Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 20:20, контрольная работа
1.чувственный уровень познания и его формы
2.Рациональное познание. Основные формы: Понятия обозначают предметы, свойства и отношения. Это достаточно сложная форма мышления, которая рассматривается не только логикой, но и семантикой, семиотикой.
3 Истина – правильное отражение действительности в мысли, проверяемое при помощи критерия практики.
4 Абсолютное и относительное в истине.
5 Понятие практики как универсального способа освоения мира человеком. Формы практики
18. Основные идеи: ницше
Человека нельзя сводить исключительно к общественным качествам, поскольку для его развития необходимы биологические предпосылки. Но нельзя свести его и к биологическим особенностям, так как личностью можно стать только в обществе. Биологическое и социальное нераздельно слито в человеке, что делает его особым биосоциальнымсуществом.
10. Соотношение биологического и социального в человеке подчиня-ется следующим закономерностям: во-первых, социальное возникает из биологического и является новым качественным уровнем развития материи. Этот уровень имеет свои собственные законы, не сводимые к законам биоло-гии, химии и физики. Так, законы экономики, закономерности смены общественно-экономических формаций абсолютно невоз-можно объяснить, «вывести» из законов биологической формы материи. Новое, чисто социальное качество человека выражено прежде всего в труде, сознании и во всей сложной системе обще-ственных явлений, возникающей в результате исторической эволю-ции труда и сознания. Ускоренное развитие сервисного сектора экономики в последние десятилетия также вызвано социальными процессами формирования постиндустриального общества, а не какими-либо изменениями в биологической основе цивилизации или человеческого организм;
во-вторых, с появлением социальных качеств человек не пере-стал, конечно, быть живым существом. Биологические особенно-сти человека устанавливают некоторые рамки и пределы, ограни-чивающие возможности развертывания социальных процессов. Физическая организация человека такова, что он не может, на-пример, долго обходиться без пищи, самостоятельно передвигаться со скоростью автомобиля или копать землю с производительно-стью экскаватора. Ограниченность биологических возможностей прямо влияет на производительность труда, способность усваи-вать информацию, на скорость осуществления любого вида деятельности. Таким образом, биологическая основа человеческого организма не определяет содержания высших по отношению к ней социальных процессов, но задает некоторые границы и пределы, за которые социальные процессы выйти не могут. Эта закономер-ность прямо влияет на развитие потребностей. Общество стре-мится удовлетворять только те из них, которые не противоречат биологическим возможностям организма. Потребности, разруша-ющие биологическую основу общества, обычно признаются нера-зумными и на них накладываются общественные (т. е. социаль-ные по своему происхождению) запреты. Так, во всех странах с настороженностью (а то и просто отрицательно) относятся к ус-лугам, связанным с применением наркотиков и сильнодейству-ющих ядовитых веществ, с искусственным оплодотворением или прерыванием беременности, с клонированием стволовых клеток, изменением генетического аппарата человека, изменением пола. Важнейшее требование к товару или услуге -- их максимально возможная безопасность для здоровья и жизни человека;
в-третьих, социальная деятельность человека оказывает обратное направляющее воздействие на биологическую основу его орга-низма, изменяя и перестраивая ее (в тех пределах, которые допус-кают законы биологии). Так, переход к прямохождению, измене-ние скелета, мускулатуры и особенно развитие руки происходили у первобытных людей под воздействием социальной трудовой деятельности. Социальные катаклизмы -- голод, войны, экономические кризисы и т. п. -- приводят к изменению продолжительности жизни и ухудшению здоровья людей. Успешное экономиче-ское развитие государств, наоборот, создает лучшие возможности для удовлетворения биологических потребностей человека в пи-ще, жилье, для роста численности населения, улучшения состоя-ния здоровья и других положительных биологических изменений в обществе.
11 Теории происхождения человека
Антропогенез (от греч. anthropos — человек + genesis — происхождение) — процесс исторического формирования человека. Сегодня существуют три основные теории антропогенеза.
Теория креационизма, самая древняя из существующих, утверждает, что человек является творением сверхъестественного существа. Например, христиане верят, что человек был сотворен богом в единовременном акте «по образу и подобию божьему». Схожие идеи присутствуют и в других религиях, а также в большинстве мифов.
