Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:36, контрольная работа

Описание работы

1. Что такое философия?
2. Назовите основные разделы философии.
3. Основные принципы платоновского идеализма.
4. Основные представители новоевропейского рационализма.
5. Философия Г.В.Ф. Гегеля.
6. Взгляды Ф. Ницше.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 70.20 Кб (Скачать файл)
  1. Что такое философия?

 

Согласно сообщениям древних писателей, первым человеком, который назвал себя философом, был Пифагор. Он создал религиозно-философский союз, целью которого было очищение души и приобщение её к вечному, совершенному, божественному. И когда тиран Леонт назвал его мудрецом, он ответил: мудры только боги, я же – человек, который может лишь стремиться к божественному, совершенному знанию, но никогда не достигает его.

Философия явилась  на свет в результате осознания человечеством  самого себя. Желаешь познать себя - философствуй, это справедливо  как для отдельного человека, так  и для любой эпохи. Вот та далеко не самоочевидная мысль, судьбоносная для прошлого, настоящего и будущего человечества, составляющая стержневую основу.

Греческое слово "философия" восходит к именам Геродота, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово "философия" переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Возраст философии весьма почтенный, первые великие философы жили около 2,5 тысяч лет назад. Ясно, что в различные эпохи человечества слову "философия" придавали не во всем одинаковый смысл. Тем не менее, следует признать, что это слово уже по самому своему происхождению удачно выражает сокровенные черты всякого подлинного философствования.

Философия - это  любовь. Но что мы любим? То, без чего нам плохо, без чего не хочется  жить, ибо сама жизнь теряет свою привлекательность, свой смысл. Что  такое мудрость? Глубокомыслие, умение познавать малодоступное, вырабатывать ориентиры жизнедеятельности человека, определять его главные ценности. Все это мы находим в философии - читатель имеет возможность убедиться  в справедливости наших слов по мере проработки им текста книги.

А для меня, Философия  – это поиск и нахождение человеком  ответов на главные вопросы жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Назовите основные разделы философии.

 

В рамках собственно философского знания уже на ранних этапах становления  началась его разделение, в результате которой выделились такие философские  дисциплины, как этика, логика, эстетика и постепенно оформились следующие  разделы философского знания:

-онтология – учение о бытии, о первоначалах всего сущего, о критериях существования, общих принципах и закономерностях существования;

-гносеология – раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания  к реальности, выявляются условия  достоверности и истинности знания;

-аксиология – учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценности между собой;

-праксеология – учение о практическом отношении человека и мира, активности нашего духа, целеполагании и действенности человека;

-антропология – философское учение о человеке;

-социальная философия – раздел философии, описывающий специфические особенности общества, его динамику и перспективы, логику социальных процессов, смысл и предназначение человеческой истории.

Эти разделы несводимы  друг к другу, но тесно связаны  между собой. Роль и место философии  в обществе определяется ее функциями, под которыми мы понимаем ее воздействие  на людей и на их разностороннюю предметную деятельность. Это воздействие, в широком смысле, предстает как  влияние на мысли и поведение  человека, так и на их обоснование, стимулирование и ориентацию. Функции философии многоаспектны. Основополагающая функция философии – выявление универсалий культуры и выражение их содержания в системе философского знания. Универсалии (наиболее общие представления) культуры зафиксированы в фольклоре, искусстве, религии, этических учениях нередко посредством образов, иносказаний, притч, т.е. далеко не всегда в логически стройной и информационно ёмкой форме. Философия же выражает их содержание преимущественно в системе категорий,  что обеспечивает ей более широкие возможности в духовном воспроизведении реальности и в выработке его механизмов. Это осуществляется в процессе выполнения философией ряда функций. Важнейшие из них:

- мировоззренческая – состоит в выработке обобщенных представлений человека о реальности, образе его поведения и деятельности;

- методологическая – связана с выработкой в рамках философии представлений об оптимальном  образе человеческих действий в сфере познания, практики и коммуникации;

