Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 09:21, контрольная работа

Описание работы

Задание первое:
Архэ (греч. αρχή — начало, принцип) в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир.
А́том (от др.-греч. ἄτομος — неделимый) — частица вещества микроскопических размеров и массы, наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств.
Задание второе:
Сочинение: Образ человека в поздний период античной философии
1. Общая характеристика эллинистического и римского периодов античной философии. Эпикуреизм и стоицизм. Их представители.
2. Общество и человек в философских размышлениях эпикурейцев и стоиков.
3. Стоическая этика: понятие долга, ответственности, свободы. Судьбы. Стоический идеал человека.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа № 9. Тема - Античная философия .doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

нормативных следствиях вполне схожи  с эпикурейцами; они обосновывают свободу индивида, его самотождество, способность быть счастливым независимо от внешних обстоятельств, судьбы.

В мире царит необходимость - однозначная, неумолимая, не знающая никаких исключений. В ее роковой, заранее предначертанный ход включен и человек. Однако человек обладает разумом и может осознать неотвратимость судьбы, в этом состоит его свобода, источник невозмутимости и ровности духа. Такова основная мысль этики стоицизма.

Стоики пытаются ответить на вопрос, что делать человеку, когда он ничего не может сделать, как ему сохранить  себя, свою внутреннюю ценность, когда  все кругом ломается и рушится. И  ответ этот гласит: покориться судьбе, противопоставив ей стойкость, непоколебимость духа, возвысить силу внутреннего человека над слабостью внешнего, не идентифицировать свою нравственную сущность с событийной, предметной стороной бытия, а, напротив, изъять ее из сферы необходимости, замкнуть в себе, не связывать счастье ни с чем, кроме добродетели, добровольно и невозмутимо принимать

любой, даже самый неожиданный, оборот жизненных ситуаций. Если человек, полагали стоики, ничего не может сделать  с судьбой, то и судьба не может  ничего сделать с его нравственной сущностью - не может подчинить себе, сломать, растоптать. В человеке всегда достаточно силы, чтобы гордо и с достоинством нести свою участь, а если того будет требовать добродетель, то бестрепетно уйти из жизни.

Таким образом, этика стоицизма  защищает высшие духовные ценности человека - его свободу и достоинство, добродетель и высшее благо гораздо более адекватными природе самой морали средствами.

Присущее стоицизму требование сурового и непреклонного соблюдения долга, следования необходимости как  условие обретения человеком достоинства и счастья придает этому учению весьма ригористический характер и одновременно противопоставляет веления нравственности естественным стремлениям человека. Подчеркивая внутреннюю незаинтересованность нравственного поступка, совершаемого не для удовольствия и выгоды, а ради самой добродетели, стоицизм вскрывает присущее морали бескорыстие, ориентацию на духовные ценности.

Конечно, стоицизм с глубокой серьезностью говорит об ответственности  и  долге. Однако, поскольку ему не удается  вывести живое и обоснованное понятие действия  ни  из  натурфилософии, ни  из этики,  эти  его слова  звучат  как некролог.  Он  неспособен   действительно  внушить   что-либо  связанное   с добровольно  и  целеустремленно  предпринимаемой  деятельностью.  То  и дело мышление  оттесняется   на   путь  пассивности.  Натурфилософия   дает  лишь космический фон для разочарованности  и  пессимизма, к которым пришла этика. Идеал  совершенствования мира усилиями этического и этически организованного человечества, воскрешающий китайский монизм,  по-настоящему не увиден и  тем более не удержан.

Нельзя  без волнения  смотреть на то, как  складывается судьба античной этики в эпикуреизме и стоицизме. Вместо здоровой,  жизнеутверждающей этики, которой Сократ ждет от  рационального мышления,  господствующими становятся разочарованность    и   пессимизм.   Происходит    непостижимое    обеднение представления о   нравственном.  Понятие действия  не  поддается четкому определению. Утрачивается  даже то, что традиционно сохранялось от  этого понятия в наивном мышлении эллинизма.

 

  1. Основные философско-этические идеи эпикурейцев: наслаждение, счастье, благо, смысл жизни. Жизненное кредо: «Живи незаметно».

 

В философии эпикуризма одна из самых существенных задач – практическая помощь человеку в преодолении страха перед смертью. Эпикур обращается к человеку, приглашая понять, что со смертью у него нет ничего общего. Смерть, по мысли Эпикура, не имеет к человеку никакого отношения.

