Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 09:21, контрольная работа

Описание работы

Задание первое:
Архэ (греч. αρχή — начало, принцип) в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир.
А́том (от др.-греч. ἄτομος — неделимый) — частица вещества микроскопических размеров и массы, наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств.
Задание второе:
Сочинение: Образ человека в поздний период античной философии
1. Общая характеристика эллинистического и римского периодов античной философии. Эпикуреизм и стоицизм. Их представители.
2. Общество и человек в философских размышлениях эпикурейцев и стоиков.
3. Стоическая этика: понятие долга, ответственности, свободы. Судьбы. Стоический идеал человека.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа № 9. Тема - Античная философия .doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

Представители римского эклектицизма владели колоссальным количеством  знаний. В ряде случаев они были подлинными энциклопедистами своей эпохи. Соединение ими различных философских школ не было случайным и безосновательным, определенный концептуальный подход укреплялся именно глубоким знанием отдельных воззрений. Постепенное сближение теории с областью этики выражало общую ситуацию в философии.

Неоплатонизм. Прогрессирующий кризис римского общества в последние годы республики и в первые годы империи  закономерно отражается и в философии. Недоверие к рациональному освоение мира, в большей или меньшей степени проявляющееся в различных философских направлениях, вместе с усиливающимся влиянием христианства все больше и больше укрепляло множащиеся признаки мистицизма.

Другую школу неоплатонизма - афинскую - представляет Прокл (412-485). Его творчество в определенном смысле является завершением и систематизацией неоплатонической философии. Он полностью принимает философию Плотина, но помимо этого издает и интерпретирует диалоги Платона, в комментариях к которым высказывает оригинальные наблюдения и выводы.

 

 

ЭПИКУРЕИЗМ 

 

Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его  последователей. Эпикуреизм был одним  из наиболее влиятельных философских  течений в Античности.

Эпикур основал в Афинах в 306 г. до н.э. школу, где и преподавал свою философию наслаждения. Но Эпикур говорил не о чувственном наслаждении, которое невозможно насытить. Он имел в виду удовольствие покоя, как отсутствие страдания. Говорит ли Эпикур о богах, о вселенной, о дружбе и т.д., он всегда подчеркивает необходимость научиться наслаждаться всем этим. Все основные философские понятия он рассматривает через призму духовного наслаждения.

Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура  стали именоваться «философами  из садов». В школу принимались женщины и рабы, причем отказываться от своего имущества не требовалось. На воротах школы была надпись: «Гость, тебе здесь будет хорошо; здесь удовольствие — высшее благо».

Самыми яркими представителями  эпикуреизма являются Эпикур (341—270 до н. э.) и Лукреций Кар (ок. 99 — 55 до н. э.). Эпикур развил идеи атомизма. Он не мог принять причинность, царившую в мире атомов Демокрита, согласно которому все создано в результате «столкновений» и «отскакиваний» атомов. Эпикур приписывает атомам способность «отклоняться» в результате движения «связной цепью». Он фактически приписывает атомам определенную волю, из-за которой мир не является хаотичным. Факт проявления воли и «отклонения атомов» Плутарх называет случаем. Таким образом получается, что «в необходимости нет никакой необходимости». Эпикур считает, что жизнь и смерть одинаково не страшны для мудреца: «Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет». Знания Эпикур рассматривает как результат осмысления чувственного опыта. Центральной идеей этического учения Эпикура является стремление к наслаждению (принцип гедонизма), часто созерцательному. Высшим благом для философа по Эпикуру является постоянное ощущение наслаждения, то есть избавление от страданий. Для этого он призывает жить разумно и нравственно, проявлять уважение к богам.

Лукреций — философ, политик  и поэт, автор поэмы «О природе  вещей», в которой изящно описывает  неуловимое действие испускаемых атомами  «эйдолов» на органы чувств, которое  вызывают у людей чувства и эмоции. Атомы по Лукрецию не есть минимальные дробные частицы вещества, но своего рода творческие образы, материал для природы. Также как и Эпикур признает существование богов и души, рассматривая её как совокупность из самых гладких частиц.

 

СТОИЦИЗМ

 

Школа стоиков, основанная Зеноном  в конце IV в. до н.э., существовала еще  во времена Римской империи. Главной  идеей стоицизма является покорность судьбе и фатальность всего сущего. Зенон так говорил о стоике: "Жить последовательно, т.е. согласно с единым и гармоническим жизенным правилом, ибо те, кто живет непоследовательно, несчастливы."

Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего  эллинизма и сохранившая влияние  вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя. До того стоиками в Афинах называли сообщество поэтов, собиравшихся в Стоа Пойкиле за сто лет до появления там Зенона и его учеников и единомышленников. В истории стоицизма различают три главных периода: Древняя (Старшая) Стоя (конец IV века до н.э. — середина II века до н.э.), Средняя (II-I века до н.э.), Новая (I-III века н.э.).

