Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:20, контрольная работа
1.чувственный уровень познания и его формы
2.Рациональное познание. Основные формы: Понятия обозначают предметы, свойства и отношения. Это достаточно сложная форма мышления, которая рассматривается не только логикой, но и семантикой, семиотикой.
3 Истина – правильное отражение действительности в мысли, проверяемое при помощи критерия практики.
4 Абсолютное и относительное в истине.
5 Понятие практики как универсального способа освоения мира человеком. Формы практики
18. Основные идеи: ницше
1.чувственный уровень познания и его формы
Познание распадается как бы на две половинки, а вернее части: чувственную и рациональную. Чувственное знание — это знание в виде ощущений и восприятий свойств вещей, непосредственно данных органам чувств. Я вижу, например, летящий самолет и знаю, что это такое. Эмпирическое знание может быть отражением данного не непосредственно, а опосредованно. Например, я вижу показание прибора или кривую электрокардиограммы, информирующие меня о состоянии соответствующего объекта, которого я не вижу. Иначе говоря, эмпирический уровень познания появляется при использовании всевозможных приборов; он предполагает наблюдение, описание наблюдаемого, ведение протоколов, использование документов. Словом, это более высокий уровень познания, чем просто чувственное познание.
Ч познание явл начальным этапом познания. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление.
Ощущение - это отражение отдельных свойств предмета или явления. В случае стола, например, - его формы, цвета, материала (деревянный, пластмассовый). По количеству органов чувств различают пять основных видов ("модальностей") ощущений: зрительные, звуковые, осязательные (тактильные), вкусовые и обонятельные. Наиболее важной для человека является зрительная модальность: через нее поступает более 80% чувственной информации.
Восприятие дает целостный образ предмета, отражающей уже совокупность его свойств; в нашем примере - чувственно-конкретный образ стола. Исходным материалом восприятия, таким образом, являются ощущения.
Представление выражает образ предмета, запечатленный в памяти. Оно является воспроизведением образов предметов, воздействовавших на наши органы чувств в прошлом. Представление не такое четкое, как восприятие.
2.Рациональное познание. Основные формы:
Понятия обозначают предметы, свойства и отношения. Это достаточно сложная форма мышления, которая рассматривается не только логикой, но и семантикой, семиотикой.
Суждения в своей структуре обязательно имеют 2 понятия: субъект (то, по поводу чего мы строим мысль) и предикат (то, что мы мыслим по поводу субъекта), – выраженные одним словом или группой слов, связанные с помощью слов «есть», «является». К субъекту, как правило, прилагается квантор («все», «некоторые»). С точки зрения логики все невопросительные предложения – это суждения.
Умозаключения – это такая форма мысли, когда из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, дающее новое знание. Наиболее распространены дедуктивные и индуктивные виды умозаключений. Дедукция строится на основе двух посылок, из которых выводится одна. Индукция строится на основе бесконечного ряда исходных посылок и не дает 100% верного результата.
Гипотезы – это предположения, очень важная форма познавательной деятельности, особенно в науке.
Теория – стройная система понятий, суждений, умозаключений, в рамках которых формируются законы, закономерности фрагмента действительности, рассматриваемого в данной теории, достоверность которых обоснована и доказана средствами и методами, соответствующими стандартам научности.
При рассмотрении чувственной и рациональной форм познания возникает вопрос об их приоритете с точки зрения истинности наших знаний, о соотношении веры и разума или же чувственного и рационального в познании. В зависимости от решения этого вопроса выделяют 2 направления.
Сенсуализм (эмпиризм) утверждает, что истинность наших знаний может быть обеспечена только чувственной достоверностью, опытным подтверждением. Рациональные знания могут быть приняты только в той мере, в которой они подтверждаются чувственным опытом. Эта позиция получила свое отражение в работах логических позитивистов (принцип верификации – необходимость опытного подтверждения рациональных знаний).
Рационализм – точка зрения, согласно которой истинность наших знаний может быть обеспечена только разумом. Чувственные знания не могут заслуживать полного доверия, т. к. чувства поверхностны, не способны схватывать суть вещей, которая может быть постигнута только разумом.