Цель Эпикура – помочь разобраться  человеку в том, как следует жить. Он задумывается над вопросом о счастье  человека и находит его в наслаждении. Это высшее благо. Оно состоит  в удовлетворении естественных потребностей и в достижении определенного душевного равновесия – спокойствия души, а тем самым и счастья. Освобождение души от гнетущих ее страхов и открывает путь к счастью. Мудрец не тот, кто хватает на лету наслаждение без оценки его и без мысли о его будущих последствиях. Мудрец различает три вида удовольствий: 1) природные и необходимые для жизни; 2) природные, но для жизни не необходимые; 3) не природные и не необходимые для жизни. Мудрец стремится только к первым и воздерживается от всех остальных. Результат такого воздержания – полная невозмутимость, или безмятежность, которая и есть счастье.

Таким образом, цель счастливой жизни  – в душевном спокойствии, в  «безмятежности души». Эпикур имеет в виду такое душевное равновесие, когда человек сохраняет свободу от всяких страстей – и от чрезмерных радостей, и от чрезмерной скорби. Эти моральные требования он считал естественными, вытекающими из человеческой сущности.

Подчеркивание Эпикуром роли наслаждения  как этического принципа нельзя смешивать с сибаритством. В этом смысле учение Эпикура извратили позднейшие сторонники эпикуреизма, в частности богатые выходцы из высших кругов римского общества.

По Эпикуру одно из условий счастья  – уклонение от жизни на виду других. Жизнь философа – жизнь скрывающаяся. «Живи незаметно» – т.е. уходи общественной деятельности.

Для эпикурейцев чувственный мир  — это настоящая реальность. Мир  чувственности необычайно изменчив, множествен. Есть предельные формы  чувств, чувственные атомы, или, иначе  говоря, атомы не сами по себе, а в мире чувств. Эпикур наделяет атомы самопроизвольностью, "свободой воли". Атомы движутся по кривым, сплетаются и расплетаются. Представлению о стоическом роке приходит конец.

Эпикуреец не имеет над собой  какого-либо господина, нет необходимости, он обладает свободой воли. Он может уединяться, предаваться собственным наслаждениям, погружаться в самого себя. Эпикуреец не боится смерти: "Пока мы существуем, нет смерти; когда смерть есть, нас более нет". Жизнь — вот главное наслаждение с ее началом и даже концом. (Умирая, Эпикур принимал теплую ванну и просил принести ему вина.)

Человек состоит из атомов, которые  обеспечивают ему богатство мира ощущений, где он всегда может найти  для себя удобную обитель, отказываясь  от активной деятельности, стремления переустроить мир. Эпикуреец относится к жизненному миру совершенно бескорыстно и вместе с тем стремится слиться с ним. Если довести качества эпикурейского мудреца до абсолютного предела, то мы получим представление о богах. Они тоже состоят из атомов, но не распадающихся атомов, а потому боги бессмертны. Боги блаженны, им нет никакой необходимости вмешиваться в дела людей и мироздания. Да это и не дало бы какого-либо положительного результата, ибо в мире, где есть свобода воли, нет и не может быть устойчивых целенаправленных действий. Поэтому богам на Земле делать нечего, Эпикур помещает их в межмировое пространство, там они и носятся. Но богопочитаемость Эпикур не отрицает (он и сам посещал храм). Почитая богов, человек сам укрепляется в правильности своего собственного самоустранения от активной практической жизни на путях эпикурейских представлений. Перечислим главные из них:

1) все состоит из атомов, которые  могут самопроизвольно отклоняться  от прямолинейных траекторий;

2) человек состоит из атомов, что обеспечивает ему богатство чувств и удовольствий;

3) мир чувств не иллюзорен,  он — главное содержание человеческого,  все остальное, в том числе  идеально-мыслительное, "замыкается" на чувственную жизнь;

4) боги безразличны к человеческим  делам (об этом, мол, свидетельствует наличие зла в мире).

5) для счастливой жизни человеку  необходимы три главные составляющие: отсутствие телесного страдания  (апония), невозмутимость души (атараксия), дружба (как альтернатива политическим  и другим противостояниям).

