Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 14:43, контрольная работа
Исследованием ее давно уже занимается наука, которую называют тем же именем, что и изучаемый ею объект, а именно историей. Употребление одного и того же термина для обозначения как реального исторического процесса, так и науки, изучающей этот процесс, создает известные неудобства. Чтобы избежать их, я буду в дальнейшем изложении называть историей только сам исторический процесс. Для обозначения же специальной науки об истории я буду использовать термины «историческая наука» и «историология» (от греч. логос — слово, понятие, учение).
Введение 3
§1. Философия истории А. Тойнби 4
§2. Карл Ясперс: Человек и история 9
§3. Дж. Коллингвуд об идее истории 11
§4. Философия истории Гегеля 16
§5. Русская историософия (Н. Бердяев, Л. Карсавин) 18
§6. Мировое сообщество перед лицом глобальных проблем 21
§7. Проблема направленности исторического процесса в истории философии 24
Заключение 27
Список используемой литературы 28
Гегель отдавал приоритет общественного над частным, родового над индивидуальным, аоэтическое развитие индивида происходит аналогично развитию рода. Сознание по сути социально и исторично.
Если право - внешняя действительность, то нравственность - внутренняя действительность. Сущность государства можно понять только на фоне мировой истории, все отдельные государства - как реки вливаются в море мировой истории, в котором главенствует разум. Мировой разум - хитер и изобретателен “Крот истории роет ходы невидимые для нас”
Разумный
человек способен посмотреть на мир
и самого себя через призму определенного
состояния мировой истории. Народы
существую исторически и
Гегель выделял 4 этапа развития мировой истории:
1) восточный
2) Греческий
3) Римский (иногда объединялся с греческим в античный)
4) Германский (Христианский)
В восточном период свободы нет, деспотичный режим (Вавилон, Китай), потому что люди еще не осознают необходимость в свободе.
В греческом периоде - много свободы так как осознают необходимость в ней.
В
Римском периоде человек
В Германском периоде свободны все так как все осознают необходимость.
Гегель принимал Спинозу: Свобода - это осознанная необходимость”. Это идеалистическая трактовка свободы.
Свобода выступает в двух ипостасях: позитивной и негативной.
1) Свобода от (негативная)
2) Свобода для (позитивная)
Свобода от - может перерастать в произвол, настоящая свобода всегда нуждается в ограничении.
Прусская монархия - идеальный тип государства, а абсолютное государство - это шествие Бога по земле. Идеальное государство было для него античное.
Развитие истории является воплощением идей мирового разума, и при этом в новых исторических формах всегда сохраняется часть старых, но они репродуцируются на более высоком уровне.
Вывод: логика развития, абсолютное движение, мир разум… характерны для всех частей философии Гегеля. Гегель - высший расцвет немецкой философии.
“Каждый народ заслуживает то правительство, которое они допустили сами”.
От греч. История и София (мудрость). Согласно определению «Большого толкового словаря русского языка» (СПб.: изд-во «Норинт», 1998), историософия – это «понимание, истолкование и т.п. каких-либо исторических явлений с определённых мировоззренческих позиций». Дословный перевод означает историческая мудрость. Очень часто слово «историософия» переводят как философия истории, хотя, как мы увидим ниже, очень многие рассматривают понятие «философия истории» как нечто более широкое или даже совсем иное, чем историософия. В том контексте, в каком слово употребляется в русской литературе, правильнее было бы обозначить его как мудрование по поводу, или на основе истории. В уточнение приведённого выше определения «Большого толкового словаря» следует добавить, что историософией у нас привычно называть не объяснение «каких-либо исторических явлений», но целостную концепцию исторического процесса на основе какого-то миропонимания. То есть историософия, в отличие от исторической науки, идёт не от частного к общему, а от общего к частному. История индуктивна, историософия дедуктивна. Это вкратце. А вообще существует множество подходов как к пониманию того, что такое историософия, так и того, какие задачи человеческого познания она решает.
Николай Александрович Бердяев (1874-1948) трактовал историософию как особый вид философской рефлексии над историей, для которого характерно внимание на проблемах соотношения универсального и индивидуально-национального, своеобразия национальной исторической судьбы, поиска смысла истории, создания целостной модели исторического процесса и эсхатологических образов будущего.
По
мнению Бердяева, концептуальная основа
русской историософии состоит в
убеждении, что «универсально-
Здесь нам надлежит вернуться немного назад по шкале времени и рассмотреть концепции историософии, выдвигавшиеся ранее. Кстати, очень редко их автор сам использовал понятие «историософия» применительно к своей теории.
Мы видим, что историософия как способ осмысления истории мог возникнуть только в период распада целостного христианского мировоззрения, и причём именно как способ предохранить последнее от окончательного распада или, напротив, его ускорить. Историософия как особая отрасль знания выделяется только в XIX веке, и это не случайно связано с кризисом идеологии «Просвещения» и возникновением консерватизма и либерализма как самостоятельных, часто противостоящих друг другу, иногда одно другое дополняющих, направления общественной мысли.
