Контрольная работа по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 07:08, контрольная работа

Описание работы

Задание 1 Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта, французского философа ХVII в.: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их». Что дает человеку изучение философии? В каких функциях философии проявляется ее роль в жизни общества?
Задание 5 Знаменитый древнегреческий философ Гераклит (VI-V вв. до н.э.) учил: «Холодное – теплеет, теплое холоднеет, сухое увлажняется». Какой философский метод познания и действия нашел здесь отражение и в чем его суть? Основателем какого закона диалектики является Гераклит и в чем суть этого закона?
Задание 7 Какое определение понятия «личность» вы считаете наиболее правильным?

Содержание работы

Задание 1…………………………………………………………………………3
Задание 2…………………………………………………………………………5
Задание 3…………………………………………………………………………7
Задание 4…………………………………………………………………………10
Задание 5…………………………………………………………………………11
Задание 6…………………………………………………………………………13
Задание 7…………………………………………………………………………14
Задание ..…………………………………………………………………………14
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...17

Файлы: 1 файл

Философия Контрольная.docx.doc

— 110.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Задание 1…………………………………………………………………………3

Задание 2…………………………………………………………………………5

Задание 3…………………………………………………………………………7

Задание 4…………………………………………………………………………10

Задание 5…………………………………………………………………………11

Задание 6…………………………………………………………………………13

Задание 7…………………………………………………………………………14

Задание ..…………………………………………………………………………14

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание 1

Согласны ли Вы с утверждением Р. Декарта, французского философа ХVII в.: «Действительно, те, кто проводит жизнь без изучения философии, совершенно сомкнули глаза и не заботятся открыть их».

Что дает человеку изучение философии? В каких функциях философии  проявляется ее роль в жизни общества?

 

Несомненно, Р. Декарт был прав, считая людей не изучающих философию, слепыми, лишенными желания познания окружающего мира.. Следует сказать, что философия интересна сама по себе, даже безотносительно к её полезности. Для любознательного человека, который любит учиться, узнавать новое  знакомство с философией обязательно принесёт  интеллектуальное удовольствие. И всё же  существуют  практические стороны влияния  философии  на человека.

     Во-первых,  изучение   философии  развивает  широту мышления. Широта мышления  — это умение находить связь между такими явлениями, которые кажутся совершенно не связанными друг с другом. Философия, занимающаяся широкими обобщениями, помогает развивать это ценное качество. Догадаться, например, что между падением яблока и вращением Луны вокруг Земли есть тесная связь, как это удалось Ньютону, или обнаружить зависимость числа аварий на дорогах от количества пятен на Солнце, как это сделал инженер Чижевский, — для этого надо иметь философскую широту мышления.

     Во-вторых, философия развивает гибкость мышления. Гибкость мышления — это умение видеть относительность истины там, где она кажется абсолютной, бесспорной. Веками никто не сомневался в том, что Солнце вращается вокруг Земли, однако нашёлся человек, усомнившийся в этом. Его имя — Коперник. Лобачевский подверг сомнению казавшуюся непреложной истину, что параллельные прямые не могут пересечься, и создал неевклидову геометрию. Казалось, из прямых строительных элементов невозможно создать гиперболическую поверхность, однако инженер Шухов сумел построить свои знаменитые

гиперболические башни, и именно из прямых элементов. Все  эти люди обладали

гибким мышлением и  не чурались  философии .

            В-третьих, философия развивает критичность и самостоятельность мышления. Философский анализ какого-либо явления редко заканчивается однозначным выводом, правильным на все времена. Обычно обнаруживается "веер" ответов, зависящих от конкретной ситуации, от мировоззрения и интересов личности. Вариативность философского знания способствует выработке своей позиции, и каждый находит "своего" философа, идеи которого наиболее соответствуют устремлениям и душевному складу человека.

              В-четвертых,  изучение   философии  воспитывает в человеке толерантность  — терпимость к инакомыслию, уважение к позиции оппонента, умение выслушать его, найти в его взглядах рациональное содержание и критически взглянуть на собственную аргументацию. Нетерпимость к инакомыслию — основа любого деспотизма, диктатуры, насилия, которые отвергаются философией.

    Что же касается функций философии и их роли в жизни общества, то философия выступает в двух ипостасях: 1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру и 2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение большого числа функций философии на две группы: мировоззренческие и методологические. Можно сказать, что все функции прямым или косвенным образом влияют на общественную жизнь, но наиболее полно эта наука проявляет себя в аспекте социальной философии. Социальная философия решает многие вопросы, касающиеся природы и сущности того или иного общества, взаимодействия его основных сфер и социальных институтов, движущих сил исторического процесса и т.д. С этими вопросами постоянно сталкиваются при исследовании своих проблем различные общественные науки: история, политическая экономия, социология, политология, социальная психология, право, этика и др.

