Контрольная работа по философии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 21:26, контрольная работа

Описание работы

Философия возникла 3 тысячи лет назад. Светская философия 7-6 в д. н. э античная Греция. На уровни обыденного сознания под философией понимают: совокупность жизненных практических настроений и стихийно складывающих привычек поведения. Философия – это система личных субъективных взглядов и убеждений, складывающихся под воздействием личного опыта, профессии, социального окружения, воспитания и образования.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………………………………3
1. Специфика философии. …………………………………………………………………………….4
2. Общая характеристика философии Нового времени……………………………….5
3. Виртуальное бытие, его смысл..………………………………………………………………..12
4. Понимание и объяснение………………………………………………………………………….15 5. Соотношение материи и сознания……………………………………………………………19 6. Представление о совершенном человеке в различных культурах………….20
7. Соотношение понятий социально-экономическая формация, культура, цивилизация……………………………………………………………………………………………………..23
8. Лоренц: восемь смертных грехов цивилизации……………………………………….25
9. Общество – это…………………………………………………………………………………………..27
10. Разум — это……………………………………………………………………………………………….27
Заключение ………………………………………………………………………………………………………28
Список использованной литературы ………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

Контрольная работа по философии.docx

— 65.21 Кб (Скачать файл)

ХХ век: Сизиф. Научное миропонимание  включает в себя объяснение Вселенной  и человека путем использования  эмпирических наблюдений и общих  логических операций для построения теоретической модели мира в целом  на основе принципа натурализма. Ориентация на последний привела к крушению антропоцентризма. Согласно естественнонаучному  направлению, мир сам по себе не имеет  разумности и цели, нравственное существование  человека в нем возможно лишь на основе мыслящего самосознания, призванного  во мгле бытия "собою заменять свет звезд". Человек, вынужденный искать опору лишь в себе, теряет ориентацию и единство самопонимания (Х. Ортега-и-Гассет, Э. Кассирер, М. Шелер и др.). Так, в  экзистенциализме А. Камю преодоление  абсурда является важнейшей задачей  человека. Ведь мы движемся к небытию, но в то же время надо выдержать, выстоять в напряженном соотношении  между нашей любовью к жизни  и неизбежностью смерти. Поэтому  для части наших современников  совершенным человеком является образ древнегреческого героя Сизифа, упорно совершающим свой бессмысленный  труд. Перефразируя Тертуллиана можно  так выразить лозунг атеистического экзистенциализма:"Живу, ибо абсурдно".

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     7. Соотношение понятий социально-экономическая формация, культура,    цивилизация.

Самым крупным  комплексом выступает цивилизация, которую часто отождествляют  с культурой. В каких-то случаях  так оно и есть, но не всегда они  выступают синонимами. Цивилизация  понимается учеными в двух значениях.

 В первом  случае цивилизация обозначает  историческую эпоху, пришедшею  на смену варварству.

Во втором случае цивилизацию связывают с  географическим местом, подразумевая локальные, региональные и глобальные цивилизации, например восточную и  западную цивилизации.

Они различаются  экономическим укладом и культурой, куда входит специфическое понимание  смысла жизни, справедливости судьбы, роли труда досуга. Восточная и  западная цивилизации различаются  именно этими принципиальными чертами. Они покоятся на специфических ценностях, философии, принципах жизни и  образе мира. А в рамках таких  глобальных понятий формируются  конкретные различия людей в поведении, манере одеваться, типах жилища.

 Слово  цивилизация произошло от латинского civilis – гражданский, государственный,  в средневековье носившего юридический  смысл, относящийся к судебной  практике.

 Затем  его значение расширилось. «Цивилизованным»  стали называть человека, умеющего  хорошо себя вести, а «цивилизовывать»  означало делать благовоспитанным  и вежливым, общительным и любезным.

 Долгое  время культуру и цивилизованность  отождествляли. Первым разграничил  два понятия немецкий философ  Иммануил Кант, а в начале ХХ  века другой немецкий философ,  Освальд Шпенглер, в своем знаменитом  труде «Закат Европы» и вовсе  противопоставил их. Цивилизация  предстала у него высшей стадией  культуры, на которой происходит  ее окончательный упадок. «Культура  – это цивилизация, которая  не достигла своей зрелости, своего  социального оптимума и не  обеспечила своего роста», 4- писал известный французский историк культуры Ф. Бродель, как бы соглашаясь с высказываниями О. Шпенглера.

Постепенно  в европейском сознании утвердилось  представление о цивилизации  как вершине технических достижений человечества, связанных с покорением космоса, внедрением компьютерных технологий и невиданных источников энергии.

