Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 11:36, контрольная работа

Описание работы

1. Что такое философия?
2. Назовите основные разделы философии.
3. Основные принципы платоновского идеализма.
4. Основные представители новоевропейского рационализма.
5. Философия Г.В.Ф. Гегеля.
6. Взгляды Ф. Ницше.

Файлы: 1 файл

Философия.docx

— 70.20 Кб (Скачать файл)

     Вся реальность  рассматривается в пределах тех  значений и смыслов, которые  она имеет для сознания. Истинно  то, что мир трансцендирует, то есть превосходит какие-либо пределы, а потому не может быть сведен к сознанию, которое мы имеем об этом мире. Но мир имеет значения и смыслы, которые даруются ему сознанием. Феноменология интересуется, каким образом мир приобретает эти значения и смыслы; что значит трансцендентальность мира и трансцендентальность сознания, субъекта, эго.

       Мартин  Хайдеггер не принимает феноменологию  Гуссерля в ее трансцендентальной и идеалистической форме. Он развивает свое собственное понимание феноменологии исходя из учения о бытии. Феноменологию Хайдеггера в определенном смысле можно определить как герменевтическую. Он рассматривает феноменологию как метод онтологии, учения Бытия о бытии. Хайдеггер говорит о феноменологии человеческого бытия (Dasein). Человеческое бытие или существование таково, что оно понимает свое собственное бытие и одновременно бытие других сущностей. Цель Бытия и Времени Хайдеггера заключается в описании того, как человеческое бытие имеет дело со смыслами своего собственного бытия. Вопрос о смысле бытия раскрывается через человеческое бытие, при котором возможен сам вопрос о смысле. Хайдеггер описывает отношение к самому себе в терминах интерпретации и понимания, что придает его феноменологии герменевтическую и экзистенциальную направленность. Интенциональная жизнь конституирования, образования значений и смыслов связана с практической жизнью, с каждодневным бытием в этом мире. Для человеческого бытия мир является прежде всего сферой практических действий в осуществлении человеческих проектов. Социальный мир, бытие с другими также представляет практический мир, в котором люди отождествляются со своими социальными ролями.

       Существуют  различные интерпретации Бытия  и Времени Хайдеггера. Так, согласно  одной из них, феноменология  Dasein предстает как модификация феноменологии сознания Гуссерля. Dasein определяется как гуссерлианское сознание или субъект с одной лишь особенностью — практической направленностью. У Хайдеггера человеческое бытие, которое способно раскрыть и понять истину бытия является основанием для теоретических и практических мо??усов согласованности с тем, что существует. Согласно другому взгляду, Хайдеггер — философ экзистенциалист, поскольку им анализируются экзистенциальные темы вины, страха, смерти. Здесь необходимо заметить, что данные темы рассматриваются Хайдеггером относительно постановки вопроса о смысле бытия как такового. Бытие существует до тех пор, пока существует Dasein. Бытие существует только в человеческом понимании бытия. Человек должен понять истинный смысл своего собственного бытия и одновременно Бытия как такового. Феноменология Хайдеггера является герменевтической в том смысле, что она заключается в интерпретации, концептуальном раскрытии человеческого понимания бытия. Бытие есть бытие в мире, оно — не трансцендентальное эго вне мира. Концепция человеческого бытия как бытия в мире представляет попытку преодолеть субъект — объектную дихотомию. Теоретические модусы интенциональности согласованности с сущностями основаны в практических модусах. Бытие в мире является условием возможности интенциональности. Французский феноменолог П. Рикер как и М. Хайдеггер убежден в том, что феноменология должна развиваться в герменевтическом направлении, поскольку она предоставляет доступ к глубоким структурам человеческого опыта, переживаниям.

