Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2013 в 09:21, контрольная работа

Описание работы

Задание первое:
Архэ (греч. αρχή — начало, принцип) в досократовской древнегреческой философии — первооснова, первовещество, первоэлемент, из которого состоит мир.
А́том (от др.-греч. ἄτομος — неделимый) — частица вещества микроскопических размеров и массы, наименьшая часть химического элемента, являющаяся носителем его свойств.
Задание второе:
Сочинение: Образ человека в поздний период античной философии
1. Общая характеристика эллинистического и римского периодов античной философии. Эпикуреизм и стоицизм. Их представители.
2. Общество и человек в философских размышлениях эпикурейцев и стоиков.
3. Стоическая этика: понятие долга, ответственности, свободы. Судьбы. Стоический идеал человека.

Файлы: 1 файл

Контрольная работа № 9. Тема - Античная философия .doc

— 201.50 Кб (Скачать файл)

 

 

Задание четвертое. Логические задачи, упражнения, комментарии.

 

«Подлинные философы – те, кто любит усматривать  истину» (Платон).

«Философам свойственно  испытывать изумление. Оно и есть начало философии» (Платон).

На вопрос, что дала ему философия, Диоген ответил: « По крайней мере, готовность ко всяким поворотам судьбы».

Аристотель одним из истоков философского знания называет недоумение, удивление по поводу незнания и говорит, что к философскому знанию люди стремятся не ради какой-нибудь выгоды, а «ради понимания».

«Во всех занятиях плод с  трудом приходит по окончании их, а  в философии познание и удовольствие бегут наперегонки. Наслаждение  не следует за познанием, но познание и наслаждение существуют одновременно». (Эпикур).

 

Сравните эти высказывания относительно философии и ее истоков и выделите главные отличительные черты и специфику философского знания.

 

 

По мнению Платона, сутью  "философской  души" является способность правильно  познавать окружающий человека мир.  Из многочисленных высказываний  Платона явствует,  что он сам относил себя  к немногочисленному числу тех самых "философов", которые являются носителями элитарного сознания.

Первоначально значение термина "философ"  у Платона  имело несколько  иное,  чем в наше время,  значение. Учитывая приводимый выше платоновский афоризм о том, что философы элитны,  избраны,  просвещены, ибо "толпе не присуще быть философом", можно с известным допуском говорить о "платоновской  душе философа" как о термине, в некотором смысле, изначально тождественном понятию элитарного сознания.

В   своих  диалогах  Платон  дает развернутое определение "душе философа", наделяя ее, в сравнении  с толпою,  всеми чертами превосходства.  Философы, утверждает Платон,  это  люди,  способные постичь то, что  вечно тождественно самому себе,  а другие этого не могут и застревают на месте,  блуждая среди множества разнообразных вещей, и поэтому они уже не философы.  Подлинный философ - это тот, кто любит усматривать истину. Поэтому основными свойствами "души-сознания" философа должны являться: способность к познанию,  память, мужество и великодушие, соразмеренность и прирожденная тонкость ума, своеобразие которого и делает человека восприимчивым к идее  всего сущего. Как видно из данного Платоном определения,  элитарное сознание в первую очередь характеризуется вхождением  субъекта  в систему  мировых  идей (знаний,  ценностей) и активным в ней функционированием,  т.е.  качественным преобразованием этого мира идей.  Однако, нам абсолютно  будет  не понятна природа  элитарного сознания,  если мы станем рассматривать ее в отрыве от проблемы личности,  в отрыве от проблемы мировоззрения и самосознания человека элиты.

Впервые Платон в диалоге «Теэтет» устами Сократа сказал, что философу свойственно испытывать изумление. Оно и есть начало философии. Символ философии — богиня вестница Ирида (Радуга), именно она вопрошает о сущем. Ту же мысль, что философия — дочь удивления, воспроизводит Аристотель во второй главе первой книги «Метафизики»: «Ибо вследствие удивления люди и теперь и впервые начали философствовать...». Это изумление есть нестерпимое желание человека слиться с единым, с сущим. Аристотелевская «Метафизика» начинается словами: «Все люди от природы стремятся к знанию». Не стремится к знанию, не удивляется, а значит и не любит мудрость только абсолютный невежда или Бог (первый, потому что ему не нужна мудрость, второй, потому что она у него уже есть).

Способность удивляться – драгоценное  свойство человека, наполняющее его  жизнь высоким смыслом, ожиданием  все больших и больших радостей от свободной игры ума, сближающее мыслящего человека с Богом. Так же, как здоровому, физически развитому человеку приятна игра мускулов, так и человеку умственно, нравственно развитому приятна и даже жизненно необходима постоянная, непрерывная работа мысли. «Мыслю, следовательно, существую», - писал великий философ и ученый Р.Декарт.

Что касается ответа Диогена на вопрос о том, что дала ему философия  – он ответил  «По крайней  мере, готовность  ко всяким  поворотам  судьбы». Основной задачей философии,  по мнению Диогена,  является исследование внутреннего мира человека, понимание того, что́ является для человека истинным благом. Поэтому кинизм не создает абстрактных теорий, в отвлеченности от абстрактного стремится к пределу и как система представляет собой комплекс практических идеалов.

Не вызывает сомнений, что в своих  беседах и повседневной жизни  Диоген нередко вёл себя как маргинальный субъект, эпатирующий ту или иную аудиторию не столько с целью  оскорбления или унижения её, но сколько из потребности обратить внимание на собственную программу.

Поэтому и знаменитый пифос Диогена  — не жилье отшельника, но, напротив, — средство привлечь внимание к  своим оценкам, а критический  потенциал их воистину неиссякаем. Парадигма добровольного отказа (в любом случае лучше не иметь, чем иметь) служит вовсе не идеалам аскетизма, но обеспечению возможности ответить Александру, предложившему "проси, что хочешь": "Не заслоняй мне солнце!" — единственная для маргинала возможность высокомерия: обойтись "без".

Невозможность в силу социальных причин адекватно реализовать свой интеллектуально-духовный потенциал оборачивает последний  на службу асоциальной свободе в  условиях социальной несвободы. В этом контексте высшая аксиологическая  значимость философии видится киниками в том, что она дает если не возможность самоосуществления в социальной системе отсчета, то, "по крайней мере, готовность ко всякому повороту судьбы".

Наиболее существенной, с точки  зрения Аристотеля, характеристикой  философии является то, что она есть наука не деятельная, а созерцательная, теоретическая. Теоретический характер философии обусловлен тем, что познание в ее пределах осуществляется не ради каких-либо иных (в частности, практических) целей, а ради самого познания. «Ибо вследствие удивления, — полагает он, — люди и теперь и впервые начали философствовать, причем вначале они испытали изумление по поводу тех затруднительных вещей, которые были непосредственно перед ними, а затем понемногу продвинулись на этом пути дальше и осознали трудности в более крупных вопросах, например относительно изменений луны и тех, которые касаются солнца и звезд, а также — относительно возникновения мира. Но тот, кто испытывает недоумение и изумление, считает себя незнающим (потому и человек, который любит мифы, является до некоторой степени философом, ибо миф слагается из вещей, вызывающих удивление). Если таким образом начали философствовать, убегая от незнания, то, очевидно, к знанию стали стремиться ради постижения (вещей), а не для какого-либо пользования (ими). То, что произошло на деле, подтверждает это: когда оказалось налицо почти все необходимое и также то, что служит для облегчения жизни и препровождения времени, тогда (только) стало предметом поисков такого рода разумное мышление. Ясно поэтому, что мы ищем его ни для какой другой нужды. Но как свободный человек, говорим мы, это — тот, который существует ради себя, а не ради другого, так ищем мы и эту науку, так как она одна только свободна изо (всех) наук: она одна существует ради самой себя».

Философию Эпикур понимал как деятельность, дающую людям с помощью размышлений, лишенную страданий, счастливую жизнь. Цель его философии не изменение мира, а приспособление к нему.

В этике он объявлял истинной природой человека способность к ощущениям (а не разум, как у стоиков), поэтому смысл и конечная цель человеческой жизни - в достижении удовольствий. Удовольствие, по его теории, есть отсутствие страдания. Причина страданий заключена в самом человеке - это страсти и страхи, от которых излечить людей призвана именно философия. Достижение удовольствий невозможно без аскетического самоограничения. Результат правильной жизни - невозмутимый покой души (атараксия), счастье, тождественное добродетели, свобода и наслаждения, высшими из которых являются мудрость, справедливость и особенно дружба.

Эпикур понимал удовольствие как  рубеж, за которым начинаются страдания. Умеренность во всем, в том числе  и в удовольствиях, рассматривается  мыслителем как самостоятельное  и значительное благо. По мнению философа, тот, кто привык к умеренности, не будет страдать, когда многого нет и приходится довольствоваться малым.

Философия – это теоретически разработанное  мировоззрение, система общих категорий, теоретических взглядов на мир, место  в нем человека, осознание различных  форм отношения человека к миру, которое опирается на достижения наук о природе и обществе. Специфика и ценность философии заключается в пробуждении творческого, конструктивного осмысления человеком самого себя и окружающего мира. Это побуждает личность к самостоятельной духовной жизни, к самосознанию.

Важнейшая особенность философского знания заключается в том, что  оно не предлагает решений, данных раз  и навсегда, пригодных везде и  при любых обстоятельствах. Она  скорее учит человека искать такие  решения, вооружает его методом познания мира и самого себя, методом глубинного постижения истины. В этом, быть может, заключается одна из самых серьезных трудностей в изучении философии, ибо именно этим философское знание во многом отличается и от здравого смысла, и от традиционной мудрости, и от науки, и от других форм духовной деятельности. 

 

 

Задание пятое.

1. Как можно назвать философскую  позицию Аристотеля?

А) материализм

Б) дуализм

В) идеализм

Г) монизм

Ответ «А».

 

2. Найдите соответствия между: 

а) Гомер   -    а)  «Метафизика» 

б) Платон  -    б) «Илиада»

в) Аристотель -  в) «Наедине с собой»

г) Марк Аврелий -  г) «Политик»

 

Правильные ответы:

а) Гомер    «Илиада»

б) Платон  «Политик»

в) Аристотель «Метафизика»

г) Марк Аврелий «Наедине с собой»

 

3. Завершите определение:

«Глубокая человеческая потребность  в признании абсолюта, в безоговорочном принятии неких истин, заповедей, всевозможных поворотов судьбы называется  волей».

 

4. Какие проблемы, в первую очередь,  интересовали Эпикура?

А) онтологические

Б) гносеологические

В) религиозные 

Г) нравственно-этические

Ответ «В».

 

5. Впишите ключевое слово:

«Скептицизм есть мировоззренческая позиция, выдвигающая в качестве главного принципа мышления и познания сомнение».

6. Соотнесите:

а) Вера примитивных народов в  то, что они произошли от каких-то животных, растений − тотемизм

б) Теоретическое мировоззрение, то есть объяснение мира с помощью логических конструкций (понятий) − философия

в) Учение  о едином и единственном Боге − монотеизм

 

7. Выделите этический принцип,  согласно которому счастье является основным мотивом человеческого поведения и смыслом жизни:

А) эгоизм

Б) гедонизм

В) эвдемонизм

Г) аскетизм

Ответ «В».

 

8. Какую философскую школу основал  Аристотель:

А) академию

Б) сад

В) ликей

Ответ «В».

 

9. Кому из древнегреческих философов принадлежит открытие                            диалогически − диалектического метода философствования?

А) Платону

Б) Сократу 

В) Аристотелю

Г) Протагору

Ответ «Б».

 

10. Соотнесите философско-этические  позиции и их авторов.

А) скептицизм (философия сомнения) Пиррон

Б) кинизм (философия отрицания) Диоген

В) гедонизм (философия наслаждения) Эпикур

Г) стоицизм (философия спасения) Марк Аврелий


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"