- гносеологическая – заключается в создании обобщенной картины познания мира, формулировке принципов познавательного отношения субъекта к объекту, разработке универсальных методов научного познания и логического мышления;

- аксиологическая – ориентирована на критический анализ коренных теоретических оснований ценностных ориентаций людей, их нравственных и эстетических идеалов, духовных регулятивов поведения в мире;

- праксеологическая – проявляется в опосредованном ее воздействии на практическую деятельность людей, определении их социальных целей и идеалов, выбор средств и методов индивидуальных и коллективных действий;

- критическая – состоит в выявлении средствами философии заблуждений, догм и устаревших стереотипов мышления;

- прогностическая – связана с выработкой средствами философии представлений, отражающих возможные состояния природных образований и общества, тенденции развития событий в различных сферах человеческой деятельности и глобальных процессов.

Раскрытие специфики  философии как формы общественного  сознания, ее содержания и функций  является важным условием превращения  философских положений в мировоззренческие  ориентиры, помогающие человеку определить свое отношение к миру и самому себе. Исследование исторической динамики предмета философии, сравнение философии  с мифологией, религией, наукой, искусством, мировоззрением позволяет сделать  вывод о том, что философия  не сводится ни к одному из этих феноменов  человеческой культуры однозначным  образом. Она сама есть только тогда, когда мы философствуем. Философия  есть философствование (М.Хайдеггер). «Философия есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду  быть дома» - писал поэт и мыслитель  Новалис.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные принципы платоновского идеализма.

 

Идеализм утверждает первичность идеального духовного по отношению к материальному. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Платон считается создателем первого в истории идеалистического учения. Идеализм - это учение, признающее первичность идеального по отношению к материальному, первичность сознания по отношению к бытию.

Сочинения Платона (427-347 гг. до н.э.) - уникальное явление в отношении выделения философской концепции. Это высокохудожественное, захватывающее описание самого процесса становления концепции, с сомнениями и неуверенностью, подчас с безрезультатными попытками разрешения поставленного вопроса, с возвратом к исходному пункту, многочисленными повторениями и т.п. Выделить в творчестве Платона какой-либо аспект и систематически изложить его довольно сложно, так как приходится реконструировать мысли Платона из отдельных высказываний, которые настолько динамичны, что в процессе эволюции мысли порой превращаются в свою противоположность.

Платон неоднократно высказывал свое отношение к математике, и она всегда оценивалась им очень высоко. В своем идеальном государстве он предполагал «утвердить законом и убедить тех, которые намереваются занять в городе высокие должности, чтобы они упражнялись в науке счисления». Систематическое широкое использование математического материала имеет место у Платона, начиная с диалога «Менон», где Платон подводит к основному выводу с помощью геометрического доказательства. Именно вывод этого диалога о том, что познание есть припоминание, стал основополагающим принципом платоновской гносеологии.

Проблема строения материальной действительности у Платона  получила такую трактовку: мир вещей, воспринимаемый посредством чувств, не есть мир истинно существующего; вещи непрерывно возникают и погибают. У Платона в качестве материи  началами являются большое и малое, а в качестве сущности единое, ибо  идеи (они же числа) получаются из большого и малого через приобщение их к  единству. Чувственно воспринимаемый мир, согласно Платону, создан Богом. Процесс  построения космоса описан в диалоге «Тимей». Ознакомившись с этим описанием, нужно признать, что Создатель был хорошо знаком с математикой и на многих этапах творения существенно использовал математические положения, а порой и выполнял точные вычисления.

Посредством математических отношений Платон пытался охарактеризовать и некоторые явления общественной жизни. Можно заключить, что Платон существенно опирался на математику при разработке основных разделов своей философии: в концепции «познание припоминание», учении о сущности материального бытия, об устройстве космоса, в трактовке социальных явлений и т.д.

Математика  сыграла значительную роль в конструктивном оформлении его философской системы.

