Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:36, контрольная работа
1. Что такое философия?
2. Назовите основные разделы философии.
3. Основные принципы платоновского идеализма.
4. Основные представители новоевропейского рационализма.
5. Философия Г.В.Ф. Гегеля.
6. Взгляды Ф. Ницше.
Ныне, вряд ли кто-то
будет оспаривать, что произведения
философов удаленной от нас исторической
эпохи воспроизвести в полном объеме таковым,
какими они были созданы невозможно. Часть
трудов просто исчезла в глубине времени,
часть просто потеряла свою актуальность
многие годы назад. Но любой крупный философ
всегда оставит что-то, что будет полезно
не только его поколению, но и все последующим.
В тоже время отыскать эти крупинки знаний
не всегда просто. Если даже оставить в
стороне случаи явной недобросовестности
и фальсификации по отношению к философскому
наследию Гегеля, нельзя не признать, что
вся последующая человеческая философская
мысль, за исключением, может быть, небольшого
числа правоверных гегельянцев, полагавших,
что только они понимают систему учителя
целиком, только и занималась, что отрывала
кусочки от его учения, выборочно и по
частям принимая и опровергая положения
гегелевской философии, делая это односторонне,
фрагментарно и неадекватно.
Немецкая философия
конца XVIII — первой трети XIX в., представленная
именами Канта, Шеллинга, Гегеля, Фейербаха,
заслуженно именуется классической. В
ней нашли свое продолжение идеи философии
Нового времени — вера в могущество разума,
гуманизм, неотчуждаемые права личности.
В этой философии нашли свое отражение
как основные черты эпохи становления
нового, капиталистического строя, так
и конкретно-исторические особенности,
присущие тогдашней Германии. Классики
немецкой философии были идеологами своей
буржуазии, которая значительно отставала
в социально-экономическом и политическом
развитии от буржуазии передовых стран.
Со времени Реформации и до конца XVIII в.
Германия не представляла собой единого
экономического целого, капиталистический
рынок находился в процессе становления.
Не представляла она и единого политического
целого: страна была разделена почти на
300 самостоятельных государств, большинство
из которых были карликовыми.
Экономическое
благосостояние бюргерства в значительной
степени зависело от заказов двора и феодалов,
от поставок для армии. Это определило
политическую дряблость немецкой буржуазии.
И хотя ее интересы не совпадали полностью
с интересами юнкеров, она покорно шла
в фарватере политики дворянского государства.
Указанные обстоятельства не могли не
найти своего отражения в немецкой философии
того времени, определяя ее двойственный,
компромиссный, подчас противоречивый
характер. Если труды французских просветителей
запрещались и сжигались, а сами они подвергались
судебным преследованиям, вплоть до заключения
в Бастилию, то немецкие философы-идеалисты
были заслуженными профессорами германских
университетов, признанными наставниками
юношества, а их труды издавались и распространялись
без всяких препятствий. Но хотя они не
выступали против существующих в германских
государствах политических учреждений,
их учения по сути дела были враждебны,
несовместимы с феодальными порядками,
отжившими свой век. Диалектический метод,
особенно обстоятельно и последовательно
разработанный Гегелем, мог быть легко
обращен против этих порядков. Что и сделали
наиболее радикально настроенные ученики
берлинского профессора. Поэтому Маркс
называл философию Канта, родоначальника классической
немецкой философии, немецкой теорией
французской революции. С не меньшим основанием
данное определение может быть, распространено
на других представителей классической
немецкой философии.
Фридрих Вильгельм Ницше, явившись одним из величайших немецких философов не только девятнадцатого века, но и за всю историю философии, оставил после себя яркий след, воплощённый в уникальных трудах, трактовка которых по-прежнему вызывает массу споров. Некоторые люди склонны критиковать взгляды Ницше на те или иные явления, указывая лишь на те моменты, которые теоретически могут содержать одобрение нарушения многих морально-этических устоев современного цивилизованного общества. Другие же ими восхищаются, находя в его философии что-то «родное» для себя, то, что совпадает с их собственными соображениями.
