Контрольная работа по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:26, контрольная работа

Описание работы

Философия возникла 3 тысячи лет назад. Светская философия 7-6 в д. н. э античная Греция. На уровни обыденного сознания под философией понимают: совокупность жизненных практических настроений и стихийно складывающих привычек поведения. Философия – это система личных субъективных взглядов и убеждений, складывающихся под воздействием личного опыта, профессии, социального окружения, воспитания и образования.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………………………3
1. Специфика философии. …………………………………………………………………………….4
2. Общая характеристика философии Нового времени……………………………….5
3. Виртуальное бытие, его смысл..………………………………………………………………..12
4. Понимание и объяснение………………………………………………………………………….15 5. Соотношение материи и сознания……………………………………………………………19 6. Представление о совершенном человеке в различных культурах………….20
7. Соотношение понятий социально-экономическая формация, культура, цивилизация……………………………………………………………………………………………………..23
8. Лоренц: восемь смертных грехов цивилизации……………………………………….25
9. Общество – это…………………………………………………………………………………………..27
10. Разум — это……………………………………………………………………………………………….27
Заключение ………………………………………………………………………………………………………28
Список использованной литературы ………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.docx

— 65.21 Кб (Скачать файл)

Введение …………………………………………………………………………………………………………3

1.  Специфика философии. …………………………………………………………………………….4

2.   Общая характеристика философии Нового времени……………………………….5

3.  Виртуальное бытие, его смысл..………………………………………………………………..12

4.   Понимание и объяснение………………………………………………………………………….15 5.   Соотношение материи и сознания……………………………………………………………19 6.   Представление о совершенном человеке в различных культурах………….20

7.   Соотношение понятий социально-экономическая формация, культура,    цивилизация……………………………………………………………………………………………………..23

8.   Лоренц: восемь смертных грехов цивилизации……………………………………….25

9.   Общество – это…………………………………………………………………………………………..27

10.  Разум — это……………………………………………………………………………………………….27

Заключение  ………………………………………………………………………………………………………28

Список использованной литературы ………………………………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                               

 

 

                                                         Введение

Философия возникла 3 тысячи лет назад. Светская философия 7-6 в д. н. э античная Греция. На уровни обыденного сознания под философией понимают:

совокупность  жизненных практических настроений и стихийно складывающих привычек поведения.

Философия –  это система личных субъективных взглядов и убеждений, складывающихся под воздействием личного опыта, профессии, социального окружения, воспитания и образования. 

Эти философии  одностороннии, в них доминирует личный опыт, как правило, отсутствует  самокритичность, связь с достижением  науки и вообще культуры. Предметом  изучения является философия, как форма  общественного сознания и духовного  освоения мира. Философия не излагается в одной единственной книге. Философия  – это море мыслей, которые не когда не могут быть закончены. В  философии выделяют философские  учения, в которых выделяют философские  школы.

Слово философия  – обозначает любовь к мудрости. Термин появился в Греции. Версия о  том кто создал слово философия:

Гераклит  г. Эфес 530-470 гг. д.н.э. Философия –  это система знаний о мире, познания мира.

Пифагор 580-500 гг. д.н.э. Философия – это знание о мире, познание о мире.

С легкой руки Платона 427-344 гг. д.н.э. термин философии  стал широко изучаться в Европе.

Сократ (469-399 гг. д.н.э.): философы и философия должна изучать только людей, их жизнь, а  природу не нужно познавать она  не познаваема, она создана Богам.

Аристотель (384-322 гг. д.н.э.) Философия – это  наука о началах, это универсальная  система знаний, это познание первоначал и первопричин всего.

Сегодня философия  – это система взглядов на мир, как единое целое.

Философия –  это рациональное отношение к  миру, т.е. осмысления мира в форме  понятий, суждений, умозаключений, а  значит – это теоретическое отношение  к миру. Философствовать – это, значит, прелагать свои духовные силы к предмету познания, для того чтобы  выработать свои собственные мнения. Философы заняты поиском гармоний между  достижением культуры и жизней отдельного человека, его опыта. 

 

 

 

 

      1. Специфика философии.

 

 Основная  специфика философского знания  заключается в его двойственности, так как оно:

• имеет  очень много общего с научным  знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;

• однако не является научным знанием в чистом виде.

Главное отличие  философии от всех иных наук заключается  в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством  знаний.

