Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:12, контрольная работа
С самого своего возникновения в философии наличествует некое прочное центральное ядро, то есть сердце философии, которое, вслед за учениками Аристотеля можно назвать метафизикой – это то, что “идёт после физики”. Метафизика в традиционном понимании является учением о первоосновах сущего. Её ещё называют “теоретической” философией, то есть, противопоставляя практическим её разделам.
Содержание философии составляют наиболее общие представления о мире в целом, его категориальной структуре, о человеке и обществе, в котором он живёт, о способах деятельности или освоения человеком мира.
Можно выделить три части предмета философии:
1.Мир в целом (объективная реальность), его категориальная структура (объективная система категориальных определений мира).
2.Человек и общество (субъективная реальность).
1.Структура философского знания_________________________________2
2.Общая характеристика западной философии xx века_________________3
3.Проблема бытия в античной философии __________________________ 5
4.Теоретический уровень познания _______________________________ 6
5.Проблема существования надындивидуального сознания: многообразие подходов ____________________________________________________ 7
6.Свобода и ответственность: правовой, нравственный и экзистенциальный аспект_______________________________________________________ 8
7.Факторы, определяющие развитие общества______________________10
8.Техногенное воздействие на окружающую среду__________________ 11
9.Метафизика это-…__________________________________________ 12
10.Гностицизм это-…__________________________________________ 13
Список используемой литературы_______________________
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Контрольная работа №7
Выполнил:
Студент 1 курса
2 семестр
Содержание
1.Структура
философского знания___________
2.Общая характеристика западной философии xx века_________________3
3.Проблема бытия в античной философии __________________________ 5
4.Теоретический
уровень познания ______________________________
5.Проблема
существования
6.Свобода и ответственность:
правовой, нравственный и
7.Факторы,
определяющие развитие
8.Техногенное воздействие
на окружающую среду___________
9.Метафизика это-…_________________________
10.Гностицизм это-…___________
Список используемой
литературы____________________
1.Структура философского знания
С самого своего возникновения в философии наличествует некое прочное центральное ядро, то есть сердце философии, которое, вслед за учениками Аристотеля можно назвать метафизикой – это то, что “идёт после физики”. Метафизика в традиционном понимании является учением о первоосновах сущего. Её ещё называют “теоретической” философией, то есть, противопоставляя практическим её разделам.
Содержание философии составляют наиболее общие представления о мире в целом, его категориальной структуре, о человеке и обществе, в котором он живёт, о способах деятельности или освоения человеком мира.
Можно выделить три части предмета философии:
1.Мир в целом (объективная реальность), его категориальная структура (объективная система категориальных определений мира).
2.Человек и общество (субъективная реальность).
3.Деятельность, взаимодействие субъекта с объектом, способы и направления деятельности (мышление, познание, практика, искусство).
Соответственно трём частям предмета можно выделить три части философии:
1.Мировоззренческая часть - учение о мире в целом и его категориальной структуре
2.Философская антропология и социальная философия - Учение о человеке и обществе.
3.Методологическая часть - учение о формах и методах деятельности.
Как мировоззрение философия даёт наиболее общее представление о мире в целом и его категориальной структуре. Предметом этой части философии является объективная реальность, мир, как он существует сам по себе, независимо от человека. Мировоззренческий аспект выдвигает на первый план её объективность, беспристрастность. В этой части философия стремится к идеалу “научной” философии.[2]
Как учение о человеке и обществе философия реализует принцип “познай самого себя” и ориентирует развитие человека в определённом направлении. Этот аспект философии обнаруживает её активный, действенный, субъективный характер, её пристрастность. Его можно назвать идеологическим.
Как учение о формах и методах деятельности философия служит общим методом познания и практики. Мало иметь представление о мире в целом, мало знать, чего хочет человек, надо также разрабатывать вопросы по освоению (познанию и преобразованию) мира. Предметом методологической части философии является человеческая деятельность в её многообразных формах, то есть взаимодействие субъекта (человека и общества) с объектом (объективным миром). В центре философской методологии стоит проблема идеального и реального как выражение общей проблемы соотношения субъективного и объективного.
Философская методология включает в себя:
1. Онтология (ontos – бытие, logos – учение) - учение о бытии и первоначалах всего сущего – центральным является вопрос об идее.
2. Гносеология (gnosis – знание, logos – учение) - учение о познании – центральным является вопрос об истине. В этом разделе изучаются проблемы природы познания и его возможностей. Гносеология включает в себя следующие главы и разделы:
-Психология
познавания – изучает
-Логика
знания – наука об
-Критика
познания – анализирует
3. Аксиология (axios – ценность) - учение о бытии истинных ценностей.
4.Эстетика
- учение об искусстве. Наука,
изучающая сферу эстетического
отношения человека к миру
и сферу художественной
5.Этика
– учение о морали, нравственности,
как одной из сторон
6. Диалектика – учение об искусстве ведения беседы, спора.
По мере развития человеческой культуры, науки и техники внутри философии формируются другие разделы: философия права, философия религии, философия науки или техники, философия хозяйства и т.д.