Если же просто запастись терпением, спокойствием стороннего наблюдателя и ознакомиться хотя бы с некоторыми трудами этого великого философа, то становится понятно одно: разность в понимании зависит от личных качеств людей, а за лаконичностью, меткостью и резкостью суждений скрываются очень глубокие и точно изложенные мысли, рассказывающие нам о духовных исканиях Ницше, о непрерывной, мучительной, направленной на поиск истины работе мысли этого человека.
К сожалению, философия Ницше была воспринята некоторыми людьми слишком однобоко или в искажённом варианте, что привело к ломке в сознании людей и возникновению ряда личностей, крайне радикально настроенных по отношению к другим. Чтобы действительно понять философию Ницше, необходимо также тщательно ознакомиться с его биографией и с теми условиями, которые оказали наиболее сильное влияние на формирование его взглядов в тот или иной период жизни этого философа.
Таким образом, мы видим, что в развитии философских взглядов Фридриха Ницше можно выделить три следующих друг за другом этапа: активное освоение культуры прошлого – литературы, истории, философии, музыки, сопровождавшееся романтическим поклонением античности; критика основ западноевропейской культуры («Странник и его тень», «Утренняя заря», «Весёлая наука»), сведение счетов с кумирами XIX века; период написания «Заратустры», учение о «сверхчеловеке» (начиная с 1881 года).
В течение каждого из этих периодов Ницше испытывал разные по своему содержанию переживания, и с каждым периодом философ накапливал бесценный опыт, совершенствуя вместе с тем своё учение и рассматривая всё новые и новые взгляды на жизнь.
Изучив историю становления взглядов этого философа, мы смогли не только углубить своё понимание и видение его идей, но также в который раз убедиться в уникальности неповторимого таланта Фридриха Ницше и гениальности выражения им своих взглядов.
Экзистенциализм (от лат. - существование), «философия существования» - философское направление, в котором постулируется абсолютная уникальность человеческого бытия, не допускающая описания в научных терминах, невыразимая с помощью традиционных философских категорий. Самостоятельным философским направлением экзистенциализма стал в н. XX в. в России, Германии, Франции. К числу представителей экзистенциализма относятся: Бердяев Н.А., Шестов Л. (Россия); Бубер М., Хайдеггер М., Ясперс К. (Германия); Марсель Г., Сартр Ж.-П., Камю А. (Франция), Аббаньяно Н., Пачи (Италия) Э. К экзистенциализму близки французский персонализм ( Мунье Э.), концепция неогегельянца Кожева А. (Франция), немецкая «диалектическая теология» ( Барт К., Бультман Р., Тиллих П.), концепции Ортеги-и-Гассета X. и Унамуно М. (Испания).
В 1940-1960-х экзистенциализм стал одним из влиятельных течений в духовной жизни Европы. Экзистенциализм - выражение и осмысление кризиса социального оптимизма, гарантированности человеческого существования на фоне технического прогресса. Экзистенциализм - попытка вернуть человека от соблазна «сверхчеловечности», подкреплённого материальными успехами человечества, к ограниченности и конечности собственного существования, в котором только человек и может обрести величие, стать «невластным Богом».
В структуре внутреннего мира человека экзистенция непознаваема, она не есть нечто, заданное природой, обществом как «внешним», и не объективируема, не может перейти во внешнее, не утеряв собственной природы, человек прикасается к экзиетенции чаще всего в минуты личных потрясений, «по граничных ситуаций» (Ясперс К.). Чаще всего человек проецирует себя в сферу «не-Я», в сферу объектности. Осознав свое отличие от «не-Я», человек понимает, что его существование окружено океаном «Ничто». Предельным выражением «не-Я», «Ничто», является смерть. Но безвыходность ситуации рождает решимость, освобождает от гипноза животного ужаса, делает смерть вечным спутником человека. Подлинное бытие человека - это «свобода-к-смерти» ( Хайдеггер М.). Это жизнь человека, осознающего свою уникальность-конечность и стремящегося реализовать её в уникальности-творчёстве. Бердяев Н.А. назвал свою философию «мэонологией» (греч. мэон – «ничто»). Человек, вставший на путь «раскрытия» собственного бытия, относится к своей жизни как к вечному самопроектированию (Сартр Ж.-П.). Это не рациональное замысливание будущего жизненного пути, это способность постоянно выходить за рамки данного, способность к трансцендированию.