Предмет философии  шире предмета исследования любой отдельной  науки, философия обобщает, интегрирует  иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

• имеет  сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

• носит  предельно общий, теоретический  характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения  отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов  своего времени, испытывает на себе влияние  эпохи;

• изучает  не только предмет познания, но и  механизм самого познания;

• имеет  качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и  само на себя);

• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;

• в то же время динамично — постоянно  развивается и обновляется;

• опирается  на категории — предельно общие  понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями  человека (познающего субъекта), имеет  неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность  материи или сознания, происхождение  жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены  логическим путем.1

 

      2. Общая характеристика философии  Нового времени.

 

Новое время  – это время веры в целесообразность, смысл общественного развития, исторического  процесса, в объективный закономерный характер общественного развития, подчиненного логической схеме. Основа целесообразности и целенаправленности – это разум.

Основные  проблемы философии Нового времени:

1. связь человеческого  сознания с социокультурной средой

2. соучастие  человеческого сознания в изменениях  исторического процесса

3. автономизация  философии истории как особой  области знания

Философы  этого периода отождествляли  себя с просвещенными классами просвещенной Европы. Социальные низы являлись пассивным  объектом воздействия философов.

Задачи философии:

1. выяснение,  а затем объяснение людям их  естественной способности к познанию, а, следовательно, и к покорению  природы

2. выработка  методов познания общих оснований  познавательного процесса

3. ликвидация  невежества и абскурантизма (враждебного  отношения к науке)

4. ликвидация  социальной несправедливости, нищеты  и тирании

Предпосылки для формирования философии  нового времени  связаны  с  переносом  интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур философии. В тот же период имеют место  попытки философии заново обосновать естествознание, соединив эксперимент  и размышления как  основу  теоретического  метода.  В  17  веке  интерес  философии   был  направлен на вопросы познания  -  Ф.Бекон  развивал  учение о  индукции,  Декарт понятие метода в философии. 

На первом плане проблемы гносеологии. Два  основных направления философии: 

1. Эмпиризм  - направление в теории познания  которое признает чувственный  опыт  как  единственный источник  знаний.

а) идеалистический (Беркин, Юм) Эмпирический опыт - совокупность  ощущений  и

представлений, величина мира = величине опыта. 

б)  материалистический  (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ. внешний  мир. 

2.  Рационализм  (лат. разумный) выдвигает на первый  план логическое основание науки,  признает  разум источником познания  и критерием его истинности.

Философия Нового времени охватывает период XVII –  первой половины XIX века и делится  на несколько этапов:

1. Просвещение  XVII – начало XVIII веков, 

2. Немецкую  классическую философию XVIII –  первая половина XIX века.

В экономике  этого времени большое распространение  получило мануфактурное производство и связанное с ним разделение промышленного труда; всё больше и больше люди стали применять  машины. В политической сфере складывались новые представления о правах и свободах человека, о правовом государстве, стали разрабатываться  методы претворения этих идей в жизнь. В сфере культуры на первый план стало выдвигаться научное знание. В естествознании и математике были сделаны выдающиеся открытия, подготовившие  научно-техническую революцию. Философия  же стояла в авангарде всех этих изменений. Она предвещала, стимулировала  и обобщала их.

Новаторство — важнейшая отличительная черта  философии Нового времени по сравнению  со схоластикой. Но следует особо  подчеркнуть, что первые философы Нового времени были учениками неосхоластов. Однако они со всей силой своего ума, и души стремились пересмотреть, проверить на истинность и прочность  унаследованные знания.

Поиск рационально  обосновываемых и доказуемых истин  философии, сравнимых с истинами науки, — другая черта философии  Нового времени. Но основная трудность  состояла в том, что философские  истины, как обнаружилось впоследствии, не могут иметь аксиоматического характера и не могут доказываться принятыми в математике способами. На это в особенности надеялись  Декарт и Спиноза (причём всерьёз), пытаясь  не просто придать своим сочинениям форму научного трактата, но и стремились вести все рассуждения с помощью  “геометрического”, аксиоматически-дедуктивного метода (способ построения научных  теорий в виде систем аксиом и постулатов, и правил вывода, позволяющих путём  логической дедукции получать теоремы  и утверждения данной теории; дедукция – логическая операция, заключающаяся  в переходе от общего к частному).