Эволюционная теория утверждает, что человек произошел от обезьяноподобных предков в процессе длительного развития под воздействием законов наследственности, изменчивости и естественного отбора. Основания этой теории впервые предложил английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (1809-1882).
Космическая теория утверждает, что человек имеет внеземное происхождение. Он — или прямой потомок инопланетных существ, или плод экспериментов внеземного разума. По мнению большинства ученых, это наиболее экзотическая и наименее вероятная из основных теорий.
14 Специфика философского знания
1. Основная специфика
философского знания заключаетс
• имеет очень много общего с научным знанием — предмет, методы, логико-понятийный аппарат;
• однако не является научным знанием в чистом виде.
Главное
отличие философии
от всех иных наук заключается
в том, что философия является теорети
Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.
2. Можно выделить следующие особенности философского знания:
• имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);
• носит предельно общий, теоретический характер;
• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;
• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;
• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);
• испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
• в то же время динамично — постоянно развивается и обновляется;
• опирается на категории — предельно общие понятия;
• неисчерпаемо по своей сути;
• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.
15 Психика, по Фрейду, представляет собой своеобразную многоуровневую «луковицу», в которой сознание занимает лишь внешний, поверхностный слой, бессознательное — и есть та граница, которая соединят сознание с физиологией.
Структура личности по Фрейду: Оно (Ид), Я (Эго) и Сверх-я (Супер-эго). «Оно» — та арена, на которой властвует бессознательное, наши вытесненные влечения и инстинкты. «Оно» подчиняется принципу удовольствия. В «Оно» нет времени и пространства, «Оно» не подчиняется логике, не противоречий. Желания и впечатления, которые находятся в «Оно», «виртуально бессмертны», по словам Фрейда. И спустя десятилетия они ведут так, словно возникли, вчера.
«Я» — двойственная часть личности. «Я» — подчиняется общественным и культурным нормам. С другой стороны, «Я» по возможности следует сознательным инстинктам. Отношения «Я» и «Оно» можно сравнить с наездником и лошадью: лошадь («Оно») дает энергию для движения, всадник («Я») определяет цель и направление движения. Порой «Я» теряет контроль над «Оно», и всаднику приходится направлять скакуна туда, куда последнему вздумается.
«Супер-Эго» — своеобразный «цензор» нашей личности. «Супер Эго» — воплощает собой переработанную сознанием совокупность моральных устоев общества. «Супер-Эго» общается с внешним миром толь через «Я».
«Оно» и «Супер-Эго» постоянно находятся в конфликте. «Я»— часть личности, где происходит этот конфликт, своеобразное «поле битвы инстинктов и общественных норм. Требования «Оно» и «Супер-Эго» несовместимы, поэтому «Я» постоянно прибегает к защитным механизмам. Фрейд обнаруживает, несколько защитных механизмов, которыми пользуемся «Я», чтобы не осознавать конфликт, а поскорее отправить его в «Оно». Фрейд называет семь защитных механизмов— вытесние, проекция, замещение, отрицание, регрессия, идентификация, рационализация, которые объективно в психике любого человека. (Подробнее о некотрых защитных механизмах с точки зрения гештальтистов мы поговорим в следующий раз). Само вытеснение совершается неосознанно. Но вытесненное продолжает жить в «Оно» и действовать в виде символов, которые приемлемы «Супер-Эго».
Легко заметить, что для Фрейда личность — нечто вроде сложной энергетической системы, управляемой законом сохранения психической энергии. Если равновесие между «Оно», «Я», «Сверх-Я» нарушается, то начинается болезнь — невроз. В заключении разговора о психоанализе я хоу сказать о том, что Фрейд выделяет несколько стадий развития детской сексуальности:
Оральная (от рождения до 1 года жизни ребенка) — из «Оно» формируется «Я».
Анальная (от 1 до 3 лет)— формируется «Сверх-Я»
Фаллическая (от 3 до 5 лет) — возникновение Эдипова комплекса и комплекса
Электры разделение «Я» и «Сверх-Я».