Однако это крайние позиции. Чувственное и рациональное познание взаимосвязаны и диалектически обуславливают друг друга в процессе реального познания. С одной стороны, исключительно чувственное познание – это познание на уровне животного. С другой стороны, рациональное познание без чувственного невозможно в принципе, поскольку чувственное познание, выступая в качестве опосредующего звена между действительностью и разумом, является для разума «пищей». На уровне человека эти формы познания влияют друг на друга. Возможности чувственной формы познания сказываются на возможностях рационального познания, существуют пределы органов чувств человека, которые ограничивают поток информации. Но рациональное познание до определенной степени способно выходить за рамки чувственного познания, во многом это осуществляется с помощью дополнительных средств, созданных человеком. С другой стороны, возможности чувственного восприятия существенно обусловлены разумом. Разум расширяет возможности фиксации различий, воспринимаемых нашими чувствами, границы и возможности чувственного познания.
3 Истина – правильное отражение действительности в мысли, проверяемое при помощи критерия практики. Истина не существует сама по себе, независимо от знания. Это характеристика знания, которое может быть истинным или неистинным. Поэтому, употребляя понятие «истина», следует иметь и виду истинное знание, выраженное в понятиях, суждениях, теориях и других его формах. Познание не свободно от заблуждений, под которыми следует понимать несоответствие знаний действительности.
Заблуждения
возникают вследствие
разных субъективных
и объективных
причин: поспешных
обобщений, несовершенства
познавательных средств
и т.п.
«Истина» и «заблуждение»
— гносеологические
категории. Строго говоря,
они не должны включать
в свое содержание оценку
знаний, отношение к
ним субъекта. Оценочный
аспект характерен для
другой пары близких
им понятии «правда»
и «ложь». Под правдой
понимают истину, содержащую
нравственную оценку;
правдивое — это не
только истинное, но
и правильное, честное,
справедливое. Противоположностью
правде является ложь.
В отличие от заблуждения,
которое характеризуется
непреднамеренностью
(заблуждающийся рассматривает
неистинные знания как
истинные), ложь, дезинформация
— это преднамеренное
искажение знаний, ее
целью является введение
в заблуждение тех, кому
она предназначена.
Разновидностью лжи
является сокрытие истины.
Объективное и субъективное в истине. Объективность знания (объективная истина) — это содержание знаний, которое определяется объектом и не зависит от субъекта познания. Например, суждение «Земля — планета Солнечной системы» по своему содержанию объективно истинно, оно выражает явление, существующее независимо от субъекта. Признавать объективную реальность — значит признавать объективную истину. Вместе с тем истина субъективна. Как характеристика знания она вне человеческого сознания не существует. Приведенное суждение содержит объективное знание, но само суждение — форма мышления существующая в сознании субъекта. Кроме того, в содержании знания неизбежно привносится субъективный момент, обусловленный применением достигнутого знания. Таким образом, истина содержит в себе оба момента — и объективное, и субъективное, представляет их единство.
4 Абсолютное
и относительное в истине. Так
как знания непрерывно
изменяются, развиваются,
абсолютных истин нет,
любая истина относительна.
Другие философы отрицают
существование относительных
истин на том основании,
что относительное знание
нельзя считать истинным.
Истинным может быть
только абсолютное знание.
И ту, и другую позицию
следует признать односторонней.
Относительное
в истинном знании —
это правильное в своей
основе положение, которое
является неполным,
неточным и которое
углубляется и уточняется
в ходе развития познания.
Так развивалось, например,
знание о строении материи.
Античные атомисты —
Левкипп, Демокрит, Эпикур
выдвинули учение об
атомах — мельчайших
неделимых частицах
материи, из которых
состоят все тела. Это
была относительная
истина, которая углублялась
и уточнялась в ходе
дальнейшего развития
философии и естествознания.
