Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 14:43, контрольная работа
Исследованием ее давно уже занимается наука, которую называют тем же именем, что и изучаемый ею объект, а именно историей. Употребление одного и того же термина для обозначения как реального исторического процесса, так и науки, изучающей этот процесс, создает известные неудобства. Чтобы избежать их, я буду в дальнейшем изложении называть историей только сам исторический процесс. Для обозначения же специальной науки об истории я буду использовать термины «историческая наука» и «историология» (от греч. логос — слово, понятие, учение).
Введение 3
§1. Философия истории А. Тойнби 4
§2. Карл Ясперс: Человек и история 9
§3. Дж. Коллингвуд об идее истории 11
§4. Философия истории Гегеля 16
§5. Русская историософия (Н. Бердяев, Л. Карсавин) 18
§6. Мировое сообщество перед лицом глобальных проблем 21
§7. Проблема направленности исторического процесса в истории философии 24
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Опасность голода и перенаселения в развивающихся странах на фоне обострения проблем с ожирением и снижением рождаемости в цивилизованных странах. Это вызвало поток миграции из развивающихся стран в цивилизованные страны, необходимость продовольственной помощи развивающимся странам и рост в них иждивенческих настроений. Проблему голода должна решить «зелёная» революция – применение орошения, новой сельскохозяйственной техники, высокоурожайных сортов растений и дающих высокую отдачу пород скота. Необходимо, чтобы фермерские хозяйства вытеснили примитивные формы организации труда крестьян. Проблему высокой рождаемости можно решить с помощью средств ограничения рождаемости. С этой целью в Китае применили высокие налоги на второго и последующего детей, но иногда эти меры приводят к появлению «подпольных» детей.
Опасность некомпетентности людей, которая приводит к разрыву между всё возрастающей сложностью окружающего мира и возможностью человека ориентироваться в новом мире. Чтобы решить эту проблему, нужно развивать систему образования. Но система платного образования ставит непреодолимые барьеры для бедных студентов.
Вывод состоит в том, что все глобальные проблемы сегодня находятся в стадии частичного разрешения. Человечеству рано или поздно удаётся решить любую проблему, после чего начинают возникать новые проблемы. Вся история человечества представляет собой бесконечную цепь возникновения и разрешения всё новых и новых проблем.
Проблема "направленности" истории трудностей в пони- мании не вызывает: понятно, что философы разрабатывали и разрабатывают вопрос о том, откуда и куда идет общество.
Проблема "смысла истории" несколько сложнее, поскольку смысл истории можно понимать как цель истории. А есть ли цель, то есть смысл у истории? Этот вопрос интересовал людей многие столетия. В социально-философской мысли имеются разные подходы, дающие свои интерпретации проблеме смысла и назначения истории.
В античной философии распространенной была точка зрения, гласящая, что общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от "золотого века" к "серебряному веку" и от него - к "железному".
Точки зрения на проблему направленности истории:
Вывод: современная история, равно как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс, и рассветы и закаты, многочисленные расслоения и объединения, единство и многообразие.
Философия истории - это не просто одна из ветвей философского знания, но и особый подход к историческому материалу, когда само содержание исторического процесса становится предметом специфического философского воззрения и истолкования. Человек в контексте изменяющихся времен, динамичных социальных структур, подвижных культур; человеческая судьба внутренне сопричастная этим историческим процессам и являющаяся их активным участником - вот, собственно, основное содержание философии истории как предмета. Развитие философских воззрений на человеческую историю разворачивалось на протяжении многих веков - со времен Конфуция и Лао Цзы, Платона и Аристотеля. Однако автономизация философии истории, ее конституирование как особой ветви гуманитарного знания происходит сравнительно поздно на рубеже XVIII-XIX веков. Именно в век Просвещения перед философской мыслью с особой актуальностью встают три вопроса - о связи человеческого сознания с социокультурной средой, о возможности соучастия человеческого сознания в процессе исторических изменений и о потенциальной возможности построения универсального человеческого общества: только тогда история становится особым философским предметным полем.