       П. Рикер в своих исследованиях по символизму зла отмечает, что моральный и религиозный опыт людей закодирован в символических терминах и задача философии — их объяснение. Так, он изучает психоанализ Зигмунда Фрейда как герменевтику снов и бессознательного, а также изучает литературный язык (метафоры, повести) и его философские подтексты. Идею Гуссерля о феноменологии как учение о жизненном мире и живом опыте поддерживает французский мыслитель — М. Мерло-Понти. Он также развивает свою феноменологию восприятия или экзистенциальную феноменологию. Одна из его центральных тем — феноменология тела. Восприятие как основная форма человеческого опытам не может быть понято в абстракции от тела. Тело должно быть понято как перво-субъектное живое тело, находящееся в мире и направленное к миру. Согласно Мерло-Понти интенциональность как направленность и как конституирование значений и смыслов не должна быть ограниченна только лишь сферой сознания. Если М. Хайдеггер обнаруживает интенциональность в практическом субъекте человеческих проектов, то Мерло-Понти помещает интенциональность в тело субъекта. Как и Хайдеггер, Мерло-Понти полагает, что восприятие и понимание жизненного мира как мира жизни без его научно-идеологических интерпретаций и объективистских взглядов является основанием для всех высших форм познания и всех концепций реальности. Феноменология Гусселя, Хайдеггера, Сартра, Мерло-Понти привлекла многих философов, а также психологов, заинтересованных в большей мере в более конкретном описании субъективного опыта, нежели в логическом анализе философии науки. Феноменология также рассматривается и в аналитической традиции, где анализируется понятие интенциональности. Ставится вопрос о том возможно ли сведение интенциональности к объективным отношениям, какова природа самой интенциональности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Прагматизм.

 

            Прагматизм (от греч. prágma, родительный падеж prágmatos - дело, действие), субъективно-идеалистическое философское учение. Возникло в 70-х гг. 19 в. в США и получило наибольшее распространение в 20 в. в период до 2-й мировой войны 1939-45, оказав сильнейшее влияние на всю духовную жизнь страны. Основные идеи Прагматизм высказал Ч.Пирс, затем эту доктрину разрабатывали У. Джемс, Дж. Дьюи, Дж. Г. Мид. Прагматизм имел сторонников также в Великобритании (Ф. К. С. Шиллер) и др. странах. 
           Обвинив всю прежнюю философию, равно как и преобладавший в то время в англо-американских университетах абсолютный идеализм Ф. Брэдли - Дж. Ройса, в отрыве от жизни, абстрактности и созерцательности, Прагматизм выступил с программой «реконструкции в философии»: философия должна быть не размышлением о первых началах бытия и познания, чем она считалась со времён Аристотеля, но общим методом решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных («проблематических») ситуациях, в процессе их деятельности, протекающей в непрерывно меняющемся мире. Примыкая к традиции субъективно-идеалистического эмпиризма, Прагматизм отождествляет всю окружающую человека реальность с «опытом», не сводимым, однако, к чувств, восприятиям, а понимаемым как «все, что переживается в опыте» (Дьюи), то есть как любое содержание сознания, как «поток сознания» (Джемс). Субъективно-идеалистический эмпиризм Прагматизм роднит его с махизмом, своей же иррационалистической тенденцией Прагматизм сближается с учением французского философа А. Бергсона. Согласно Прагматизм, опыт никогда не дан нам изначально как нечто определённое, но все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения возникающих жизненных задач. Используя односторонне истолкованные идеи Ч. Дарвина, Прагматизм рассматривает мышление лишь как средство для приспособления организма к среде с целью успешного действия. Функция мысли - не в познании как отражении объективной реальности и соответствующей ориентации деятельности, а в преодолении сомнения, являющегося помехой для действия (Пирс), в выборе средств, необходимых для достижения цели (Джемс) или для решения «проблематической ситуации» (Дьюи). Идеи, понятия и теории - это лишь инструменты, орудия или планы действия. Их значение, согласно основной доктрине Прагматизм - т. н. «принципу Пирса», целиком сводится к возможным практическим последствиям. Соответственно «... истина определяется как полезность...» (Dewey J., Reconstruction in philosophy, Boston, 1957, p. 157) или работоспособность идеи. Такое определение истины является наиболее характерной и наиболее одиозной доктриной Прагматизм, из которой вытекает абсолютизация роли успеха, превращение его не только в единственный критерий истинности идей, но и в само содержание понятия истины. 
      Прагматистская теория истины непосредственно использовалась Джемсом для оправдания религиозной веры: «... гипотеза о боге истинна, если она служит удовлетворительно...» («Прагматизм», СПБ, 1910, с. 182). «Прагматизм, - писал В. И. Ленин, - высмеивает метафизику и материализма и идеализма, превозносит опыт и только опыт, признает единственным критерием практику... и... преблагополучно выводит изо всего этого бога в целях практических, только для практики, без всякой метафизики, без всякого выхода за пределы опыта...» (Полное собрание соч., 5 изд., т. 18, с. 363, прим.). Применение Прагматизм в социально-политической области неизменно служило апологетическим целям для оправдания политических акций, способствующих укреплению существующего строя. 
      С конца 1930-х гг. влияние Прагматизм в американской философии начинает ослабевать. С иммиграцией ряда европейских философов получают распространение др. философские течения. Однако, утрачивая значение ведущего философского направления, Прагматизм продолжает оказывать влияние на решение многих методологических и логических проблем, в значительной мере определяя и стиль политического мышления в США. Реставрированная прагматистская концепция практики используется правыми ревизионистами (особенно из югославского журнала «Праксис») для извращения марксистского понимания практики и для борьбы против ленинской теорииотражения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные представители русской философии.