 С цивилизацией  ассоциируется материальные успехи, а с культурой – духовный  мир человека. Российские этнографы,  в частности Ю.И. Семенов, считают, что признаками перехода к цивилизации являются: в области материальной культуры – появление монументальных каменных или кирпичных строений (дворцов, храмов), в области духовной культуры – возникновение письменности.5

Для антропологов цивилизации – всего лишь более  сложный, или наивысший тип культуры. А если придерживаться этимологии, то окажется, что цивилизация –  это культура людей, живущих в  городах. Горожанам присуще сложный  образ жизни и письменный язык.

 Цивилизация  началась в эпоху письменности  и земледелия. Она явилась вершиной  социального прогресса человечества. Возникновение земледелия

10 – 12 тыс.  лет назад отмечено крупными  изменениями в социальном и  культурном развитии. Обработка  земли стала более систематичной  и тщательной. Резко повысились  производительность труда и размеры  прибавочного продукта.

 Увеличение  размеров прибавочного продукта  дало скачок развитию института  торговли. Именно с возникновением  земледелия фигура торговца стала  главным экономическим и культурным  агентом человеческого общества. Бизнес превратился в важнейшего  творца современной цивилизации,  если таковую понимать как  совокупность не только духовных, но и материальных, научно-технических  достижений человечества.

 Считается,  что бизнесу мы обязаны возникновением  письменного языка. Была необходимость  регистрирования тех, кто привез  зерно, когда он это сделал, в каком объеме, кто чем владеет,  ведение деловой документации  и управление государством в  конечном итоге привели к возникновению  письменности, а позже и книгопечатания.

 Вне цивилизации  оказываются, в частности, примитивные  общества Полинезии и Океании,  где до сих пор существует  первобытный образ жизни, нет  письменности, городов и государства.  Получается своеобразный парадокс: культура у них есть, цивилизации  нет (там, где нет письменности, нет цивилизации). Таким образом,  общество и культура возникли  раньше, а цивилизация позже. За  всю историю существования в  условиях цивилизации человечество  жило не более 2% времени.

Цивилизация – определенная часть или степень  развития культуры. Большинство исследователей предполагает развитие интеллекта и  нравственности, степень и уровень  очеловечивания народов. Прогресс культуры идет от варварства и цивилизации.

    

 

 

 

     8. Лоренц: восемь смертных грехов цивилизации.

 

Рассмотрев восемь различных, но тесно связанных причинными отношениями процессов, угрожающих гибелью не только нашей нынешней культуре, но и всему человечеству как виду.

Это следующие  процессы:

1. Перенаселение  Земли, вынуждающее каждого из  нас защищаться от избыточных  социальных контактов, отгораживаясь  от них некоторым в сущности "не человеческим" способом, и,  сверх того, непосредственно возбуждающее  агрессивность вследствие скученности  множества индивидов в тесном  пространстве.

2. Опустошение  естественного жизненного пространства, не только разрушающее внешнюю  природную среду, в которой  мы живем, но убивающее и  в самом человеке всякое благоговение  перед красотой и величием  открытого ему творения.

3. Бег человечества  наперегонки с самим собой,  подстегивающий гибельное, все  ускоряющееся развитие техники,  делает людей слепыми ко всем  подлинным ценностям и не оставляет  им времени для подлинно человеческой  деятельности - размышления.

4. Исчезновение  всех сильных чувств и аффектов  вследствие изнеженности. Развитие  техники и фармакологии порождает  возрастающую нетерпимость ко  всему, что вызывает малейшее  неудовольствие. Тем самым исчезает  способность человека переживать  ту радость, которая дается  лишь ценой тяжких усилий при  преодолении препятствий. Приливы  страданий и радости, сменяющие  друг друга по воле природы,  спадают, превращаясь в мелкую  зыбь невыразимой скуки.

5. Генетическое  вырождение. В современной цивилизации  нет никаких факторов, кроме "естественного  правового чувства" и некоторых  унаследованных правовых традиций, которые могли бы производить  селекционное давление в пользу  развития и сохранения норм  общественного поведения, хотя  с ростом общества такие нормы  все более нужны. Нельзя исключить,  что многие проявления инфантильности, делающие из значительных групп  нынешней "бунтующей" молодежи  общественных паразитов, могут  быть обусловлены генетически.

6. Разрыв  с традицией. Он наступает,  когда достигается критическая  точка, за которой младшему  поколению больше не удается  достичь взаимопонимания со старшим,  не говоря уже о культурном  отождествлении с ним. Поэтому  молодежь обращается со старшими  как с  чужой этнической  группой,  выражая им свою национальную  ненависть. Это нарушение отождествления  происходит прежде всего от  недостаточного контакта между  родителями и детьми, вызывающего  патологические последствия уже  у грудных младенцев.