Принято различать атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Бердяев, Ясперс, Бубер) экзистенциализм. Градация эта весьма условна. Атеистический экзистенциализм говорит о «заброшенности» человека, фактически - о его «богооставленности». Экзистенциальная личность полностью отрывается от обстоятельств и следует своему «проекту», подчиняясь лишь свободно избранному пути. Но, отвечая за себя, индивид чувствует за своими плечами всё человечество: «Выбирая себя, я выбираю человечество» (Сартр). Ответственность, которую в христианстве берёт на себя Бог, искупая вину людей, в экзистенциализме целиком и полностью взваливает на свои плечи каждый человек. Экзистенциализм говорит о «страшном бремени» свободы, «кошмаре свободы». Атеистический экзистенциализм тем самым утверждает необходимость богоподобия человека как основы его подлинного бытия. В атеистическом экзистенциализме появляется идея «ожидания Бога», но Бога, не сводимого к ритуально-магическому объекту, отношения с которым вполне предсказуемы.
Но и в религиозном экзистенциализме Бог менее всего похож на антропоморфное божество. Он абсолютно запределен человеческому миру, это скорее «шифр» идеального человеческого универсума, «миф Богочеловечества Христа», соотносясь с которым человек решает, что он есть; сверхреальность символа, который «высвечивает путь человека к творчеству» (Бердяев, Шестов). Порой «Бог» становится своего рода философемой философской конструкцией, сопряжение с которой позволит когда-либо человечеству стать «коллективным Богом», частью мирового целого (Бубер). Библейский сюжет о грехопадении, искуплении и спасении человека, его возвращении к Богу в религиозном экзистенциализме трансформируется в мысль о необходимости героического подвига, свершаемого каждым человеком - платы за свободу; В противном случае человек пребывает в иллюзорно-магическом, несвободном отношении к Богу.
Логические Исследования
В ранний период своего творчества Гуссерль пытался философски прояснить статус основных понятий математики посредством установления их связи с мыслительными актами счета, суммирования, заключения, целостного постижения. В Логических Исследованиях он пытается прояснить статус логических понятий посредством их непосредственного рассмотрения в опытах утверждения, доказательства, оценки, заключения. Гуссерль утверждает, что для того, чтобы философски прояснить абстрактные математические и логические понятия, необходимо их рассмотреть в данностях опыта, где они непосредственно нам даны. Здесь опыт как непосредственное переживание является основанием для критерия адекватности и истинности тех или иных понятий. Гуссерль называет такое «опытное» рассмотрение понятий феноменологическим. На данном этапе феноменологическое исследование представляет собой чисто описательный, наглядный процесс, нейтральный по отношению к метафизике. Центральное понятие феноменологии Гуссерля — понятие интенциональности. Оно представляет сущность и сущностную структуру сознания, которая проявляется в направленности сознания на объект. Сознание в своих различных модусах есть всегда сознание чего-то или сознание о чем-то. Так мышление есть мысль о чем-то, восприятие есть восприятие чего-то, воображение есть воображение чего-то и т.д. Гуссерль называет различные модусы сознания интенциональными переживаниями или актами, каждый из которых имеет свои особенности. Он описывает различные способы, в которых сознание относит себя к объектам в логическом мышлении, оценочном, в восприятии, воображении, воспоминании.
Гуссерль предлагает новый
философский метод, имеющий дело не с фактами,
а с сущностями, которые распознаются
в результате эйдетической интуиции. В
«Идеях к чистой феноменологии и феноменологической
философии» (1913), Гуссерль определяет феноменологию
как «трансцендентальную» философию.
Центральной темой трансцендентальной
феноменологии является трансцендентальное
сознание или субъективность. Феноменология
описывает его как сущностную структуру.
Кроме того, феноменология представляет
мир как универсальный горизонт показывающихся
сущностей. В этой связи Гуссерль говорит
о «естественном состоянии» и его беспристрастном
философском отражении. Предложенный
Гуссерлем трансцендентально-