. Мудрость – это не что-то готовое, что можно выучить, затвердить и использовать. Мудрость – это поиск, требующий напряжения ума и всех духовных сил человека. В следствии этого возникновения развитие философии означало отмежевание от мифологии и религии, а также выход за рамки обыденного сознания.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии "