Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 14:43, контрольная работа
Исследованием ее давно уже занимается наука, которую называют тем же именем, что и изучаемый ею объект, а именно историей. Употребление одного и того же термина для обозначения как реального исторического процесса, так и науки, изучающей этот процесс, создает известные неудобства. Чтобы избежать их, я буду в дальнейшем изложении называть историей только сам исторический процесс. Для обозначения же специальной науки об истории я буду использовать термины «историческая наука» и «историология» (от греч. логос — слово, понятие, учение).
Введение 3
§1. Философия истории А. Тойнби 4
§2. Карл Ясперс: Человек и история 9
§3. Дж. Коллингвуд об идее истории 11
§4. Философия истории Гегеля 16
§5. Русская историософия (Н. Бердяев, Л. Карсавин) 18
§6. Мировое сообщество перед лицом глобальных проблем 21
§7. Проблема направленности исторического процесса в истории философии 24
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Однако Ясперс отказывается принять Боговоплощение за "ось", справедливо полагая, что этот момент значим лишь для одних христиан. Реальная же ось мировой истории должна иметь значение для всего человечества, а значит отвечать на вопрос - существует ли в мировой истории такой момент, который мог бы быть принят за основу большинства культур, народов обществ, мог бы продемонстрировать единство человечества и его истории.
Ясперс убежден, что такой "момент" существует. Он называет его "осевое время" и относит на период между избирают депутатом Учредительного собрания 2 января 1918 года. Питирим Сорокин вновь арестован - но арестован уже большевиками. Его освобождают, он заявляет о своем разрыве с партией С-Р. Новая власть позволяет ему вернуться к преподавательской и научной работе и он становится профессором социологии Петроградского университета. Однако, к 1922 году над его головой вновь сгущаются туч" - Ленин поднимает вопрос о необходимости партийного контроля над содержанием обществоведческих курсов. "Буржуазную" профессуру начинают отлучать от науки, по стране прокатывается волна арестов среди научной и творческой интеллигенции. 10 августа 1922 года более сотни блестящих российских ученых (среди которых - Бердяев, Осоргин, Кондратьев) были арестованы, а затем - выдворены за пределы СССР. Несколько позже покидает родину и Сорокин, и посла скитаний по Европе оседает в США, где уже с 1924 г начинает читать лекции в университетах сразу трех штатов Одна за одной выходят его книги Наконец, в 1930 г.. престижнейший Гарвардский университет приглашает русского эмигранта возглавить вновь создаваемый (у нас сказали бы создаваемый "под него") социологический факультет. На должности декана этого факультета он проработает около 30 лет- вплоть до ухода на пенсию.
Книга
Коллингвуда – очерк философии
истории (об этом пишет в предисловии
сам автор). Она посвящена рассмотрению
различных концепций истории, тому,
как историю понимали в разные
времена в различных обществах.
Рассматривает автор и сам
термин – «философия истории».
Даже в этом вопросе философы и историки
разных течений общественной мысли расходятся.
К примеру, для позитивистов XIX века философия
истории означала открытие общих законов,
управляющих ходом событий, о которых
обязана рассказать история. А другие
историки и философы вкладывали в этот
термин иные значения. И этот пример расхождения
– только один из многих.
Коллингвуд предлагает принять за аксиому хотя бы то, что история изучает действия людей, совершённые в прошлом. Таким образом, можно дать и следующее определение истории: история – это интерпретация фактических данных.
Рассмотрение различных исторических концепций автор начинает, как и положено, с Древней Греции – колыбели исторической науки. Коллингвуд отмечает, что история греков Немифологична. Это, пожалуй, главная её черта, которая характеризует позитивные стороны исторической концепции того времени.
Итак,
греки сделали многое для выделения
истории в отдельную
Самый
известный древнегреческий
Кроме того, в Древней Греции господствовала точка зрения, согласно которой ход истории можно изменить. То есть ничто происшедшее не является неизбежным.
Затем автор переходит к концепции истории в Древнем Риме. К примеру, главная задача римского историка Ливия – собрать предания ранней римской истории и сплавить их в единый связный рассказ, то есть, собственно, в римскую историю.
Ливий был философствующим историком. Отсюда следует простой вывод: цель его труда моралистична. Ливий прекрасно осознаёт место своего народа в мире. Более того, все мировые события как будто были направлены на созидание нового римского государства. То есть, по мнению Ливия, история гуманистична.
Во главу угла Ливий ставил описание нравов и быта своей эпохи. В этом он сближается с древнегреческим историком. Но со стороны римлянина это уже осознанный акт. Ливий считал, что дело историка не льстить читателю, а живописать дела и нравы людей.
Главный
недостаток греко-римской историографии,
считает Коллингвуд, - субстанциальность.
И поясняет: субстанциальная метафизика
предполагает теорию познания, в соответствии
с которой познаваемым является лишь неизменное.
То есть греки и римляне изучали только
события прошлого, не пытаясь дать толкование
настоящему и не выводя настоящего из
прошлого.
Христианство оказало влияние на концепцию
истории в понимании европейских народов.
Оно привнесло новые черты и отбросило
два ведущих принципа греко-римской историографии,
к которым автор «Идеи истории» относит:
- оптимистическое представление о человеческой истории и
- идею субстанциальной метафизики
Ко
второй идее даётся пояснение. Это метафизика,
гласящая о вечных сущностях, лежащих
в основе процесса исторического
изменения.
Но вернёмся к христианству. Одним из наиболее
важных и весомых элементов сферы морального
опыта, поучившим своё выражение в христианстве,
было чувство слепоты человеческих деяний.
Согласно христианской доктрине, то, что
человек вынужден действовать вслепую,
не зная будущих результатов своих действий,
- неизбежно.
Это направление философской мысли получило
своё окончательное оформление в средневековой
философии. В ней отразились два аспекта.
С одной стороны, средневековая философия
представляет собой продолжение эллинистической
и римской традиции историографии. Это
прежде всего проявляется в том, что средневековый
историк всё ещё черпает фактический материал
из преданий. Также важно отметить, что
абсолютно так же, как это происходило
в Древнем Риме и Греции, историк Средневековья
по-прежнему не располагает эффективным
оружием критической оценки этих преданий.
С
другой же стороны, в христианской философии
есть аспекты, не роднящие, а разводящие
эту философию с римско-
Также одна из важных догм христианской философии Средневековья: история предстаёт здесь исключительно как воля Бога. Таким образом, история предопределяет самоё себя, и её закономерное течение не зависит от стремления человека управлять ею.
Вместе с Ренессансом происходит возврат к гуманистическому взгляду на историю. Он основывается на гуманизме античности (опыте римских и греческих историков). Историческая мысль эпохи Возрождения снова, как в былые времена, ставит человека, а не волю божью в центр рисуемой ей картины.
Юм
со своими историческими работами и
его несколько более старший
современник Вольтер возглавили
новую школу исторической мысли.
В частности, Вольтер прямо заявлял, что
события до конца XV века не представляют
для него интерес. Он объяснял это тем,
что прошлое до данного рубежа недоступно
для основательного исторического познания.
Юм и Вольтер начинали интересоваться
историей только с того момента, когда
она начинала становиться историей современного
духа, родственного их собственному, -
историей научного духа.
Следующий философ со своим оригинальным видением философии истории, которому уделяет внимание Колллингвуд, - Гердер. Для Гердера человеческая жизнь тесно связана с окружающим её миром природы. Гредер расматривает человека как природное существо. Согласно этой концепции Гердер разделил всех представителей человечества на различные расы. Каждая из них тесно связана с географической средой, формирующей её изначальные физические и психические особенности.
Кант
выступил с собственной концепцией
историзма. Этот философ с полной
готовностью принимает взгляд на
историю, согласно которому зрелище
истории человеческих деяний – это,
в основном, зрелище худших людских
пороков, таких как человеческое безумие,
тщеславие, корысть.
Другими словами, Кант усвоил пессимистический
взгляд на историю. По его мнению, всякий,
кто обратится к этой науке за примерами
мудрости и добродетели, будет разочарован.
Эта точка зрения совпадает с точкой зрения вольтеровского Кандида. Воззрения этого литературного героя направлены против веры Лейбница, что всё делается к лучшему в этом лучшем из миров. Таким образом, эта точка зрения полемична, но именно её Кант выбирает в качестве основы для своих исторических воззрений.
Итак, силой, являющейся главной пружиной истории, не может быть человеческий разум, утверждает Кант. Ею должно быть нечто противоположное разуму. Если точнее – то это страсти, интеллектуальное невежество и моральная низость.
Прогресс
человечества, с точки зрения XIX века,
означал всё большее его
Результатом всех этих раздумий был новый дух отрешённости, с которым историки стали подходить к изучению прошлого.
В это время появляется выдающаяся и переломная работа Тойнби «Исследование по истории». Она представляет собой новое выражение и даже манифест исторического позитивизма.
Рассматривая
эволюцию общественной жизни, Тойнби приходит
к выводу и отталкивается далее
от идеи, что каждое общество совершенно
независимо.
Основной принцип Тойнби гласит следующее:
если цивилизация изменяется, то она перестаёт
быть самой собой и возникает новая цивилизация
на её месте. Таким образом, Тойнби отрицал
преемственность традиций общежития в
каком-либо человеческом обществе на одном
и том же месте исторического обитания.
Эту точку зрения Коллингвуд находит очень спорной и даже критикует со своих позиций. Он приводит много противоречий в доктрине Тойнби. Тем не менее, автор «Идеи истории» признаёт последовательность философа в ряде вопросов. Кроме того, Коллингвуд признаёт историческое значение труда Тойнби, в котором тот выразил свои взгляды.
Действительно,
эти взгляды стали очень
Ещё
один философ, уделявший внимание концепции
истории, - Шпенглер. Согласно его взглядам,
история – последовательность замкнутых,
индивидуальных формаций, которые он называет
культурами. Каждой культуре присущ особенный
характер, каждая из них существует для
того, чтобы выразить этот характер во
всех сторонах своей жизни и развития.
В итоге автор «Идеи и истории» делает
несколько очень важных выводов. Они проистекают
из анализа всего прошлого исторического
процесса и философской мысли, отражённых
в трудах ряда философов, начиная от античности
и до наших дней.
Итак, вот эти выводы:
-
исторический процесс –
- история напоминает науку, так как в каждой из наук знание носит выводной характер, достигается путём логического умозаключения
-
существенными сторонами
- предмет истории – опыт
- свобода в истории заключается в том, что цепи принуждения накладываются на деятельность человеческого разума не кем-то посторонним, а им самим.
Гегель
в философии истории осмыслил
развитие человека через ступени
развития мирового разума. В философии
духа Гегель осмыслил проблемы права,
нравственности, государства. Красной
нитью через философию истории проходит
идея свободы, поэтическое рассматривается
как царство реализованной свободы. Легальность
и моральность соединяются в образ нравственности,
формы ее появления: семья, гражданское
общество и государство.