 

Основными представителями  русской философии были В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов.

      В. С. Соловьев — основоположник русской христианской  философии. Основные положения его философии: идея всеединства (объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь); идея Бога как выражение добра; идея «богочеловека» – жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, на добре, нравственности.

     Философия Н. А. Бердяева носит многоаспектный характер, однако в ней преобладают экзистенциальная и религиозная направленности. Высшей ценностью в окружающем мире является свобода; свобода, «соборность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека; общество и государство стремятся подчинить человека, подавить его индивидуальность; задача человека — сохранить свою самобытность, не дать обществу и государству ассимилировать себя; основную роль в жизни человека играет религия. Бог должен быть примером для человека.

                В  русской философии мысль сформировалась  в русле   так называемой «Русской идеи». Идея особой судьбы  и  предназначения  России. Сформировалась она в ХУ1 веке  и явилась первым идеологическим  оформлением национального самосознания  русского  народа.  В  дальнейшем  Русская  идея разрабатывалась в периоде отечественной философии Х1Х   начала  ХХ  вв.  Ее основоположниками         в          этот          период          являются П.Л.Чаадаев, Ф.М.Достоевский, В.С.Бердяев. Доминирующий мотив «Русской идеи» - признание ее  глубинным выражением  идеи  всечеловеческой,  объединяющей народы мира в единое целое. Русская идея есть идея о том, что именно России суждено стать во главе движения к общечеловеческой  цивилизации  на  основе

христианства.

Наиболее   четкое   теоретическое    и   общественно-политическое оформление  эти  две  тенденции  получили  в  40-60-х  гг.  Х1Х  в.  Первую представляли славянофилы, вторую - западники. В связи с  этим  существовали два направления  русской философской мысли, славянофильство  и западничество. В оформлении идей того и  другого  направления  немалую  роль  сыграл  Петр Яковлевич  Чаадаев  (1794-1856).Свои  взгляды  он  изложил   в   знаменитых «Философских письмах».

Основателями  славянофильства  были  А.С.Хомяков,    И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, Ю.Ф.Самарин. Близки к ним  по  идейным  позициям  были  писатели В.И.Даль,  А.Н.Островский,  В.И.Тютчев.   В  творчестве  этих  общественных деятелей было осознано, что философия для России - не одно из заимствований с Запада, желательных, чтобы быть наравне  с  цивилизованными  странами,  но необходимый элемент в кругу  духовных заданий национального  развития.  В  их работах   утверждается   необходимость    для    русской    мысли, своего самостоятельного пути и своих особых было открыто поле деятельности для самобытного  русского  философствования. Эти задачи и поле деятельности прочно связывались с Православием.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Постмодернизм.

 

Постмодернизм –  основное направление современной  философии, искусства и науки. В  первую очередь постмодернизм отталкивается, естественно, от модернизма. Непосредственными  предшественниками Постмодернизма являются постструктурализм и деконструкция как философский метод. Последние два понятия чрезвычайно близки основным установкам – постструктурализм и деконструкция «свели историю к философии, а философию к поэтике».

  В Постмодернизм господствует всеобщее смешение и насмешливость над всем, одним из его главных принципов стала «культурная опосредовавность», или, если говорить кратко, цитата.