 

  1. Место и роль философии в совершенствовании личности и достижении счастья у стоиков и эпикурейцев

 

Стоики стремились соединить три  части философии (логику, физику и  этику) в одну цельную систему. А  потому стоики часто сравнивали философию  с человеческим организмом. Логику они считали скелетом, этику – мышцами, а физику – душой.

Стоики характеризовали философию  как «упражнение в мудрости». Орудием философии, ее основной частью они считали логику. Она учит обращаться с понятиями, образовывать суждения и умозаключения. Без нее нельзя понять ни физику, ни этику, которая является центральной частью стоической философии. Физику, т.е. философию природы, они не переоценивали. Это вытекает из их главного этического требования «жить в согласии с естеством», т.е. с природной средой и порядком мира – логосом.

Философия помогает способом постижения счастья. Высшее человеческое счастье  – жизнь, согласная с природой человека. Но истинную свою природу  человек обретает только с развитием  задатков, данных ему его природой. Только при условии этого развития человек становится в действительности тем, чем при рождении он был только в возможности.

Поэтому истинная природа человека – лишь идеал, к достижению которого человека направляют его задатки. Развитие человека, достигшее совершенства, есть добродетель, а жизнь, согласная с природой,– добродетельная жизнь. Счастливая жизнь – это и есть добродетельная жизнь, и человек должен стремиться к добродетели не ради последствий, которые ему сулит обладание добродетелью, а только ради нее самой. Чтобы быть счастливым, достаточно одного обладания добродетелью. Добродетель – искусство правильной жизни, она принадлежит к тем искусствам, цель которых не в их произведениях и не в их результатах, а в правильности самой их деятельности. Высшая цель жизни – проявление такой деятельности. Эта конечная, или высшая, цель должна совпадать в человеке с первичным природным его влечением. Первичное – природное влечение не может заблуждаться и обманывать человека.

Однако предметом первичного природного влечения не может быть, как у эпикурейцев, удовольствие, или избегание неудовольствия. У стоиков для всех живых существ первичное влечение природы есть стремление к самосохранению, или любовь к себе. Желая сохранить свои создания, природа вложила стремление к самосохранению во все свои творения. Цель природы – сохранить творение в состоянии, соответственном его природе. Поэтому каждое живое существо с самого своего рождения безотчетно ищет всего, что удовлетворяет цели самосохранения, и избегает всего, что ей противоположно. Постижению этого и помогает философия.

Эпикурейцы понимают и определяют философию как деятельность, дающую людям посредством размышлений  и исследований счастливую, безмятежную  жизнь, свободную от человеческих страданий. «Пусты слова того философа, – писал Эпикур, – которыми не врачуются никакие страдания человека. Как от медицины нет никакой пользы, если она не изгоняет болезни из тела, так и от философии, если она не изгоняет болезни души». А в письме к Менекеу он поучал: «Пусть никто в молодости не откладывает занятия философией, а в старости не устает заниматься философией... Кто говорит, что еще не наступило или прошло время для занятия философией, тот похож на того, кто говорит, что для счастья или еще нет, или уже нет времени».

По Эпикуру, человек даже вовсе  не испытывал бы потребности в  изучении природы, если бы его не страшили смерть и небесные явления. «Если  бы нас нисколько не беспокоили подозрения относительно небесных явлений и  подозрения относительно смерти, будто  она имеет к нам какое-то                отношение…, – писал он, – то мы не имели бы надобности в изучении природы». Однако все страхи не имеют силы в глазах истинного философа. «Смерть – самое страшное из зол, – поучал Эпикур Менекея, – не имеет к нам никакого отношения, так как, когда мы существуем, смерть еще не присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».

Взгляд на философию как на практическое учение, обеспечивающее человеку счастье, освобождающее от обуревающих его  страхов, привел его к глубокому размышлению и преобразованию всех ранее известных философских учений, позволив создать свое, неповторимое и оригинальное.

 

Задание третье. Изобразите схематически основные проблемы античной философии:

 

 

п/п

Этапы развития античной философии

Ее представители

Главные проблемы

1

Досократический (ранний)

период:

 

– милетская школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– школа пифагорейцев

 

 

 

 

 

– элейская школа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– школа эволюционизма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– школа ноологии

 

 

– школа атомизма

 

 

 

 

 

 

Фалес (около 624-547 гг. до н.э.)

 

Анаксимандр (610-546 гг. до н.э.)

 

 

 

Анаксимен (585-525 гг. до н.э.)