Предшествующие Платону  древнегреческие мыслители натурфилософы  искали первопричины мироздания и причины  возникновения, конкретных вещей в феноменах физической природы - вода, воздух, огонь, земля, теплота, наконец, атомы. Обратив внимание на особенности человеческого сознания, Сократ показал, что теории «физиков» не дают объяснения главному - мотивам человеческих поступков, ибо в своем поведении человек руководствуется совершенно иными причинами, нематериального характера. Платон расширил сферу поиска истины на все мироздание, придя к мысли, что не только у человеческих поступков, но и у всех вещей и вообще у всего физического мира есть некие нематериальные причины.

 

  1. Главные проблемы средневековой схоластики.

 

           Средневековая философия вошла  в историю мысли под именем  схоластики, которое уже с давних  пор употребляется в нарицательном смысле как символ оторванного от реальности, пустого словопрения. И для этого, несомненно, имеются основания.

            Главная отличительная особенность  схоластики состоит в том, что  она сознательно рассматривает  себя как науку, поставленную  на службу теологии, как «служанку  теологии».

            Начиная, примерно с XI века в средневековых университетах возрастает интерес к проблемам логики, которая в ту эпоху носила название диалектики, и предмет которой составляла работа над понятиями. Большое влияние на философов XI—XIV веков оказали логические сочинения Боэция, комментировавшего «Категории» Аристотеля и создавшего систему тонких различений и определений понятий, с помощью которых теологи пытались осмыслить «истины веры». Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догматики привело к тому, что диалектика превратилась в одну из главных философских дисциплин, а расчленение и тончайшее различение понятий, установление определений и дефиниций, занимавшее многие умы, подчас вырождалось в тяжеловесные многотомные построения. Увлечение, таким образом, понятой диалектикой нашло свое выражение в характерных для средневековых университетов диспутах, которые иной раз длились по 10—12 часов с небольшим перерывом на обед. Эти словопрения и хитросплетения схоластической учености порождали к себе оппозицию. Схоластической диалектике противостояли различные мистические течения, а в XV — XVI веках эта оппозиция получает оформление в виде гуманистической светской культуры, с одной стороны, и неоплатонической натурфилософии, с другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные представители новоевропейского рационализма.

 

Хронологические рамки Нового времени, обычно очерчиваемые историками, это XVII – нач. XX веков, то есть период от первых буржуазных революций до первых социалистических. Однако новейший период в философии начинается уже с середины XIX века. Таким образом, история новоевропейской философии занимает два с половиной столетия.

Философия XVII века заложила основы новоевропейской философии, разработала основные её направления и концепции. Выдающимися представителями этого периода являются Ф. Бэкон, Р. Декарт, Б. Спиноза, Д. Локк, Т. Гоббс.

Философия XVIII века – философия эпохи Просвещения – довела до логического завершения основные идеи и интенции XVII века, сделала их общественным достоянием. Выдающимися философами этой эпохи были Вольтер, Руссо, Дидро, Гольбах, Лессинг, Кант, Толанд.

Немецкая классическая философия (XVIII – сер. XIX вв.) вывела новоевропейскую философию на уровень развитых систем, вскрыла тупики новоевропейской мысли, подготовила переход к новейшему периоду. Наиболее видными философами немецкой классики являются Кант, Фихте, Шеллинг, Гегель, Фейербах.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса критически переосмыслила опыт немецкой классической и европейской философии  и предвосхитила ведущие интенции философии новейшего периода.

Философия – это самосознание культуры, поэтому особенности философии  того или иного периода ее развития отражают особенности соответствующего периода в развитии культуры. Главная  отличительная черта новоевропейской  философии – рационализм – является проявлением рационалистического духа европейской культуры Нового времени.

Аналогично тому, как в  теории познания происходил поиск явных  и разумных начал познания, так  и в области социальной философии  шел поиск разумных и справедливых начал общественной жизни. Это получило воплощение в понятии «естественного права» и в теории «общественного договора» (Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо), на основе которых эпоха Просвещения провозгласила  равенство всех граждан перед  законом, неотъемлемость прав каждого  человека на жизнь, свободу и собственность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Философия Г.В.Ф. Гегеля.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"