Латентная (от 5 до 12 лет)— накапливаются психические силы в «Сверх-Я», которые позднее будут противостоять «Оно».
Генитальная (от 12 до 18 лет) — окончательное формирование структуры личности: «Оно», «Я», «Сверх-Я».
Существует ряд основных положений психоанализа. К ним относятся такие положения, как:
понимание психического развития как мотивационного, личностного;
представление о развитии как адаптации к среде; хотя среда и не является всегда и полностью враждебной, однако она всегда противостоит конкретному индивиду;
представление о движущих силах психического развития как врожденных и бессознательных;
идея о том, что основные механизмы развития, также врожденные, закладывают основы личности и ее мотивов уже в раннем детстве и существенного изменения эта структура в дальнейшем уже не претерпевает.
Психоанализ включает теории общего психического развития, психологического происхождения неврозов и психоаналитической терапии, являясь законченной и целостной системой. От психоанализа как конкретной теории и метода психотерапии следует отличать фрейдизм, возводящий положения психоанализа в ранг философско-антропологических принципов
17 Основными положениями европейского экзистенциализма являются:
1) отчужденность человека - отстраненность его от общества, "брошенность" в мир. Одиночество человека изначально, в нем состоит подлинное его существование. Пребывая в нем, человек постепенно постигает свою сущность. Но речь не идет о том, что духовному отчуждению предшествуют другие его виды - материальное, деятельностное, экономическое, социальное, политическое. Экзистенциалисты абсолютизируют духовное отчуждение, делая его всеобщим, закономерным в любых условиях;
2) "бытие и обладание". Бытие имеет два проявления: отношение человека к себе и отношение человека к вещам. Первое - подлинное, второе - неподлинное. Подлинное бытие вступает в борьбу с обладанием вещами, накоплением. В большинстве люди тратят свою жизнь на обладание вещами и не формируют свое бытие, самих себя. Не познают возникающие при этом противоречия. Накопительство обедняет человека, лишает его многих достоинств. Достоинства не могут определяться имущественным положением, истинное существование - в общении, постижении своей сущности, а не в обладании вещами. Человек должен быть, а - не иметь. Это означает, что человеку необходимо постоянно совершенствовать себя, а не заниматься накопительством и рабски подчиняться вещам;
3) «существование предшествует сущности». Сущность (главное в содержании) и существование не взаимосвязаны. Сущность вторична, отвлекается от существования, абстрактна, не несет в себе ничего конкретного. Существование - субъективно, требует чувственного, интуитивного познания и переживания. Нет необходимости точно и ясно определять их характеристики. Доподлинно постигают существование только душевно больные люди. Человек существует, а потом свободно выбирает свою сущность. В этом положении идет речь фактически о том, что человек существует в обществе, не имея сущности (мировоззренческой, духовной, морально-нравственной и т.д.), а только на каком-то этапе ее сам для себя выбирает. Закономерен вопрос: как идет выбор? На это нет ответа, ведь , по мнению экзистенциалистов, человек не связан с обществом;
4) страх, смерть, свобода. Основная черта человеческого существования - страх. Это исходное переживание, оно пронизывает все проявления человека. Самый большой страх - страх смерти. Он сопровождает человеческое существо всю жизнь. Не всем его удается преодолеть. Страх – это несвобода. Высшим актом проявления свободы и преодоления страха является самоубийство. Только смерть несет освобождение от одиночества, забот, страха. Движением к свободе есть иррациональное понимание мира, характеристик своего бытия. М. Хайдеггер находил возможным утверждать, что свободен только тот, кто сознательно идет к смерти. Близость к ней заставляет человека задуматься о бытие, утрате смысла жизни, помочь в отчаянии. Специфически, в духе Ф.Ницше, М.Хайдеггер развивал тему страха: он помогает человеку подчиниться воле сверхчеловека, воплощающего все стремления существующих. Человек должен с радостью принимать волю вождя, в экстазе идти за ним и с радостью за него погибнуть. Таким образом, провозглашается обесценивание собственной жизни ради воли вождя, безоговорочной подчиненности ему.