 

Гераклит (544-483 гг. до н.э.)

 

 

 

 

Пифагор (ок. 580-500 гг. до н.э.

 

 

 

 

Парменид (ок. 540-480 гг. до н.э.)

 

 

 

 

 

Зенон (ок. 490-430 гг. до н.э.)

 

 

 

 

 

Эмпедокл (ок. 490-430 гг. до н.э.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Анаксагор (500-428 гг. до н.э.)

 

Левкипп (ок. 500-440 гг. до н.э.)

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н.э.)

Поиск той первоосновы, из которой  возникают все конкретные предметы и явления.

 

Такая первооснова – в воде.

 

Первоосновой является неопределенное начало – «апейрон».

 

Первоосновой является воздух.

 

Первооснова мира – в огне. Все  возникает из огня и в огонь  превращается.

 

 

Источником и первоосновой мира является количественное отношение  – число.

 

Мир делится на истинный и неистинный. Истинным есть бытие, мир конкретных вещей – неистинное бытие.

 

Истинное – только рациональное познание, чувственное познание –  ограниченное.

 

 

Первооснова мира – четыре стихии: земля, вода, воздух, огонь. Они пассивны. Источником Вселенной является борьба двух психических начал – любви и ненависти.

 

Первичны все состояния вещества.

 

Бытие – атомы, небытие – пустота

2

Классический период:

– средняя классика (софисты, Сократ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– высокая классика

(Платон, Аристотель)

 

 

 

Протагор (ок. 481-411 гг. до н.э.)

 

 

 

 

 

 

Горгий (ок. 483-375 гг. до н.э.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сократ (469-399 гг. до н.э.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Платон (428-347 гг. до н.э.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Аристотель (384-322 гг. до н.э.)

 

 

 

«Человек – мера всех вещей». Все, что приносит удовлетворение – хорошо, то, что причиняет страдания – плохо.

 

В теории познания действуют 3 тезиса: 1 – ничего не существует; 2 – если что-то и существует, его невозможно познать;   3 – если что-то возможно познать, то знания нельзя передать и  объяснить другому.

 

Строение мира, физическая природа вещей непознаваемы. Познать можно только самого себя.

Центр философии – человек.

Сформировал философский метод  – диалектику.

 

 

В своих работах изложил натурфилософию, учение о Космосе, теорию познания и  диалектику, рассмотрел проблемы человека и общества.

Создал учение объективного идеализма.

 

Рассматривал основные положения  системы «идея–содержание–вещь–форма)

2

Поздний период:

  • эллинистичес-кий
  • римский

 

– эпикуреизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– скептицизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– стоицизм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– неоплатонизм

 

 

 

 

 

Эпикур (342-270 гг. до н.э.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Тит Лукреций Кар (ок. 99-55 гг. до н.э.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Пиррон из Элиды (ок. 360-270 гг. до н.э.)

Энесидем из Кносса (1 в. до н.э.)

Секст Эмпирик ((конец II – начало III в. до н.э.)

 

 

 

 

Зенон из Китиона (ок. 333-262 гг. до н.э.)

Клеанф (331-233 гг. до н.э.)

Хрисипп (ок. 281-205/208 гг. до н.э.)

Сенека (ок. 4 г. До н.э.)

Эпиктет (ок. 50-138)

Марк Аврелий (121-180)

 

 

 

Плотин (205-270)

Порфирий (232 или 233 г. – начало IV в.)

Ямвлих (ок. 280 – ок. 330)

Прокл (410-485)

 

 

 

 

 

 

 

Главная цель философии – счастье  человека. Смерти не существует, поскольку  в основе мира лежат бессмертные  атомы. Главное – достижение атараксии  – душевной невозмутимости.

 

Основная цель философии – избавление человека от страха загробного наказания. Это достигается через познание природы, законов ее функционирования.

 

Каждая вещь является более такой, нежели любая другая.

Надо воздержаться от любых суждений о вещах.

Надо сохранять состояние автаркии (самообладания).

 

Мир пронизан божественной пневмой, в нем властвует фатум – неумолимый закон судьбы.

Не следует сопротивляться фатуму.

Надо сохранять мужество духа.

 

Мир – есть последовательное «излияние» божественного Единого.

Человеку следует стремиться приблизиться к Богу.

Надо идти путем духовного самосовершенствования.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"