Стоицизм как подход в философии просуществовал с III в. до н. э. до III в. н. э. Труды ранних стоиков (Зенона Китийского, Хрисиппа) дошли до нас неполными, поздних (I, II в. Плутарх, Цицерон, Сенека, Марк Аврелий) — в виде отдельных сохранившихся сочинений.

Идеал стоика — невозмутимый, даже «бесчувственный» мудрец, свободный от страстей. Стоики в своих учениях уделяли много внимания феномену воли. На учение стоиков поэтому сильное влияние оказал Сократ, мужественно вынесший суд над ним и казнь. По мнению Хрисиппа вся вселенная состоит из единой душевной женственно-нежной материи — эфира. Марк Аврелий, римский император, считал, что всё в мире взаимосвязано, развивается по какому-то закону, под руководством божественного провидения. Существует единая мировая душа, управляющая всем сущим. Особенно отчетливо эта мысль звучит в трудах Сенеки, для которого свобода — высший идеал.

Философия ранних стоиков строится на том, что мир состоит из четырёх  стихий: земли, воды, огня и воздуха. Надо сказать, что стоики верили предсказаниям  и астрологии. Основой мироздания считались огонь и воздух. Закон, по которому огонь переходит в другие стихии, вслед за Гераклитом назвали Логосом. Судьба для стоиков есть Логос Космоса: ею упорядочивается все в мире. Марк Аврелий также считал, что все люди равны от рождения и уважал формы правления, при которых в управлении страной задействовано всё население страны. Во время его царствования было улучшено положение женщин и рабов. Кроме того, стоики уделяли большое внимание грамматике.

 

.  2.  Общество и человек в философских размышлениях эпикурейцев и стоиков.

Рассмотрим взгляды на общество и человека в философских размышлениях эпикурейцев и стоиков.

На социальных воззрениях Эпикура отражался принцип наслаждения. Общество, как считал он, является совокупностью индивидов, которые договорились между собой о том, что не будут вредить друг другу. Соблюдение этого договора он и называл справедливостью. Исходя из своей этики, Эпикур рекомендовал, чтобы мудрый человек (философ) избегал общественной и политической деятельности. Общество – это лишь средство для удовлетворения потребностей отдельного человека, его желаний и блага.

В соответствии с возросшим интересом  к человеку и его проблемам, который  происходит в эллинистический период, Эпикур придавал этическому учению существенно большее значение, чем Демокрит. Он исходил из индивидуалистических, в сущности сенсуалистских позиций. Человек, по Эпикуру, является чувствующим существом, и его чувства суть основной критерий морали.

Принцип наслаждения отражался  и на социальных воззрениях Эпикура. Общество, считал он, является совокупностью индивидов, которые договорились между собой о том, что не будут вредить друг другу. Соблюдение этого договора он называл справедливостью: "По отношению к тем животным, которые не могут заключать договоры, чтобы не причинять и не терпеть вреда, нет ни справедливости, ни несправедливости,- точно так же, как и по отношению к тем народам, которые не могут или не хотят заключать договоры, чтобы не причинять и не терпеть вреда". "Справедливость не существует сама по себе; это - договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, заключенный при общении людей и всегда применительно к тем местам, где он заключается". Собственно, Эпикур в определенной мере предвосхищает позднейшую теорию общественного договора.

Исходя из своей этики, Эпикур рекомендует, чтобы мудрый человек (философ) избегал общественной (политической) деятельности. Замкнутость в частной  жизни является типичным проявлением  индивидуализма, к которому прибегали  философы эллинистического периода, уходя от жгучих проблем современной им жизни.

 

От эпикурейского диаметрально отличается стоическое понимание общества. Общество, по представлениям стоиков, возникает естественным образом (а  не путем конвенции, как у эпикурейцев). Все люди, независимо от пола, социального положения или этнического происхождения, равны самым естественным образом. В этом в значительной мере проявляется и характерный для того времени космополитизм, связанный с расширением горизонтов античного мира.

Так как человек – не только отдельное, изолированное существо, но также существо общественное и вместе с тем часть мира, то естественное стремление к самосохранению, изначально движущее его поведение, возвышается до заботы о благе государства и даже до понимания обязанностей отдельного существа по отношению к мировому целому. Поэтому мудрец выше личного блага ставит благо государства и в случае необходимости не колеблется принести ему в жертву даже свою жизнь: он знает и понимает, что в этом случае именно этого требует стремление к самосохранению. Таким образом, расширяя эту точку зрения за пределы родного полиса, стоики приходили к космополитизму.

