Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 07:08, контрольная работа
Задание 1 Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта, французского философа ХVII в.: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их». Что дает человеку изучение философии? В каких функциях философии проявляется ее роль в жизни общества?
Задание 5 Знаменитый древнегреческий философ Гераклит (VI-V вв. до н.э.) учил: «Холодное – теплеет, теплое холоднеет, сухое увлажняется». Какой философский метод познания и действия нашел здесь отражение и в чем его суть? Основателем какого закона диалектики является Гераклит и в чем суть этого закона?
Задание 7 Какое определение понятия «личность» вы считаете наиболее правильным?
Задание 1…………………………………………………………………………3
Задание 2…………………………………………………………………………5
Задание 3…………………………………………………………………………7
Задание 4…………………………………………………………………………10
Задание 5…………………………………………………………………………11
Задание 6…………………………………………………………………………13
Задание 7…………………………………………………………………………14
Задание ..…………………………………………………………………………14
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...17
СОДЕРЖАНИЕ
Задание 1…………………………………………………………………………3
Задание 2…………………………………………………………………………5
Задание 3…………………………………………………………………………7
Задание 4…………………………………………………………………………
Задание 5…………………………………………………………………………
Задание 6…………………………………………………………………………
Задание 7…………………………………………………………………………1
Задание ..…………………………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………
Задание 1
Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта, французского философа ХVII в.: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их».
Что дает человеку изучение философии? В каких функциях философии проявляется ее роль в жизни общества?
Несомненно, Р. Декарт был прав, считая людей не изучающих философию, слепыми, лишенными желания познания окружающего мира.. Следует сказать, что философия интересна сама по себе, даже безотносительно к её полезности. Для любознательного человека, который любит учиться, узнавать новое знакомство с философией обязательно принесёт интеллектуальное удовольствие. И всё же существуют практические стороны влияния философии на человека.
Во-первых, изучение философии развивает широту мышления. Широта мышления — это умение находить связь между такими явлениями, которые кажутся совершенно не связанными друг с другом. Философия, занимающаяся широкими обобщениями, помогает развивать это ценное качество. Догадаться, например, что между падением яблока и вращением Луны вокруг Земли есть тесная связь, как это удалось Ньютону, или обнаружить зависимость числа аварий на дорогах от количества пятен на Солнце, как это сделал инженер Чижевский, — для этого надо иметь философскую широту мышления.
Во-вторых, философия развивает гибкость мышления. Гибкость мышления — это умение видеть относительность истины там, где она кажется абсолютной, бесспорной. Веками никто не сомневался в том, что Солнце вращается вокруг Земли, однако нашёлся человек, усомнившийся в этом. Его имя — Коперник. Лобачевский подверг сомнению казавшуюся непреложной истину, что параллельные прямые не могут пересечься, и создал неевклидову геометрию. Казалось, из прямых строительных элементов невозможно создать гиперболическую поверхность, однако инженер Шухов сумел построить свои знаменитые
гиперболические башни, и именно из прямых элементов. Все эти люди обладали
гибким мышлением и не чурались философии .
В-третьих, философия развивает критичность и самостоятельность мышления. Философский анализ какого-либо явления редко заканчивается однозначным выводом, правильным на все времена. Обычно обнаруживается "веер" ответов, зависящих от конкретной ситуации, от мировоззрения и интересов личности. Вариативность философского знания способствует выработке своей позиции, и каждый находит "своего" философа, идеи которого наиболее соответствуют устремлениям и душевному складу человека.
В-четвертых, изучение философии воспитывает в человеке толерантность — терпимость к инакомыслию, уважение к позиции оппонента, умение выслушать его, найти в его взглядах рациональное содержание и критически взглянуть на собственную аргументацию. Нетерпимость к инакомыслию — основа любого деспотизма, диктатуры, насилия, которые отвергаются философией.
Что же касается функций философии и их роли в жизни общества, то философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические. Можно сказать, что все функции прямым или косвенным образом влияют на общественную жизнь, но наиболее полно эта наука проявляет себя в аспекте социальной философии. Социальная философия решает многие вопросы, касающиеся природы и сущности того или иного общества, взаимодействия его основных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса и т.д. С этими вопросами постоянно сталкиваются при исследовании своих проблем различные общественные науки: история, политическая экономия, социология, политология, социальная психология, право, этика и др.
Социальная философия придерживается научных основ при анализе и объяснении происходящих в обществе процессов, она исходит из соответствующих принципов. К ним можно отнести:
– подход к обществу как к целостной социальной системе, все элементы которой находятся между собой во взаимосвязи или взаимозависимости; при этом особое значение придается причинно-следственным и закономерным связям, анализ которых составляет основное содержание социального детерминизма как теоретического и методологического принципа исследования социальных явлений, ориентирующего на всесторонний учет существующих между ними причинно-следственных и закономерных связей и отношений;
– рассмотрение всех общественных явлений и процессов в их постоянной динамике, т.е. в движении, изменении и развитии; это есть принцип историзма, требующий анализа любых социальных явлений в исторически развивающемся социальном; контексте, т.е. в системе их развивающихся и изменяющихся связей с другими общественными явлениями, вместе с которыми и под влиянием которых развиваются и данные явления. Это значит, что при анализе социальных явлений нельзя искусственно вырывать их из исторического контекста, т.е. той системы обстоятельств, в которой происходило или происходит их развитие, чтобы не получить поверхностных, а то и ложных выводов об их сути и социальном значении;
– нахождение и анализ тех социальных противоречий, которые определяют суть и источник развития данных общественных явлений и процессов;
– рассмотрение последних в их исторической преемственности с учетом того, что действительно устарело и играет ныне консервативную, а то и откровенно реакционную роль, а что продолжает жить, сохраняет свое значение и дает возможность обществу развиваться по пути цивилизации и прогресса;
– все это выражается
в принципе перехода от абстрактного
к конкретному в анализе развит
Задание 2
Согласно Эпикуру, древнегреческому философу III-IV вв. до н.э., наслаждение – это высшее благо, удовольствие – добро. Каждый человек стремится получать удовольствие и избегать страданий. «Поэтому и объявляем наслаждение началом и целью блаженной жизни», -заявил Эпикур.