2.Общая характеристика
Западная философия xx в. существенно отличается от предшествующей. В результате начавшейся научной революции возникает новая, неклассическая наука, которая существенно отличается от классической. В ней нет претензий на полную объективность и адекватность знания. Понятие истинности всё больше уступает место понятию обоснованности, которое опирается на внутренний, формально – логическиё критерий. Такие понятия как причинность и детерминизм уступают место вероятности и индетерминизму. Всё более значимыми в познании становятся теории и модели, построенные математическим способом. Основными методологическими принципами в науке становятся принципы релятивизма и плюрализма.
Меняется социальная роль науки. Классическая наука превращается в технонауку и становится всё более инструментальной и прагматичной. Основными целями становятся не столько знания и истина, сколько прямое участие в преобразовании и эксплуатации природы, в повышении экономического производства.
Происходят изменения в искусстве. Возникает модернизм к которому в последствии присоединяется авангард. Происходит смещение акцента с объекта на субъект, с объективности и правдивости на субъективные ощущения и представления. Особое внимание уделяется эксперименту, что в авангарде превращается в погоню за новизной.
Важные изменения происходят в религии, особенно в её социальном положении, которое всё более ухудшается.
В философии возникают новые течения. Вначале хх в. появляется американский прагматизм, ставший философией и идеологией современного делового человека. Философия приобретает новые черты: новые отношения с наукой, тенденция к преодолению метафизики, лингвистический поворот.
Наука чётко обособляется от религии и искусства и начинает существовать в чистом виде, но она по своей значимости уравнивается с философией. Философы воспринимают науку как образец для построения своих сочинений.
К философским
школам и течениям – неокантианство,
неогегельянство к ним
Начиная
с Нового времени, возникает и
усиливается критическое
Впоследствии
метафизика объявляется ложным учением,
обвиняется в догматизме, в неприятии
всякой критики. Но и в то же время
возникает мысль о
В последующем
наблюдается сближение
3.Проблема бытия в античной философии
Проблема бытия в античной философии была сформулирована на самом первом этапе её существования. Ксенофан Колофонский основатель элейской школы считал, что бог – это высшее и непостижимое начало, что он бесформен, неведом и невыразим. Ксенофан называет его термином Единое – это и есть мироздание.
Продолжатель его учения философ Парменид Элейский вместо термина Единое употребляет понятие Бытие, которое происходит от глагола “быть” и в личной форме звучит как “есть”. Бытие, значит, - это всё, что существует, всё, что есть. Парменид произнёс высказывание: ” Бытие есть, небытия же нет”. Он считал, что бытие есть всегда, оно не возникает и не исчезает, то есть оно вечно, а то, что вечно обязательно должно быть неделимым. Если что – то является цельным, то в нём ничего не может двигаться. Следовательно, бытие неподвижно, а значит и неизменно. Он считал также, что знание о бытии мы получаем с помощью разума, ибо чувства вводят нас в заблуждение.
Итак, мысль есть бытие, а бытие есть мысль. То, что не мыслится непротиворечивым образом, не существует. Основываясь на этом положении Парменида и развивая его, Зенон сформулировал свои апории о невозможности движения. То, что мы видим вещи движущимися, говорят философы элейской школы, вовсе не означает, что движение существует.
Элейским философам проивостоит мыслитель Гераклит Эфесский, ключевой формулой учения которого были знаменитые слова: ”Всё течёт и ничто не становится”. Это высказывание говорит о том, что всё в мире вечно движется и меняется, ничто не пребывает в неизменном состоянии. Если мы что – либо и видим неизменным, только потому, что не замечаем произошедших изменений. [5]
Гераклит говорит, что все вещи состоят из противоположностей, которые борются друг с другом. Эта борьба и является источником вечного движения и изменения. Данная фундаментальная закономерность мироздания является главным принципом диалектики – учение о всеобщей связи вечном изменении вещей.
Отсюда видно, что элейские философы и Гераклит сформулировали два противоположных понимания мира. Первые говорят, что он неизменен, неделим и неподвижен, представляет собой вечную стабильность и абсолютную устойчивость; второй наоборот утверждает, что мир есть совершенное непостоянство, непреходящее движение, всеобщее изменение и полное отсутствие чего – либо устойчивого.
Использовав идеи Парменида о неизменности бытия, с одной стороны, и идеи Гераклита об абсолютной изменчивости бытия с другой, Платон в своей философии бытие подразделяет на три уровня: а) умопостигаемое бытие вечных, бестелесных идей, которые первичны; б) чувственно постигаемое бытие вещей, которые производны от идей; в) бытие предметов искусства.
По мнению Платона истинно сущим бытием являются эйдосы – идеи, им противостоит мир небытия – материи. Между миром бытия и небытия балансирует мир чувственных вещей. Бытие чувственных вещей это бытие, по мнению, а не по истине. Эйдосы упорядочены в строгую иерархию, на вершине находится идея Блага, которая в свою очередь объемлет три эйдоса: истину, добро и красоту. Платон, в отличие от элеатов, не исключает становления, однако связывает его только с миром чувственных вещей, бытие которых неподлинно, ибо истинное бытие, по его мнению, неподвижно.
В Античности
появляются противники теории единого
бытия, к ним относятся софисты
и киники. Они настаивали на самодостаточности
субъективного человеческого