7. Возрастающая  индоктринируемость человечества. Увеличение числа людей, принадлежащих  одной и той же культурной  группе, вместе с усовершенствованием  технических средств воздействия  на общественное мнение приводит  к такой унификации взглядов, какой до сих пор не знала  история. Сверх того, внушающее  действие доктрины возрастает  с массой твердо убежденных  в ней последователей, быть может,  даже в геометрической прогрессии. Уже и сейчас во многих местах  индивид, сознательно уклоняющийся  от воздействия средств массовой  информации, например телевидения,  рассматривается как патологический  субъект. Эффекты, уничтожающие  индивидуальность, приветствуются  всеми, кто хочет манипулировать  большими массами людей. Зондирова-ние  общественного мнения, рекламная  техника и искусно направленная  мода помогают крупным капиталистам  по эту сторону "железного  занавеса" и чиновникам по ту  сторону весьма сходным образом  держать массы в своей власти.

8. Ядерное  оружие навлекает на человечество  опасность, но ее легче избежать, чем опасностей от описанных  выше семи других процессов.

Явлениям обесчеловечения, рассмотренным  в первых семи главах, содействует  псевдодемократическая доктрина, согласно которой общественное и моральное  поведение человека вообще не определяется устройством его нервной системы  и органов чувств, выработанным историей вида, но складывается исключительно  под действием "кондиционирования" человека в течение его онтогенеза той или иной культурной средой.6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      9. Общество – это

Форма совместной жизнедеятельности людей, являющаяся обособившейся частью природы и в то же время неразрывно с ней связанной.

 

      10. Разум — это

Одна из форм сознания, самосознающий рассудок, направленный на самого себя и понятийное содержание своего знания (Кант, Гегель). Разум выражает себя в принципах, идеях и идеалах. Разум следует отличать от других форм сознания — созерцания, рассудка, самосознания и духа. Если рассудок как мыслящее сознание направлено на мир и главным своим принципом принимает непротиворечивость знания, равенство себе в мышлении, то разум как рассудок, сознающий себя, соотносит не только разное содержание между собой, но и самого себя с этим содержанием. В силу этого, разум может удерживать противоречия. Гегель считал, что только разум достигает, наконец, истинного выражения истины как конкретного, то есть включающее в свое единство противоположные характеристики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                    Заключение

Философия как  сфера постижения мира и человека - открытая, развивающаяся система, а бесконечный поиск и развитие - это способ ее существования.

Философское познание изменяющейся, развивающейся  действительности возможно лишь в форме  творческого поиска, который считает  полученные решения не окончательными, а открытыми - открытыми для дискуссии, для критики, для переосмысления, уточнения и углубления. Хорошо известно из прошлого, что как только от философского исследования отлетает дух напряженного искания, смелого интеллектуального  усилия, тут же, словно по мановению  руки злого волшебника, все как  будто застилается какой-то нездоровой пеленой. Даже самые глубокие истины, буквально выстраданные величайшими  мыслителями, вдруг обретают вид  бессодержательных абстрактных  формул, плоских банальностей, неспособных  затронуть ни ум, ни сердце.

Поэтому можно  сказать, что философский поиск  всегда не только опирается на предшествующие достижения философской мысли и  одушевляется ими, но и сам вновь  и вновь одухотворяет эти достижения, делает их актуальными для мировосприятия и раздумий современного человека. Другими словами, те, кто занимаются философией, тем самым принимают  на себя ответственность и перед  своими современниками, и перед философами прошлого за то, чтобы никогда не угасал гераклитов огонь, символизирующий  беспокойное, дерзновенное стремление к истине, очищающей и укрепляющей  дух человека и общества.

Наряду с  этим ответственность философии  простирается и в другом направлении. В современном динамичном, бурно  меняющемся мире человечество постоянно  сталкивается с принципиально новыми ситуациями, задачами и проблемами во всех сферах своей жизни. Философское  осмысление реальностей современного мира и тенденций его развития - одно из важных условий того, чтобы  человеческая деятельность могла реализовываться  как деятельность разумная, сознательная и целенаправленная.

Посредством философского анализа  определяются те мыслительные горизонты, на фоне которых формируется рациональное отношение к проблемным ситуациям, возникающим в жизни человека и общества. Иначе говоря, философский  анализ позволяет выразить на языке  понятий и, следовательно, сделать  предметом разумного осмысления наши интересы и устремления, нашу неудовлетворенность  самими собой и тем, что нас  окружает, - в общем, все то, что  побуждает нас действовать, и  действовать так, а не иначе.

Особая роль философии в период происходящих в обществе преобразований - в ее критической направленности, возможности посредством философского анализа осознать обусловленность  историческими обстоятельствами, а  значит, ограниченность многого из того, что представлялось безусловным, что обрело силу стереотипа, а то и просто догмата. Однако критическое  философское исследование всегда не только решает отрицательные задачи ниспровержения тех или иных устаревших стереотипов, но и несет в себе мощный положительный заряд утверждения  всего того, что соответствует  как новой, изменившейся реальности, так и новым социальным идеалам, взятым во всей их полноте и гуманистической  направленности.

Информация о работе Контрольная работа по философии