             Социальная философия придерживается научных основ при анализе и объяснении происходящих в обществе процессов, она исходит из соответствующих принципов. К ним можно отнести:

– подход к обществу как  к целостной социальной системе, все элементы которой находятся между собой во взаимосвязи или взаимозависимости; при этом особое значение придается причинно-следственным и закономерным связям, анализ которых составляет основное содержание социального детерминизма как теоретического и методологического принципа исследования социальных явлений, ориентирующего на всесторонний учет существующих между ними причинно-следственных и закономерных связей и отношений;

– рассмотрение всех общественных явлений и процессов в их постоянной динамике, т.е. в движении, изменении  и развитии; это есть принцип историзма, требующий анализа любых социальных явлений в исторически развивающемся социальном; контексте, т.е. в системе их развивающихся и изменяющихся связей с другими общественными явлениями, вместе с которыми и под влиянием которых развиваются и данные явления. Это значит, что при анализе социальных явлений нельзя искусственно вырывать их из исторического контекста, т.е. той системы обстоятельств, в которой происходило или происходит их развитие, чтобы не получить поверхностных, а то и ложных выводов об их сути и социальном значении;

– нахождение и анализ тех социальных противоречий, которые определяют суть и источник развития данных общественных явлений и процессов;

– рассмотрение последних  в их исторической преемственности  с учетом того, что действительно  устарело и играет ныне консервативную, а то и откровенно реакционную роль, а что продолжает жить, сохраняет свое значение и дает возможность обществу развиваться по пути цивилизации и прогресса;

 

– все это выражается в принципе перехода от абстрактного к конкретному в анализе развития общества, отдельных социальных явлений, исторического процесса в целом; данный принцип, обоснованный в рамках диалектического метода, не потерял своей актуальности и значения по сей день.

 

Задание 2

   Согласно Эпикуру, древнегреческому философу III-IV вв.  до н.э., наслаждение – это высшее благо, удовольствие – добро. Каждый человек стремится получать удовольствие и избегать страданий. «Поэтому и объявляем наслаждение началом и целью блаженной жизни», -заявил Эпикур.

Какое название получило это течение в этике, в чем  его суть?

Течение Эпикура получило название по имени его основателя – эпикуреизм.

          В 306 в Афинах основал философскую школу, получившую название «Сад», которая просуществовала более 600 лет. Философское учение Эпикура имело практическую цель — указать людям путь к счастью. Эвдемонические искания определили характер всей его филоской системы. Эпикур предложил людям «тетрафармакон» — четверолекарствие, способное излечить человечество от болезненного страха и указать путь к счастливой жизни: «Бог не внушает страха; смерть не внушает опасения; благо легко достижимо; зло легко претерпеваемо». Стремлению освободить человека от страха как источника страданий было подчинено и учение Эпикура о природе. Он писал, что нельзя рассеять страх о самом главном, не постигнув природы Вселенной, и что чистого наслаждения нельзя получить без изучения природы.

В своей онтологии (физике) Эпикур был продолжателем атомистического учения Демокрита: Вселенная есть тела и пустота. Тела состоят из атомов, которые движутся вечно и непрерывно и не имеют никаких свойств, кроме вида, величины и веса. Во Вселенной множество миров, и наш мир возник из скопления атомов без внешнего вмешательства. Развивая атомистическую доктрину, Эпикур создал теорию спонтанного отклонения атома от прямой линии, что расширило понятие атома как первопричины и послужило теоретическим основанием эпикурейской этики. Эпикур критиковал фатализм стоиков, отвергал представления Демокрита о необходимости. Он отвергал не только провиденциализм, но и телеологию и связанную с ней теодицею.

В теории познания Эпикур утверждает, что существуют отпечатки, образы, подобные по виду телам, но по тонкости далеко отстоящие от предметов, доступных чувственному восприятию. Эти копии, или образы, состоящие из тончайших атомов и исходящие от тел, сохраняют порядок, который имеют в телах, и, прямо попадая в органы чувств людей, образуют у них чувственные восприятия. На основе чувственных восприятий возникают единичные представления, а на их основе — общие представления или понятия («предвосхищения»). Критерием истины, по Эпикуру, кроме ощущений, предвосхищений и претерпеваний (чувств), Диоген Лаэртский называет «образный бросок мыслей».

