Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 14:43, контрольная работа

Описание работы

Исследованием ее давно уже занимается наука, которую называют тем же именем, что и изучаемый ею объект, а именно историей. Употребление одного и того же термина для обозначения как реального исторического процесса, так и науки, изучающей этот процесс, создает известные неудобства. Чтобы избежать их, я буду в дальнейшем изложении называть историей только сам исторический процесс. Для обозначения же специальной науки об истории я буду использовать термины «историческая наука» и «историология» (от греч. логос — слово, понятие, учение).

Содержание работы

Введение 3
§1. Философия истории А. Тойнби 4
§2. Карл Ясперс: Человек и история 9
§3. Дж. Коллингвуд об идее истории 11
§4. Философия истории Гегеля 16
§5. Русская историософия (Н. Бердяев, Л. Карсавин) 18
§6. Мировое сообщество перед лицом глобальных проблем 21
§7. Проблема направленности исторического процесса в истории философии 24
Заключение 27
Список используемой литературы 28

Файлы: 1 файл

6.Философия истории Тойнби.doc

— 211.00 Кб (Скачать файл)

     Опасность голода и перенаселения в развивающихся странах на фоне обострения проблем с ожирением и снижением рождаемости в цивилизованных странах. Это вызвало поток миграции из развивающихся стран в цивилизованные страны, необходимость продовольственной помощи развивающимся странам и рост в них иждивенческих настроений. Проблему голода должна решить «зелёная» революция – применение орошения, новой сельскохозяйственной техники, высокоурожайных сортов растений и дающих высокую отдачу пород скота. Необходимо, чтобы фермерские хозяйства вытеснили примитивные формы организации труда крестьян. Проблему высокой рождаемости можно решить с помощью средств ограничения рождаемости. С этой целью в Китае применили высокие налоги на второго и последующего детей, но иногда эти меры приводят к появлению «подпольных» детей.

     Опасность некомпетентности людей, которая приводит к разрыву между всё возрастающей сложностью окружающего мира и возможностью человека ориентироваться в новом мире. Чтобы решить эту проблему, нужно развивать систему образования. Но система платного образования ставит непреодолимые барьеры для бедных студентов.

     Вывод состоит в том, что все глобальные проблемы сегодня находятся в  стадии частичного разрешения. Человечеству рано или поздно удаётся решить любую проблему, после чего начинают возникать новые проблемы. Вся история человечества представляет собой бесконечную цепь возникновения и разрешения всё новых и новых проблем.

  1. §7. Проблема направленности исторического процесса в истории философии

     Проблема "направленности" истории трудностей в пони- мании не вызывает: понятно, что философы разрабатывали и разрабатывают вопрос о том, откуда и куда идет общество.

     Проблема "смысла истории" несколько сложнее, поскольку смысл истории можно понимать как цель истории. А есть ли цель, то есть смысл у истории? Этот вопрос интересовал людей многие столетия. В социально-философской мысли имеются разные подходы, дающие свои интерпретации проблеме смысла и назначения истории.

     В античной философии распространенной была точка зрения, гласящая, что общество с развитием цивилизации деградирует. Оно идет от "золотого века" к "серебряному веку" и от него - к "железному".

     Точки зрения на проблему направленности истории:

  1. Теория регресса. Регресс - движение обществ от высшего к низшему, от сложного к простому, от целого к его частям. Представители: Гесиод, Сенека. Гесиоду принадлежит легенда о пяти поколениях людей: золотом, серебряном, медном, бронзовом и железном. Первое поколение было создано вечными богами из золота, а сам золотой век отличался высокими нравами («жили те люди как боги»). Но от века к веку люди развращаются и в эпоху железа (современное Гесиоду общество) полностью деморализуются: «Землю теперь населяют железные люди. Не будет им передышки ни ночью, ни днём от труда и от горя, и от несчастий. Заботы тяжёлые дадут им боги». В результате общество погружается в пучину распрей и конфликтов, господства низменных желание и страстей. Прогноз о дальнейшем развитии событий отражён Гесиодом в басне «О соловье и ястребе», где явно прослеживается пессимизм автора: «Правду заменит кулак...Где сила, там будет и право...Стыд пропадает...От зла избавленья не будет». Регресс, таким образом, – нисхождение от древнего «золотого века» к железному веку.
  2. Теория циклического круговорота. Циклический круговорот истории – движение, связанное с повторением одних и тех же стадий. Представители: Полибий, Аристотель, Вико. Вико (1668-1744) считал конечной причиной развития обществ-народов Бога. Каждый народ, по его учению, проходит в своем развитии четыре эпохи: божественную (государства нет), героическую (возникает аристократическое государство), человеческую (демократическое государство, свобода, естественная справедливость), упадок, разрушение, возврат в первоначальное состояние. В основу цикличности развития народов Вико положил форму правления в обществе. Субъектом исторического процесса у Вико являются отдельные народы, которые проходят стадии богов (теократические правила), героев (правление аристократов), людей (демократическое правление), образующих исторический цикл. В циклическом развитии обществ можно выделить следующие основные моменты. Во-первых, специфический круговорот, повторение одних и тех же состояний. Во-вторых, чередование этих кругов на протяжении относительно длительного времени. В-третьих, повторение этих кругов на новой в чем-то основе. Циклический подход к развитию обществ предполагает изменение качеств обществ и внутри цикла, и между циклами-кругами. Поэтому сводить циклическое развитие к теории исторического круговорота (Вико, Данилевский и др.) нельзя.
  3. ПРОГРЕСС  –  направление поступательного развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Становление идеи прогрессивного развития следует отнести к XVIII веку (Кондорсэ). Он отождествляет понятия «развитие» и «прогресс», которые противоположны понятию «регресс». Регресс есть результат «заблуждений», «предрассудков», «случайных событий»; прогресс же общества лежит в человеческой способности безграничного совершенствования. Прогресс – прогресс человеческого разума.

     Вывод: современная история, равно как и прошедшая, воспринимается как результат творчества людей, где имеют место и прогресс и регресс, и рассветы и закаты, многочисленные расслоения и объединения, единство и многообразие.

 

Заключение

     Философия истории - это не просто одна из ветвей философского знания, но и особый подход к историческому материалу, когда  само содержание исторического процесса становится предметом специфического философского воззрения и истолкования. Человек в контексте изменяющихся времен, динамичных социальных структур, подвижных культур; человеческая судьба внутренне сопричастная этим историческим процессам и являющаяся их активным участником - вот, собственно, основное содержание философии истории как предмета. Развитие философских воззрений на человеческую историю разворачивалось на протяжении многих веков - со времен Конфуция и Лао Цзы, Платона и Аристотеля. Однако автономизация философии истории, ее конституирование как особой ветви гуманитарного знания происходит сравнительно поздно на рубеже XVIII-XIX веков. Именно в век Просвещения перед философской мыслью с особой актуальностью встают три вопроса - о связи человеческого сознания с социокультурной средой, о возможности соучастия человеческого сознания в процессе исторических изменений и о потенциальной возможности построения универсального человеческого общества: только тогда история становится особым философским предметным полем.

 

      Список используемой литературы

  1. Карсавин  Л.П. Философия истории. СПб., 1994;
  2. Стариков Валерий. Интересное обществознание. Учебное пособие для 10–11 класса полной средней школы. - Березники, 2009.
  3. Философия истории, Социальная философия, Марксизм, Методология истории, История советского периода (1917-1991), Зарубежная история XX-XXI века, История России после 1991 г., Всемирная история до XX в.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"