Абсолютное в истинном знании — знание, тождественное своему объекту, и поэтому не может быть опровергнуто в ходе дальнейшего развития познания. К абсолютным истинам могут быть отнесены истины факта: точно установленные даты конкретного события, например, годы рождения и смерти И. Канта (1724—1804), место его захоронения (г. Кенигсберг), выход в свет «Критики чистого разума» (1781) и т.п. Абсолютными можно считать истины, содержащие знания определенных закономерностей действительности, выражающие вечное. Например, мировые физические константы: гравитационная постоянная, постоянна Планка, скорость распространения электромагнитных волн. Относительное знание содержит в себе момент знания абсолютного, абсолютное складывается из суммы относительных истин.
Практика -
это способ включения
человека в окружающий
его природный
и социальный мир
путём активного
преобразования объективно
существующих предметов
и явлений. Категория
практики занимает особое,
ключевое положение
в системе основных
понятий философии.
Именно с её помощью
выявляется место человека
в структуре бытия, его
взаимосвязи с неживой
и живой природой, с
социальной действительностью,
его включённость в
систему материальной
и духовной культуры,
раскрывается сущность
сознания человека,
его духовной и душевной
жизни.
Категория практики
задаёт исходные ориентиры
целостного представления
о человеке во всём многообразии
его взаимосвязей с
окружающим миром. Принципиальной
особенностью практики
как специфической формы
бытия человека в мире
является её открытость
перед возможностью
освоения человеком
объективной реальности.
Практика формируется,
воспроизводится и развивается
в единстве субъект -
объектных и субъект
— субъектных отношений,
она представляет собой
всегда общественную
деятельность. Практика
предполагает наличие
культуры общения как
необходимое условие
своего существования.
Практика как специфически
человеческий способ
бытия в мире представляет
собой деятельность,
которая включает в
себя:
1. реальное преобразование
внешней среды при помощи
искусственно созданных
орудий и средств.
2. Общение людей в процессе
и по поводу этого преобразования.
3. Совокупность норм
и ценностей, которые
существуют в виде образов
сознания и
обеспечивают целенаправленный
характер практической
деятельности.
Формы практической
деятельности:
Производственная практика (материальная
производственная деятельность) -
форма практической
деятельности, лежащая
в основе всех остальных
видов и форм жизнедеятельности
человека в целом;
Социальная практика (перестройка) -
носит революционный
характер и направлена
на
реальное практическое
преобразование условий
нашей жизни, общественных
отношений, самих людей;
Наука - особая форма,
превращающаяся в непосредственную
производительную силу,
средство управления
социальными процессами;
Техническая деятельность -
представляет собой
важнейший элемент производительных
сил, определяющих характер
и содержание способа
производства, она тесно
связана с преобразованием
тех или иных устройств,
созданных человеком -
артефактов.
8
«Человек» — общее
понятие, обозначающее
принадлежность к человеческому
роду, природа которого,
как отмечалось выше,
сочетает биологические
и социальные качества.
Иначе говоря, человек
предстает в своей сущности
как биосоциальное
существо.
биологические
факторы — прямохождение,
развитие руки, большой
и развитый мозг, способность
к членораздельной речи;
Под его биологическими особенностями понимают то, что сближает человека с животным (за исключением факторов антропогенеза, которые явились основанием для выделения человека из царства природы), — наследственные признаки; наличие инстинктов (самосохранения, полового и др.); эмоции; биологические потребности (дышать, питаться, спать и т.д.); сходные с другими млекопитающими физиологические особенности (наличие одинаковых внутренних органов, гормонов, постоянная температура тела); возможность использовать природные предметы; приспособление к окружающей среде, продолжение рода.
Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальнымсуществом.
9
«Человек» — общее
понятие, обозначающее
принадлежность к человеческому
роду, природа которого,
как отмечалось выше,
сочетает биологические
и социальные качества.
Иначе говоря, человек
предстает в своей сущности
как биосоциальное
существо.
Социальные особенности характерны исключительно для человека — способность производить орудия труда; членораздельная речь; язык; социальные потребности (общение, привязанность, дружба, любовь); духовные потребности (мораль, религия, искусство); осознание своих потребностей; деятельность (трудовая, художественная и т.п.) как способность преобразовывать мир; сознание; способность мыслить; творчество; созидание; целеполагание.