Стоицизм отводит внимание от внешнего мира, от общества к внутреннему  миру человека. Лишь внутри себя человек  может найти главную и единственную опору. Стоики призывали человека к жизненной мудрости и самообладанию. Судьба каждого человека является предначертанной. Поэтому не следует сопротивляться фатуму. Судьба ведет того, кто добровольно и безусловно ей подчиняется, и тянет силой того, кто неразумно и безрассудно ей сопротивляется. Отсюда следует, что человек должен сознательно, разумно познавать свое место в мироустройстве; он должен постичь, какое поведение отвечает его собственной природе и естественному взаимоотношению с другими существами.

По представлениям же эпикурейцев  главное в человеке – свобода. И если человек не может достичь  свободы в общественной жизни, то ему следует попытаться добиться свободы внутренней – он должен освободиться от страха и страданий. По мысли Эпикура, существует разница между безотчетными страхами людей и разумной опасливостью. Мистический ужас мы испытываем тогда, когда не понимаем причин происходящего и не можем предположить дальнейший ход событий. В этом смысле знание естественных причин и следствий способно освободить человека от панических страхов. Вот почему Эпикур считал, что освободить людей от страхов можно путем борьбы с предрассудками и невежеством.

Чтобы жить без тревоги, надо освободиться также от страха перед богами. В своем просветительстве Эпикур не доходит до прямого атеизма, но он дает объяснение богам, которое можно было бы назвать эстетическим, в противоположность религиозному.

Таким образом, основная задача философии эпикуреизма – помочь человеку преодолеть страхи, обеспечить ему спокойную и безмятежную жизнь.

 

 

  1. Стоическая этика: понятие долга, ответственности, свободы. Судьбы. Стоический идеал человека.

 

Стоики заявляли, что существует сквозная причинность как выражение  разумного, высшего начала. Необходимо преодолевать страсти, сознательно подчиняться необходимости, воспитывать мудрость без жалости. Не ценили жизнь, если она была безнравственной.

Учение стоиков принято  разделять на три части: логику, физику и этику. В центре этических рассуждений  стоиков не понятие счастья, а  понятие долга. Стоики, разрабатывая свою оригинальную этику, видели долг в стремлении к нравственному совершенству, которое достигается, когда человек живет в соответствии с природой и подчиняется судьбе.

Человек, полагали стоики, не может сделать этот мир совершенным, но он может устроить совершенный мир в самом себе, приобрести гордое достоинство, и следовать высоким требованиям морали. Стремление к совершенству лежит на путях познания мира и упражнения в добродетельном поведении. Внутренняя свобода достигается путем познания необходимости следовать требованиям непререкаемого долга.

Стоики считали, что путь к блаженству в беспристрастии. Они  уделили пристальное внимание анализу  страстей, требуя их подчинения разуму. Страсти делились при этом на четыре вида: печаль, страх, вожделение и удовольствие.

Печаль, согласно стоикам, многообразна. Она может вызываться состраданием, завистью, ревностью, недоброжелательством, беспокойством, горем и т. д. Страх  стоики рассматривали как предчувствие зла. Вожделение они понимали как неразумное стремление души. Удовольствие воспринималось стоиками как неразумное пользование желаниями. Стоики сторонились удовольствий. Для них идеалом являлся бесстрастный человек, аскет.

Страсти, по мнению стоиков, — источник зла, которые могут выступать в виде неразумия, трусости, неумеренности и несправедливости.

Стоик стремится возвыситься над  страстями. Это достигается пониманием сути добра и зла, между которыми, как они считали, лежит обширное поле нравственно безразличного.

Стоики учили умеренности, терпению, мужественному перенесению ударов судьбы. Они провозглашали: будь человеком и в бедности, и в богатстве, сохраняй свое достоинство и честь, чего бы это тебе не стоило, если судьба предназначила тебе бедность, нездоровье, бесприютность, переноси их без стенаний, если ты богат, красив, умен, будь умерен в пользовании этими благами, помни, что завтра ты можешь оказаться нищим, больным, гонимым.

В этике стоиков существовали только добродетель и порок, нюансы не входят в рамки нравственности. Человек волен сам решать, какой выбор он сделает.

Стоицизм, возникший одновременно с эпикуреизмом и развивавшийся  в полемике с ним, на первый взгляд как будто бы выходит за рамки  этического субъективизма, связывает  добродетель с пониманием царящей  в природе необходимости. Но только на первый взгляд. Хотя стоики и говорят о всеобщности добродетели, считая, что подлинная этика является этикой долга, тем не менее стоическая добродетель, провозглашаемый с огромной энергией долг также оказываются лишенными содержания. Стоики в своих

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"