                Эпикур отвергал традиционную религию, представление о бессмертии души, отрицал пророческую силу снов и считался на этом основании атеистом. Однако он полагал, что:

1) боги существуют, так как имеется  очевидное знание о них; 

2) истинное знание о богах  образуется за счет предвосхищения;

3) обывательское представление  о богах ложно; 

4) боги бессмертны и блаженны.

                   Боги атомарны и в силу исономии (т.е. равного количества смертных и бессмертных) бессмертны; они блаженны, ни во что не вмешиваются и не нуждаются в культе. Бог — идеал для невозмутимого эпикурейского мудреца, который живет, по словам Эпикура, «как бог среди людей». Это определило особенности благочестия Эпикура, выраженного в стремлении к подражанию богам и общению с ними путем созерцания атомарных истечений.

Этику Эпикура относят к натуралистическим  моральным учениям, выводящим нравственность из потребности человека в удовольствии. В эпикуреизме атомистическому физическому «индивидуализму» соответствовал индивидуализм этический. Эпикур считал естественным стремление человека к наслаждению, понимаемому как уклонение от страданий и к достижению спокойного и радостного умиротворенного состояния духа. Он считал добродетельными и приятными только удовольствия, сообразные с природой, и отвергал порочные удовольствия, за которыми следует страдание, как несообразные с природой. Высшая добродетель — благоразумие — достигается в результате самостоятельного выбора. Это означает, что боги не определяют критерия нравственности, не выступают в качестве морального регулятора. В сочинениях зрелого Эпикура для характеристики блаженного состояния используются лишь негативные термины, указывающие на то, что счастье — это избавление от каких-либо. зол. Эпикур считал, что душевные страдания хуже телесных и что, помимо наслаждений в движении (радости и веселья), существуют наслаждения покоя — безмятежность и отсутствие страдания. Из всего, что мудрость приготовила для счастливой жизни, самым значительным, приятным и плодотворным является для Эпикура дружба. [4 ]

 

Задание 3

«Новая философия, - писал Л.Фейербах, немецкий философ XIX в., излагая суть своего учения, - превращает человека,  включая и природу как базис человека, в единый, универсальный и высший предмет философии…»

Как вы понимаете данное высказывание Л. Фейербаха? Какую новую разновидность  материализма разработал Фейербах, ее достоинства и недостатки.?

Фейербах рассматривал свою  философию  как завершение  и  вместе с  тем преодоление  учения  Гегеля  и  его предшественников. Если Гегель отрывал разум, мышление от  человека, от его чувственной деятельности  и  потребностей, то « новая   философия », или « философия  будущего» — так называет Фейербах  свое   учение, — исходит из того, что реальным субъектом разума является  человек ,  и  только  человек .  Человек  же в свою очередь продукт  природы .

  Отвергая противопоставление умозрительной  философии  эмпирическим наукам, Фейербах настаивает на том, чтобы  философия  также исходила из чувственных данных. Органы чувств — органы  философии.  Философия  должна заключить союз с естествознанием; этот брак по любви  будет  плодотворнее, чем мезальянс между  философией   и  теологией, существовавший на протяжении веков.  Религия обещает  человеку  спасение после смерти.  Философия  призвана на земле осуществить то, что религия обещает в потустороннем мире, которого, однако, не существует.  Философия  заменяет религию, давая  людям  вместо мнимого утешения сознание своих реальных возможностей в достижении счастья.

  Осуждая идеалистическое толкование мышления как внеприродной  и  сверхчеловеческой сущности, Фейербах приходит к выводу, что вопрос об отношении мышления к бытию  есть  вопрос о сущности  человека , ибо мыслит лишь  человек . Следовательно,  философия , поскольку она решает вопрос об отношении мышления к бытию, должна  быть  антропологией, т. е.  учение  о человеке , в существовании, в деятельности которого этот вопрос находит свое фактическое, реальное разрешение. «Единство бытия  и  мышления истинно  и  имеет смысл лишь тогда, — пишет Фейербах,— когда основанием, субъектом этого единства берется  человек »  Науки, изучающие деятельность  человека , позволяют полностью вскрыть несостоятельность спекулятивно-идеалистического представления о мышлении  и  духовном вообще. Эти науки, в особенности физиология, выявляют неразрывную связь мышления с материальными процессами, совершающимися в человеческом организме, с чувственным восприятием внешнего мира  и  т. д.  Человек  неотделим от  природы , следовательно,  и  духовное не должно противопоставляться  природе  как возвышающаяся над ней действительность.

Информация о работе Контрольная работа по "Философии"