Своей вершины русская религиозная историософия достигает, как представляется, в творчестве Льва Платоновича Карсавина (1882-1952). Карсавин рассматривает историю в целом как движение человечества к совершенству, к Абсолютному. «Исторический процесс есть процесс Богочеловеческий». Целью истории выступает достижение «усовершенного тварного всеединства», обОжения. «Без стремления к запредельному идеалу не может существовать сама эмпирия. В силу всех этих соображений мы должны признать основным для исторического бытия понятием – искупающее человечество Боговоплощение». Карсавин выпукло утверждает невозможность познания смысла истории вне Православия; его историософия сознательно подчинена делу торжества Христовой веры. Религиозное откровение обладает безусловным приоритетом над любыми научными построениями. «Мы... понимаем исторический процесс как развитие Христовой Церкви. Правда, это конфессионализирует историю. Но приходится выбирать между служением двойной истине и последовательностью религиозно-философской точки зрения. Или религия – “частное дело”, совокупность неопределённых и неопределимых чувствований, “вера”, безразличная к науке и для науки; или Христос, действительно, есть Истина и Жизнь. И во втором случае не безразлична степень близости к Его учению. Или догмы Церкви – праздные вымыслы, никакою познавательною ценностью не обладающие, и “наука” не должна с ними считаться; или эти догмы – основа жизни и знания, а тогда и наука должна на них строиться, и не безразлично, каково вероисповедание учёного».
Одним из ключевых понятий историософии Карсавина является всевременность исторического процесса, т.е. такая же реальность будущего, как настоящего. Детерминированность настоящего прошлым, по мнению Карсавина, есть догма, противоречащая принципу человеческой свободы. Свобода человечества раскрывается и обосновывается через представление об индивидуализации всеединого субъекта (Абсолюта) во всех моментах кажущегося пространственно-временного ряда.
Карсавин
считается принадлежащим к
Глобальное
общество – это современное общество
на всём земном шаре, когда вместо множества
изолированных локальных
Опасность термоядерной войны. Эта опасность значительно уменьшилась после окончания «холодной» войны между США и СССР, когда из-за гонки вооружений в СССР произошёл экономический крах, распад СССР, экономические и политические реформы в России. Сегодня Россия вышла из экономического кризиса и, в ответ на наступление НАТО к нашим границам, начинает развивать свои вооружённые силы. В «ядерный клуб» первоначально входили только пять стран – США, СССР, Британия, Франция и Китай, которые препятствовали попыткам других стран овладеть технологией производства атомной или термоядерной бомбы. Но несколько лет назад испытания ядерного оружия провели Индия и Пакистан, отношения между которыми являются очень напряжёнными из-за спорных территорий на границе. Работу по созданию ядерного оружия ведёт коммунистический режим в Северной Корее, действия которого могут быть совершенно непредсказуемыми. Кардинальным решением этой проблемы в США считали создание космического оружия, когда с помощью орбитальных лазеров можно будет сбивать ракеты противника на взлёте над чужой территорией, но этот проект оказался слишком дорогостоящим.
Опасность глобального терроризма. США подверглись атаке со стороны международных террористов. С помощью пассажирских самолётов были полностью разрушены два небоскрёба всемирного торгового центра в Нью-Йорке и повреждено здание Пентагона. В ответ США провели военные операции в Афганистане и Ираке. В Афганистане американцы свергли фундаменталистский режим движения «Талибан», разгромили тренировочные базы террористов, пытались найти и арестовать их лидеров, но им так и не удалось арестовать лидера организации «Аль Каида» Усаму Бен Ладена и лидера движения «Талибан» муллу Омара. В Ираке американцы с небольшими потерями в живой силе сумели свергнуть режим Саддама Хусейна, но сегодня они имеют большие потери в живой силе в результате партизанской войны и бесчисленных террористических актов в этой стране,
Опасность новых эпидемий, таких как СПИД, атипичная пневмония и т.д. Опасность таких «болезней цивилизации, как рак, аллергия и инфаркт. Ведётся работа по поиску новых лекарств и способов лечения. Профилактика «болезней цивилизации» осуществляется с помощью развития спорта, улучшения экологии, борьбы с курением, алкоголизмом, наркоманией и абортами.
Опасность исчерпания природных ресурсов: нефти, природного газа, угля, пресной воды, древесины, цветных металлов и т.д. Существует два способа решения проблемы с ресурсами:
а) экономное расходование этих дефицитных ресурсов,
б) поиск заменителей этим ресурсам. Например, можно делать мебель не из древесины, а из металла или пластика.
Существуют
способы опреснения солёной морской
воды, но эти способы требуют
Опасность энергетического кризиса. Растут цены на энергоносители, что заставляет экономить энергию, создавать более экономичные двигатели внутреннего сгорания. Чернобыльская авария показала, что атомные станции являются опасными объектами, что заставило разработать проекты более безопасных реакторов. Расширилось использование альтернативных источников энергии, которые используют энергию Солнца, ветра, приливов, подземных источников горячей воды, но все эти генераторы являются маломощными и зависят от климата. Кардинальным решением этой проблемы могло бы стать создание термоядерных станций, которые могут иметь неисчерпаемый источник энергии, но проекты подобных станций очень далеки от завершения.