Впоследствии  мыслители отошли от этого метода, но стремление ориентировать философию  на точные науки оставалось господствующим на протяжении всего Нового времени.

Неудивительно, что в XIX и особенно в XX веке бытовало мнение, согласно которому классическая философия Нового времени преувеличивала значение научного, рационального, логического  начала в человеческой жизни и  в философском мышлении. И действительно, в философии XVII - первой половины XIX вв., то есть именно Нового времени (в  западной терминологии её называют “философией  модерна”), была рационалистической. Здесь  слово “рационализм” употребляется  в широком смысле, объединяющем и  “эмпиризм” (философское учение и  направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания), возводящий все  знания к опыту, и “рационализм” (философское направление, признающее разум основой познания) в более  узком смысле, отыскивающий основания  и опыта, и внеопытного знания в рациональных началах.

Рационализм можно понять как уверенность  в мощи и способности разума (особенно разума просвещённого, руководимого правильным методом) постигнуть тайны природы, познать окружающий мир и самого человека, с помощью здравого смысла решать практические жизненные задачи и в конечном счёте построить  общество на разумных началах. И непременно с помощью разума постигать Бога.

Но философы ХVII-ХVШ вв. интересовались не только рациональным познанием, но и познанием  с помощью чувств — к нему относились с особым вниманием, его достоверность  доказывали сторонники эмпиризма: Гассенди, Локк, французские просветители. Но и Декарт,

Спиноза, Лейбниц, которых считают рационалистами — также уделяли немалое внимание чувственному опыту (к которому, однако, относились критически), воле и “страстям  души”, аффектам, которые, с их точки  зрения, подлежат и поддаются контролю со стороны разума. Одним словом, XVII и XVIII века справедливо можно считать  столетиями рационализма. Однако не следует  приписывать, вместе с тем, эпохе  Нового времени самоуверенный рационализм, так как философы этого времени  объективно рассматривали недостатки и ограниченности человеческого  разума.

Следует также  принять во внимание образ разума, соответствующий рационализму XVII-ХVШ  вв. Это вовсе не был некий абсолютный, всемогущий разум, вместилище абстракций (мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от его частных свойств и связей, то есть конкретного) и логических идей. К такому пониманию разума философы придут позже. Философы XVII в. тоже рассуждали о всемогущем разуме, однако его они приписывали только Богу. Что касается человеческого разума, то в их представлении это всегда разум сомневающийся, ищущий, способный к ошибкам и иллюзиям. И всё же он склонен к ясному, достоверному познанию. Главное, что разум вписан в реальную человеческую жизнь, является её достаточно эффективным орудием. Надо заботиться о нём, усиливать его с помощью простых и ясных правил метода, о котором с позиции эмпиризма рассуждал Ф. Бэкон, а с позиций рационализма — Декарт.

Фрэнсис Бэкон  (1561-  1626). Труды:   

- Новый Органон 

- Работа  о достоинстве и приращении  наук

- Новая Антарктида (утопия)

Говорил о  значимости правильного метода, но признавал ошибки в познании. Одна из причин – это поклонение «идолам»:

- идолы рода (заблуждения, присущие сему человеческому  роду)

- идолы пещеры (суеверия)

- идолы рынка  (привычка опираться на расхожие  мнения и суждения)

Он ценил  Демокрита более всего из античных философов, но считал, что античность больше известна своими усердиями, нежели открытиями.

Бэкон является основателем эмпирического метода. Он считал накопление фактов, материалов самым главным. Он также основатель индуктивного метода /путь изучения явлений, когда частные факты наводят  на общие положения/.

 «Знания  – сила»

Конечная  цель его учения – помочь человеку овладеть силами природы на основе их познания.

Индуктивная методология

Бэкон считал необходимым создать правильный метод, с помощью которого можно  было бы постепенно восходить от единичных  фактов к широким обобщениям. В  древности все открытия делались лишь стихийно, тогда как правильный метод должен опираться на эксперименты (целенаправленно поставленные опыты), которые должны систематизироваться  в «естественной истории». В целом индукция выступает у Бэкона не только как один из видов логического вывода, но и как логика научного открытия, методология выработки понятий, основанных на опыте. Бэконовский индуктивизм получил развитие в 19 веке в работах Джона Стюарта Милля и др.

Информация о работе Контрольная работа по философии