Постмодернизм был первым (и последним) направлением ХХ в., которое открыто призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга. Ведь любая история, в соответствии с пониманием Постмодернизм, – это история создания и интерпретации текста. Откуда же тогда взяться реальности? Реальности просто нет. Если угодно, есть различные виртуальные реальности – недаром Постмодернизм расцвел в эпоху персональных компьютеров, массового видео, Интернета, с помощью которого ныне не только переписываются и проводят научные конференции, но даже занимаются виртуальной любовью. Поскольку реальности больше нет, Постмодернизм тем самым разрушил самую главную оппозицию классического модернизма – неомифологическую оппозицию между текстом и реальностью, сделав ненужным поиск, и, как правило, мучительный поиск границ между ними. Теперь поиск прекращен: реальность окончательно не обнаружена, имеется только текст. Поэтому на место пародии классического модернизма в Постмодернизм стал пастиш (от итал. pasticco – опера, состюленная из кусков других опер; попурри). Пастиш отличается от пародии тем, что теперь пародировать нечего, нет того серьезного объекта, который мог бы быть подвергнут осмеянию. Как писала О. М. Фрейденберг, пародироваться может только то, что «живо и свято». В эпоху Постмодернизма ничто не живо и уж тем более не свято. По тем же причинам место классического модернистского интертекста в Постмодернизм занял гипертекст , гораздо более гибкое приспособление, которым можно манипулировать и так и эдак. В 1976 г. американский писатель Реймон Федерман опубликовал роман, который можно читать по усмотрению читателя (он так и называется – «На ваше усмотрение») с любого места, тасуя непронумерованные и несброшюрованные страницы. Эта алеаторическая литература вскоре стала компьютерной, ее можно читать только на дисплее: нажмешь кнопку – и переносишься в предысторию героя, нажмешь другую – поменяешь плохой конец на хороший, или наоборот. Классическая модернистская реминисценция, носившая утонченный характер, которую можно было заметить, а можно было, и пройти мимо, сменилась тотальной постмодернистской цитатойколлажем. В сущности, постмодернистская филология есть не что иное, как утонченный поиск цитат и интертекстов в том или ином художественном тексте – из лучших образцов подобной филологии и искусствоведения.

Впрочем, кое-кто утверждает, что Постмодернизм уже закончилось, и мы живем в новой культурной эпохе, но в чем состоит ее суть, мы пока сформулировать не можем. Что ж, будем ждать этой формулировки с нетерпением.

 

 

 

 

 

 

 

Используемая  литература

 

  • Идеализм // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб.: 1890—1907.
  • СПИСОК       ИСПОЛЬЗУЕМОЙ    ЛИТЕРАТУРЫ.
  • 1. Барабанов Е.В  Русская  философия и кризис  идентичности  //  Вопросы
  • философии.
  • 1991 г.  8.
  • Валецкий А. По  поводу  русской  идеи  в  русской  философии  //  Вопросы
  • философии
  • 1994г. 1.
  • Гаврюшин  Н.К.  Русская философия и религиозное   сознание//   Вопросы
  • философии
  • 1994г. 1.
  • Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева// Вопросы
  • философии. 1994г. 6.
  • Громов   М.Н.   Вечные   ценности   русской    культуры:    интерпретации
  • отечественной
  • философии.// Вопросы философии 1994г. 1.
  • Пантин И.К. Социалистическая мысль в России: переход от утопии к науке
  • Москва, 1973г.
  • Полторацкий Н.Т. Русская религиозная философия.// Вопросы философии
  • 1992г. 2.
  • Скэнлан Дж.П. Нужна ли России русская философия .// Вопросы философии
  • 1994г.1.
  • Современная философия: словарь и хрестоматия. Ростов на Дону, 1995г.
  • Франн С.Л. Сущность и ведущие мотивы в русской философии // Вопросы
  • философии 1990г. 5.
  • Философия. Учебное пособие под редакцией В. Н. Лавриненко. М.,1996г.
  • Хоружий С.С. Философский процесс в России, как встреча философии и
  • православия .// Вопросы философии. 1991г.5.
  • Радугин А.А. Философия. Курс лекций. М., 1995г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Контрольная работа по "Философии"