Какое название получило это течение в этике, в чем его суть?
Течение Эпикура получило название по имени его основателя – эпикуреизм.
В 306 в Афинах основал философскую школу, получившую название «Сад», которая просуществовала более 600 лет. Философское учение Эпикура имело практическую цель — указать людям путь к счастью. Эвдемонические искания определили характер всей его филоской системы. Эпикур предложил людям «тетрафармакон» — четверолекарствие, способное излечить человечество от болезненного страха и указать путь к счастливой жизни: «Бог не внушает страха; смерть не внушает опасения; благо легко достижимо; зло легко претерпеваемо». Стремлению освободить человека от страха как источника страданий было подчинено и учение Эпикура о природе. Он писал, что нельзя рассеять страх о самом главном, не постигнув природы Вселенной, и что чистого наслаждения нельзя получить без изучения природы.
В своей онтологии (физике) Эпикур был продолжателем атомистического учения Демокрита: Вселенная есть тела и пустота. Тела состоят из атомов, которые движутся вечно и непрерывно и не имеют никаких свойств, кроме вида, величины и веса. Во Вселенной множество миров, и наш мир возник из скопления атомов без внешнего вмешательства. Развивая атомистическую доктрину, Эпикур создал теорию спонтанного отклонения атома от прямой линии, что расширило понятие атома как первопричины и послужило теоретическим основанием эпикурейской этики. Эпикур критиковал фатализм стоиков, отвергал представления Демокрита о необходимости. Он отвергал не только провиденциализм, но и телеологию и связанную с ней теодицею.
В теории познания Эпикур утверждает, что существуют отпечатки, образы, подобные по виду телам, но по тонкости далеко отстоящие от предметов, доступных чувственному восприятию. Эти копии, или образы, состоящие из тончайших атомов и исходящие от тел, сохраняют порядок, который имеют в телах, и, прямо попадая в органы чувств людей, образуют у них чувственные восприятия. На основе чувственных восприятий возникают единичные представления, а на их основе — общие представления или понятия («предвосхищения»). Критерием истины, по Эпикуру, кроме ощущений, предвосхищений и претерпеваний (чувств), Диоген Лаэртский называет «образный бросок мыслей».
Эпикур отвергал традиционную религию, представление о бессмертии души, отрицал пророческую силу снов и считался на этом основании атеистом. Однако он полагал, что:
1) боги существуют, так как имеется очевидное знание о них;
2) истинное знание о богах
образуется за счет
3) обывательское представление о богах ложно;
4) боги бессмертны и блаженны.
Боги атомарны и в силу исономии (т.е. равного количества смертных и бессмертных) бессмертны; они блаженны, ни во что не вмешиваются и не нуждаются в культе. Бог — идеал для невозмутимого эпикурейского мудреца, который живет, по словам Эпикура, «как бог среди людей». Это определило особенности благочестия Эпикура, выраженного в стремлении к подражанию богам и общению с ними путем созерцания атомарных истечений.
Этику Эпикура относят к
Задание 3
«Новая философия, - писал Л.Фейербах, немецкий философ XIX в., излагая суть своего учения, - превращает человека, включая и природу как базис человека, в единый, универсальный и высший предмет философии…»
Как вы понимаете данное высказывание Л. Фейербаха? Какую новую разновидность материализма разработал Фейербах, ее достоинства и недостатки.?
Фейербах рассматривал свою философию как завершение и вместе с тем преодоление учения Гегеля и его предшественников. Если Гегель отрывал разум, мышление от человека, от его чувственной деятельности и потребностей, то « новая философия », или « философия будущего» — так называет Фейербах свое учение, — исходит из того, что реальным субъектом разума является человек , и только человек . Человек же в свою очередь продукт природы .
Отвергая противопоставление умозрительной философии эмпирическим наукам, Фейербах настаивает на том, чтобы философия также исходила из чувственных данных. Органы чувств — органы философии. Философия должна заключить союз с естествознанием; этот брак по любви будет плодотворнее, чем мезальянс между философией и теологией, существовавший на протяжении веков. Религия обещает человеку спасение после смерти. Философия призвана на земле осуществить то, что религия обещает в потустороннем мире, которого, однако, не существует. Философия заменяет религию, давая людям вместо мнимого утешения сознание своих реальных возможностей в достижении счастья.
Осуждая идеалистическое толкование мышления как внеприродной и сверхчеловеческой сущности, Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении мышления к бытию есть вопрос о сущности человека , ибо мыслит лишь человек . Следовательно, философия , поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна быть антропологией, т. е. учение о человеке , в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное разрешение. «Единство бытия и мышления истинно и имеет смысл лишь тогда, — пишет Фейербах,— когда основанием, субъектом этого единства берется человек » Науки, изучающие деятельность человека , позволяют полностью вскрыть несостоятельность спекулятивно-идеалистического представления о мышлении и духовном вообще. Эти науки, в особенности физиология, выявляют неразрывную связь мышления с материальными процессами, совершающимися в человеческом организме, с чувственным восприятием внешнего мира и т. д. Человек неотделим от природы , следовательно, и духовное не должно противопоставляться природе как возвышающаяся над ней действительность.